Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.
Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.
Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.
К таким органам относятся, например, Федеральное Собрание — парламент Российской федерации. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.
Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт.
Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты, в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты.
Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе, независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.
Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается.
В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.
К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом — путем референдума (всенародного голосования).
Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:
а) основные (это Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации);
б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 108 Конституции Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации Государственный флаг, Герб и Гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;
в) федеральные законы,принимаемые по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам;
г) законы, принимаемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс Российской Федерации и др.).
Общественные отношения в сфере физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Данный федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. К федеральным законам, осуществляющих регулирование сферы физической культуры и спорта, можно отнести также:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ);
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. (Федеральные законы – часть I от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть II от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ);
- Уголовный кодекс Российской Федерации. (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (Федеральный от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ);
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
- Гражданский кодекс Российской Федерации. (Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – часть I, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ – часть II) и другие.
Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.
Подзаконные акты. Значительное место среди подзаконных актов как источников права, занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права — это те указы Президента, которые содержат нормы права, т.е. нормативные, направленные на регулирование общественных отношений. К их числу относятся, например:
- Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2014 г. N 16 "О подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске";
- Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 484 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных соревнований";
- Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта";
- Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 368 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр";
- Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников";
- Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 863 "О Международном спортивном форуме "Россия - спортивная держава";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания — Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, например:
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 65 "О внесении изменения в Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований";
- постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607 "О Министерстве спорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и др.
На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Это уставы краев, областей, законы, постановления и другие правовые акты.
К источникам права Российской Федерации относятся также договоры: федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений федеративного договора, действуют положения Конституции Российской Федерации); международные договоры; договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, надо иметь в виду и то, что согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции Российской Федерации.
Законодательство о физической культуре и спорте. Конституционные основы физической культуры и спорта.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации. Речь идет о следующих двух основных моментах. Во-первых, в части 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение п. "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит общие вопросы физкультуры и спорта к предмету совместного ведения России и ее субъектов.
Именно второе из приведенных конституционных положений в совокупности с нормой части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предопределили структуру законодательства о физической культуре и спорте.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» выделяет два уровня данной отрасли законодательства:
1) акты федерального законодателя - непосредственно данный Федеральный закон, а также другие федеральные законы; 2) акты законодателей субъектов Российской Федерации - законы субъектов России, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и другими федеральными законами, образующими данную отрасль законодательства.
Федеральные законы в сфере физической культуры и спорта. Обращает на себя внимание, что в части 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона понятие "законодательство" используется в точном его понимании, т.е. как совокупность только законодательных актов, в отличие от широкого понимания этого понятия, охватывающего не только непосредственно законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты. В то же время непосредственно в части 2 данной статьи говорится и о «иных» нормативных правовых актах, содержащих нормы, регулирующие отношения в области физкультуры и спорта.
На федеральном уровне такими актами являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а на региональном - нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.На муниципальном уровне – нормативные акты органов местного самоуправления
Акты Президента Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Издание Президентом Российской Федерации указов и распоряжений, предусмотрено частью 1 статьи 90 Конституции Российской Федерации. Согласно части 2 этой же статьи Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента России, которые имеют нормативный характер. Обращает на себя внимание, что Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» непосредственно издание Президентом России указов, регулирующих отношения в области физкультуры и спорта, не предусматривает, однако это не означает, что такие нормативные правовые акты не могут быть изданы.. В данном случае напрямую действуют нормы Конституции Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации отнесено (статья 114):
- разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и другие.
Правительство Российской Федерации, как установлено частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства России обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства России, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, в соответствии с частью 3 данной статьи Конституции, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Статьей 16 данного Федерального конституционного закона Правительству Российской Федерации предписано разрабатывать и осуществлять меры по развитию физической культуры, спорта и туризма.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта Правительством Российской Федерации изданы такие стратегически важные правовые акты как:
- постановление от 11 января 2006 г. № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2006 – 2015 годы»;
- распоряжение от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»;
- постановление от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта»;
- постановление от 15 апреля 2014 г. №302 «Об утверждении программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
- постановление от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- постановление от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» и другие.
Ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта осуществляется Министерством спорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, а также иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и правоохранительная служба.
Особое место в системеправового регулирования физической культуры и спорта занимают правовые акты Министерства спорта Российской Федерации.
Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 (далее – Положение), установлено, что Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минспорт России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений;
- порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта;
- общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта;
- Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;
- положение о спортивных судьях;
- положение о присвоении почетных спортивных званий;
- порядок проведения допинг-контроля;
- перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;
- общероссийские антидопинговые правила;
- общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;
- порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций;
- порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации;
- порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре;
- порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения;
- квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей;
- порядок включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- порядок разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- правила видов спорта;
- порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, а также научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
- порядок финансирования за счет средств федерального бюджета физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и нормы расходов средств на проведение указанных мероприятий;
- порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями;
- федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации;
- порядок использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний;
- федеральные стандарты спортивной подготовки;
- порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку;
- примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке;
- порядок осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;
- основания, по которым допускается освобождение от возмещения расходов, понесенных заказчиком услуг по спортивной подготовке, на подготовку не заключивших трудовой договор лиц, прошедших спортивную подготовку;
- порядок ведения системы учета данных о спортсменах, занимающихся видом спорта, развиваемым соответствующей общероссийской спортивной федерацией, и выдачи документов, удостоверяющих принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов;
- нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Минспорта России, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 55 Регламента Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны
Российской Федерации от 10 января 2015 года N 1 в Министерстве обороны издаются следующие основные виды правовых актов:
- приказ, директива, указания Министра обороны Российской Федерации;
- указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации;
- директива Генерального штаба Вооруженных Сил;
- приказание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
- директива, указания заместителя Министра обороны Российской Федерации;
- директива, указания начальника службы Министерства обороны;
- директива, указания начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации;
- указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Министерства обороны издаются, как правило, в виде приказов. Правовые акты по текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.
Приказы, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.
Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил, издаваемые по вопросам, отнесенным к компетенции Генерального штаба Вооруженных Сил, обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.
Приказания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации отдаются от имени Министра обороны Российской Федерации и обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.
Директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, директивы и указания начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации, указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, изданные в соответствии с полномочиями и компетенцией должностных лиц, их подписавших, являются обязательными для исполнения органами военного управления, воинскими частями, организациями и должностными лицами видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.
Нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 72) относит общие вопросы физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На примере Ленинградской области рассмотрим региональное правовое регулирование физической культуры и спорта.
Областным законом 30 декабря 2009 года № 118-оз «О физической культуре и спорте в Ленинградской области» установлены полномочия органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Уставом Ленинградской области закреплено разделение государственной власти области на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.
Систему органов государственной власти Ленинградской области составляют:
Губернатор Ленинградской области - высшее должностное лицо Ленинградской области;
Законодательное собрание Ленинградской области - высший законодательный (представительный) орган государственной власти Ленинградской области;
Правительство Ленинградской области - высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области;
отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области, входящие в состав Администрации Ленинградской области;
Уставный суд Ленинградской области и мировые судьи Ленинградской области.
Система органов государственной власти Ленинградской области устанавливается Ленинградской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством
К нормативным правовым актам Ленинградской области (далее также - законодательство Ленинградской области, областное законодательство) относятся принятые в пределах полномочий органов государственной власти Ленинградской области:
Устав Ленинградской области;
законы Ленинградской области (далее также - областные законы);
постановления Губернатора Ленинградской области;
постановления Законодательного собрания Ленинградской области;
постановления Правительства Ленинградской области;
приказы отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области.
Муниципальные нормативные правовые акты. Конституция Российской Федерации (статья 131 часть 1) устанавливает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа наряду с другими относит вопрос обеспечения условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено принятие муниципальных правовых актов по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта (часть 3 статьи 4), которые не могут противоречить данному Федеральному закону.
Понятие муниципального правового акта дано в части 1 статьи 2 Федерального закона о МСУ - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В систему муниципальных правовых актов в соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона о МСУ входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Международно-правовые акты, регулирующие физическую культуру и спорт. В части 4 статьи 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержится традиционное для федерального законодателя положение, с точностью воспроизводящее правило части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора.
Следует подчеркнуть, что часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;
к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного;
содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Как указано в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который определяет порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров России, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием "международный договор России" охватываются такие их виды как договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров:
международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (пункт 2 статьи 1 и пункт 2 статьи 3);
международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника бывшего Союза ССР (пункт 3 статьи 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров в России принимаются соответствующие правовые акты. С учетом этого пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено следующее:
суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора России;
при этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором, России следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Как разъяснено в пункте 3 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5, к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. Там же указано, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор России, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте понятие права Российской Федерации и назовите его источники.
2. Что понимается под спортивным правом Российской Федерации? Почему спортивное право является комплексной отраслью права Российской Федерации?
3. Раскройте конституционные основы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.
4. Дайте характеристику правоотношений, регулируемых спортивным правом Российской Федерации.
5. Назовите виды источников права в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации и раскройте полномочия федеральных органов государственной власти по их изданию (принятию)?
6. Назовите виды и дайте характеристику правовым актам Министерства обороны Российской Федерации в сфере военно-прикладной физической подготовки.
7. Раскройте полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию физической культуры и спорта. Назовите виды источников права субъектов Российской Федерации в этой сфере.
II. Международные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта.