Система нормативно-правового регулирования физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта

Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой дея­тельности государства, с помощью которого воля законода­теля находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источниками права в юридической науке обычно по­нимают внешние формы выражения правотворческой деятельно­сти государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

К таким органам относятся, например, Федеральное Со­брание — парламент Российской федерации. Президент Рос­сийской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государст­венный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт.

Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (напри­мер, в Великобритании) относятся не только нормативные акты, в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты.

Под правовым обычаем (обычным правом) следует пони­мать нормы, которые сложились в обществе, независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, выне­сенное по конкретному делу, может стать правилом для раз­решения подобных случаев на будущее. В этом случае судеб­ное решение по существу становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особен­ное распространение судебный прецедент получил в Велико­британии. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в приме­нении норм действующего права. Не имеет у нас распростра­нения и правовой обычай, хотя он и не отрицается.

В некоторых странах источником права служат ре­лигиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В осно­ве мусульманского права лежат такие источники, как свя­щенная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, об­ращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухам­меду, Сунна сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.

К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федера­ции согласно действующей Конституции законодательным ор­ганом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент Рос­сии. Закон также может быть принят непосредственно наро­дом — путем референдума (всенародного голосования).

Законы в Российской Федерации по своему значению де­лятся на:

а) основные (это Конституция Российской Федерации, конституции респуб­лик в составе Российской Федерации);

б) федеральные конституционные законы, которые при­нимаются согласно статье 108 Конституции Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в Конституции Российской Федерации.  Так, в соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации Государственный флаг, Герб и Гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы,принимаемые по предметам ве­дения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации  (статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции Российской Федерации не мо­гут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации (рес­публик, краев, областей и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и федеральные зако­ны имеют верховенство на всей территории Российской Феде­рации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы зако­нодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс  Российской Федерации и др.).

Общественные отношения в сфере физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом  от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».  Данный федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Феде­рации и олимпийского движения России. Федеральный  закон рас­сматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспита­ния патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими уп­ражнениями  и  спортом.  К федеральным законам, осуществляющих  регулирование сферы физической культуры и спорта,  можно отнести также:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ);

- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. (Федеральные законы – часть I  от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть II от            5 августа 2000 г. N 117-ФЗ);

- Уголовный кодекс Российской Федерации. (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ);

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (Федеральный от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ);

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

- Гражданский кодекс Российской Федерации. (Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – часть I, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ – часть II) и другие.

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридиче­ская сила законов выражается в том, что отдельные госу­дарственные акты издаются на их основе и должны им соот­ветствовать.

Подзаконные акты. Значительное место среди подзаконных актов как ис­точников права, занимают указы Президента Российской Фе­дерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права — это те указы Президента, которые содержат нормы права, т.е. нормативные, направленные на регулирование общественных отношений. К их числу отно­сятся, например:

- Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2014 г. N 16 "О подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске";

- Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 484 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных соревнований";

- Указ Президента  Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта";

- Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 368 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр";

- Указ Президента Российской Федерации  от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников";

- Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 863 "О Международном спортивном форуме "Россия - спортивная держава";

- Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

Нормы права могут содержаться также в различных по­становлениях и иных актах, принимаемых палатами Федераль­ного Собрания — Советом Федерации  и  Государственной Ду­мой, Правительством Российской Федерации, например:

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)";

- постановление Правительства Российской Федерации от              18 апреля 2014 г. N 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований";

- постановление Правительства Российской Федерации от              15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";

- постановление Правительства Российской Федерации от             30 января 2014 г. N 65 "О внесении изменения в Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований";

- постановление Правительства Российской Федерации от             16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований";

- постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607 "О Министерстве спорта Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации  от             11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме пе­речисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Это уставы краев, областей, законы, постановления и другие правовые акты.

К источникам права Российской Федерации относятся также договоры: феде­ративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Рос­сийской Федерации положений федеративного договора, дей­ствуют положения Конституции Российской Федерации); международные договоры; договоры между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные догово­ры Российской Федерации есть составная часть ее правовой системы. На значе­ние общепризнанных норм международного права как источни­ка права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, уста­навливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина соглас­но общепризнанным принципам и нормам международного пра­ва, соответствующие Конституции Российской Федерации.

Законодательство о физической культуре и спорте. Конституционные основы физической культуры и спорта.

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации. Речь идет о следующих двух основных моментах. Во-первых, в части  2 статьи 41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение п. "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит общие вопросы физкультуры и спорта к предмету совместного ведения России и ее субъектов.

Именно второе из приведенных конституционных положений в совокупности с нормой части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предопределили структуру законодательства о физической культуре и спорте.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» выделяет два уровня данной отрасли законодательства:

1) акты федерального законодателя - непосредственно данный Федеральный закон, а также другие федеральные законы; 2) акты законодателей субъектов Российской Федерации - законы субъектов России, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и другими федеральными законами, образующими данную отрасль законодательства.

Федеральные законы в сфере физической культуры и спорта. Обращает на себя внимание, что в части 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона понятие "законодательство" используется в точном его понимании, т.е. как совокупность только законодательных актов, в отличие от широкого понимания этого понятия, охватывающего не только непосредственно законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты. В то же время непосредственно в части 2 данной статьи говорится и о «иных» нормативных правовых актах, содержащих нормы, регулирующие отношения в области физкультуры и спорта.

На федеральном уровне такими актами являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а на региональном - нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.На муниципальном уровне – нормативные акты органов местного самоуправления

Акты Президента Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Издание Президентом Российской Федерации указов и распоряжений, предусмотрено частью 1 статьи 90 Конституции Российской Федерации. Согласно части 2 этой же статьи Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента России, которые имеют нормативный характер. Обращает на себя внимание, что Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» непосредственно издание Президентом России указов, регулирующих отношения в области физкультуры и спорта, не предусматривает, однако это не означает, что такие нормативные правовые акты не могут быть изданы.. В данном случае напрямую действуют нормы Конституции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

К полномочиям Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации отнесено (статья 114):

- разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации и другие.

Правительство Российской Федерации, как установлено частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий   издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства России обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства России, в случае их противоречия  Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, в соответствии с частью 3 данной статьи Конституции, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.       N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Статьей 16 данного Федерального конституционного закона Правительству Российской Федерации предписано разрабатывать и осуществлять меры по развитию физической культуры, спорта и туризма.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта Правительством Российской Федерации изданы такие стратегически важные правовые акты как:

- постановление от 11 января 2006 г. № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2006 – 2015 годы»;

- распоряжение от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»;

- постановление от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта»;

- постановление от 15 апреля 2014 г. №302 «Об утверждении программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;

- постановление от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);

- постановление от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» и другие.

Ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта осуществляется Министерством спорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, а также иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и правоохранительная служба.

Особое место в системеправового регулирования физической культуры и спорта занимают правовые акты Министерства спорта Российской Федерации.

Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от     19 июня 2012 г. № 607 (далее – Положение), установлено, что Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минспорт России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений;

- порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта;

- общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта;

- Единая всероссийская спортивная классификация и положение о ней;

- положение о спортивных судьях;

- положение о присвоении почетных спортивных званий;

- порядок проведения допинг-контроля;

- перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

-  общероссийские антидопинговые правила;

- общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядок утверждения этих списков;

- порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций;

- порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации;

- порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре;

- порядок признания в Российской Федерации видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения;

- квалификационные требования к кандидатам на присвоение квалификационных категорий спортивных судей;

- порядок включения физкультурных и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- порядок разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

-  правила видов спорта;

- порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, а также научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- порядок финансирования за счет средств федерального бюджета физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и нормы расходов средств на проведение указанных мероприятий;

- порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями;

- федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

- порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации;

- порядок использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слова "олимпийский" или образованных на его основе слов и словосочетаний;

- федеральные стандарты спортивной подготовки;

- порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку;

- примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке;

- порядок осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки;

- основания, по которым допускается освобождение от возмещения расходов, понесенных заказчиком услуг по спортивной подготовке, на подготовку не заключивших трудовой договор лиц, прошедших спортивную подготовку;

- порядок ведения системы учета данных о спортсменах, занимающихся видом спорта, развиваемым соответствующей общероссийской спортивной федерацией, и выдачи документов, удостоверяющих принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов;

- нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Минспорта России, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 55 Регламента Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны
Российской Федерации от 10 января 2015 года N 1 в Министерстве обороны издаются следующие основные виды правовых актов:

- приказ, директива, указания Министра обороны Российской Федерации;
  - указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации;
- директива Генерального штаба Вооруженных Сил;

- приказание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

 - директива, указания заместителя Министра обороны Российской Федерации;
- директива, указания начальника службы Министерства обороны;
- директива, указания начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации;

- указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.                                                                        

Нормативные правовые акты  Министерства обороны издаются, как правило, в виде приказов. Правовые акты по текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний.

Приказы, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.

Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил, издаваемые по вопросам, отнесенным к компетенции Генерального штаба Вооруженных Сил, обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.
Приказания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации отдаются от имени Министра обороны Российской Федерации и обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил.

Директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, директивы и указания начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации,  указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, изданные в соответствии с полномочиями и компетенцией должностных лиц, их подписавших, являются обязательными для исполнения органами военного управления, воинскими частями, организациями и должностными лицами видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (статья 72) относит общие вопросы физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На примере Ленинградской области рассмотрим региональное правовое регулирование физической культуры и спорта.

Областным законом 30 декабря 2009 года № 118-оз «О физической культуре и спорте в Ленинградской области» установлены полномочия органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Уставом Ленинградской области закреплено  разделение государственной власти области на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

Систему органов государственной власти Ленинградской области составляют:

Губернатор Ленинградской области - высшее должностное лицо Ленинградской области;

Законодательное собрание Ленинградской области - высший законодательный (представительный) орган государственной власти Ленинградской области;

Правительство Ленинградской области - высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области;

отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области, входящие в состав Администрации Ленинградской области;

Уставный суд Ленинградской области и мировые судьи Ленинградской области.

Система органов государственной власти Ленинградской области устанавливается Ленинградской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством

К нормативным правовым актам Ленинградской области (далее также - законодательство Ленинградской области, областное законодательство) относятся принятые в пределах полномочий органов государственной власти Ленинградской области:

Устав Ленинградской области;

законы Ленинградской области (далее также - областные законы);

постановления Губернатора Ленинградской области;

постановления Законодательного собрания Ленинградской области;

постановления Правительства Ленинградской области;

приказы отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области.

Муниципальные нормативные правовые акты. Конституция Российской Федерации (статья 131 часть 1) устанавливает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа наряду с другими относит вопрос обеспечения условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено принятие муниципальных правовых актов по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта (часть 3 статьи 4), которые не могут противоречить данному Федеральному закону.

Понятие муниципального правового акта дано в части 1 статьи            2 Федерального закона о МСУ - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов в соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона  о МСУ входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Международно-правовые акты, регулирующие физическую культуру и спорт. В части 4 статьи 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержится традиционное для федерального законодателя положение, с точностью воспроизводящее правило части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора.

Следует подчеркнуть, что часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

 Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5               "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;

к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного;

содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Как указано в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г.            N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который определяет порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров России, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием "международный договор России" охватываются такие их виды как договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров:

международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (пункт 2 статьи 1 и пункт 2 статьи 3);

международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника бывшего Союза ССР (пункт 3 статьи 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона                       "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров в России принимаются соответствующие правовые акты. С учетом этого пунктом    5 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации  от        31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено следующее:

суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора России;

при этом судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором, России следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Как разъяснено в пункте 3 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5, к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. Там же указано, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор России, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие права Российской Федерации и назовите его источники.

2. Что понимается под спортивным правом Российской Федерации? Почему спортивное право является комплексной отраслью права Российской Федерации?

3. Раскройте конституционные основы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.

4. Дайте характеристику правоотношений, регулируемых спортивным правом Российской Федерации.

5. Назовите виды источников права в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации и раскройте полномочия федеральных органов государственной власти по их изданию (принятию)?

6. Назовите виды и дайте характеристику правовым актам Министерства обороны Российской Федерации в сфере военно-прикладной физической подготовки.

7. Раскройте полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию физической культуры и спорта. Назовите виды источников права субъектов Российской Федерации в этой сфере.

 

II. Международные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: