Расставьте ударения в словах

 сливовый, арахис, бекон, щавель, гастрономия, ревень; похороны, на похоронах, христианин, сироты, приданое невесты, умерший; диспансер, медикаменты, инсульт, коклюш, эксперт, флюорография, токсикомания; шасси, шофёр, искра, рудник, путепровод, электропривод, мусоропровод, нефтепровод, газопровод, водопровод, воздухопровод, асбест, цемент; договор, оптовые рынки, средства, таможня, уставный капитал, обеспечение, гражданство, квартал, намерение; зимовье, хвоя, пихта, завидно, задолго, красивее, танцовщица, сабо, бутик, жалюзи, каталог, овен, пиала, эспандер; возвращаться из аэропорта, в городе нет аэропорта, работать в аэропорту; отрезать ножницами, возвращаться с деньгами, делать мастерски, балованный ребенок, мать его балует, она его избаловала; запломбированный зуб, надо зуб запломбировать; дело возбуждено, осуждённый, премировать часами, премированный часами, Свердловский район, Свердловский рынок.



Лексические нормы.

Лексические нормы -- это правила выбора слов.

Принято выделять следующие типичные лексические ошибки:

  Неправильный выбор слова по значению. Слово должно использоваться в том значении, которое оно действительно имеет и которое зафиксировано в словарях. Неправильно выбранное слово может исказить смысл высказывания.

¨ Встретимся в районе 17 часов. ( Район – понятие территориальное, речь же идёт о временном отрезке. Следовало бы употребить слова примерно, около.)

¨ В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. ( Продолжительность суток всегда 24 часа. Возрастает продолжительность дня.)

 

2. Небрежное отношение к многозначному слову дает повод к двусмысленному истолкованию высказывания, часто -- к комическому эффекту, отнюдь не запланированному автором:

¨ Фотограф-профессионал снимет комнату. (арендует или сфотографирует?)

¨ (Объявление на киоске) Отошла. (по делам или в мир иной?)

¨ Мы просмотрели это свойство прибора (проанализировали или не увидели?)

 

3. Смешение паронимов - слов, близких по форме, но разных по значению.

¨ В нашем бассейне есть свободные абоненты (Абонемент – документ, абонент – владелец абонемента).

¨ Одень шапку! (надеть что? на что? – одеть кого? во что?)

 

4. Нарушение лексической сочетаемости. Говорящий не знает либо не замечает, что слова:

а) противоречат друг другу по смыслу:

· Это верхнизости!

· Посетите наш мини - супер маркет

 

б) несовместимы по эмоциональной окраске, т.е. одно из них употребляется в отношении чего-либо плохого, а другое обозначает нечто хорошее.

· Они погиблиблагодаря несчастному случаю.

· Ужаснокрасивая девушка.

в) несовместимы по традиции:

¨ Это не играет значения. (не играетроли; не имеет значения)

¨ Дал обещание – держи его. ( словодержат, а обещаниевыполняют)

¨ Много внимания было отведено молодёжи (внимание уделяют, а место – отводят )

5. Многословие, т.е. употребление лишних слов. Лишними являются слова, употребление которых ничего не добавляет к уже сказанному, например:

¨ Это было в декабремесяце.

¨ Пресса высокопозитивно оценивает результаты выборов

Многословием является и употребление рядом русского слова и заимствованного с одним и тем же значением:

¨ Памятный сувенир

¨ Юный вундеркинд

и тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов.

¨ Придется пойти на чрезмерныемеры.

¨ Сегодня у нас в гостях гость, приехавший их Японии.

 

6. Речевая недостаточность, т.е. пропуск нужного слова. При устном общении оба собеседника находятся в одной ситуации, поэтому можно некоторые слова пропустить, но при письменной речи писатель и читатель находятся в разных ситуациях, поэтому при пропуске каких-то слов смысловые связи рвутся, возникают провалы, теряется смысл. Судите сами.

· Делаем только срочные переломы. (рентгенснимки ).

¨ Этот скандал может повлечь государственный переворот. (за собой)

Примерные задания к зачету по параграфу 3.

Укажите слова, употребленные неправильно по значению

1.  (объявление в гостинице) Экономьте электроэнергию! Менеджмент.

2. Он был достаточно высокий.

3. Занятия проводятся от случая к случаю – эпидемически.

4.  (из послания на пейджер) Так, а теперь постскриптум: «Иван».

5. (из брачного объявления) Если полюблю вас, то синхронно и ваших детей.

6. Фирма объявляет вакансию на должность главного инженера.

Укажите многозначные слова, нечёткое употребление которых допускает двойное понимание.

1) У входа вы увидите разбитые цветники, это дело рук наших студентов.

2) Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.

3) Компания РИКО обует всю страну!

4) После повторного анализа были получены отличные результаты.

3. Выберите подходящий пароним.

1) Работая в профсоюзе, он занимал (выборные, выборочные) должности.

2) Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились.

3) (Критический, критичный) анализ исследования был не очень (критическим, критичным).

4) Иванов (техничный, технический) спортсмен, но сейчас он совершил (техничную, техническую) ошибку.

5) Все собрались в (условном, условленном) месте.

Укажите слова, не сочетающиеся друг с другом, и причину этой несочетаемости.

1. В обеих странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.

2. Нужно сказать должное идее президента.

3. Спикер парламента провел двухчасовой разговор с учеными.

4. Этот вопрос сверх малоподъемный.

5. Это может причинить радость любой женщине.

6. Это было задолго после войны.

7. А в заключение своего вступления я скажу следующее…

8. Сигнал тревоги неожиданно прозвучит в 4.00.

Укажите лишние слова

1. Возвращаясь в обратный путь, купи билет заранее.

2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

3. Это его единственная ахилессовая пята.

4. Говорил, бурно жестикулируя руками.

5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

6. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Японии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow