Примерные задания к зачету по параграфу 4

Определите род существительных

босоножки, залы, тапки, бикини, протеже, пьяница, кашпо, портмоне, тюль, пари, хиппи, караоке, жюри, тапочки, убийца, меню, бра, досье, авеню, рельсы, дзюдо, хинди, плацкарты, кроссовки, туфли, кашне, виски, динамо, левша

2. Найдите ошибки в употреблении рода существительных.


1) СНГ был образовано в 1991 году.

2) В городе открылось новое вуз.

3) «Спид-инфо» сообщило о юбилее.

4) Шумное, многолюдное Осло.

5) Она всегда была ужасным задирой.

6) ЦСКА разгромила «Черноморец».

7) ФСБ заявило протест.

8) США объявило имя нового президента.


3. Образуйте формы множественного числа  

1. Вузу на постоянную работу требуются лектор…, профессор…, проректор…, повар…, инженер…, редактор…, офицер…, инструктор..

2. ЖЭКу на постоянную работу требуются маляр…, мастер…, столяр, сторож…, диспетчер…, секретар…, слесар…, шофер…, бухгалтер….



Вставьте окончания –ОВ и беглые гласные, где это необходимо

1. Купил по килограмму апельсин_, помидор_, яблок_, мандарин_, лимон_.

2. Нет сапог__, нос_к_, гольф__, туф__л__, вален_к__, джинс_, ботин__к_.

3. Много рельс_, мест_, плацкарт_, пассатиж_, тиск_, плоскогубц__.

4. Здесь много армян_, туркмен_, румын_, грузин_, болгар_, цыган_, чех_.

Раскройте скобки, изменив имена и фамилии, которые нужно изменить

а) Мне нравится голос (Эдит Пиаф, Николай Гнатюк, Валерий Меладзе, Шер, Булат Окуджава, Лада Дэнс, Татьяна Овсиенко).

б) Я провожу вечера с (Леонид Якубович, Максим Галкин, Елена Ханга, Ангелина Вовк, Николай Сванидзе, Евгений Петросян, Елена Степаненко).

Употребите собирательные числительные, где это возможно

а) В семье было 2 (сын) и 2 (дочь),   2 (собака) и 3 (котёнок).

в) В нашей компании 4 (парень) и 3 (девушка).

г) На столе лежало 4 (тетрадь) и 2 (очки).

Запишите цифры словами

а) В 2001 году хозяйство располагало 555 га земли

б) Рак рискует не более чем 269, Овен 542, а Телец – 394 рублями.

 

8.Вставьте нужный глагол с корнем ЛОЖ-КЛАСТЬ:


1.Не _______ноги на стол.

2.Я всегда всё на место ________.

3.Ну, ______карту!       

4.Надо_____-ся спать до полуночи.






Синтаксические нормы

 

Синтаксические нормы определяют законы построения словосочетаний и предложений. Среди трудностей можно назвать следующие:

 

1.Трудности в управлении, т.е. в выборе падежной формы управляемого слова (строить что? дом _; строительство чего? дом а; заведующий чем? кафедр ой; благодаря чему? помощ и).

Типичная ошибка – смешение двух конструкций в одну (платить за что? оплатить что?→ «За проезд оплачиваем!»).

Особую трудность представляет собой управление при однородных членах, имеющих общее зависимое слово, но требующих разного управления («Подбор и наблюдение за фактами» – подбор чего? наблюдение за чем? Нужно обязательно разбить такое словосочетание на два, во втором случае употребив местоимение: Подбор фактов и наблюдение за ними).

 

2. Трудности в согласовании, т.е. в словосочетаниях, когда зависимое слово (прилагательное, местоимение, причастие или глагол) ставится в том же падеже, роде и числе, что и главное слово (как правило, существительное). Например, парт а нов ая, мо я, стоящ ая; стол_ – нов ый, мо й, стоящ ий; стол ы – нов ые, мо и, стоящ ие; стол_ стоял_, парт а стоял а, парт ы стоял и.

Однако иногда от этого правила приходится отступать.

1. При словах, называющих женщин по профессии. Эти слова употребляются или в женском роде (у чительница, певица, стюардесса – стилистически нейтральные; бухгалтерша, кондукторша – стилистически сниженные) и тогда проблем с согласованием нет, или же у мужском роде (редактор, преподаватель, бухгалтер), и тогда они требуют мужского рода определения при них, глагол же остается в форме женского рода (Молод ой врач_ выписал а рецепт).

2. Проблемным бывает выбор формы сказуемого при подлежащем, выраженном словами типа большинство, меньшинство, множество, несколько, двое, четверо и т.п. Сказуемое при них ставиться в форме мн. ч., если подлежащее само активно совершало действие. Если же действие было пассивным, то глагол ставится в форме ед. ч. ср.р. Например: Большинство зрителей восхищал и сь его игрой. Большинство лампочек погасл о. Пятеро рабочих остал и сь на вторую смену. Четверо рабочих остал о сь без зарплаты.

3. Нарушение порядка слов. Хотя в русском языке порядок слов считается свободным,от перестановки слов часто

а) зависит смысл предложения (Мать видит дочь. Дочь видит мать) – считается общепринятым, что на первом месте стоит подлежащее;

б) возникает комический эффект (Иванов ударил потерпевшего по голове бутылкой, из которой потекла кровь) – считается, что определительный оборот должен стоять непосредственно за определяемым словом;

в) зависит стилистическая окрашенность высказывания (Купил золотые серьги и серебряное кольцо – Купил серьги золотые и кольцо серебряное) - в нейтральной речи определение идёт впереди определяемого слова, в речи официальной - наоборот.

 

 

4.Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Это самый трудный вопрос в данной теме.

Деепричастие – это особая форма глагола, отвечающая на вопрос Что делая? (несовершенный вид) или Что сделав? (совершенный вид). Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, совершающееся параллельно главному, деепричастия совершенного вида обозначают действие, предшествовавшее главному.

Важно уяснить, что оба действия одного предложения (главное и параллельное или главное и предшествующее) совершает одно и то же лицо. Предложение Сидя на окне, шляпа улетела построено неправильно, т.к. получается, что шляпа не только улетела, но и на окне сидела.

 

Исправить ошибку такого типа можно,

1. заменив деепричастный оборот придаточным предложением:

  Когда я сидел на окне, шляпа улетела;

2. заменив деепричастный оборот отглагольным существительным:

Во время сидения на окне шляпа улетела;

3. оставив деепричастный оборот, но перестроив основу предложения:

Сидя на окне, я потерял шляпу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: