И рекомендации к их выполнению

Задание 1. Выполнить несколько фото-композиций с использованием эффекта «боке» (рис. 29 – 35)

Рекомендации по выполнению задания 1.

Слово «боке» было образовано от японского слова, обозначающего размытость, дымку. Этот термин служит для определения особенного художественного эффекта, часто применяемого в фотографии. Упомянутый эффект образуется в зонах вне фокуса и особенно способствуют его появлению блики, которые повторяют форму диафрагмы объектива (яркие кружочки).

Ниже приведены несколько факторов, которые помогут вам создать необходимый эффект.

1. Используйте широкую диафрагму.

Фотографируйте на максимально открытой диафрагме (при самом маленьком значении). При широко открытой диафрагме глубина резкости уменьшается, а фокус сосредотачивается на небольшой части предмета съемки. Все пространство, окружающее точку фокуса, будет размыто, и соответственно будет образовано «боке».

2. Фотографируйте на «быстрые» объективы

Быстрые, то есть светосильные объективы. Быстрота объектива зависит от максимальной величины относительного отверстия, образуемого диафрагмой: чем больше эта величина, тем быстрее объектив (f/1.8 быстрее, чем f/4), тем больше света проходит через объектив, тем меньше вы можете сделать глубину резкости.

3. Не пренебрегайте зум-объективами.

Очень часто зум-объективы подвергаются критике за недостаточно высокое качество получаемых изображений в сравнении с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Однако если в вашем арсенале имеется зум-объектив, вы можете также использовать его с целью создания «боке». Увеличив объект съемки, вы отделите его от остальной сцены, тем самым создав выразительное «боке».

4. Располагайтесь ближе к объекту съёмки.

Чем ближе вы располагаете камеру относительно объекта съемки, тем более размытым получается фон, а, соответственно, вероятность появления  «боке»  выше.  У каждого объектива есть минимальное фокусное расстояние, которым определяется минимальная дистанция от объектива до предмета съемки, при которой возможно наведение фокуса. Макро объективы позволяют фотографировать при самых минимальных расстояниях, размывая большую часть кадра.

Задание 2. Выполнить несколько фото-композиций, используя приём съёмки «световая кисть» (рис. 36 – 44).

Рекомендации по выполнению задания 2.

Довольно часто при съемке различных композиций из предметов, например, натюрмортов, используют технику световой кисти.

Техника съемки с применением световой кисти очень проста, но требует некоторого практического опыта. Суть ее в том, что с помощью пучка постоянного света на длинной выдержке фотограф прорисовывает светом нужные участки изображения. Для съемки вам потребуется темная комната, так как любой посторонний свет нарушит светотеневой рисунок.

Одним из преимуществ является также простота изготовления световой кисти в домашних условиях. К примеру, можно использовать обычный светодиодный фонарик, трубку, свернутую из черной бумаги, для ограничения пучка света и цветные фильтры, если потребуется подкрасить свет.

При съемке используется очень длинная выдержка, поэтому фотоаппарат должен размещаться на штативе. Если у вас нет штатива, положите фотоаппарат на что-то прочное и устойчивое. Можно использовать табурет, положив на него несколько толстых книг.

Установите в  фотоаппарате ручной режим М.  Параметры съемки придётся подбирать экспериментально, так как они будут зависеть от мощности фонарика и степени затемнения помещения, в котором происходит съёмка. Выдержка равна времени, которое позволит вам прорисовать световой кистью все необходимое в натюрморте.

Для спуска затвора фотоаппарата используйте таймер автоспуска, установленный на 10 секунд, чтобы успеть подойти к натюрморту и взять в руки кисть.

Наводить на резкость следует в режиме Live View. После наводки на резкость обязательно отключите автофокус.

Фокусное расстояние используемого объектива может быть различным. Для предметной съемки обычно пользуются объективами от 85 мм.

Чувствительность матрицы желательно установить минимальную, чтобы избежать цифрового шума.

Процесс съемки:

Выключаем в комнате весь свет и нажимаем кнопку спуска затвора. Комната для съемки должна быть очень темной, чтобы исключить влияние посторонних источников.

Затем начинаем прорисовывать световой кистью нужные участки. Нежелательно светить узким пучком долгое время спереди. Гораздо эффектнее рисует заднебоковой свет. Для подсветки спереди желательно использовать более широкий пучок, сдвигая трубку на фонарике.

Не задерживайтесь долго на одном месте, луч света должен двигаться. Лучше возвращайтесь на одно и то же место несколько раз.

Не отчаивайтесь, если с первого раза у вас получится далеко не то, на что вы рассчитывали.

Задание 3. Выполнить несколько фото-композиций в жанре предметной фотографии и натюрморта, используя различные предметы из стекла (рис. 45 – 64).

Предметы из стекла часто выглядят на фотографиях очень привлекательно, особенно если они освещены источником света, находящимся позади них. В этом качестве может быть использован любой источник света. Например, окно является самым доступным источником. На фоне окна можно выстроить любую предметную композицию. Чтобы пейзаж за окном не отвлекал внимания от объектов съёмки, можно завесить окно прозрачной тканью, прозрачной бумагой или прозрачной плёнкой. Цветные варианты этих рассеивателей света могут придать композиции особое настроение и выразительность.

Ещё одним доступным источником света, на фоне которого можно создавать композиции из стекла, может стать белая или очень светлая стена, освещённая естественным или искусственным светом. Также, в качестве освещённого фона можно использовать лист полупрозрачной бумаги, на который с обратной стороны светит настольная лампа.

Монитор компьютера или телевизора также может служить хорошим источником фонового света. Если на такой источник света вывести какое-нибудь изображение, гармонирующее с предметной композицией, то можно получить очень эффектные снимки.

Условия и параметры съемки.

Снимать необходимо в полной темноте, не считая главного источника света, чтобы паразитные блики и отражения не зафиксировались на поверхности стекла. Использование штатива или надёжной опоры для фотоаппарата обязательно, так как при таком освещении, как правило, используются длинные выдержки. Съёмку нужно производить в ручном режиме. Значения диафрагмы выставляется в пределах f/2 – f5,6, чтобы достаточно размыть фон, но, при этом, предметы оставить в зоне резкости. Значение ISO желательно использовать минимально возможное, во избежание появления цифрового шума. Выдержка подбирается по ситуации для получения нормальной экспозиции кадра.

Наводить резкость следует в режиме Live View. После наводки резкости обязательно отключите автофокус.

Ещё одним важным условием при съёмке (предварительно чисто вымытых) стеклянных предметов, является использование текстильных перчаток. Этот аксессуар предотвращает появление ненужных пятен на поверхности стеклянных предметов во время составления композиции.

Очень выгодно смотрятся отражения, которые получаются на предметной плоскости, если в качестве таковой используются отражающие поверхности (стекло, зеркало и т. п.)  

Задание 4. Выполнить несколько фотопортретов в стиле «высокий ключ» (рис. 65 – 69)

«Высокий ключ»  (High Key), иногда неправильно именуемый «светлым ключом», является высшей степенью лиричности изображения. Если выполнить следующие пять правил, то «высокий ключ» получится без особых усилий:

1. Используйте белый или светлый фон.

2. Снимаемые объекты должны быть белые или светлые.

3. Тени должны быть неглубокими, светлыми, легкими, прозрачными.

4. Площадь теней должна быть незначительна.

Рисующий свет должен быть мягким, объемным, то есть иметь большой размер. Параметры экспозиции подбираются таким образом, чтобы соблюсти выше перечисленные условия, и, в каждом конкретном случае, свои.

Задание 5. Выполнить несколько фотопортретов в стиле «низкий ключ» (рис. 70 – 77).

Фотография в «низком ключе» (Low Key) использует преимущественно темные тона для создания драматического эффекта. При работе в «низком ключе»  мы усиливаем контраст в изображении через сильно ограниченное освещение.

Ключевой момент здесь состоит в том, чтобы не просто сделать темное изображение, но использовать освещение очень избирательно, так, чтобы только отдельные элементы были освещены. Обычно фотограф тратит время на то, чтобы избежать жестких теней, особенно на лице и вокруг глаз. По этой причине, съемка в «низком ключе»  может показаться действительно неожиданной  сменой ориентиров.

Вместо того, чтобы избегать интенсивных теней, вам нужно рассмотреть их как основной элемент композиции; одно это определяет настроение всей фотографии. Смысл состоит в манипулировании светом и положением вашего объекта так, чтобы тени падали только на определенные точки, для получения желаемого результата.

Убедитесь, что у вас есть большой черный фон. Старайтесь сделать так, чтобы свет не попадал на него, показывая текстуру, складки и т.д.

Вы, разумеется, можете сделать портрет в «низком ключе» и с другими типами фона, но так вам будет проще достичь классического равномерного черного цвета, который ассоциируется с данным стилем съемки.

Для легкости и доступности настройки расположите ваш объект немного на расстоянии от фона и используйте один источник света сбоку. При этом, необходимо исключить все остальные источники света (должно быть темно).

Не ожидайте получить идеальный результат на первом же снимке. Поэкспериментируйте с различными положениями света и объекта, а также с активностью источника света. Старайтесь держать ISO на уровне 100-200, чтобы обеспечить нужное затемнение и избежать шумов. Затем вам стоит поэкспериментировать с настройками диафрагмы, чтобы получить желаемый эффект для определенных условий освещения.

Подводя итоги, можно сказать, что съемка в «низком ключе» – чрезвычайно яркий способ усиления контраста в изображении. Вы можете достичь этого эффекта в помещении со студийным оборудованием, или на открытом воздухе ночью в темном месте с правильно размещенным источником света, или, используя свою изобретательность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова, Н. С. Графический редактор Photoshop. Основы Photoshop [Текст]: практикум: [учеб. пособие] / Н. С. Власова. – Екатеринбург: РГППУ, 2010.

2. Хилько, Н.Ф. Фотомастерство [Электронный ресурс]: учебное пособие / Хилько Н.Ф. – Омск: Омский госуниверситет, 2011. http://www.iprbookshop.ru/24956. — ЭБС «IPRbooks»

 

СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ

1. Веб-школа фотомастерства [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.wphs.ru  

2. Интернет-журнал о фотографии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fototips.ru

3. Обучающий сайт «Фотошоп-мастер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.photoshop-master.ru/

4. Сайт о фотобанках и микростоках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.microstock.ru/

5. Сайт «Фотомонстр»: советы по фотографии от профессионалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photo-monster.ru/

6. Сайт «35 фото». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://35photo.ru/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: