Укажите правильно написанный вариант документа.
Напишите заявление, объяснительную, докладную, автобиографию и доверенность.
Тема 5. Нормы речи
Понятие речевой нормы
Норма -- это единообразное употребление знаков языка.
Потребность в норме возникает тогда, когда обнаруживается, что система языка допускает несколько вариантов употребления того или иного языкового средства: ст е на или ст и на
передать Леониду Якубович у или Леониду Якубович_
наши бухгалтерА или бухгАлтеры –
и тот, и другой варианты в принципе возможны (сравни: передать Леонид е Якубович е – так сказать невозможно).
Такие варианты редко бывают равноправными. Язык не любит дублирования. Параллельное существование двух и более вариантов употребления какого-либо языкового средства мешает взаимопониманию людей. Поэтому один из вариантов обычно признаётся общеобязательной нормой, другой же из нормированной речи вытесняется. Нормы, следовательно, нужны языку для того, чтобы сохранить общепонятность.
|
|
Ученые нормы не выдумывают, а лишь фиксируют их на основе анализа
а) общепринятого современного употребления (причём, на всей территории России и среди представителей всех социальных групп, всех возрастов, всех профессий),
б) языка средств массовой информации,
в) произведений современных писателей и научных исследований ученых-языковедов.
Нормы фиксируются в словарях и справочниках. При этом используется следующая система помет.
¨ и -вводит равноправные варианты(тефтЕли и тЕфтели),
¨ доп. – «дополнительно» или «допустимо» (творОг, доп. твОрог),
¨ в профессион. речи или, например, у моряков (привОд, в профессион. речи прИвод; кОмпас, у моряков компАс),
¨ устар. – «устаревшее» (ногти, устар. но[х]ти),
¨ не рек. – «не рекомендуется» (никчёмный не рек. никчемный),
¨ неправ. – «неправильно» (диспансЕр, неправ. диспАнсер),
¨ грубо неправ. – (докумЕнт, грубо неправ. докУмент).
Для овладения нормами речи следует не только научиться, но и привыкнуть постоянно пользоваться самыми разными словарями. Следует подчеркнуть также, что надо пользоваться только словарями, изданными в последние годы, ибо нормы речи хотя и устойчивы, но лишь относительно, т.е. очень медленно, но изменяются. Так, мы вполне можем понять речь русского человека, жившего и 100, и 200, и 1000 лет назад. Однако, например, во времена Пушкина произносилось музЫка, безнадЕжный. Позже употребляли в женском роде слова ботинка, георгина, зала, жирафа, произносили кр[э]м, муз[э]й, акад[э]мия, о [h]осподи!, бо[h]атый. На изменение норм влияет несколько факторов: разговорная речь, диалекты, заимствования, языковые тенденции к упрощению, аналогии, системности и пр.
|
|
Естественно, что особенно интенсивно нормы изменяются во времена каких-то изменений в обществе. Именно эту ситуацию мы наблюдаем сейчас после многих лет сравнительной стабилизации норм.
Однако некоторые нормы продолжают оставаться строго обязательными для всех и всегда, являются предписывающими: писать ст е на, а не ст и на, произносить красИвее, а не красивЕе, употреблять слово класть в конструкции Я всё на место кладу - должны и профессора, и студенты, и рабочие, и музыканты, в Сибири и в Москве, говоря и с коллегами, и с друзьями, и с родными.
Некоторые же нормы сейчас являются скорее рекомендательными, или даже характеризующими. То есть можешь говорить, как хочешь, но, употребляя тот или иной вариант, ты тем самым уже сообщаешь своим слушателям какую-то информацию о себе, формируешь тот или иной имидж, например:
¨ грамотного, образованного человека, уважающего своих слушателей или читателей, старающегося облегчить им понимание своих речей,
¨ профессионала, специалиста, который, как говаривал ещё Козьма Прутков, «подобен флюсу, ибо полнота его одностороння», поэтому выбирает варианты, принятые среди его коллег,
¨ человека, живущего внутри местечковой культуры, внутри диалекта,
¨ человека, живущего внутри узкой социальной группы,
¨ человека просто-напросто неграмотного, недоучившегося.
В русском языке существуют следующие виды норм:
¨ орфоэпические, определяющие выбор варианта произношения:
* углубИть, а не углУбить,
* свЁкла, а не свеклА,
* акадЕмия, а не акадЭмия;
¨ орфографические, определяющие выбор той или иной буквы при написании слов:
ст е на, ст и пендия, с е местр, сес с ия, с е м и нар,
И ркутский г осударственный т ехнический у ниверситет;
¨ пунктуационные, определяющие выбор знаков препинания;
Казнить, нельзя помиловать/Казнить нельзя, помиловать.“Требуется бригада из трех человек. Без вредных привычек, желающих работать и зарабатывать ”;
¨ стилистические нормы, определяющие выбор языковых средств в соответствии со сферой деятельности, исторической эпохой, эмоциональным настроем, отношениями собеседников и пр.:
В нашем зеленом массиве так много грибов!
До революции работяги каждый день ходили в бар.
В нашем районе прошел форум доярок.
Товарищи депутаты, прекратите базарить!
¨ лексические, определяющие выбор слова:
* Встретимся в районе 17 часов.
* Труп был теплый, но признаков жизни не подавал;
¨ грамматические, а именно:
* морфологические, определяющие выбор формы слова:
бухгалтеры, а не бухгалтера,
дорогая плацкарта, а не дорогой плацкарт;
* синтаксические, определяющие выбор конструкции:
* За проезд заплатим или Оплатим проезд, а не За проезд оплатим.
* “Война и мир” написаны Толстым.
Примерные задания к зачету по параграфу 1.
Закончите предложение
1) Норма речи это……..
2) Потребность в норме возникает тогда, когда…….
3) Нормы нужны языку для того, чтобы…….
4) Нормы фиксируются на основе анализа...