Политика США в «тайваньском вопросе»

США занимают ключевые позиции в решении проблемы Тайваня. Анализ отношения руководства Соединенных Штатов к тайваньской проблеме представляется тем более важным, поскольку политические, экономические, военные и иные интересы США всегда были и являются принципами и практикой для руководства этой страны в решении проблемы Тайваня.

Концепция национальных интересов (КНИ) США служит фундаментом для разработки всеобъемлющей стратегии развития страны и обеспечения ее безопасности. На основе КНИ формируются внешнеполитическая и оборонная стратегия, политика обеспечения благоприятных условий для стабильного внутриэкономического и внутриполитического развития Соединенных Штатов. [40, C. 32]

На основе этой концепции США выработали свою политику по проблеме Тайваня, которая претерпела ряд изменений, которые были связаны с изменением акцентов интересов Соединенных Штатов. В первые годы после провозглашения КНР США полагали, что ради сохранения своих интересов в Китае им следует хотя бы временно не акцентировать свои связи с Чан Кайши, и, напротив, попытаться сблизиться с Пекином. Однако вскоре стало ясно, что КНР намерена осуществлять внешнюю политику, согласованную как с СССР, так и с другими социалистическими странами, в интересах международного коммунистического и рабочего движения. В ответ на это Соединенными Штатами была выдвинута вздорная версия о некоем «неопределенном статусе» Тайваня, имевшая своей целью добиться изоляции и сдерживания КНР.

Следующий этап - угроза отставания США от Советского Союза в гонке вооружений и установление дипломатических отношений с КНР как противовеса влиянию в мире СССР.

Одним из жизненно важных интересов США является установление благоприятных отношений с КНР - потенциальным стратегическим соперником США в Восточной Азии. А сохранение мира в районе Тайваньского пролива и на Корейском полуострове является исключительно важным интересом. [40, C. 34] Таким образом, проблема Тайваня находится в прямой зависимости от отношений между США и КНР. Следовательно, политика США по отношению к Тайваню определяется уровнем взаимопонимания между Вашингтоном и Пекином.

Такой прагматизм порождает противоречивость и непоследовательность американской позиции. С одной стороны, США активно развивают межгосударственные отношения с Китаем, стараются в целом придерживаться политики «одного Китая». С другой же, они продолжают продавать оружие Тайваню, пытаются повысить уровень своих отношений с островом. Впрочем, в такой двойственности нет ничего удивительного. Реальные интересы США заставляют их искать пути сотрудничества с КНР даже несмотря на то, что они видят в Китае потенциального соперника, угрожающего как безопасности США, так и американскому лидерству в мире. Тайвань в этих условиях - идеальная возможность, средство сдерживания и инструмент оказания давления на КНР.

В настоящее время отношения между США и КНР можно охарактеризовать следующим образом.

1. Углубление взаимопонимания при сохранении взаимной настороженности. После окончания «холодной войны» отношения между США и КНР прошли через ряд испытаний на прочность. По одним вопросам или в определенной области их позиции были близки к сотрудничеству, по другим - противоположны и на грани столкновения. Обе стороны, а вместе с ними и весь остальной мир, узнали, чего следует ожидать друг от друга, на каких направлениях возможны «прорывы», а на каких - они невозможны. США, похоже, успокоились на мысли о том, что рост и укрепление комплексной мощи Китая пока не представляют угрозы для лидерства США в мире. [там же] Наряду с этим, четко обозначилась тенденция усиления противоречий между двумя странами по проблеме международного политического порядка. Достаточно четко выявились национальные стратегические цели, определились структурные помехи для развития отношений, две стороны по-прежнему настороженно относятся друг к другу.

2. Усилилось влияние внутренних факторов на отношения между двумя странами. В связи с расширением разносторонних связей между США и КНР еще более повышается роль и значение различных государственных и общественных структур, институтов в развитии двусторонних отношений. В США, при выработке политической линии в отношении какой-то страны, региона, той или иной проблемы значительную роль, помимо законодательной власти в лице палат Конгресса, непосредственно определяющих решения президента и его администрации, важную роль играют заинтересованные государственные ведомства, частные и общественные институты. Иногда их влияние на процесс принятия конкретных решений оказывается сильнее, чем официальных властных структур. Когда речь идет о кардинальных, жизненных или исключительно важных для страны интересах, их оценки, анализ положения, выводы и рекомендации, как правило, совпадают. Или, во всяком случае, не носят диаметрально противоположного характера. [40, C. 54] В остальном же узко корпоративные интересы, взгляды могут превалировать над общим пониманием ситуации, что оказывает вредное воздействие на американо-китайские отношения.

В Китае тоже не все одинаково смотрят на развитие отношений с Соединенными Штатами. Но в основном, внешняя политика КНР по отношению к крупнейшей империалистической державе мира координируется руководящими органами партии и государства. Кроме того, двусторонние контакты всегда были под пристальным вниманием со стороны средств массовой информации КНР. Это придает заметную стабильность государственному курсу, хотя и не исключает наличия и влияния на отношения с США вновь проявляющихся социальных интересов.

3. Обострилось противоречие идеологическим и политическим вопросам. Серьезной помехой развития двусторонних отношений являются разногласия в оценке политических режимов друг друга; идеологии и понимании ценностных национальных категорий. Так, США стремятся заставить Китай осуществить политическую эволюцию, демократизировать на западный манер общественную жизнь. С этой целью используется вопрос о Тайване, проблема прав человека, религиозных свобод, положения национальных меньшинств и т.д. Пекин, в свою очередь, справедливо полагая, что такое давление является вмешательством во внутренние дела суверенного государства, противодействует этим попыткам, отвергая их правомочность.

4. Неравномерность в развитии экономических и торговых отношений по сравнению с политическими контактами.

С момента, когда были установлены дипломатические отношения между США и КНР, сотрудничество в торгово-экономической области между двумя странами поднялось на достаточно   высокий уровень. Согласно американским статистическим данным, США являются на сегодняшний день не только страной, делающей самые большие инвестиции капитала в континентальный Китай, но и стала его самым крупным торговым партнером. Кроме того, успешно и динамично развивается двустороннее сотрудничество в области науки, образования, культуры. Тем не менее, политические отношения двух стран до сих пор не стали стабильными. Все еще сохраняется взаимное недоверие, которое не спасает даже развитие экономических отношений.

5. Создан ряд механизмов для решения кризисный ситуаций и предотвращения конфликтов в отношениях двух стран.

За нестабильностью политических отношений подчас скрывается тот факт, что США являются страной, которая имеет самые широкие возможности и практические интересы для развития связей с КНР. Это, по нашему убеждению, создает определенные механизмы сдерживания, предотвращает перерастание противоречий и столкновений интересов двух стран в конфликтные ситуации.

Особенности, характерные для современных американо-китайских отношений, представляющие собой, по американской шкале ценностей, как жизненные интересы США, определяют, в конечном итоге, политику Вашингтона по отношению к Китаю.

Во-первых, американо-тайваньские связи не должны негативно отражаться на отношениях с КНР, их стабильном и поступательном развитии; во-вторых, избегая острых конфликтов между двумя берегами Тайваньского пролива, не допустить объединения Китая, сдерживать развитие комплексной мощи и расширение влияния Китая. Наконец, в-третьих, предпринимать необходимые усилия для способствования политической эволюции континентального Китая, используя в качестве примера опыт демократических преобразований на Тайване.

Следовательно, исходя из этих задач, политика США по проблеме Тайваня выглядит следующим образом: С одной стороны, «Законодательство отношений с Тайванем» ясно устанавливает ответственность США за оборону острова. Для американского правительства, будь то демократы, или республиканцы, эти обязательства, оформленные в виде закона, остаются незыблемыми. Любой президент может рассчитывать на понимание со стороны законодателей в случае подписания им распоряжений о продаже оружия на Тайвань, или передачу ему самых современных военных технологий, информационных систем и т.д.

Однако, что касается конкретных мер взаимодействия с Тайбэем в военной области, в Америке существуют разные мнения на этот счет6. С другой стороны, Вашингтон стремится избежать прямого военного конфликта с КНР из-за проблемы Тайваня, справедливо полагая, что в случае начала военных действий в Тайваньском проливе, он может оказаться втянутым в военное столкновение с Китаем. В этом заключается главная причина того, что США не хотят резких изменений нынешнего положения в отношениях между двумя берегами пролива. Вероятно, США могли бы одержать победу в войне с КНР. Однако ущерб самим Соединенным Штатам в таком случае был бы несовместим с их интересами и безопасностью, потерями в политической, экономической и военной областях. Поэтому США непрерывно оказывают давление на КНР, стремясь заставить Пекин отказаться от использования военных средств для решения проблемы Тайваня. [40, C. 57] Наряду с этим, Вашингтон постоянно внушает Тайбэю мысль о недопустимости разыгрывания им карты «независимости» острова. Так в недрах американского политического истэблишмента и в среде научных работников родилась теория т.н. «переходного соглашения». [40, C. 68] По предлагаемому американцами варианту, Тайвань отказывается от объявления своей независимости, а КНР, как бы в ответ, обещает не использовать военные средства для воссоединения страны. Надо сказать, что ни КНР, ни Тайвань не приемлют эту идею. В Пекине видят в этом нарушение принципа «одного Китая», а Тайвань боится угодить в ловушку варианта «одна страна - два строя». После вступления в должность президента США Дж. Буша - младшего, США сделали выбор в пользу твердой позиции в отношении проблемы Тайваня, однако еще не выработали ее окончательный вариант. [там же]

Поэтому в настоящее время следует говорить не о какой-то законченной концепции Соединенных Штатов по этому вопросу, а, скорее, о заявленных ими намерениях. Это, во-первых, вновь подтвердить свою приверженность политике «одного Китая», хотя в этом вопросе возможны нестыковки в позиции республиканцев и демократов. Во-вторых, наметилась тенденция отказа от концепции «стратегической неопределенности». В апреле 2001 г. Буш заявил о том, что если КНР использует силы для наступления на Тайвань, США будут готовы оказать помощь Тайваню. Однако вскоре вновь подтвердил мысль, что США не будут отказываться от политики «одного Китая». В-третьих, стремясь поддерживать военный баланс между КНР и Тайванем, США продолжают продавать оружие острову. В-четвертых, не прекращаются попытки создания механизма диалога между двумя берегами. В-пятых, в отношении проблемы Тайваня США в последнее время усилили координацию и военное сотрудничество в этом вопросе с Японией7.

Война в Ираке на некоторое время отвлекла внимание США от азиатско-тихоокеанского региона. Однако ненадолго. Дискуссия по поводу наличия у КНДР ядерного оружия с неизбежностью приведет Вашингтон к пониманию того, что в этом вопросе без участия Китая проблему решить не удастся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: