Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие и назовите источники международного права.

2. Назовите основные принципы международного спортивного права.

3. Назовите основные международные правовые акты в сфере физической культуры и спорта.

4. Раскройте основные положения Международной хартии физического воспитания.

5. Международная конвенция против апартеида в спорте. Цель создания и меры международного сообщества в борьбе с апартеидом в спорте.

6. Дайте характеристику международного военно-спортивного сотрудничества.

7. Международный совет военного спорта (СИЗМ) и его роль в развитии военно-прикладных видов спорта.

8. Перечислите основные субъекты международного движения в сфере физической культуры и спорта.

9. Раскройте международно-правовое положение Международного олимпийского комитета.

10. Международная олимпийская академия. Создание, цели и формы деятельности.

11 Возникновение и развитие международного движения «Спорт для всех».

12. Олимпийский комитет России и его роль в развитии спортивного и Олимпийского движения в Российской Федерации.

 

 III. Развитие физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки как функция государства и ее правовая характеристика

Конституционные основы и законодательство Российской Федерации о физической культуре, служебно-прикладной физической подготовке и спорте. Принципы законодательства в сфере физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта.

Конституция Российской Федерации и конституционное право             России являются основой построения правовой системы  нашего государства. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.  В развитие этого конституционного положения пунктом             2 статьи 41 Конституции определено, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Следовательно, из приведенных выше конституционных положений вытекает, что здоровье человека, его право на жизнь являются неотъемлемыми правами человека и гарантируются государством путем закрепления права на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

В развитие этих конституционных норм Федеральный закон                   «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (пункт 2, статья 1) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Процесс физического воспитания граждан - целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательным действиям и развитие физических способностей, в том числе процесс профессионального физкультурного образования. Нормы конституционного права устанавливают право каждого на образование, гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции).

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены социальные гарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защита обучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей и др. (статьи 34, 41, 44).

Основополагающие принципы регулирования деятельности физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта, закреплены в статье 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой: труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых.

Свое развитие и конкретизацию конституционные нормы о праве на труд находят в трудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе Российской Федерации, который устанавливает понятие трудового договора, его содержание и порядок заключения. Согласно Федеральному закону        "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Названным Федеральным законом также определено, что деятельность спортсменов - профессионалов регулируется трудовым законодательством.

Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (статья 8), придавая им статус экономической основы конституционного строя. Конституционно закреплено право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34). Установлено, что право частной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).

Статьей 30 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на объединение и свобода деятельности общественных объединений, запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 2) предусматривается, что такие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. К их числу относятся фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации, общественные объединения и иные организации.

Особенности правового положения физкультурно-спортивных объединений определены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно статье 8 названного Федерального закона порядок образования, регистрации, реорганизации и(или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, предусмотренных вышеназванным Законом.

Конституция Российской Федерации определяет политическое устройство Российской Федерации и устанавливает полномочия органов     государственной власти Российской Федерации, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

Так, Федеральное Собрание Российской Федерации принимает федеральный законы о бюджете, в которых предусматривается финансирование развития физической культуры и спорта. К полномочиям Федерального Собрания также отнесена функция ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации, в том числе и по вопросам физической культуры и спорта. Главная функция Федерального Собрания Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта - деятельность законотворческая.

Правительство Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» наделено полномочиями по  определению основных направлений государственной политики в различных отраслях деятельности нашего государства, исполнения Конституции, международных обязательств и законов Российской Федерации, а также указов, поручений и распоряжений Президента Российской Федерации, концепций, планов и программ социально-экономического развития страны, по всему спектру деятельности России, включая физическую культуру и спорт. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Министерстве спорта Российской Федерации, утверждаются федеральные целевая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации  и т.д.

На судебную систему Российской Федерации действующим конституционным законодательством возлагается осуществление правосудия по гражданским, уголовным и административным делам, в том числе и по делам, возникающим в сфере физической культуры и спорта. При этом суды в своей деятельности при рассмотрении и разрешении дел действуют в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации (статья 1) определена особая роль Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.

Кроме того, он обладает правом законодательной инициативы и              определяет структуру Правительства Российской Федерации. Своим указом назначает непосредственно подчиненных Главе государства министров, представляет кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Немаловажным конституционными положениями являются положения, закрепленные в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации которыми, разграничивающие полномочия между федеральными          органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, правоохранительная деятельность, оборона и безопасность Российской Федерации отнесены к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, а образование, здравоохранение, физическая культура и спорт отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов              Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, принимаемые (издаваемые) органами государственной власти субъектов России нормативные правовые акты имеют приоритет над федеральными нормативными правовыми актами.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г.          № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации органов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, конституционное законодательство отнесло физическую культуру и спорт к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  Управление сферой «Физическая культура и спорт» осуществляется как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Финансирование планов и программ развития физической          культуры и спорта в России осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

В систему федеральных органов исполнительной власти входит Министерство спорта Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года, № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Наряду с Министерством спорта Российской Федерации управляющую подсистему физической культуры и спорта составляют и другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы физкультурного образования, лечебной физкультуры, спортивной медицины, военно-прикладной и служебно-прикладной физической подготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Действующее административное, гражданское, финансовое законодательство предоставляет исполнительным органам федеральной и региональной  государственной власти Российской Федерации и администрациям муниципальных образований полномочия по непосредственному управлению государственными и муниципальными физкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности. К формам непосредственного управления относятся правовые акты органа исполнительной власти о создании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом, утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должностей руководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется в формах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры, спорта и иных.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (статьи 130-133 Конституции Российской Федерации).

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Основы местного самоуправления законодательно закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из изложенного следует, что конституционные права и свободы реализуются субъектами физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, конкретное содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов, достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Поэтому трудно согласиться с мнением о необходимости принятия широкого перечня законов о спорте: профессиональном, студенческом, юношеском, детском и т.п. Как справедливо замечает Ю.А. Тихомиров, обосновывая общую концепцию развития российского законодательства, увеличение числа законов не свидетельствует о повышении уровня правовой урегулированности общественных отношений и не дает необходимых результатов, поскольку отрывает их от целевых программ и других актов. Рассматривая вопросы совершенствования законодательства о спорте, С.Н. Братановский приходит к выводу о необходимости принятия наряду с законами пакетов подзаконных актов по вопросам физического воспитания и физкультурной работы.

Основные принципы законодательства в сфере физической культуры и спорта. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,  законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах: 

- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

- единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; 

- сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта; 

- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта; 

- запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта; 

- содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;  

- взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;

- непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам; 

- содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: