ПО «Математическому моделированию»

Отчет по практическим работам

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент группы ИСП-О-18

Кукушкин А.А.

 

ПРОВЕРИЛА:

Шелепова Т.С.

 

Оценка ___________________

 

п. Электроизолятор

2020 г.

Цели:

1. Отработать и закрепить умения записывать условие задачи в виде математических формул.

2. Отработать и закрепить умения записывать взаимосвязь показателей задачи в виде простейшей математической модели.

 

Решение:

Прежде чем построить математическую модель задачи, т.е. записать ее с помощью математических символов, необходимо четко разобраться с экономической ситуацией, описанной в условии. Для этого необходимо с точки зрения экономики, а не математики, ответить на следующие вопросы:

1) Что является искомыми величинами задачи?

2) Какова цель решения? Какой параметр задачи служит критерием эффективности (оптимальности) решения, например, прибыль, себестоимость, время и т.д. В каком направлении должно изменяться значение этого параметра (к max или к  min) для достижения наилучших результатов?

3) Какие условия в отношении искомых величин и ресурсы задачи должны быть выполнены? Эти условия устанавливают, как должны соотноситься друг с другом различные параметры задачи, например, количество ресурса, затраченного при производстве, и его запас на складе; количество выпускаемой продукции и емкость склада, где она будет храниться; количество выпускаемой продукции и рыночный спрос на эту продукцию и т.д.

Только после экономического ответа на все эти вопросы можно приступать к записи этих ответов в математическом виде, т.е. к записи математической модели.

1) Искомые величины являются переменными задачи, которые, как правило, обозначаются малыми латинскими буквами с индексами, например, однотипные переменные удобно представлять в виде X = (x1, x2, …, xn).

2) Цель решения записывается в виде целевой функции, обозначаемой, например L(X). Математическая формула ЦФ L(X) отражает способ расчета значений параметра – критерия эффективности задачи.

3) Условия, налагаемые на переменные и ресурсы задачи, записываются в виде системы равенств или неравенств, т.е. ограничений. Левые значения ограничений отображают способ получения (расчет или численные значения из условия задачи) значений тех параметров задачи, на которые были наложены соответствующие условия.

В процессе записи математической модели необходимо указывать единицы измерения переменных задачи, целевой функции и всех ограничений.

Построим модель задачи №21, используя описанную методику.

Переменные задачи:

В задаче №21 требуется установить, сколько нужно произвести автомашин марок А1 и А2. Поэтому искомыми величинами, а значит, и переменными задачи являются количество произведённых автомашин каждого вида:

 – количество произведённых автомашин А1. (шт.)

 – количество произведённых автомашин А2. (шт.)

 

Целевая функция:

В условии задачи №21 сформулирована цель – определить план выпуска, обеспечивающий предприятию максимальную выручку. Т.е. критерием эффективности служит параметр кол-ва запасов сырья, который должен стремиться к максимуму. Потому запишем ЦФ в виде суммы всех видов предметов.

Ограничения:

Возможные покупки ограничиваются следующими условиями:

· Комплекты заготовок металлоконструкций 17шт. не более 17;

· Комплект резиновых изделий 11шт. не более 11;

· Двигатели с арматурой и электрооборудованием 6 комплектов не более 6;

· Двигатели с арматурой и электрооборудованием 5 комплектов не более 5.;

· На покупки выделяется не менее 12 тыс. д.е.;

· Кол-во купленных предметов не может быть отрицательным.

Таким образом, все ограничения задачи №21 делятся на 3 группы, обусловленные:

1) Расходом выделенных денежных средств;

2) Спросом на все товары.

3) Не отрицательностью купленных предметов.

Ограничения по покупке любого из предметов имеют следующую содержательную форму записи

Запишем эти ограничения в математической форме.

Левая часть ограничения – это количество сделанных автомашин.

Правая часть ограничения – это количество автомашин, которое требуется сделать. Таким образом, ограничение вид:

S1

S2

;

S3

;

S4

;

 

Примечание 1.1 Следует всегда проверять размерность левой и правой части из ограничений, поскольку их несовпадение свидетельствует о принципиальной ошибку при составлении ограничений.

Не отрицательность предметов задается как


 

Таким образом, математическая модель этой задачи имеет вид

Виды сырья

Запасы сырья

Виды продукции

s

b

А1

А2

S1

17

2

3

2*X1+3*X2<=17

<=

17

S2

11

2

1

2*X1+X2<=11

<=

11

S3

6

1

0

1*X1<=6

<=

4

S4

5

1

0

1*X1<=5

<=

4

Доход:

7 тыс.

5 тыс.

 

ЦФ

7

5

L(X)=7*X1+5*X2->MAX

=

43

 

 


 

Цель:

Отработать и закрепить умения записывать условие произвольной задачи линейного программирования в виде ОЗЛП.



Вариант 21

 

Решение:

Введем дополнительные переменные y1, y2, y3, y4. Причем в третье неравенство введем неотрицательную переменную y3  со знаком плюс, а в первое, второе и четвертое – со знаком минус переменные y1, y2, y4  запишем задачу в виде:

Перейдем от задачи нахождения максимума целевой функции к задаче нахождения минимума, помножив целевую функцию на (-1)

Таким образом, мы перешли от произвольной ЗЛП к эквивалентной ей ОЗЛП.

По правилу приведения ЗЛП к ОЗЛП, если в исходной задаче некоторое ограничение было неравенством, то оно преобразуется в равенство, введением в левую часть некоторой неотрицательной переменной.

Виды сырья

Виды продукции

Запасы сырья

s

А1

А2

b

S1

2

3

1

0

0

0

2*X1+3*X2+y1=17

17

=

17

S2

2

1

0

1

0

0

2*X1+X2+y2=11

11

=

11

S3

1

0

0

0

1

0

1*X1+y3=6

6

=

6

S4

1

0

0

0

0

1

1*X1+y4=5

5

=

5

Доход:

7 тыс.

5 тыс.

 

ЦФ

-7

-5

L(X)=-7*X1-5*X2-->MIN

=

43

 


Цель:

Отработать и закрепить умения графически решать системы неравенств, с двумя переменными.


Вариант 11.

Решение:

Для построения математической модели остается только идентифицировать переменные и представить цель и ограничения в виде математических функций этих переменных.

Таким образом, мы приходим к следующей математической задаче: среди всех неотрицательных решений данной системы линейных неравенств требуется найти такое, при котором функция F принимает максимальное значение F max.

Построим многоугольник решений. Для этого в системе координат X1 X2 на плоскости изобразим ограниченные прямые:


 

Взяв какую-либо точку, например, начало координат, установим, какую полуплоскость определяет соответствующее неравенство. Полуплоскости, определяемые неравенствами, на рисунке показаны стрелками. Области решений нет, функция не ограничена сверху.


Цель:

Отработать и закрепить умения решения ЗЛП симплекс-методом.



Вариант 9.

Найти максимум функции

,

Если система ограничений имеет вид:

Решение:

 - свободные переменные

 - базисные переменные (зависят от свободных)

Для составления симплекс-таблиц систему ограничений и функцию F необходимо представлять и в следующем виде:

Первый шаг симплекс-метода, составляем таблицут1.1


 

Таблица 1.1

Ответ:

Х = (4,3,0,0,2,4)

L = 43

Цель:

1. Отработать и закрепить умения записывать условие транспортной задачи в виде математических формул.

2. Отработать и закрепить умения записывать взаимосвязь показателей транспортной задачи в виде математической модели.

Решение:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: