Политика Японии в отношении Тайваня

Большое значение в проблеме Тайваня имеет и политика Японии. Являясь одной из ведущих держав азиатско-тихоокеанского региона, Япония не может не иметь своих интересов в вопросе о Тайване. Прежде всего, это касается концепции ее безопасности.

Исторически Япония тесно связана с островом, который был захвачен ею после поражения Китая в войне, в 1895 г. Через полвека, в 1945 г., японские агрессоры вынуждены были оставить остров как того требовали международные документы, подписанные державами-союзниками в ходе Второй мировой войны, в частности, Потсдамская декларация 1945 г. До 1972 г. Япония, действуя в унисон с Соединенными Штатами, сохраняла дипломатические отношения с гоминьдановским режимом, проводила в целом враждебную политику в отношении КНР. Однако перемены в американо-китайских отношениях, установление дипотношений между странами, привели к тому, что и Токио вынужден был пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, прервать дипломатические связи с Тайбэем и аккредитовать своего посла в Пекине. [5, C. 5]

В совместной декларации, подписанной в этой связи между КНР и Японией, четко говорится: «Правительство Японии признает правительство КНР единственно законным правительством Китая» и Правительство Китая подчеркивает, что «Тайвань является неотделимой частью территории Китая, и Правительство Японии вполне понимает и уважает позицию Правительства Китая». [1, C. 17] Тем не менее, в силу исторических и экономических причин контакты между Японией и Тайванем фактически продолжали существовать. После окончания «холодной войны» эти связи получили дальнейшее развитие, подкрепленные тем, что, похоже, Япония уже определилась в своей позиции по тайваньской проблеме.

Прежде всего, следует иметь в виду влияние международной обстановки. Оставаясь на позициях времен «холодной войны», японские политики по-прежнему считают развитие Китая угрозой для своей страны. Поэтому создание любых помех китайскому движению вперед, сдерживание развития его экономического, оборонного, научно-технического потенциала продолжает оставаться одной из важнейших задач Запада, в том числе и Японии. В этом отношении проблема Тайваня видится им в качестве хорошего средства отвлечения сил и средств КНР.

Для Токио давней, но пока что весьма отдаленной мечтой является признание ее мировым сообществом в качестве великой державы, приведение в соответствие экономического потенциала страны и ее роли и авторитета в мировых делах. Выступление министра иностранных дел Японии на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г. можно считать манифестом, выразившим эти устремления. В качестве исходного пункта и базы удовлетворения своих стратегических политических амбиций и аппетитов выступает азиатско-тихоокеанский регион, где до последнего времени Японии не было конкурентов. Поэтому ускоренное развитие Китая рассматривается Токио как угроза лидерству Японии в регионе. С целью не допустить ухудшения этой ситуации Япония начала пытаться выстроить стратегическую оборонительную зону по линии Северо-Восточная Азия - Восточная Азия - Юго-Восточная Азия. Тайвань как раз находится на перекрестке важных торговых путей. Нефть Ближнего Востока и сырье Юго-Восточной Азии идут к Японским островам через Тайваньский пролив.

Не менее значительным представляется и влияние экономического фактора. Япония больше других стран ввозит продукцию Тайваня, занимает второе место в островном импорте, является одним из самых крупных инвесторов Тайваня. В 2005 г. торговый оборот Японии и Тайваня превышал 17 млрд. долларов США. Японские товары успешно «расходятся» на тайваньском внутреннем рынке, 9 крупных японских фирм контролируют 66% всего оборота внешней торговли Тайваня. [7, C. 21] Особенный «голод» в инвестициях экономика Тайваня испытывала в последние годы, когда ей требовались срочные финансовые вливания для урегулирования производственной структуры, осуществления целей повышения эффективности работы предприятий, развития науки и техники. И здесь японские капиталы оказались очень кстати.

В течение полувека Япония осуществляла контроль над островом. За эти годы сложились сложные многоуровневые политические, экономические и культурные отношения между Японией и Тайванем, оказывающие влияние на их сегодняшние контакты. Несмотря на отсутствие официальных дипломатических отношений, связи между Японией и Тайванем осуществляются на уровне общественных деятелей (в том числе, и довольно высокого ранга), что свидетельствует о новом этапе политических отношений сторон. [там же]

Наблюдается постепенно потепление в отношениях сторон. Хотя японские политики официально заявляют о том, что Токио намерен строить свои отношения с Тайванем исключительно на основе прагматизма, некоторые государственные чиновники в своем лексиконе именуют Тайвань «страной». Они же пытаются создать такие ситуации, которые бы дали основания сравнять статус отношений между Японией и Китаем со статусом отношений Японии с Тайванем.

Продолжается вмешательство во внутренние дела Китая, время от времени делаются заявления о поддержке идеи независимости Тайваня. Когда НОАК проводила военные маневры в Тайваньском проливе, Япония пыталась оказать давление на Китай, заставить его отказаться от их проведения.

Основой политики Японии в отношении проблемы Тайваня является стремление сдерживания развития Китая с помощью проблемы Тайваня. Однако в Токио понимают, что сотрудничество с Китаем ему также необходимо, тогда как нерешенность «тайваньской проблемы» мешает этому процессу. Отсюда - неопределенность и непоследовательность, присущие политике Японии в данном вопросе. С одной стороны, Токио выгодно поддержать идею независимости Тайваня, с другой, - если проблема Тайваня не будет решена в ближайшее время, она может привести к обострению отношений КНР с мятежным островом. А этот окажется крайне невыгодным для Японии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: