Россия и проблема Тайваня

В отличие от других стран, например, США, и Японии, Россия не пытается и, тем более, не пыталась раньше каким-то способом добиться для себя односторонних выгод с помощью проблемы Тайваня, решать какие- то тактические или стратегические задачи. Вместе с тем Москва не хотела бы, и это очевидно, чтобы из-за этой проблемы подвергалась угрозе стабильность России и ее политика в азиатско-тихоокеанском регионе. Существующий баланс сил, похоже, в наибольшей степени отвечал бы стратегическим интересам России, поэтому она вряд ли заинтересована в ослаблении Китая из-за тайваньской проблемы. Отсюда - последовательность позиции вначале Советского Союза, а затем Российской Федерации в вопросе о Тайване.

СССР по проблеме Тайваня всегда придерживался позиции «одного Китая» и заявлял, что «Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая». [23, C. 78] Эта принципиальная позиция сохранялась даже тогда, когда отношения между СССР и Китаем находились на грани вооруженного конфликта. СССР никогда не имел дипломатических отношений с режимом Тайбэя.

После распада СССР, Россия как правопреемница прежнего государства продолжает придерживаться такой же позиции в этом вопросе. Тем не менее, исходя из своих экономических интересов, Россия стремится развивать неправительственные отношения с Тайванем. 15 сентября 1992 г. Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ, регламентирующий отношения между Российской Федерацией и Тайванем, в котором указывается: Россия исходит из того факта, что «существует только один Китай, и Тайвань является неотъемлемой территорией Китая, поэтому не будет иметь с Тайванем официальных отношений». [28, C. 119] Таким образом, на самом высоком уровне были определены и зафиксированы рамки, в которых впредь будут развиваться отношения Российской Федерации с Тайванем.

Однако, несмотря на президентский Указ, запретивший официальные контакты с островом, некоторые чиновники на правительственном уровне, а также депутаты государственной Думы неоднократно посещали с визитами Тайвань. Посольство КНР в Москве также неоднократно обращалось в МИД России в связи с нарушениями российской стороной договоренностей по тайваньской проблеме при проведении различных культурных мероприятий.

В середине 90-х годов между Москвой и Тайбэем были налажены торгово-экономические и культурные контакты, стороны обменялись своими представительствами, которые, хотя и неофициально, призваны представлять интересы друг друга в России и на Тайване. 1 марта 1997 г. с одобрения Госдумы РФ был подписан Протокол «Об открытии прямого воздушного сообщения (по два рейса с каждой стороны в неделю) Москва-Тайбэй», договоренность о котором была достигнута еще в 1992 г. [там же] Наряду с этим, ни один из подписанных двусторонних документов не имел в виду установление дипломатических отношений между сторонами, более того, не затрагивал основ российской политики в отношении Тайваня. Это вновь подтвердил президент России Б.Ельцин, который во время визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву заявил: «Россия имеет только неофициальные отношения с Тайванем, развивает лишь неофициальные экономические и культурные связи». [там же] При этом глава российского государства твердо указал на то, что Москва и впредь привержена политике четырех «нет»: не поддерживать идею о независимости Тайваня в любой форме; не признавать концепцию «двух Китаев», «один Китай и один Тайвань»; не позволять Тайваню участвовать в работе ООН и в других международных организациях, в которых могут участвовать только страны, обладающие государственным суверенитетом; не продавать оружие Тайваню.

Когда в 2000 г. президентом РФ стал Владимир Путин, не изменила позицию России по вопросу о Тайване. В июле 2000 г. в Пекине В.Путин и Цзян Цзэминь подписали договор об отношениях между КНР и Россией, где подчеркивалось, что Россия признает правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Через год в Москве стороны подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который и по сей день является базовой платформой для строительства двусторонних отношений. В этом документе стороны вновь подтвердили свои позиции в отношении тайваньской проблемы. Продолжением диалога на высшем уровне явился визит в Китай президента В.Путина в 2002 г., в ходе которого была подписана Совместная декларация.

Неизменная позиция России в этом вопросе встречает понимание некоторых представителей политических, деловых и научных кругов Тайваня. Так, например, в своем выступлении на международной конференции, посвященной тайваньской теме и перспективам развития острова, профессор Тайбэйского университета Миньчуань Ли Цзайфан отмечал: «Тайваню нужны не политические или официальные связи, а взаимовыгодные торгово-экономические связи. Поэтому у Китая не может быть причин для возражений против торгово-экономического сотрудничества двух стран (России и Тайваня - прим. автора). Если сказать более конкретно, Китай должен понимать, что если он будет также создавать препятствия на пути торгово-экономического сотрудничества Тайваня и России, то он тогда вынудит Тайвань сделать выбор в пользу «полного взаимодействия» с США и Японией. Поэтому Китай не только не будет возражать, наоборот, он должен с удовлетворением относиться к развитию тайваньско - российских торгово-экономических связей». [23, C. 56] Таким образом, для российско-тайваньских отношений остается только две ниши экономических и культурных связей.

Поэтому, политика России по проблеме Тайваня в основном остается существенной поддержкой позиции Китая в этом вопросе. Она имеет принципиально важное значение и для острова, имея в виду попытки отдельных представителей его политической элиты добиваться провозглашения независимости Тайваня. Все это, как считают в Пекине, в определенной мере сдерживает экспансию США в регионе, способствует поддержанию здесь стабильной обстановки.

Таким образом, решение тайваньской проблемы в огромной степени зависит от позиции Соединенных Штатов Америки. Их отношение к Тайваню за прошедшие годы неоднократно менялось в соответствии с теми переменами, которые происходили в мире в целом. Сегодня, даже несмотря на свое ведущее положение в международной политической жизни, США вынуждены считаться и принимать в расчет другие силы, вовлеченные в конфликт. Это прежде всего относится к Японии, политика которой понятна Америке, а также к России, хотя и утратившей в настоящее время многие атрибуты великой державы, но, тем не менее, продолжающей оставаться серьезным «игроком» в регионе. Максимально объективный и непредвзятый анализ их интересов, подходов к тайваньской проблеме, позволяет, на наш взгляд, не только верно выстраивать линию действий КНР в этом вопросе, но и прогнозировать будущее, определять некоторые тенденции развития ситуации.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: