Перспективы отношений двух китайских государств

Два китайских государства в настоящее время выступают за объединение Китая, на многочисленных примерах нетрудно убедиться, что присутствует принципиально разное понимание содержания этого процесса. Отсюда - и разные подходы к принципам объединения. КНР предлагает формулу «одна страна - два строя», по которой власть на Тайване превращается в местное китайское правительство.

Формула «одна страна - две системы» в качестве способа мирного объединения Китая была выдвинута Дэн Сяопином в 1984 г. И сразу же вызвала интерес и привлекла внимание международного сообщества. Однако, прообраз этого принципа появился еще во времена Мао Цзэдуна. А воплощением этой политики в жизнь стала политика «одно основное звено, четыре вспомогательных», в обобщенном виде высказанная Чжоу Эньлаем. Подразумевалось, что основным звеном в подходе к решению тайваньской проблемы явится понимание безусловной необходимости возвращения острова в лоно Родины. Вспомогательные звенья означают что: 1) после возвращения Тайваня администрация острова сама будет решать все вопросы, связанные с кадровыми назначениями и армией. К центральному правительству переходят полномочия представлять Китай за рубежом; 2) в случае, если у правительства возникнут проблемы с финансированием сферы обороны, экономики или функционирования административного аппарата, центральное правительство готово оказать помощь в решении этих вопросов; 3) социальная реформа не будет проводиться немедленно, а только тогда, когда созреют для этого соответствующие условия, причем обязательно после консультаций с Чан Кайши; 4) две стороны договариваются не вести разведывательную и иную схожую деятельность в отношении друг друга, не предпринимать шагов, направленных против воссоединения. [25, C. 21]

С 1979 г., когда ПК ВСНП выступил с «Обращением к соотечественникам на Тайване», Китай начал проводить активную политику по мирному объединению страны, опираясь на формулу «одна страна - две системы» в качестве способа решения проблемы Тайваня. Тем более что для КПК такая схема уже была опробована в схожей, ситуации - была успешно решена проблема Сянгана и Аомыня.

После того, как КПК выдвинула формулу «одна страна - две системы» и отношения между берегами пролива приобрели новый импульс: участились обмены людьми, дальнейшее развитие, получили экономические, торговые, культурные контакты. Наконец, это явилось важным шагом на пути начала политического диалога. Как уже указывалось, на континенте и на острове были образованы, соответствующие структуры, в задачу которых входило осуществление прямых контактов по вопросу о воссоединении Китая. 27 апреля 1993 г. председатель АР АТС Ван Даохань и председатель СЕФ Гу Чжэньфу провели первую встречу в Сингапуре. [там же]

Формула «одна страна - две системы» является проявлением творческого подхода руководства КНР к существующей проблеме Тайваня. Истории пока еще не известны факты, чтобы одна страна, ее лидеры готовы были пойти на эксперимент сохранения в границах одного государства анклава с иным социальным строем, иными материальными ценностями. Таким образом, эта формула является не просто теоретическим политическим изобретением, она предлагает реальный способ решения международных спорных вопросов. Ее успешное применение к Сянгану и Аомэню наглядно проявилось в ходе азиатского экономического и финансового кризиса 1998 г., который нанес тяжелый удар по ряду стран Азии. А, между тем, Сянган при поддержке центрального правительства КНР, практически не пострадал от ударов международного рынка. Надо сказать, вообще, пример и опыт Сянгана всегда играли важную роль в отношениях между двумя сторонами Тайваньского пролива. До возвращения в 1997 г. Сянгана в состав КНР, он являлся местом транзитной торговли перевоза торговли между Китаем и Тайванем, пунктом, где осуществлялись контакты представителей двух сторон, будучи, в то же время, «линией фронта», где соприкасались (порой, довольно в жесткой форме) дипломаты двух сторон. А после своего возвращения Сянган стал примером успешного применения формулы «одна страна - две системы».

Пониманием сущности внутреннего смысла этой формулы следует считать признание политических реалий. Так, еще в 1945 г. Гоминьдан и КПК заключили между собой ряд соглашений в том числе таких, в которых Гоминьдан признавал реальное положение КПК, а КПК со своей стороны признавала Гоминьдан в качестве законного правительства. Можно сказать, что существование в те годы освобожденных районов Китая и их фактическое признание Чан Кайши на самом деле являлось воплощением будущей формулы «одна страна - две системы». Только тогда центральной властью было правительство Гоминьдана. КПК доказала, что умеет действовать в соответствии со складывающейся ситуацией, готова предложить разумный вариант действий.

На основе тщательного изучения экономической и политической ситуации на острове в КНР разработана целая система аргументов в пользу воссоединения, своего рода ответ на проблемы, волнующие население Тайваня. Специалисты КНР указывают, что восстановление на Тайване суверенитета Китайской Народной Республики: [25, C. 23]

обеспечит стабильное и деятельное развитие экономики острова, поскольку тесные хозяйственные связи с материком позволяют смягчать воздействие неблагоприятных изменений конъюнктуры на международном рынке. Именно таким путем Тайвань сможет «построить самостоятельную экономику и даже превратиться в международный торгово-финансовый центр»;

даст Тайваню гарантию безопасности, поскольку в нынешней ситуации «тайваньский народ все еще лишен спокойствия». Не следует забывать, что между США и Тайванем имеются достаточно серьезные экономические и идеологические противоречия, под воздействием которых дистанция между ними возрастает;

надежная безопасность позволит Тайваню сократить военные расходы, а также продвинуть процесс демократизации политической системы на острове;

объединение по формуле «одно государство - две системы» повысит национальное самоуважение тайваньцев и уважение к ним в мировом сообществе. Ведь не секрет, что в настоящее время тайваньцы сталкиваются с пренебрежительным отношением к себе, а эмиграция с острова растет.

Эти доводы, безусловно, не остаются без внимания на острове и влияют определенным образом на состояние его политического климата. К этому следует добавить, что китайское правительство всеми силами и не без успеха побуждают США «сыграть свою роль» в содействии налаживанию «трех видов связей».

Тайвань, несогласный с такой позицией, в свою очередь предлагает другие варианты решения проблемы. В основном предложения, поступающие от тайваньских политиков, ученых, рожденные в недрах партий, рассматривают два возможных варианта объединения на основе «федерации» или «конфедерации».

Рассмотрим более подробно некоторые концепции воссоединения Китая в изложении тайваньской стороны. Например, тайваньский ученый У Жуйго предлагает вариант «одна федерация - разные формации» По его мнению, общее понятие «Китай» не должно состоять из таких категорий как КНР и KP, а является Китаем в историческом, культурном, географическом смысле. Причем это понятие может быть федерацией, конфедерацией или унитарным государством при сохранении своего прежнего социального состояния. [25, C. 23]

Известный тайваньский политик Линь Янган предлагает воспользоваться термином «автономная федерация». Название страны должно быть «Китай», в рамках которой Тайвань не будет считаться провинцией, а станет обладать статусом автономной территории наравне со всеми субъектами страны. При этом на острове сохраняется прежний режим и армия. Правда в случае реализации такого варианта Пекин и Тайбэй вынуждены будут решать сложный и болезненный для обеих сторон вопрос относительно приоритетов при изображении герба и знамени, звучании будущего государственного гимна республики.

Что касается партийных позиций в отношении проблемы двусторонних отношений, перспектив острова и его связей с материком, то и здесь наблюдается значительный разброс мнений, о котором мы уже говорили выше.

В целом по форме на Тайване рассматривают два варианта объединения: на основе федеративного или конфедеративного устройства. Напомним, что по определению, принятому в политологии, федеративное устройство представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. В пределах установленной компетенции, он обладает правом издания законодательных актов, обладания собственной правовой и судебной системы.

Такая форма государственного устройства изначально неприемлема для КНР, ее основной недостаток заключается в том, что Тайвань в данном случае рассматривает себя как государственное образование, между тем он не обладает соответствующим международным авторитетом, не является членом ООН, не признан большинством стран мира. Все это вместе взятое никак не соотносится с принципом «один Китай». Поэтому такая формула для объединения не представляется реальной.

В конфедерацию, как известно, объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности. Как федерация, так и конфедерация - обе формулы предполагают, что Тайвань является самостоятельной страной, обладающей паритетом политического статуса с КНР. Естественно, что руководители КНР категорически отвергают подобные предложения, поступающие от тайваньской стороны.

В противовес вышеизложенных различных взглядов, мнений современная позиция КНР выглядит достаточно ясной и недвусмысленной.

Реальное положение страны зависит, в первую очередь, от ее силы и совокупной мощи. Тайваньские власти явно не рассчитали «расклада» сил, не учли сложившейся международной ситуации, менявшейся в связи с ростом в последние годы мощи и авторитета Китайской Народной Республики. И дело вовсе не в том, что некоторые столицы остаются равнодушными к призывам Тайваня возобновить дипломатические отношения с островом. Каждая из держав стремится исходить в своих действиях из принципов реализма, а правда сегодня такова, что Тайвань, не обладает должной мощью и авторитетом, чтобы претендовать на выражение интересов всех китайцев - и континентальных, и живущих на острове.

Решающим политическим фактором тайваньской проблемы выступают Соединенные Штаты, их стремление везде и всюду следовать концепции защиты своих национальных интересов, имея в виду претензии на главенствующее положение в мире. В этом контексте внешняя политика КНР, ее принципиальная позиция в отношении Тайваня, усиление совокупной национальной мощи страны, не соответствует интересам США в этом районе мира, создает им дополнительные трудности сегодня и формирует реальные вызовы и угрозы на завтра. Поэтому главное направление американской политики в вопросе о Тайване - это использование своих особых отношений с властью острова для оказания давления на КНР, сдерживание континентального Китая в его экономическом и политическом развитии.

Политическому давлению США материковый Китай может и должен противопоставить такие аргументы, которые ослабили бы возможность Соединенных Штатов влиять на отношения между сторонами Тайваньского пролива. Такими убедительными действиями со стороны Пекина стали шаги по активизации экономической интеграции двух сторон пролива, расширение и углубление культурных связей, основанных на этнической общности жителей материка и острова. Не случайно, и власти Тайваня постепенно движутся от политики «выжидания» в сторону «интеграции».

Каждая из сторон на этом пути, исходя из концепции политического реализма, стремится, прежде всего, воплотить в жизнь свои представления и идеи относительно решения проблемы Тайваня. Вместе с тем объективно тенденция смягчения противоречий ради положительных коммерческих результатов, нежелание обеих сторон нарушить пока что хрупкие гуманитарные связи способствует отходу от жесткой конфронтации к мирному достижению своих целей.

Анализ внешнеполитических действий обеих сторон показывает, что и континентальный Китай, и Тайвань имеют в своем дипломатическом арсенале достаточный набор методик, подходов к решению проблемы межпроливных отношений. В принципе обе стороны выступают за объединение Китая. Однако у Пекина и у Тайбэя присутствует принципиально разное понимание содержания этого процесса. Наиболее приемлемым вариантом, на основе которого может быть осуществлено объединение страны, является предложенная КНР формула «одна страна - два строя», дающая весьма широкие права Тайваню в будущем едином Китае. Эта концепция представляет собой не просто теоретическое политическое изобретение, она уже работает в отношении Сянгана и Аомэня, может послужить способом решения других спорных международных вопросов.



Заключение

 

Анализируя проблему Тайваня, сопоставляя факты, конкретные действия сторон, задействованных в конфликте, можно увидеть, что по своей сути она является порождением и отражением ожесточенной борьбы за лидерство, за власть над регионом, которую вот уже долгие годы ведут между собой США и Китай, Китай и Тайвань. Каждая из сторон преследует при этом свои национальные интересы, несовместимость которых с аналогичными интересами соперников и породила проблему Тайваня, в том виде, как она существует сегодня и которая до сих пор не решена. Объективное определение совокупной мощи каждой из сторон обусловливает выработку и проведение реальной политики в этом вопросе. Этот фактор, без сомнения, сохранит свое определяющее значение вплоть до конца разрешения проблемы Тайваня.

Возникновение проблемы Тайваня явилось следствием трагических итогов гражданской войны в Китае, раскола антияпонской коалиции, принятие ее главными участниками различных концепций политического и идеологического развития общества.

С момента, когда Гоминьдан, потерпев поражение на материке, обосновался на Тайване, НОАК активно готовилась с помощью силы освободить остров. Со своей стороны чанкайшисты рассчитывали, опираясь на американские вооруженные силы, победоносно вернуться на континент. Война на Корейском полуострове, фактор мощи, точнее, ее отсутствие у КНР на том этапе развития конфликта, вмешательство Соединенных Штатов в середине 50-х гг. в тайваньскую проблему, не позволили решить этот вопрос силовыми методами, что называется, «по горячим следам». Дальнейшая история межбереговых отношений - это последовательная череда «горячих» и «холодных» периодов противостояния. Переходы от конфронтации к диалогу происходили, как правило, на фоне перемен в международной обстановке, изменений в отношениях между КНР и США, КНР и Россией, КНР и Японией. Если прежде Соединенные Штаты практически безоговорочно поддерживали Тайбэй в его полемике с Пекином, то ныне Вашингтон вынужден, реально оценивать обстановку и расклад сил в мире. Его глобальным интересам не отвечает стремление Тайваня разжигать конфликт с Китаем ради призрачной мечты подчинения своему диктату континентальной части страны. Напротив, США стремятся сохранить существующий баланс сил между Китаем и Тайванем. В этих условиях большое значение приобретает способность КНР в ближайшее время предложить свои аргументы в этом споре, способность Пекина доказать свое политическое, экономическое, военное и моральное превосходство над своими оппонентами. Рост авторитета Китайской Народной Республики, усиление ее влияния в мировых делах, успехи в реформировании экономики и наращивании совокупной национальной мощи оказывают благоприятное воздействие на перспективу объединения страны по формуле «одно государство - две системы», единственно приемлемой для КНР.

Другим фактором, способствующим ускорению перспективы объединения, следует признать все возрастающую степень экономической, торговой, научно-технической и гуманитарной интеграции континентального Китая и Тайваня. На фоне этнической, культурной общности, расширение контактов между сторонами пролива неизбежно ведет к осознанию неизбежности формирования единого государства.

Рост потенциала китайской экономики и повышение уровня жизни населения страны, успехи в демократизации политической жизни, развитие международных контактов, продолжение политики открытости - вот главные аргументы КНР в борьбе за решение тайваньской проблемы на тех условиях, которые сформулированы в партийных и государственных документах последних лет.

Проблема Тайваня в ее нынешнем состоянии также отражает тот факт, что современный мир находится в состоянии взаимозависимости. Ведь несмотря на то что тайваньская проблема является внутренним делом Китая, в нее оказались вовлечены многие государства, в разной форме видящие здесь свои национальные интересы. Другое дело, что взаимозависимость не означает равенства положений соперничающих сил. А прочность их позиций в конфликте, устойчивость к вызовам современности и способность им противостоять при становлении нового международного порядка определяется совокупной мощью государства.

Объединение Германии произошло не по причине «сверхпатриотизма» германской нации, а в результате изменения расстановки сил на международной арене, в значительной степени, в результате нарушившегося баланса сил между СССР и США в пользу последних. Неспособность Советского Союза конкурировать с Соединенными Штатами за гегемонию в Западной Европе привело к тому, что Западная Германия получила исторический шанс осуществить мечту объединения нации. И именно Западная Германия в последние годы добилась экономического преимущества на континенте, что обеспечило ей главенствующее положение в процессе объединения по сравнению с восточной частью страны.

Другой примем - ситуация на Корейском полуострове, где пока что не удается осуществить объединение корейской нации. И главная причина заключается в том, что США, исходя из своих национальных интересов, всячески тормозят этот процесс. С одной стороны, они не хотят терять стратегически важный для них плацдарм, которым является сегодня территория Южной Кореи, а с другой, путем санкций и блокады препятствуют экономическому развитию КНДР, не допускают даже мысли о наращивании Пхеньяном совокупной мощи страны. Время от времени возникающие слухи и суждения относительно наличия на Севере ядерного оружия, опасения, высказываемые Вашингтоном по поводу угрозы его распространения, - не более чем продолжение линии США на изоляцию и ослабление потенциала КНДР.

В качестве противоположного примера можно напомнить о Вьетнаме, где объединение страны произошло не по американскому сценарию. США в те годы явно растеряли свое преимущество, были обескровлены длительною войной, утратили былое влияние и авторитет в мировом сообществе. И вполне закономерно, что объединительной силой, выступил Северный Вьетнам, обладавший огромным моральным и нравственным преимуществом перед Югом.

Несмотря на все признаки расширения экономической глобализации, ставшей сегодня доминирующей тенденцией, борьба за антигегемонию по-прежнему остается одним из определяющих факторов международной политики. С одной стороны, США активно выступают за создание «однополярного» мирового порядка, где они были бы единственным мировым лидером. С другой - Россия, Китай, а также Франция и Германия полагают, что «многополярность» международного сообщества больше отвечает реалиям времени и что эта тенденция носит объективный характер.

Китайское правительство надеется, что международное сообщество будет последовательно проводить политику одного Китая, и надеется, что правительство США будет добросовестно осуществлять принципы, затрагивающие тайваньский вопрос и предусмотренные в трех китайско-американских коммюнике, и торжественно провозгласит приверженность политике одного Китая. Проанализировав данную работу, можно прийти к выводу, что Китай и Тайвань на данный момент находятся на стадии разрешения исключительно экономических, культурно-гуманитарных вопросов. Политические отношения между двумя берегами претерпевают период консультаций и диалога, и вопрос о присоединении острова еще не ставится на повестку дня. Но надо отметить, что с новым правительством, большинство населения Тайваня не так свирепо стремится к полной независимости, осознавая факт выгоды быть под покровительством КНР. Такого рода протекционизм дает некоторые преимущества в виде субсидий, предоставления китайского рынка, обмен опытом и др. Китай также предоставляет возможность молодым тайваньским специалистам обширную сферу трудоустройства, за учетом того, что китайской промышленности нужны хорошие специалисты. Да и само молодое поколение острова, в результате анкетирования, было бы не против работать на континентальной части страны, обосновывая свой выбор более низким уровнем жизни и возможностью зарабатывать больше, чем у себя на Родине. Основным фактором такого решения является темп развития китайской экономики.

Обобщая сложившуюся ситуацию в отношениях между Китаем и Тайванем, необходимо отметить, что обе стороны решают свои взаимные экономические интересы. Для разрешения спорных вопросов были созданы специальные группы, а также проведен ряд встреч депутатов и должностных лиц.

В Пекине стараются показать, что в настоящее время руководство КНР отказалось от мышления категориями классового антагонизма и желает открыто и легально допустить в рамках социалистического государства существование отдельных районов с капиталистической системой. Поэтому «две системы» - это не просто сочетание различных антагонистических систем, но долговременное, основанное на сотрудничестве и взаимной выгоде, сосуществование в рамках одного государства. Под этим подразумевается, что при длительном сосуществовании будет выдерживаться принцип «50 лет не производить изменений» в сложившихся политических системах.

В целом же Тайбэйское руководство считает, что Китай, осуществивший мирное объединение и демонстрирующий экономический рост и процветание, будет иметь стабилизирующее воздействие на Азиатско-Тихоокеанский регион в частности и на мир в целом. В то же время Тайбэй пока еще не готов к полному отделению или же присоединению к Китаю.

После восстановления китайским правительством суверенитета над Сянганом и Аомэнем, весь китайский народ стремится как можно скорее решить тайваньский вопрос и осуществить полное объединение страны.

Однако, пройдет не мало времени, когда будет поставлена точка в деле статуса острова Тайвань. Но вполне вероятно, что островитяне официально признают власть Пекина, но на определенных выгодных для себя условиях. Благодаря совместным усилиям всего китайского народа, включая усилия соотечественников по обе стороны пролива и соотечественников, проживающих за рубежом, полное объединение государства будет обязательно осуществлено.

Итак, две основные тенденции - соперничество и сотрудничество - определяют жизнь мирового сообщества. Какая из них возьмет верх, по какому пути пойдет человечество: конфликтов и конфронтаций или взаимодействия и сложения усилий? Каждый конкретный пример в международных отношениях дает разный ответ на этот вопрос. Но мы от этого не становимся беднее, наоборот, наш опыт обогащается новыми знаниями. Так и проблема Тайваня, в которой переплелись интересы многих стран мира, и исследованию которой, была посвящена данная работа, не дает пока однозначного ответа на все поставленные вопросы. Тем не менее, их изучение, анализ открывает возможности лучшего понимания сути международных конфликтов, дает шансы для их успешного разрешения.


 


Список литературы

На русском языке

1. Белогурова А. Политика японской администрации на Тайване. - № 1. - С. 96-104.

.   Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М., 2000.

.   Галенович Ю.М. Призрак Мао. - М., 2000.

.   Галенович Ю.М. Самоутверждение сыновей Тайваня. - М., 1999.

.   Головачев В.Ц. Симоносекский договор и борьба Китая против уступки Тайваня: Международные отношения на Вотоке. - 2008. - № 5. - С. 20-30.

.   Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. - М., 1999.

.   Гудошников Л.М. Политическая система на Тайване. - М., 1999.

.   Йенхуа Цзян Экономическое развитие Тайваня: вызовы времени и поиск ответов. - 2002.

.   Китай в мировой и региональной политике: история и современность. - М.: ИДВ РАН, 2002.

.   Кулик Б. США и Тайвань против КНР. - 1995. - № 5. - С. 19-41.

.   Ларин А.Г. Два президента, или путь Тайваня к демократии. - М.: Академия, 2000. - 199с.

.   Леженина Т. Тайвань: ответ на вызовы XXI в. - 2003. - С. 268-284.

.   Ли Дэнхуэй Позиция Тайваня. - М.: ИСАА МГУ, 2002.

.   Лусен А.Г. Латиноамериканская политика КНР: Тайвань. - 1995. - № 12. - С. 31-37.

.   Михайлова В. Тайвань в современных международных отношениях и российско-тайваньские связи. - 1999. - № 1. - С. 58-64.

.   Островский А.В. Тайвань накануне XXI в. - М., 1999.

.   Последствия Азиатского кризиса для экономики Тайваня. - 1999. - № 11. - С. 4-5.

.   Сычева В.А. Труженики четырех «маленьких драконов». - 1991. - 136с.

.   Тайвань: модернизация экономики и перспективы отношений с КНР. - 2003. - № 11. - С. 61-65.

.   Тайвань на рубеже веков: новые условия и новые вызовы. - М., 2001.

.   Тайваньский пролив в Азиатско-тихоокеанском стратегическом контексте. - М., 1998.

.   Федоровский А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии. - 2010. - № 1. - С. 82-91.

.   Цыганов Ю. Российско-китайские отношения и Тайвань. - 1998. - № 3. - С. 122-128.

.   Чудодеев А. Большой Китай: КНР и Тайвань. - 2008. - № 36. - С. 36-38.

.   Чудодеев Ю. Китай: проблема мирного воссоединения Тайваня. - 2008. - № 12. - С. 21-25.

.   Шевченко Н.С. АТР: проблемы экономического сотрудничества. - 2007. - 582 с.

.   Шепенко Р. Системы управления налогами в КНР и Тайване. - 2006. - № 10. - С. 84-87.

.   Шерман У. Гарнетт Ограниченное партнерство. Российско-китайские отношения в изменяющейся Азии. - М., 1999.

.   Ширли В.Ю. Экономическая политика Тайваня. - М.: ИССА МГУ, 1999.

.   Ю Цзунсянь История Тайваня. - М., 1999.

На китайском языке

31. Ван Фэнчао Ли лунь юй шицзе: иго лянчжи (Теория и практика: одна страна - два строя). - Пекин, 1998.

32. Канмэй юаньчао чжаньчжэнши (История войны против США в Корее) - КНР: Издательство военной Академии, 2000.

.   Ли Хуа Дисань чжи яньцзин кань Тайвань (Глядя «третьим глазом» на Тайвань) - Пекин: Издательство общественных наук, 1997.

34. Лу Сяохэн. Чжунго дуйвай гуанси чжундэ тайвань вэньти (Тайваньская проблема в международных отношениях КНР) - Пекин: 2002.

35. Пэн Хуайэн. Тайвань чжэндан чжэнчжи (Партийная политика на Тайване) - Тайбэй: 1994.

.   Си Лайван. Эрши'и шицзе чжунго чжэньлюе дасюехуа - гоцзи аньцюань чжаньлюе (Изучение стратегии КНР в XXI веке и вопросы международной безопасности) - Пекин: 1996.

.   Сюй Цзелин. Тайваньдэ ятай чжаньлюе (Стратегия Тайваня в АТР) - Тайбэй: 1996.

.   Сюй Цинфу. Майсян эрши'и шицзидэ тайвань (Тайвань в XXI веке) -Тайбэй: 1994.

39. Сюй Янь. Цзинмэнь чжичжань (Бои за Цзинмэнь) - Пекин: Издательство радио и телевидения, 1992.

40. Тан Чжэнжуй. Чжунмэй цицзюи чжундэ тайвань вэньти (Тайвань на шахматной доске между КНР и США) - Пекин: 2000.

.   Фэн Шаолэй. Гоцзи гуаньси синлунь (Новая теория международных отношений) - Шанхай: 1994.

42. Цзян Вэйго. Тайвань цзай шицзе чжундэ чжаолюе цзяочжу (Значение стратегического положения Тайваня в международных отношениях) - Тайбэй: 1970.

.   Чан Лили. Сяньдай гоцзи гуаньсие (Изучение современных международных отношений) - Цунци: 1989.

.   Чжан Юньлин. Чжуанбянь чжундэ чжунмэйжи гуаньси (Трансформация отношений между США, Китаем и Японией) - Пекин: 1992.

.   Чэнь Цифань. Куа шицзидэ шицзе гэцзюй дачжуаньхуа (Трансформация мирового порядка в новом столетии) - Шанхай: 1996.

.   Янь Сюетун. Мэйго бацюань юй чжунго аньцюань (Гегемонизм США и безопасность Китая) - Тяньцзинь: 2000.

.   Янь Цзяци. Ляньбан чжунго гоуся (К вопросу о китайской конфедерации) - Тайбэй: 1992.

 

На английском языке

48. Lieberthal, Kenneth. Bureaucracy, Politics, and Decision Making in Post­Mao China.-Studies on China. - 1992. - №14.

49. Lieberthal, Kenneth. Governing China: From Revolution Through Reform. W.W. Norton. 1997.

50. Robert S. Ross. Negotiating Cooperation: The United States and China 1969-1989. Stanford Univ. Pr.,1997.

 

Интернет-ресурсы

51. www. easttime.ru/analytic/3/8/498.html дата обращения: 25.03.2012.

52. www. Kommersant.ru/doc/655110. html дата обращения: 15.02.2012.

53. www.russian.cri.cn/chinaabc/chapter10/chapter 100701. html дата обращения: 17.03.2012.

54. www. geo. 1september.ru/2005/17/3.html дата обращения: 02.04.2012.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: