Примерные задания к зачету по параграфу 2

Укажите правильно написанный вариант документа.

Напишите заявление, объяснительную, докладную, автобиографию и доверенность.


Тема 5. Нормы речи


Понятие речевой нормы

Норма -- это единообразное употребление знаков языка.

Потребность в норме возникает тогда, когда обнаруживается, что система языка допускает несколько вариантов употребления того или иного языкового средства: ст е на или ст и на

передать Леониду Якубович у или Леониду Якубович_

наши бухгалтерА или бухгАлтеры –

и тот, и другой варианты в принципе возможны (сравни: передать Леонид е Якубович е – так сказать невозможно). 

Такие варианты редко бывают равноправными. Язык не любит дублирования. Параллельное существование двух и более вариантов употребления какого-либо языкового средства мешает взаимопониманию людей. Поэтому один из вариантов обычно признаётся общеобязательной нормой, другой же из нормированной речи вытесняется. Нормы, следовательно, нужны языку для того, чтобы сохранить общепонятность.

Ученые нормы не выдумывают, а лишь фиксируют их на основе анализа

а) общепринятого современного употребления (причём, на всей территории России и среди представителей всех социальных групп, всех возрастов, всех профессий),

б) языка средств массовой информации,

в) произведений современных писателей и научных исследований ученых-языковедов.

Нормы фиксируются в словарях и справочниках. При этом используется следующая система помет.

¨ и -вводит равноправные варианты(тефтЕли и тЕфтели),

¨ доп. – «дополнительно» или «допустимо» (творОг, доп. твОрог),

¨ в профессион. речи или, например, у моряков (привОд,   в профессион. речи прИвод; кОмпас, у моряков компАс),

¨ устар. – «устаревшее» (ногти, устар. но[х]ти),

¨ не рек. – «не рекомендуется» (никчёмный не рек. никчемный),

¨ неправ. – «неправильно» (диспансЕр, неправ. диспАнсер),

¨ грубо неправ. – (докумЕнт, грубо неправ. докУмент).

Для овладения нормами речи следует не только научиться, но и привыкнуть постоянно пользоваться самыми разными словарями. Следует подчеркнуть также, что надо пользоваться только словарями, изданными в последние годы, ибо нормы речи хотя и устойчивы, но лишь относительно, т.е. очень медленно, но изменяются. Так, мы вполне можем понять речь русского человека, жившего и 100, и 200, и 1000 лет назад. Однако, например, во времена Пушкина произносилось музЫка, безнадЕжный. Позже употребляли в женском роде слова ботинка, георгина, зала, жирафа, произносили кр[э]м, муз[э]й, акад[э]мия, о [h]осподи!, бо[h]атый. На изменение норм влияет несколько факторов: разговорная речь, диалекты, заимствования, языковые тенденции к упрощению, аналогии, системности и пр.

Естественно, что особенно интенсивно нормы изменяются во времена каких-то изменений в обществе. Именно эту ситуацию мы наблюдаем сейчас после многих лет сравнительной стабилизации норм.

Однако некоторые нормы продолжают оставаться строго обязательными для всех и всегда, являются предписывающими: писать ст е на, а не ст и на, произносить красИвее, а не красивЕе, употреблять слово класть в конструкции Я всё на место кладу - должны и профессора, и студенты, и рабочие, и музыканты, в Сибири и в Москве, говоря и с коллегами, и с друзьями, и с родными.

Некоторые же нормы сейчас являются скорее рекомендательными, или даже характеризующими. То есть можешь говорить, как хочешь, но, употребляя тот или иной вариант, ты тем самым уже сообщаешь своим слушателям какую-то информацию о себе, формируешь тот или иной имидж, например:

¨ грамотного, образованного человека, уважающего своих слушателей или читателей, старающегося облегчить им понимание своих речей,

¨ профессионала, специалиста, который, как говаривал ещё Козьма Прутков, «подобен флюсу, ибо полнота его одностороння», поэтому выбирает варианты, принятые среди его коллег,

¨ человека, живущего внутри местечковой культуры, внутри диалекта,

¨ человека, живущего внутри узкой социальной группы,

¨ человека просто-напросто неграмотного, недоучившегося.


В русском языке существуют следующие виды норм:

¨ орфоэпические, определяющие выбор варианта произношения:

* углубИть, а не углУбить,

* свЁкла, а не свеклА,

* акадЕмия, а не акадЭмия;

 

¨ орфографические, определяющие выбор той или иной буквы при написании слов:

               ст е на, ст и пендия, с е местр, сес с ия, с е м и нар,

И ркутский г осударственный т ехнический у ниверситет;

 

¨ пунктуационные, определяющие выбор знаков препинания;

Казнить, нельзя помиловать/Казнить нельзя, помиловать.“Требуется бригада из трех человек. Без вредных привычек, желающих работать и зарабатывать ”;

 

¨ стилистические нормы, определяющие выбор языковых средств в соответствии со сферой деятельности, исторической эпохой, эмоциональным настроем, отношениями собеседников и пр.:

В нашем зеленом массиве так много грибов!

До революции работяги каждый день ходили в бар.

В нашем районе прошел форум доярок.

Товарищи депутаты, прекратите базарить!

¨ лексические, определяющие выбор слова:

* Встретимся в районе 17 часов.

* Труп был теплый, но признаков жизни не подавал;

¨ грамматические, а именно:

* морфологические, определяющие выбор формы слова:

бухгалтеры, а не бухгалтера,

дорогая плацкарта, а не дорогой плацкарт;

* синтаксические, определяющие выбор конструкции:

* За проезд заплатим или Оплатим проезд, а не За проезд оплатим.

* “Война и мир” написаны Толстым.


Примерные задания к зачету по параграфу 1.

Закончите предложение

1) Норма речи это……..   

2) Потребность в норме возникает тогда, когда…….

3) Нормы нужны языку для того, чтобы…….

4) Нормы фиксируются на основе анализа...

   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: