Современное состояние проблемы

 

С тех пор как власть над островом захватило правительство партии Гоминьдан, отношения двух сторон в Тайваньском проливе прошли два периода: с 1949 г. по 1979 г., когда они характеризовались крайне опасной военной конфронтацией и после 1979 г., когда стали, превалировать попытки мирного разрешения конфликта.

В первый период обе стороны пытались использовать, прежде всего, военные средства для достижения своих целей. КПК КНР видела свою задачу в освобождении Тайваня, тогда как Гоминьдан продолжал тешить себя иллюзиями победоносного возвращения на материк. Решимость каждой из сторон во что бы то ни стало добиться поставленных целей привела к нескольким вооруженным конфликтам в Тайваньском проливе. Нет сомнения в том, что в данном случае можно говорить о крайне острых формах прежде всего политической борьбы между КНР, США и Тайванем. Наряду с этим, прошедшие годы показали, что КПК вполне способна действовать гибко и разнообразно, отстаивая свои принципы, защищая государственный суверенитет.

С того момента, когда власть над островом Тайвань перешла к Гоминьдану, КПК начала готовиться к освобождению острова с помощью вооруженных сил. Военная операция представлялась тогда достаточно оправданной и логичной по следующим причинам. Во-первых, освобождение Тайваня и присоединение его к материковой части страны было желанием практически всех китайцев. Во-вторых, НОАК имела значительный боевой опыт, в том числе, и в победоносных сражениях с 8-миллионной армией Гоминьдана, от которой, как уже отмечалось, оставалось к тому времени не более 600 тысяч человек, что, естественно, не представляло для НОАК серьезной опасности. Несмотря на то, что НОАК не имела господства на море и в воздухе, о чем также говорилось выше, в расчете на помощь СССР и опыт освобождения о. Хайнань, поставленная цель - освобождение Тайваня силой не казалась невыполнимой. В-третьих, международная ситуация для освобождения Тайваня в то время была довольно благоприятной. Попытки США найти контакт с КПК, ослабление интереса к режиму Чай Кайши давало основание китайскому руководству полагать, что Вашингтон не станет вмешиваться в решение внутрикитайских проблем. Тем более что администрация США тогда прямо заявляла о том, что не намерена стремиться к каким-либо привилегиям на Тайване, не будет создавать на острове своих военных баз, не будет проводить политику разжигания внутренней войны в Китае. Таким образом, к началу 1950 г. НОАК была полностью готова приступить к освобождению Тайваня, ожидая лишь более благоприятных погодных условий в районе пролива, когда в июле установится штиль и появится возможность более эффективно провести атаку с моря.

Чан Кайши, в свою очередь, пытался использовать американскую армию для наступления на континентальный Китай, неоднократно обращался к командованию США с просьбой использовать вооруженные силы Гоминьдана для прямых боевых действий в Корее. Однако, опасаясь еще большего обострения отношений с КНР, США отказались пойти ему навстречу в этом вопросе. После завершения корейской войны КПК вернулась к идее вооруженного освобождения Тайваня. 3 сентября 1954 г. был произведен артиллерийский обстрел о. Цзинмэнь, - факт, который принято называть «первым кризисом» в Тайваньском проливе. В феврале 1955 г. НОАК с боями освободила острова, находящиеся рядом с провинцией Чжэцзян. Однако к тому времени проблема, стоявшая перед НОАК, существенным образом изменилась: речь шла уже не об уничтожении армии Гоминьдана, а о противостоянии военно-морским силам США в районе пролива. Последние находились там в рамках проводимой Вашингтоном политики блокады КНР и т.н. концепции «полумесяца» - «синь юе сии» -создания по южному периметру морских границ КНР военных и военно-морских баз. 2 декабря 1954 г. США подписали с тайваньским режимом «Договор о взаимной безопасности». Одновременно с этим на международной арене американцы стали пропагандировать идею, согласно которой положение Тайваня якобы «еще не определилось», что впоследствии трансформировалось в практику т.н. «двойного признания» и попытки создания прецедента «двух Китаев». В противовес этому КНР решительно придерживалась точки зрения, что в мире существует только один Китай и что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, а правительство КНР - единственно законное правительство, представляющее весь Китай.

Вмешательство Соединенных Штатов надолго отложило планы освобождения Тайваня. Политика США была направлена на поддержку режима Гоминьдана и на раскол Китая. Со своей стороны, тайваньские власти пытались использовать противоречия между США и КНР, чтобы, опираясь на американскую военную мощь, захватить континентальный Китай. [10, C. 112]

В середине 50-х годов в международных отношениях произошел ряд изменений. Так, в июле 1953 г. было подписано соглашение о прекращении войны в Корее, в начале 1954 г. открылась конференция в Берлине, в июле того же года было подписано Соглашение о прекращении войны во Вьетнаме. Важным событием явилась конференция в Бандунге (апрель 1955 г.) - первая конференция стран Азии и Африки, которая оказала существенное влияние на процесс развития сотрудничества между развивающимися странами.

Не менее значительные события имели место и в Китае. В 1956 г. страна вплотную приступила к строительству социалистического общества. Успешное решение сложнейших хозяйственно-экономических задач во многом зависело от международной ситуации, складывавшейся в те годы, от того, насколько мирной и стабильной будет оставаться международная обстановка. Понимая это, КПК пыталась урегулировать проблему Тайваня, выдвинув призыв решить ее мирными средствами. Выступая 13 мая 1955 г. на 15-м заседании Постоянного комитета ВСНП, председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай официально объявил об этом. Он ясно дал понять, что у китайского народа были и остаются две возможности решить тайваньскую проблему - мирным путем и военными средствами. Естественно, что китайский народ хотел бы, по возможности, мирным путем освободить Тайвань. Глава правительства КНР указал на то, что «политика освобождения мирным путем показала изменение политики к проблеме Тайваня».

Из-за того, что США продолжали оставаться самой большой помехой в деле разрешения проблемы Тайваня, КНР призвала США провести двусторонние переговоры. Во время: конференции в Бандунге Чжоу Эньлай сказал, что китайское правительство надеется провести переговоры с правительством Америки, чтобы обсудить вопросы о смягчении напряженности в регионе Дальнего Востока и особенно наладить диалог с целью ослабления напряженности вокруг Тайваня. Одновременно глава государства Мао Цзэдун, другие высшие должностные лица КНР в разных странах и по разным поводам стремились довести до мирового общественного мнения сущность конкретных предложений, выдвинутых КНР для решения тайваньской проблемы мирными средствами. В качестве первоочередных мер предлагалось: обеспечить свободный въезд и выезд граждан Тайваня с целью посещения друзей и родственников. [37, C. 66] Причем это правило должно распространяться как на военных, так и на гражданских лиц, занимающих посты в государственных учреждениях. Правительство КНР обязалось не создавать препятствий жителям острова при въезде на материк и выезде домой;  исключить после освобождения острова политическое или уголовное преследование лиц, стремящихся к мирному объединению страны, даже если они в прошлом совершили те или иные противоправные деяния на континенте.

Наряду с этим США в международном сообществе распространили версию о некоем «неопределенном статусе» Тайваня, фактически проводили политику «двух Китаев». [32, C. 82] Для того чтобы помешать американцам разыграть свою карту, заставить США возобновить переговоры с КНР на уровне послов, НОАК 23 августа 1958 г. начала артиллерийский обстрел о. Цзинмэнь. Так возник т.н. «второй кризис» в Тайваньском проливе. Во время кризиса КПК через министра обороны обратилась к соотечественникам на Тайване, объясняя свою политику в отношении Тайваня, сущность этой проблемы. При этом указывалось, что присоединение острова к материковой части является основным направлением деятельности Китая в отношении Тайваня. Поэтому КНР умышленно оставила острова Цзинмэнь и Мацзу под контролем Тайбэя, чтобы не лишать возможности обе стороны вести переговоры, так сказать, оставляя «двери открытыми». [там же] Артиллерийский обстрел острова Цзинмэнь продемонстрировал принципиальную позицию КНР в вопросе «одного Китая», не позволившую Тайваню отделиться от континентальной части страны. Во время кризиса в проливе, американские вооруженные силы, несмотря на Договор о взаимной безопасности с Тайванем, не стали ужесточать конфликт и не рискнули пойти на открытое столкновение с НОАК. Так проявилась сущность сотрудничества между США и Тайванем. А для КНР и Тайваня появились новые возможности для диалога.

Несмотря на острые противоречия сторон, в принципе и Гоминьдан, и КПК занимали сходные позиции в вопросе о существовании «одного Китая». Хотя Чан Кайши, как уже упоминалось выше, и не прочь был задействовать американские вооруженные силы для наступления на континентальный Китай, он твердо был против политики «двух Китаев», считая, что «Тайвань с континентальным Китаем есть одно целое» и осуждал слова о якобы «неопределенном статусе острова». [16, C. 13]

После очередного кризиса в Тайваньском проливе между сторонами не возникало больше масштабных вооруженных конфликтов. Реагируя на изменения ситуации в лучшую сторону, КПК выдвинула ряд принципов по проблеме Тайваня. В 1963 г. они были обобщены премьером Чжоу Эньлаем в виде политики «одно основное звено и четыре вспомогательных». [там же] Одно основное звено - Тайвань обязательно должен вернуться в лоно Родины, четыре вспомогательных звена касаются тех конкретных условий, которыми сможет пользоваться остров после объединения. Центральное правительство берет на себя исключительное право осуществления внешнеполитической деятельности, тогда как Тайвань как особый административный район станет в высокой степени автономным, будет наделен законодательной и юридической властью (в том числе правом на вынесение окончательного судебного приговора), сможет иметь собственные вооруженные силы и сам ведать своими партийными, административными и военными делами. Фактически, эти предложения явились прообразом будущей формулы «одна страна - две системы». Однако Чан Кайши, еще не потерявший надежду захватить континентальный Китай, отказался от выдвинутых Пекином предложений, хотя уже тогда было очевидно, что Соединенные Штаты, на помощь которых он рассчитывал, не стремятся идти на прямой конфликт с КНР.

Таким образом, в период с 1958 по 1972 гг., несмотря на то, что отношения между двумя частями Китая все еще находились в состоянии конфронтации, никаких серьезных столкновений между ними отмечено не было. Как, впрочем, и не наблюдалось сколько-нибудь значительных позитивных прорывов, тем более что на острове продолжал действовать Закон о чрезвычайном положении, принятый еще в 1950 г. и запрещавший любые связи с коммунистическим Китаем - будь то на правительственном уровне или на уровне частных контактов. Осложнение в конце 60-х гг. китайско-советских отношений в известной мере способствовало тому, что Соединенные Штаты стали искать пути сближения с Китайской Народной Республикой.

В отношениях между двумя частями Китая наступил новый этап. Важным в данном случае явилось то, что Р.Никсон от имени своей страны подписал Шанхайское коммюнике 1972 г., которое официально признавало остров Тайвань в качестве неотъемлемой части Китая. Таким образом, Соединенные Штаты ясно продемонстрировали, что они отказались от своей прежней версии «неопределенного статуса Тайваня».

Эти события оказали очень серьезное влияние на мировое сообщество, появились хорошие шансы изменения отношения к КНР со стороны тех государств, которые в вопросах своей внешней политики прежде прислушивались только к мнению Вашингтона. 25 октября 1971 г. в ходе работы 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция № 2758, положившая конец пребыванию в ООН представителей тайваньских властей и восстановившая в ней законное место и право Китайской Народной Республики. Вслед за этим ряд стран установили с КНР дипломатические отношения и порвали официальные связи с режимом Тайваня. В сентябре 1972 г. КНР и Япония подписал совместное заявление «Об установлении дипломатических отношений», согласно которому Япония признавала, что «правительство КНР является единственным законным правительством Китая и выражала полное понимание и уважение позиции правительства Китая по вопросу о том, что Тайвань является неотъемлемой частью территории КНР». [15. C.46] А 1 января 1979 г. официальные дипломатические отношения с КНР установили и Соединенные Штаты Америки, ликвидировав на острове свою дипломатическую миссию, вновь признав, что Тайвань является частью территории Китая. Для Тайваня эти факты явились сильным ударом по престижу и самолюбию правящего режима.

Перед Китаем же открывались новые перспективы в деле разрешения проблемы Тайваня. В январе 1979 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей направил послание к соотечественникам на Тайване с призывом «как можно скорее положить конец отсутствию единства с тем, чтобы объединение родины произошло в ближайшее время». Была выражена надежда на установление транспортного и почтового сообщения с Тайванем, на развитие торговли. Содержался призыв положить конец военной конфронтации и начать переговоры между сторонами с тем, чтобы создать необходимые предпосылки и безопасные условия для двусторонних контактов и обменов в любых областях. Постоянный комитет ВСНП выражал надежду, что власти Тайваня поставят национальные интересы во главу угла и сделают ценный вклад в дело объединения родины. Было заявлено, что центральное правительство учтет все существующие реалии при решении вопроса об объединении, относясь с уважением к статус-кво Тайваня и мнениям всех общественных групп, и будет осуществлять разумную политику, чтобы не причинить какого-либо ущерба населению Тайваня.

В отношениях между двумя частями Китая стали преобладать попытки решить проблему мирными средствами. Постепенно стал налаживаться культурный обмен, активизировалась двусторонняя торговля. В стремлении закрепить уже достигнутые результаты, на этой основе были созданы специальные неправительственные структуры для поддержания диалога, и проведения переговоров. Несмотря на то, что такие переговоры не оказали существенного влияния на состояние дел, они, тем не менее, способствовали тому, что взаимоотношения сторон вышли на новый этап, обе стороны осознали необходимость, и, что еще более ценно, возможность мирного диалога по вопросу об объединении страны. Благодаря этому, дело объединения Китая становилось самой важной проблемой для всех китайцев по обе стороны пролива. Такова была общая тенденция.

Одновременно с этим Китай прекратил артиллерийские обстрелы островов Цзинмэнь и Мацзу в качестве символа борьбы с властью Тайваня. Две стороны окончили этап военной конфронтации и перешли к этапу мирного воссоединения.

Но проявились и негативные тенденции. Так, в конце марта 1979 г. Конгресс США принял «Закон об отношениях с Тайванем», в котором был прописан ряд мер для обеспечения безопасности острова, что фактически означало вмешательство во внутренние дела Китая. Естественно, Пекин твердо выступил против таких действий. Между тем, именно этот Закон нанес значительный ущерб как американо-китайским отношениям, так и отношениям между двумя берегами пролива.

«Обращение к соотечественникам на Тайване» было резко отрицательно встречено властями Тайваня, запретившими даже обсуждать вопрос о мирном воссоединении страны на основе принципа «одна страна - две системы» и развития идеи единого фронта. В ответ на предложение Пекина была сформулирована доктрина «три нельзя», означавшая запрет на любые контакты с материком, ведение каких-либо переговоров с коммунистическим Китаем, отказ от компромиссов. Однако, наряду с этим, власти Тайваня прекратили артиллерийские обстрелы континентальной части Китая, что не могло содействовать смягчению напряженности в районе пролива. Более того, 10 июня 1980 г. сын Чан Кайши - Цзян Цзинго впервые выдвинул лозунг о воссоединении страны на основе «трех народных принципов», разработанных в свое время доктором Сунь Ятсеном. В апреле 1980 г. 12-й съезд Гоминьдана принял проект закона, регламентирующего претворение в жизнь этой новой концепции. Выработка и практическое закрепление в политике правящей партии тезиса «трех народных принципов» в отношении континентального Китая показали, что власти Тайваня постепенно отходят от конфронтационности в отношениях с материком в сторону большей терпимости и взаимопонимания. [20. C. 22] Серьезной трансформации стали подвергаться и три запретительные принципа. Так, несколько ослабла антикоммунистическая пропаганда в островных средствах массовой информации, менее жестким стал контроль над высказываемыми различными мнениями по проблеме воссоединения. Особенно это стало заметным после того, как в 1984 г. Дэн Сяопин выдвинул идею «одна страна - две системы». [20, C. 23]

В течение всех этих лет сразу после съезда партии Гоминьдана до кончины Цзян Цзинго, власти Тайваня довольно активно занимались, проблемой отношений между сторонами пролива. Например, была разрешена проблема поездок государственных служащих на материк при условии соблюдения ими ряда принципов, в частности, не принимать участия в собраниях эмигрантов вместе с гражданами континентального Китая. Частично был разрешен завоз на остров материковой издательской продукции. [38, C. 99]

Тогда же стали активно развиваться торговые отношения между двумя частями Китая. В годы военной конфронтации власти Тайваня строжайшим образом запрещали любые торговые операции с материком. Лишь, через Гонконг небольшая часть товаров из КНР попадала на Тайвань. Так, например, попадали на остров некоторые лекарственные препараты, сделанные на материке. И все равно взаимная торговля расширялась, а ее объемы все увеличивались. Если в 1979 г. двусторонний товарооборот составлял всего 77 млн. долл. США, то в 1987г. он достиг уже полутора миллиардов американских долларов. [там же]

Желание посетить КНР выражало все большее число граждан Тайваня. Естественно, последние не могли игнорировать эту тенденцию. 15 октября 1987 г. на совещании постоянного комитета ЦК Гоминьдана был принят законопроект о разрешении гражданам Тайваня посещать континентальный Китай. Были опубликованы правила и условия посещения. 2 ноября этого же года организация «Красный крест» на Тайване официально начала оформление документов для въезда в КНР. Начался настоящий бум поездок родственников и друзей, просто людей, желавших увидеть свою историческую родину. Все это ясно давало понять никакие запреты не могут помешать людям по обе стороны пролива мечтать о воссоединении, осуществлять торговлю, переписку, гуманитарные контакты. Вот о чем свидетельствуют цифры за 1999 г.: континент посетило 1.825.000 человек, на Тайване побывало свыше 100 тысяч человек. Общий объем торговли достиг 26 млрд. долларов. [38, C. 102]

Улучшение отношений между сторонами пролива не могло не попасть в поле зрения американских политиков. Оказывая давление на Тайбэй, США требовали от властей острова проведения политической реформы, в частности, ликвидации Закона о чрезвычайном положении. 15 июля 1987 г. этот закон, действовавший на острове в течение 38 лет, был аннулирован, что послужило новым дополнительным импульсом в развитии отношений между Тайванем и КНР. В 1990 г. на Тайване при Исполнительном Юане (правительстве острова) был сформирован специальный правительственный орган - Совет по делам континентального Китая, а годом позже - Фонд обмена через пролив. Вскоре и в КНР для обеспечения необходимой оперативности при решении вопросов развития отношений с Тайванем был создан аналогичный орган - Ассоциация по развитию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.

В феврале 1991 г. Совет национального объединения на Тайване подготовил «основополагающие принципы для воссоединения нации», которые затем были одобрены кабинетом министров. В соответствии с этим документом Тайвань соглашался на воссоединение с континентальным Китаем только при соблюдении двух основополагающих условий: гарантии своей безопасности и сохранения достигнутого жизненного уровня населения острова. Несмотря на ультимативный характер требований тайваньской стороны, тем не менее были созданы минимальные условия для начала конструктивного диалога, который и состоялся в апреле 1993 г. в Сингапуре между двумя организациями - тайваньским Фондом обменов в тайваньском проливе (СЕФ) и Ассоциацией по развитию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива (АРАТС) из КНР, которые непосредственно стали заниматься вопросами развития связей между двумя частями Китая. В результате переговоров между СЕФ и АРАТС было подписано четыре соглашения. И хотя эти переговоры с юридической точки зрения носили неофициальный характер, в ходе заседаний и встреч были сделаны необходимые шаги для их постепенной трансформации в политический диалог. До июня 1995 г. СЕФ и АРАТС провели семь раундов рабочих переговоров и три раунда переговоров на уровне генеральных секретарей этих организаций.

Отношения между двумя частями Китая достигли к тому моменту наивысшего подъема. У многих китайцев по обе стороны пролива появилась реальная надежда уже при жизни нынешнего поколения увидеть воссоединение Китая. В январе 1995 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь выступил с заявлением из восьми пунктов, в котором содержался призыв к развитию более тесных связей через пролив и проведению нового раунда переговоров с целью объединения Китая. Надо сказать, что это заявление на долгие годы стало и все еще остается как бы программным документом для решения тайваньской проблемы. Его основные положения: во-первых, твердое отстаивание принципа существования «одного Китая» - это основа и предпосылка мирного объединения страны. Суверенитет и территорию Китая ни в коем случае нельзя расчленять, подчеркивается в документе. Следует решительно выступать против всех слов и действий, нацеленных на создание «независимого Тайваня», решительно отвергать все концепции, ратующие за «раскол и раздельное управление», за «два Китая на определенный период времени» и т.д. и т.п., ибо они противоречат принципу «одного Китая». [13, C. 221]

Во-вторых, КНР не возражает против развития гражданских экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами. При этом напоминается, что согласно принципу существования «одного Китая» и в соответствии с уставами соответствующих международных организаций Тайвань под именем «Тайбэй Китая» уже состоит в Азиатском банке развития, Совещании по вопросам экономического сотрудничества Азиатско-тихоокеанского региона и других международных экономических организациях.

В-третьих, переговоры между двумя берегами по мирному объединению являются неизменной платформой КНР. В процессе этих переговоров к ним можно подключить наиболее авторитетных деятелей из различных партий и общественных организаций обоих берегов. В докладе Цзян Цзэминя на XIV Всекитайском съезде КПК в октябре 1992 г. говорилось: «На основе предпосылки существования «одного Китая» могут быть рассмотрены любые проблемы, включая обсуждение с тайваньской стороной вопроса о порядке проведения двусторонних официальных переговоров, определение их формы, приемлемой для обеих сторон»20. Говоря о том, что на основе предпосылки существования «одного Китая» могут быть рассмотрены любые проблемы, подразумеваются, конечно, и такие, в которых заинтересованы тайваньские власти. КНР не раз предлагала провести переговоры насчет официального прекращения состояния вражды между двумя берегами и постепенного осуществления мирного объединения. Данный документ еще раз со всей серьезностью предлагает провести такие переговоры, притом в качестве первого шага обе стороны могут переговорить сначала относительно того, чтобы при предпосылке существования «одного Китая» официально прекратить состояние вражды между двумя берегами, и достигнуть соглашения в этом вопросе. На этой основе Китайская Народная Республика и Тайвань вместе могли бы взять на себя обязательство оберегать суверенитет и территориальную целостность Китая, планировать дальнейшее развитие отношений между двумя берегами. Что касается наименования, места и формы политических переговоров, то приемлемое для обеих сторон решение, в конечном счете, можно будет найти, если заранее провести консультации на равных началах.

В-четвертых, указывается на необходимость всемерно добиваться мирного объединения, держаться того, что китайцы не бьют китайцев. Не давая обещания не применять оружие, Пекин тем самым действует наперекор вовсе не тайваньским соотечественникам, а попыткам внешних сил вмешаться в дело объединения Китая и осуществить «независимость Тайваня».

В-пятых, ориентируясь на развитие мировой экономики в XXI веке, необходимо всемерно расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами в целях совместного процветания и счастья всей китайской нации. КНР выступает за то, чтобы политические разногласия не сказывались на экономическом сотрудничестве двух берегов, не мешали ему. Китай готов и впредь неизменно проводить политику поощрения тайваньских инвесторов, претворять в жизнь «Закон КНР об охране инвестиций соотечественников с Тайваня». Независимо от обстоятельств власти Китая готовы практически оберегать все законные права и интересы тайваньских предпринимателей.

В ответ на это заявление президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй в апреле 1995 г., выступая на заседании Совета национального объединения, обнародовал свой ответ из шести требований, суть которого состояла в согласии дальнейшего развития двусторонних связей между двумя частями Китая с учетом того, что они являются реально существующими и раздельно управляемыми политическими субъектами и в силу этого должны иметь равные права в международном сообществе. То есть Тайвань настаивал на том, чтобы воссоединение проводилось, на основе паритета политического статуса сторон. В июне 1995 г. Ли Дэнхуэй направляется с визитом в США для встречи с выпускниками Корнелльского университета, где он в 1965-1968 гг. писал и успешно защитил докторскую диссертацию по экономике сельского хозяйства Тайваня. С точки зрения Пекина, эти действия Ли Дэнхуэя явились грубым нарушением принципа «одного Китая». Ужесточая свою позицию, КНР в 1996 г. проводит военные учения в проливе и, осуществляет запуск ракет вблизи портов Цзилун на севере и Гаосюн на юге Тайваня. Резко обострившаяся обстановка в районе пролива привела к началу «третьего кризиса», а также американскому участию в создавшейся ситуации.

Возникновение третьего кризиса в проливе было тесно связано с изменением стратегии США и желанием Ли Дэнхуэя претендовать на паритет политического статуса Тайваня с КНР. После окончания «холодной войны» США стали по существу единственной реальной супердержавой. И поэтому для них актуальной задачей стало сохранение достигнутого лидерства и предотвращение появления новых конкурентов.

После победы на выборах президента США, Б.Клинтон в качестве главы государства в июне 1998 г. посетил с официальным визитом КНР, в ходе которого недвусмысленно высказался против идеи независимости Тайваня, концепции «одного Китая и одного Тайваня», а также попыток поддержать участие Тайваня на государственном уровне в работе некоторых международных организаций. [13, C. 79] Такая позиция США ослабила те силы на Тайване, которые выступали за независимость острова. Более перспективной, с точки зрения Тайбэя, выглядела политика, с одной стороны, соглашаться на ведение диалога с КНР в надежде улучшить отношениях материком, а с другой, - подспудно, как бы незаметно продолжать попытки расширения «жизненного пространства» в международном сообществе, претендовать на развитии дипломатических контактов.

После визита Б.Клинтона в КНР отношения между США и КНР получили дальнейшее развитие. Обе стороны стремились наращивать усилия по совершенствованию партнерства в различных областях. Между тем, американская политика в отношении КНР по-прежнему определялась идей т.н. «стратегической неопределенности», [12, C. 8] в соответствии с которой, ни Пекин, ни Тайбэй не должны представлять себе уровень и характер возможной американской реакции на обострение ситуации в Тайваньском проливе. Соединенные Штаты по-прежнему строили свою политику по отношению к Китаю, исходя из собственных интересов, что и объясняет их внимание к Тайваню.

После визита в Китай президента Б. Клинтона, Тайвань вынужден был подвергнуть корректировке свои позиции, высказал пожелание восстановить диалог между сторонами пролива, на что получил положительный ответ из Пекина. В октябре 1998 г. были возобновлены переговоры между Фондом и Ассоциацией, в отношениях наметилось некоторое смягчение напряженности. КНР активно готовилась в связи с предстоящим визитом на Тайвань председателя Ассоциации и предложила провести политические консультации для обеспечения успеха на предстоящих переговорах. На Тайване тоже, активизировались силы, которые требовали продвинуть вперед политические переговоры и интенсифицировать диалог. В такой обстановке «теория двух стран», [13, C. 115] предложенная Ли Дэнхуэем, явно выпадала из общего контекста взаимоотношений, создавая ненужную напряженность между сторонами пролива. Видимо, поэтому Соединенные Штаты не поддержали Ли Дэнхуэя, полагая что его позиция на данном этапе противоречит интересам Америки.

В марте 2000 г. кандидат от Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбянь был избран президентом Тайваня. Не желая дальнейшего обострения отношений с континентальным Китаем, Чэнь Шуйбянь объявил о моратории на тему независимости острова во время его срока президентства. КНР в этой связи ответила, что «будет слушать его слова и наблюдать за его действиями». [там же] С тех пор, как Чэнь Шуйбянь был избран президентом Тайваня и до сих пор отношения между сторонами в политической сфере остаются в состоянии напряженности. Однако благодаря сдержанности Пекина и Тайбэя открытых конфликтов до последнего времени удавалось избегать. Что же касается области торговли и культуры, отношения достигли наивысшего уровня, благодаря связям между деловыми людьми, родственниками. КНР постепенно пытается реализовать цель своей стратегической линии, направленной на расширение политических контактов при помощи экономических, научно-технических и культурных связей с тем, чтобы, в конце концов, сесть за стол переговоров с властями Тайваня для решения вопроса о воссоединении Китая. Сложилась такая ситуация, когда можно говорить о неплохих перспективах двусторонних отношений, хотя, как уже говорилось, деловые связи между КНР и Тайванем по своей динамике значительно опережают темпы политического урегулирования.

Таким образом, когда над островом власть захватило правительство Гоминьдан, отношения между двумя китайскими государствами прошли два периода. Первый период с 1949г. по 1979г. характеризовался крайне опасной военной конфронтацией, обе стороны пытались использовать военные средства для достижения своих целей. После 1979 г. стали преобладать попытки мирного разрешения конфликта. Постепенно стал налаживаться культурный обмен, активизировалась двусторонняя торговля. Обе стороны осознали необходимость и возможность мирного диалога по вопросу об объединении страны. Благодаря этому, дело объединения Китая становилось самой важной проблемой для всех китайцев.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: