Развитие физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации

Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года. Утв ерждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 г. (далее – Концепция).

Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, по обеспечению боеспособности и повышению боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Концепция является составной частью государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и  направлена на обеспечение физической готовности военнослужащих к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением, развитие и поддержание инфраструктуры физической подготовки в Вооруженных Силах.

Общее управление реализацией Концепции в Вооруженных Силах осуществляется Управлением физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Основные проблемы физической подготовки в                        Вооруженных Силах Российской Федерации. Анализ состояния физической подготовки на момент утверждения Концепции позволил выявить проблемы, негативно влияющие на уровень физической подготовленности военнослужащих:

недооценка места и роли физической подготовки в системе военно-профессиональной деятельности;

несоответствие действующих нормативных правовых документов, регулирующих организацию, проведение и контроль физической подготовки военнослужащих, требованиям военно-профессиональной деятельности Вооруженных Сил;

несоответствие физической подготовленности кандидатов для прохождения военной службы по контракту требованиям к уровню физической пригодности;

остаточный принцип финансирования физической подготовки в Вооруженных Силах, который привел к прекращению снабжения соединений и воинских частей, вузов спортивным имуществом, инвентарем, оборудованием, специальной техникой и аппаратурой;

отсутствие действенной системы привития военнослужащим чувства ответственности за личный уровень физической подготовленности, потребности систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно готовым к выполнению служебных обязанностей;

несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития физической подготовки в Вооруженных Силах;

недостаточное количество специалистов по физической подготовке войскового звена для обеспечения эффективного функционирования процесса физической подготовки в различных условиях военно-профессиональной деятельности;

прогрессирующее ухудшение качества физической подготовки и уровня физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту;

возможность, предоставленная военнослужащим в течение ряда лет находиться в группе ЛФК и под этим предлогом не посещать занятия по физической подготовке и не сдавать контрольные проверки;

низкая эффективность функционирования системы физической подготовки допризывной молодежи.

В связи с этим назрела необходимость приведения существующей системы физической подготовки в соответствие со стоящими перед Вооруженными Силами задачами.

Целью Концепции является обеспечение необходимого уровня физической готовности военнослужащих к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Задачами Концепции являются повышение статуса физической подготовки в системе воинского обучения как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск, для чего необходимо:

создать нормативную правовую базу, обеспечивающую эффективное функционирование физической подготовки в Вооруженных Силах;

ежедневно в служебное время ввести один час занятий физическими упражнениями в местах для занятий физической подготовкой;

повысить методику подготовки организаторов и руководителей занятий по физической подготовке;

поддерживать и совершенствовать учебно-материальную базу физической подготовки.

По итогам выполнения мероприятий, направленных на совершенствование физической подготовки в Вооруженных Силах, предполагается получить :

эффективную модель управления и организации физической подготовки в Вооруженных Силах с учетом современных требований;

современную нормативную правовую базу организации и всестороннего обеспечения физической подготовки в Вооруженных Силах;

ведение должностей инструкторов по физической подготовке в воинских частях постоянной готовности и их подготовку в Военном институте физической культуры;

плановое обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем мест для занятий физическими упражнениями в воинских частях;

ремонт необходимых спортивных объектов имеющейся базы для занятий физической подготовкой;

строительство современных типовых модульных спортивных объектов в вузах, закрытых военных городках, соединениях и воинских частях постоянной готовности, учебных частях;

повышение ответственности военнослужащих за свою физическую готовность.

Достижение цели Концепции позволит обеспечить:

необходимый уровень физической подготовленности военнослужащих к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением;

формирование правовой, научно-методической и информационной базы развития физической подготовки в Вооруженных Силах;

оптимизацию количества квалифицированных специалистов-инструкторов по физической подготовке в воинских частях;

здоровый образ жизни военнослужащих и улучшение морально-нравственной атмосферы в воинских коллективах;

популяризацию среди допризывной молодежи службы в Вооруженных Силах посредством привлечения их к спортивно массовым мероприятиям гарнизона.

Концепцией предусмотрен План реализации по совершенствованию физической подготовки Вооруженных Сил на период до 2016 года.

Реализация мероприятий Концепции предусмотрена в два этапа:

первый этап 2008-2012 годы:

второй этап 2013-2016 годы.

На первом этапе (до 2012 г.):

разработать и ввести в действие Наставление по физической подготовке 2009 года и Руководства по физической подготовке в видах и родах войск Вооруженных Сил;

повысить статус физической подготовки и ввести: в видах Вооруженных Сил отделы физической подготовки, в родах войск Вооруженных Сил и в военных округах (флотах) - группы физической подготовки, в объединениях - отделения физической подготовки, в соединениях и частях - службы физической подготовки;

ввести в регламент служебного времени ежедневно один час занятий физическими упражнениями в местах для занятий физической подготовкой;

ввести должности инструкторов (1-5 чел.) по физической подготовке в мотострелковых, десантных частях, частях морской пехоты, бригадах (подразделениях) специального назначения;

завершить строительство объектов физической подготовки. спланированных к вводу в эксплуатацию до 2012 года:

обеспечить спортивным оборудованием и инвентарем места для проведения занятий по физической подготовке.

На втором этапе (до 2016 г.):

в зависимости от перспективной численности Вооруженных Сил ввести и укомплектовать должности инструкторов по физической подготовке в отдельных батальонах (дивизионах) остальных частей постоянной боевой готовности;

завершить строительство объектов физической подготовки в окружных учебных центрах;

построить современные типовые модульные спортивные объекты в вузах, закрытых военных городках, соединениях и воинских частях постоянной готовности, учебных частях, органах военного управления.

Стратегический план развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегический план). Утвержден на заседании Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (протокол № 4 от 16 февраля 2009 г.).

Одной из основных задач Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года является совершенствование физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Стратегической целью в этой области является повышение доступности и качества услуг в сфере физической культуры и спорта для военнослужащих,  лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Стратегический планразработан с учётом перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации и в соответствии с Концепцией совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года.

В сферу действия стратегического планирования включены целевые категории и их ожидания от реализации мероприятий Стратегического плана:

военнослужащие (1,1 млн. чел. -15,4%) - повышение уровня физической подготовленности и обеспеченность современными спортивными объектами;

лица гражданского персонала Вооруженных Сил (0,8 млн. чел. -11,1%) - обеспечение доступными и качественными услугами физкультурно-оздоровительной направленности, возможность поддержания здорового образа жизни;

члены семей военнослужащих (4,2 млн. чел. -58,0%) - подготовка к службе в армии, возможность занятий физической культурой и спортом на современной учебно-материальной базе;

граждане, уволенные с военной службы (1,1 млн. чел. -15,5%) - возможность поддержания здорового образа жизни, занятий физической культурой в современных спортивных сооружениях.

Всего получателей социальных услу г - около 7,2 млн. человек

В Стратегическом плане отмечается, что не является секретом низкий уровень физической готовности военнослужащих к выполнению боевых задач;

отсутствие необходимой физической подготовленности у лиц допризывного и призывного возраста;

    отсутствие системы привлечения членов семей военнослужащих, гражданского персонала и граждан, уволенных с военной службы к укреплению здоровья средствами физической культуры.

Основными причинами возникновения проблемы явились:

стабильно высокий уровень заболеваемости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту;

наличие недостаточно эффективной системы физической подготовки допризывной и призывной молодежи к военной службе;

(64% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом. Около 7% учеников не посещают уроки физической культуры. Нормативы по физической культуре для выпускников школ значительно ниже, чем требуется от молодого пополнения Вооруженных Сил и для поступление в военно-учебные заведения МО РФ);

низкое качество и доступность услуг в сфере физической культуры и спорта военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, ветеранов военной службы, и членов их семей;

(Количество квалифицированных специалистов по физической подготовке в Вооруженных Силах – один начальник физической подготовки и спорта на всю воинскую часть, а пропускная способность спортивных сооружений воинских частей не позволяют сделать доступными регулярные занятия физическими упражнениями для гражданского персонала, ветеранов военной службы, и членов их семей).

учебно-материальная база физической подготовки в Вооруженных Силах требует совершенствования;

низкий уровень пропаганды здорового образа жизни.

Вместе с тем в Стратегическом плане подчеркнуто, что  имеются все возможности для существенного повышения уровня развития физической культуры и массового спорта в Вооруженных Силах при условии, что эти вопросы станут приоритетными не только для государства, но и для каждого военнослужащего, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.

Стратегический план предусматривает проведение конкретных мероприятий в три этапа.

Первый этап – 2008-2012 годы, второй – 2013-2017 годы и третий – 2018-2020 годы.

В их основу положены основные показатели экономического развития страны, этапы реформирования Вооруженных Сил и планируемые объемы бюджетных ассигнований.

В целях выполнения мероприятий по реализации Стратегического плана планируется:

- ввести новое Наставление по физической подготовке и впервые -Руководства по физической подготовке в видах и родах войск Вооруженных Сил;

- в целях повышения уровня физической подготовленности военнослужащих увеличено время для занятий физической подготовкой военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – 5 часов в неделю, по 1 часу ежедневно в регламенте служебного времени;

- для повышения мотивации к занятиям физической подготовкой ввести меры материального стимулирования и ответственности за уровень физической подготовленности военнослужащих;

- для повышения эффективности системы физической подготовки осуществляется работа по созданию новой нормативной правовой базы с учетом боевого опыта Вооруженных Сил и опыта армий иностранных государств;

- с целью укрепления кадрового потенциала в новом облике Вооруженных Сил в войсковом звене предусмотрено введение должностей инструкторов по физической подготовке, в соответствии со спецификой предназначения;

(Это даст возможность проводить все занятия по физической подготовке с военнослужащими квалифицированными специалистами, а во внеслужебное время оказывать физкультурно-оздоровительные услуги в сфере физической культуры и спорта гражданскому персоналу Вооруженных Сил, ветеранам военной службы, и членам их семей.

Подготовка инструкторов планируется на базе Военного института физической культуры (Санкт-Петербург) в системе среднего профессионального образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов. В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению полученных знаний, умению решать проблемы и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий).

Военный институт физической культуры единственное аккредитованное высшее учебное заведение Российской Федерации, готовящее специалистов по физической подготовке для Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также армий зарубежных государств.

С целью формирования практических навыков у инструкторов физической подготовки планируетсясоздание центра специальной физической подготовки и выживания при Военном институте физической культуры – с местом расположения: пос. Токсово (база СКА ЛенВО), филиалы - центр подготовки спортсменов в г. Кисловодске, база активного отдыха пос. Терскол, центр военно-прикладных видов спорта Вооруженных Сил г. Истра.

(Центр создается с целью подготовки инструкторов к выполнению специальных задач в различных климатогеографических зонах, а так же формированию психологической и физической готовности к действиям в экстремальных условиях и выживанию на воде и горной местности).

В Стратегическом плане предусматривается переформирование спортивных клубов Вооруженных Сил и создание на их базе физкультурно-оздоровительных центров, с приданием правового статуса федерального государственного учреждения с выполнением задач по организации физической подготовки военнослужащих, обеспечению подготовки допризывной и призывной молодежи, созданию условий военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу для занятий физическими упражнениями и активного отдыха; организации работы детско-юношеских спортивных школ.

     Планируется переход к строительству модульных многофункциональных спортивных сооружений двойного назначения пропускной способностью 100, 300, 500 человек (из расчета на батальон, полк, бригаду) – для организации физической подготовки военнослужащих и созданию условий для занятий физическими упражнениями и активного отдыха членам их семей, гражданскому персоналу.

Помимо решения вопроса совершенствования учебно-материальной базы отмечается ряд приоритетных направлений.

Для военнослужащих:

введение механизмов стимулирования и ответственности за личную физическую подготовленность, используя лучший опыт зарубежных армий;

(По данным зарубежной печати ежегодно в армии США увольняют более 800 человек за невыполнение нормативов по физической подготовке).

введение новой нормативной базы, повышающей требования к уровню физической подготовленности и обеспечивающей дифференцированный подход в соответствии с профессионально-должностным предназначением военнослужащих;

увеличение количества часов на занятия физической подготовкой;

укрепление кадрового потенциала специалистов физической подготовки;

внедрение современных инновационных тренировочных программ, позволяющих организовать физическую тренировку военнослужащих с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности.

Реализация этих мероприятий позволит увеличить долю военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично» до уровня 90% и более.

Для лиц допризывного и призывного возраста:

усиление требований (разработанных совместно с ГВМУ и 5 упр. ГУК) к отбору кандидатов для учебы в высших военно-учебных заведениях, суворовских военных училищах и кадетских корпусах;

организация совместно с федеральными органами исполнительной власти проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе.

Планируемый результат – необходимый уровень физической подготовленности граждан призывного возраста для поступления в военно-учебные заведения и военной службы.

Для членов семей военнослужащих, гражданского персонала и граждан, уволенных с военной службы:

увеличение массовости физкультурных мероприятий за счет предоставления возможности заниматься на объектах учебно-материальной базы воинских частей, военно-учебных заведений и организаций МО;

увеличение индивидуальной направленности физкультурных мероприятий за счет максимального расширения культивируемых и развиваемых видов спорта в Вооруженных Силах;

создание системы спортивных соревнований для всех категорий граждан в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности.

Планируемый результат – повышение удовлетворённости доступностью и качеством услуг в сфере физической культуры и спорта до 90% и более.

В результате реализации стратегического плана ожидается поэтапное повышение:

доли военнослужащих, занимающихся в свободное от военной службы время физической культурой и спортом с 5% до 100%;

доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично» с 30% до 90%;

 доли военнослужащих, имеющих спортивный разряд с 10% до 50%;

обеспеченности воинских частей, вузов Министерства обороны Российской Федерации, спортивными объектами и имуществом, оборудованием и инвентарем с 40% до 100%;

доли спортивных объектов, обеспеченных спортивным имуществом, оборудованием и инвентарем с 40% до 100%;

удовлетворённости всех целевых категорий доступностью и качеством услуг в сфере физической культуры и спорта в Вооруженных Силах с 30% до 90%.

Результатами выполнения стратегического плана будут являться:

необходимый уровень физической подготовленности военнослужащих  

для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением;

эффективное функционирование системы физической подготовки военнослужащих в новом облике Вооруженных Сил;

повышение качества спортивно-массовой работы в воинских частях и военно-учебных заведениях;

увеличение количества квалифицированных специалистов по физической подготовке в воинских частях, военно-учебных заведениях;

будет обеспечена организация содержательного досуга военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, приобщение их к здоровому образу жизни;

создание эффективной нормативной, правовой, научно-методической и информационной базы физической подготовки в Вооруженных Силах;

необходимый уровень физической подготовленности молодого пополнения Вооруженных Сил.

Планируемые целевые значения индикаторов задач достижения генеральной цели  Стратегии соответствуют показателям лучших армий мира.

Поэтому реализация стратегического плана позволит Вооруженным Силам Российской Федерации войти в пятерку лучших армий мира по направлению «Физическая культура и спорт».

Учитывая продолжительность реализации Плана, предусмотрена возможность его корректировки на каждом из этапов. Проработано взаимодействие с Главным военно-медицинским управлением в области медицинской реабилитации военнослужащих. Определены механизмы управления и мониторинга плана, контроля за достижением стратегической цели и задач. Для этого в органах военного управления созданы специальные рабочие группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: