Международное правовое регулирование сотрудничества в сфере физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта

Международное право –это система договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, в том числе и в области физической культуры и спорта.

Международное право представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов. «Конституцию» международного права образуют его основные принципы - это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года, прямо указывает, что «принципы Устава, содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права».                 В международном спортивном праве из общепризнанных принципов в наибольшей мере применимы следующие:

принцип уважения прав и основных свобод человека;

принцип сотрудничества между государствами;

принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

По мнению профессора Е.Т. Усенко, необходимый признак международной отрасли права – наличие отраслевого принципа. В международном спортивном праве есть свои специфические принципы.

К ним относятся:

 принципы, связанные с правом любого человека на занятия спортом, физической культурой и охрану здоровья, например принцип равных возможностей, независимо от расы, пола, религии, политических или иных убеждений, заниматься спортом и физкультурой как фактор улучшения качества жизни в национальном и международном плане;

 принципы, относящиеся к развитию международного спортивного движения: всемерное совершенствование всех направлений спортивного движения; поощрение развития спорта высших достижений, а также массового спорта в мире; высокая роль государственных органов в поддержке спортивного движения, тесная координация с международными и национальными неправительственными спортивными организациями, включая создание структур по развитию и координации в области спорта;

принципы, регулирующие международные отношения в области тренировочной и соревновательной деятельности, среди них общеизвестный принцип «fairplay» - уважение и соблюдение правил справедливой игры. И это, конечно же, далеко не весь список принципов международного спортивного права.

Источники международного праваэто формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения. Иными словами, источники международного права - это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившие выражения в договорах или обычных международно-правовых нормах.

  В международно-правовой практике сложились два основных источника международного права – международный договор и международный обычай.

Международный договор. В соответствии со статьей 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года,  международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а так же независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.)

Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие согласованные и обязательные к исполнению положения. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях.

Большинство государств, в том числе Российская Федерация, в законодательном порядке подтверждают правопреемство в отношении международных договоров и обязательность выполнения международных договоров, участниками которых они являются, подчеркивают приоритетность международно-правовых норм над внутригосударственными нормами и первоочередное их выполнение. Аналогичные положения имеют место и в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года.

Международный обычай  - это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Например, главу правительства иностранного государства встречает глава правительства («равный встречает равного»).

Международно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта.

К международно-правовым актам, регулирующим деятельность в сфере физической культуры и спорта, относятся:

 Международная хартия физического воспитания и спорта. Принята в Париже Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры  21 ноября 1978 г. (далее – Хартия);

  Конвенция против применения допинга ETS № 135. Подписана в Страсбурге государствами – членами Совета Европы и государствами – участниками Европейской культурной конвенции 16 ноября1989 г.);

 Международная конвенция против апартеида в спорте. Принята и открыта для подписания резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/64 от 10 декабря 1985 г. (Конвенция вступила в силу для СССР 3 апреля       1988 г.) и др.

В преамбуле Международной хартии физического воспитания отмечается:

- в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого то ни было различия, как то; в отношении расы. цвета кожи, пола языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения;

- эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован;

- сохранение и развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают качество жизни в национальном и международном плане;

- физическое воспитание и спорт должны усиливать свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов;

- физическое воспитание должно содействовать как сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а так же бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей;

- включение физического воспитания и спорта в естественную среду обогащает ее и внушает уважение к ресурсам планеты и пробуждает ответственность за их сохранение и использование с наибольшей выгодой для всего человечества;

- несмотря на различие национальных спортивных структур, представляется очевидным, что физическое воспитание и спорт не ограничиваются только физическим воспитанием и укреплением здоровья, а способствуют так же гармоничному развитию человека;

цель Хартии поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею и распространять ее и применять.

Статья 1 Хартии определяет, что занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека:

- каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические и интеллектуальные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни;

- каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

- особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программы физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.

В статье 2 Хартии подчеркивается, что физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в общей системе образования.

Физическое воспитание и спорт, будучи важными аспектами образования и культуры, должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество. Непрерывность занятий физической культурой и спортом должна обеспечиваться в течении всей жизни в рамках всеобщего непрерывного и демократического образования.

На уровне отдельных лиц физическое воспитание и спорт содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению досуга и дают человеку возможность лучше переносить неудобства современной жизни. На уровне общества они обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух (честная игра), который за пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.

Каждая общая система образования должна отводить важное место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту, что необходимо для установления равновесия и укрепления связей между физической культурой и другими элементами образования.

В статьях 3 - 9 Хартии отмечается что:

программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества;

обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта должны поручаться квалифицированному персоналу.

Весь персонал, несущий профессиональную ответственность за физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку. Он должен быть подобран тщательно, в достаточном количестве, а так же повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней специализации.

Соответствующие структуры должны быть созданы для подготовки персонала по физическому воспитанию и спорту. Подготовленный таким образом персонал должен иметь статус  в соответствии с осуществляемыми им функциями;

для физического воспитания и спорта необходимы соответствующее оборудование и инвентарь;

исследование и оценка являются необходимыми элементами развития физического воспитания и спорта. Исследования и оценка должны благоприятствовать прогрессу в спорте, способствовать улучшению здоровья и безопасности участников, совершенствованию методов тренировки и средств организации управления;

информация и документация содействуют развитию физического воспитания и спорта;

средства массовой информации должны оказывать положительное влияние на физическое воспитание и спорт;

национальные организации играют первостепенную роль в физическом воспитании и спорте.

Как далее отмечается в Хартии:

государственные органы должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности;

международное сотрудничество является одним из условий всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта.

Конвенция против применения допинга (вступила в силу для СССР       1 апреля 1991 г.) принята в целях снижения и, в конечном счете, искоренения допинга в спорте. Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, будучи озабоченными все более широким употреблением средств и метода допинга среди спортсменов во всех видах спорта, так и последствиями такого употребления для здоровья людей и для будущего спорта, стороны обязались принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления данной Конвенции.

«Допинг в спорте» означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;

«Виды фармакологических препаратов или методы допинга» означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия таких препаратов и методов и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;

В Конвенции предусмотрены следующие меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения допинговых препаратов и методов допинга и обязывающие государства-участников Конвенции:

-  принять законы, правовые положения и административные меры ограничения допустимости допинга (и в частности, положения контролирующие перевозку,  хранение,  импорт,  распространение и продажу допинговых препаратов), а так же применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга, и в частности анаболизирующих стероидов;

- оказывать спортивным организациям помощь в организации антидопингового контроля и анализа, либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывая стоимость контроля и анализов, путем установления общей суммы дотации и субсидий, предоставляемых этим организациям;

- принимать меры по предотвращению датирования из общественных фондов тех спортсменов, участие которых в спортивных соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушения законодательства о допинге в спорте. На весь период отстранения спортсменов от соревнований. способствовать и облегчать своим спортивным организациям осуществление антидопингового контроля, как во время соревнований так и вне соревнований;

при необходимости предоставлять право компетентным неправительственным организациям определять критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил;

- способствовать и содействовать заключению международными спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

Конвенция предусматривает, что государства участники конвенции оставляют за собой право по своей инициативе и под свою ответственность принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами Конвенции.

Конвенция так же обязывает государства участники создавать и способствовать созданию лабораторий антидопингового контроля,  которые призваны:

принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров;

проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а так же в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влияние на спортивные результаты;

оперативно опубликовывать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.

В целях организации борьбы с допингом в спорте Конвенция предусматривает необходимость информационно-просветительской деятельности, сотрудничества со спортивными организациями, международное сотрудничество в этой сфере, обязательность передачи информации о борьбе с допингом в спорте Генеральному секретарю Совета Европы.

Кроме того, статьей 10 Конвенции учрежден контролирующий орган – группа по рассмотрению действий и определена его компетенция.

Международная конвенция против апартеида в спорте от 10 декабря 1985 г.   В соответствии с данной Конвенцией апартеид означает такую систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой и ее систематического угнетения, которая проводилась в Южной Африке. 

Апартеид в спорте означает осуществление такой политики и практики в спортивной деятельности, как среди профессионалов, так и среди любителей.

Кроме того, Конвенция определяет ряд следующих мер по предупреждению и искоренению апартеида в спорте:

недопущение спортивных контактов со страной, практикующей апартеид;

отказ в предоставлении финансовой помощи национальным спортивным организациям и спортсменам для участия в соревнованиях на территории страны, практикующей апартеид;

ограничение доступа к национальным спортивным сооружениям, спортивным национальным организациям и спортсменам для участия в соревнованиях на территории страны, практикующей апартеид.

невыполнение всех спортивных контрактов, которые предусматривают проведение спортивных мероприятий в стране, практикующей апартеид;

отказ оказывать национальные спортивные почести и вручать спортивные награды, лишение почестей и наград;

отказ проводить официальные приемы в честь таких команд и спортсменов;

отказ в выдаче визы или разрешать въезд представителям спортивных организаций, команд и отдельных спортсменам, представляющих страну, практикующую апартеид;

исключения страны, практикующей апартеид, из международных и региональных спортивных организаций.

Конвенцией учреждена Комиссия против апартеида в спорте в составе 15 человек, определен порядок ее комплектования, компетенция и порядок деятельности.

 Указанные выше три международно-правовых акта небольшая часть всего свода нормативной базы, определяющей порядок работы международных спортивных организаций, государств участников, национальных спортивных команд. Вся нормативная база в этой области, призвана поддержать и укрепить «олимпийский принцип» в спорте расширить сферу влияния физкультуры и спорта на жизнь и деятельность человечества, сделать физкультуру и спорт общедоступными, пропагандировать здоровый образ жизни.

  Международное военно-спортивное сотрудничество. Международное военно-спортивное сотрудничество – это  деятельность государств (их вооруженных сил) в области военного-спорта с целью:

- улучшения качества учебно-тренировочного и воспитательного процесса;

- повышения спортивного мастерства;

- обмена опытом в области физической подготовки войск;

- повышения престижа и авторитета спортсменов и спортивных команд армий;

- укрепления дружеских связей, проводимых системно и планомерно на постоянной основе в соответствии с действующим регламентом (кодексом, хартией, уставом и т.д.). Международное военное спортивное  сотрудничество является составной частью международного военного сотрудничества и международного физкультурного движения. 

Периодизацию международного военно-спортивного движения, как феномен XX столетия,  можно условно разделить на пять периодов: первый - до 1918 года; второй  - 1918-1945 годы; третий - 1945-1989 годы; четвертый - 1989-1991 годы; пятый – после 1991 года.

В первый период (до 1918 года – года окончания Первой мировой войны) военно-спортивного движения в полном его понимании не существовало. Однако с момента зарождения международного спортивного движения, как свидетельствуют историки, наиболее активными сторонниками его развития выступили представители военных кругов. Они создавали организационные структуры спортивных обществ, клубов, международных федераций, лиг.

Много полезного в развитии военно-спортивных контактов в тот период сделали П.Ф. Лесгафт (1837-1909), генерал А.Д. Бутовский          (1836-1917 гг.),  генерал М.И. Драгомиров (1830-1905).

Армейские атлеты как наиболее подготовленные и организованные, выступали на международных состязаниях в составе команд своих стран. Это были разрозненные контакты во время проведения олимпийских игр, международных состязаний и других мероприятий. Большую роль в военно-спортивных связях сыграла созданная в 1909 году в г. Петрограде Главная гимнастическо-фехтовальная школа, одной из задач которой было «обсуждение и практическое усовершенствование в области физического развития в России и за границей».

Лучшие атлеты выступали в чемпионатах России и за рубежом. Особых успехов русские атлеты добились в стрельбе, фехтовании, гимнастике, конном спорте и в современном пятиборье. Некоторые из них были чемпионами России и входили в состав сборной команда страны на V Олимпийских играх (г. Стокгольм, 1912 г.). Так из 240 делегатов в олимпийской программе участвовало 90 офицеров. В 1914 г. в Париже в мероприятиях, посвященных 40-летию Европейского гимнастического союза, участвовали представители Главной гимнастическо-фехтовальной школы во главе с Мордвиновым А.П..

Следует отметить, что в эту эпоху не существовало понятия Запада как интегрирующего общества, не было мощных экономик и технологий, не было противостояния двух систем – социалистической и капиталистической, не было стран «третьего мира».

После 1918 г. началась другая цивилизация. Мир раскололся на две противоборствующие системы, проявилось острое противоречие двух идеологий.

  Второйпериод (1918-1945 годы) военно-спортивное движение необходимо рассматривать в двух направлениях: военно-спортивные связи и контакты в странах запада; военно-спортивные связи и контакты в странах социалистического лагеря. Каждое из них развивалось самостоятельно и имело свои особенности и периоды.

Зарубежные специалисты отмечали, что после Первой мировой войны военачальники развитых капиталистических государств уделяли большое внимание спорту. Между атлетами армий Великобритании, Франции и Бельгии проводились состязания по нескольким видам спорта. Затем к ним присоединились спортсмены США. По мнению организаторов этих международных спортивных состязаний 1918 год принципиально можно считать годом зарождения современного военно-спортивного движения.        В 1919 году по инициативе американского генерала Джона Першинга в      г. Жуанвиль (Франция) были проведены первые игры союзных армий (Антанты). На этом международные военно-спортивные встречи прекратились из-за нестабильности в европейских государствах и  США, преобладанием фашистской идеологии в Италии, Германии и некоторых  других странах.

Третий период (1945-1989 гг.)   военно-спортивное движение стран Запада можно разделить на два этапа: первый  -1945-1948 годы; второй – 1948-1989 годы, причем каждый из этих этапов имеет свои особенности.

  Первый этап начался сразу после Второй мировой войны. Когда физической подготовке в воинских частях уделялось большое внимание. Это было следствием подготовки больших контингентов к боевым действиям в крупных военных операциях, проводимых в период Второй мировой войны, и продолжающейся инерции в умах ведущих политиков и армейских руководителей на взгляды военных доктрин. Возникла объективная необходимость реализации потенциальных возможностей армейских атлетов и их проверки в соревновательной обстановке для выявления недостатков в физической подготовленности воинов, поиска новых проблем в обучении и воспитании военнослужащих, постановки задач для решения конкретных целей. Идея международных военно-спортивных связей как бы родилась вновь, и ее инициатором был американский генерал Джозеф Макнарни. В то время в Германии размещались контингенты вооруженных сил государств победителей  - союзных войск по антигитлеровской коалиции. В феврале 1946 года в г. Франкфурт-на-Майне была созвана конференция руководителей военного спорта, принявшая решение о создании Спортивного совета союзных армий (АФСК). В его состав вошли представители Бельгии, США, Франции, Великобритании, Нидерландов, Польши, Чехословакии и СССР. Президентом АФСК избрали полковника Хой (США). Затем в мероприятиях АФСК приняли участие спортсмены Дании, Люксембурга, Норвегии, Швеции и Египта.           

В различных городах Германии проходили состязания по легкой атле­тике, плаванию, боксу. Однако к концу 1947 г. АФСК прекратил свое су­ществование из-за обострения международной обстановки. США, Велико­британия, СССР, Польша, Чехословакия прекратили участие в его спор­тивных мероприятиях.

В феврале 1948 г. во время второго чемпионата по фехтованию в    г. Ницце (Франция) был основан Международный совет военного спорта (СИЗМ). Его учредители - специалисты Бельгии, Дании, Франции, Люксем­бурга, Нидерландов. Официальный статус СИЗМ приобрел к концу 1948.

  Второй этап имеет следующие особенности. Это 40-летняя деятельность СИЗМ, характерная тремя временными отрезками: 1948 - 1963 годы, 1963 - 1973 годы, 1973 - 1989 годы.

В первые пятнадцать лет (1948-1963 годы) в объединение вошли в основном страны бло­ка НАТО, представляющие Европу и США. В сотрудничестве участвовало двадцать девять стран.

Следующие десять  лет (1963-1973 годы), когда произошел интенсивный распад ко­лониальной системы и началось образование независимых стран в Азии, Африке и Латинской Америке, характерны тем, что в СИЗМ вошло большое число  стран Африки, где наиболее ярко шла борьба за независимость. Количество государств  - участников СИЗМ  возросла до пятидесяти трех.   Надо отдать должное администрации СИЗМ, которая умело формировала военно-спортивные связи с новыми молодыми независимыми государствами. Особенно это проявилось в период конфронта­ции между социалистическими и капиталистическими государствами и последовавшей за этим «холодной войной» между ними, а так же когда началась интенсивная борьба за влияние на страны "третьего мира" средствами физической культуры и спорта.

Такими же особенностями характерны следующие пятнадцать лет (1973-1989 годы), когда международная политическая (идеологическая) конфронтация до­стигла своего апогея, когда СИЗМ использовал потенциальные финансо­вые и идеологические возможности и реорганизовал управленческую структуру, сформировав региональные точки связи.

В эти годы СИЗМ вовлек в свое объединение еще тридцать стран и его числен­ный состав достиг восьмидесяти пяти государств четырех континентов. Высокую организатор­скую работу и профессионализм в этом деле проявили такие его деятели СИЗМ,  как А. Мазарини,  Р. Молле и Э. Пети. Они большое внимание уделили развитию физической подготовки в вооруженных силах государств-участников СИЗМ и оказанию помощи многим слаборазвитым странам, учреждению Академии СИЗМ.  Они же были инициаторами включения в программы со­стязаний военно-прикладных видов спорта: военное пятиборье, морское пятиборье, ориентирование, парашютный спорт, единоборства и другие. Указанные деятели Международного совета военного спорта  способствовали проведению спортивных мероприятий в регионах.

В связи с появлением в вооруженных силах многих капиталистически: стран женщин-военнослужащих, представители СИЗМ стали проводить состязания и среди этой категории военнослужащих, что несомненно придало авторитет этому объеди­нению. В настоящее время женщины-военнослужащие соревнуются по девяти  видам спорта: в кроссе, фехтовании, дзюдо, плавании, ориентировании, парашютном спорте, лыж­ном спорте, стрельбе и волейболе.

Не менее важную роль в военно-спортивных отношениях сыграл фонд "Солидарность СИЗМ", который пополняется денежными средствами за счет дотаций стран-членов объединения, ежегодных взносов фирм за рек­ламу их товаров и услуг, меценатов и других источников. Фонд выделяет средства на под­готовку руководителей и инструкторов спорта, на организацию националь­ных и международных соревнований. В настоящее время его деятели активно сотрудничает с коммерческими фирмами.

Четвертый  период (1989-1991 годы) характерен тем, что в это время Спортивный клуб дружественных армий (СКДА) "заморозил" свое функционирование. В этот период произошли геополи­тические события в мире, вызвавшие системный кризис во всех областях деятельности стран социалистического содружества. Многие бывшие члены СКДА, ранее входившие в Варшавский договор,  начали постепенно сотрудничать с СИЗМ.

После почти 75-летней эпохи военно-спортивного движения, расколото­го на два потока, произошло воссоединение его вновь в единое русло.

В короткий исторический промежуток времени (1989-1991) произошли события, которые по своей масштабности не имеют аналогов. Геополити­ческие катаклизмы изменили мир, в их числе характер и структуру военно-спортивного движения.

С 1991 г. начался новый - пятый период военно-спортивного движения, который требует своего осмысления.

Таким образом,  СИЗМ приобрел международный авторитет и насчиты­вает 104 страны-участницы: Европа - 17, Азия - 20, Африка - 38, Америка - 19. С 1991 г. число членов СИЗМ возросло за счет прекратившего свое существование  СКДА.

Наиболее консервативный континент для СИЗМ  -  Азия, хотя с 1968 по 1978 годы в него вошли четырнадцать стран. Возможно, в ближайшем будущем, в этом регионе действия будут наиболее активными и целеустремленными с тем, чтобы средствами спорта вовлечь больше стран Азии в орбиту его дея­тельности. Апологеты "мирового порядка" понимают, что там, где нельзя достичь успеха военными или дипломатическими методами и способами, можно надежно решать проблемы с помощью спорта. Пока это им удава­лось.

Анализ деятельности СИЗМ показывает, что наибольшего успеха его представители добились с 1963 по 1988 г., когда объединение возросло до 60 стран, и в период с 1989 по 1991 г., когда СИЗМ «поглотил» СКДА, значи­тельно увеличив свои ряды. Изложенное свидетельствует, что СИЗМ преодолел кризис при активном разрушении колониальной системы, а так же миро­вой системы социализма. Руководители объединения нашли рычаги и ин­струмент для вовлечения в сферу своего влияния, как представителей стран "третьего мира", так и стран бывшего социалистического содружества, ис­пользуя все средства и методы "холодной войны" в противоборстве с Союзом ССР.

Итак, рассмотрев некоторые аспекты военно-спортивного движения за­падных стран, необходимо показать особенности военно-спортивных свя­зей стран социалистического содружества, а также Российской Федера­ции, как правопреемника СССР, начиная со второго периода.

Второй период (1918-1945годы) совпадает с периодом развития военно-спортивных связей на Западе. Этот период начался вместе с созданием Красной Армии в СССР. Тогда не было ярко выраженных контактов ее воинов-спортсменов. Можно отметить косвенные встречи, как в области спорта, так и в физической подготовке. Отдельные сильнейшие армейские атлеты в составах сборных команд СССР участвовали в между­народных товарищеских матчах. Отдельные иностранные военнослужащие в военных учебных заведениях СССР, где осваивали школу фи­зической подготовки. Например, в артиллерийских, танковых, авиационных военных училищах Красной Армии обучались военнослужащие Германии, а советские военачальники проходили стажировку в не­мецких воинских подразделениях. Имели место и другие военно-спортивные контакты.

Третий период (1945-1989 годы) можно разделить на два временных отрезка: первый - 1945-1958 годы, второй - 1958-1989 годы.

Так, с 1945 по 1958 годы интенсивно развивалась экономика СССР и стран социалистического лагеря. Это период роста демократического движения в мире, а вместе с этим и подъем международного спортивного дви­жения. Советские спортсмены участвовали в олимпийских играх, где их авторитет был непререкаем. Армейский спорт - один из ведущих в стране, армейские атлеты - сильнейшие в стране и в мире.

Однако многие источники показывают, что первые международные встречи воинов-спортсменов проходили хаотически, эпизодически. Лучшие армейские атлеты составляли костяк сборных команд СССР по всем видам спорта, то же наблюдалось и восьми других странах социалистического содружества. Об этом свидетель­ствуют успехи армейцев на олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях.

В вузах СССР все больше обучалось военнослужащих из других стран (в первую очередь из стран социалистического лагеря). Они осваи­вали школу физической подготовки и спорта Советских Вооруженных Сил. Многие советские военные специалисты работали за рубежом.

Именно вэто время началось формирование системы международных спортивных отношений.

Наиболее заметно военно-спортивное сотрудничество в странах социалистического лагеря развивалось с 1958 по 1989 годы и характерен тем, что в 1958 году был создан Спортивный коми­тет дружественных армий (СКДА). Военно-спортивные связи получили пла­новую, широкомасштабную и многоукладную систему. К 1989 году военно-спортивные связи до­стигли своего апогея, после чего были прерваны из-за системного кризиса мировой социалистической системы.

В тридцатилетнюю эпоху СКДА военно-спортивные связи были диффе­ренцированными и осуществлялись по трем направлениям: тесное сотруд­ничество со странами социалистического содружества и развивающимися странами, ориентирующимися на них; со странами "третьего мира"; с ка­питалистическими странами.

Четвертый период (1989-1991годы) характеризуется резким спадом военно-спортивного сотрудничества. Дезинтеграция СССР, Варшавского договора, СКДА, других общественно-политических и военных структур стран социа­лизма  нанесла серьезный урон военно-спортивным связям, сведя их до минимума.

Пятый период начался с 1991 г., когда Россия и другие независимые го­сударства вступили в новую, непредсказуемую эпоху. Военно-спортивные контакты в силу объективных причин постепенно начинают возрождаться как на микроуровне (встречи во время визитов кораблей), так и на макроуровне (выступление армейских атлетов в мероприятиях СИЗМ).

Структурирование международного военно-спортивного сотрудни­чества. С созданием СИЗМ и СКДА военно-спортивное сотрудничество на международном уровне начало интенсивно структурироваться. Попытки к этому были и ранее, например, после окончания Первой и Второй мировых войн в армиях стран Запада при создании международных военно-спортивных объедине­ний. Руководители военного спорта Запада понимали, что только при созда­нии и функционировании  управленческих структур можно четко и целенаправленно регулировать военно-спортивные отношения.

Опыт подтвердил, что военно-спортивное сотрудничество эффективно проявлялось в том случае, когда функционировали структуры СКДА и СИЗМ. Причем наибольшей коррекции с целью эффективности системы управления подвергалась организационная структура СИЗМ. Так, политические, экономи­ческие изменения в мире, бурное развитие международного спортивного движения, новые концепции военных доктрин, повышение профессиона­лизма и коммерциализации спорта существенно отражались и на форми­ровании новых структурных единиц в армиях.

Например, в армиях социалистического содружества появились отделы по международным спортивным связям. Соответствующие структурные подразделения были созданы в видах вооруженных сил, округах, флотах, спортивных клубах. Они осуществляли следующие функции: организацию визового режима и транспортных услуг, культурных программ; встречу и проводы спортивных делегаций; подготовку мест для проживания и пита­ния, медицинское и финансовое обеспечение; организацию, проведение и подведение итогов спортивных мероприятий, др.

В объединениях были такие структурные подсистемы, которые занима­лись планированием военно-спортивных мероприятий, решением других важных проблем. В СИЗМ быстро реагировали на политические и эконо­мические изменения в мировом сообществе, что способствовало созданию управленческих точек связи в регионах; рост численности его рядов за счет слаборазвитых стран - созданию фонда "Солидарность СИЗМ"; по­вышение уровня спортивного мастерства и необходимость обмена опытом - созданию Академии СИЗМ.

В СКДА вышеуказанные изменения не влияли на изменение структур­ных подразделений. За счет перераспределения функциональных обязан­ностей внутри самого объединения аналогичные мероприятия решались, и надо отметить, на высоком профессиональном и организационно-методическом уровне. Это - спортивные мероприятия, научно-методические и практические конференции в целях повышения спортивно­го мастерства, обмена опытом в физической подготовке. Однако закосте­невшая организационная структура СКДА не смогла быстро реагировать на стремительные процессы в мире, в международном спортивном движе­нии, на изменения в военном спорте в регионах. Структурирование международного военно-спортивного сотрудничества сложилось из национальных структур военного спорта.

Взаимосвязь международного военно-спортивного движения с политикой, идеологией, экономикой общества. Этот аспект следует рассматривать под определенным углом зрения целого пласта прошлого, так как политика, идеология и экономика формировали и реализовывали идеи (доктрины, концепции) политического курса государства, создавая определенный курс, цели, ха­рактер и направленность обучения и воспитания воинов-спортсменов как в системе СКДА, так и в СИЗМ.

Военно-спортивное сотрудничество рассматривается как специфиче­ский объект, как образовательная военно-политическая сфера деятельности руководства и специалистов управленческих структур, военно-социальных слоев и групп, как общественно-педагогическое движение, обязательное создание разнообразных общественных институтов.

Поэтому возникает необходимость в изучении законодательства других стран, особенно в сфере военной деятельности, отношения различных политических режимов и их властных структур к военному спорту. При формиро­вании военно-спортивного сотрудничества надо иметь представление о военных доктринах, структурах армий, обучении и воспитании военнослужащих, в том числе и в области физической подготовки и спорта.

Таким образом, следует знать идеологические и политические истоки, механизмы принятия решений, роль образования в военно-политических и социально-экономических процессах, происходящих в обществах, в транс­формации социального сознания и социальной структуры военно-спортивных связей.

Таким образом, ныне действующий Международный совет военного спорта (СИЗМ), создан под девизом: «дружба посредством спорта»               18 февраля 1948 г. по инициативе полковника Генри Дебрю (Франция).

Странами основателями СИЗМ являются: Франция, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды. СИЗМ стал приемником спортивного совета союзных вооруженных сил, распавшегося после ухода США, Великобритании и др. стран.

Членами СИЗМ провозглашено:

- поддерживать развитие физической подготовки и спорта в армии, любую полезную военно-спортивную деятельность;

- поддерживать развитие молодежи посредством физической подготовки и спорта;

- организовывать помощь странам – членам СИЗМ, слабым в области физической подготовки и спорта;

- участвовать в укреплении мира во всем мире посредством расширения дружественных связей между вооруженными силами.

Принципы организации и деятельности СИЗМ:

- Совет,  верный своим идеалам, не должен оставаться просто собранием команд солдат, а должен быть ассоциацией без исключения всех армий мира, даже недавних противников;

- в мыслях и делах спортсменов всегда должно быть слово «Дружба»;

- нужно бороться за победу своей команды, но лояльными средствами, честно, учтиво и с уважением к другим;

- мероприятия СИЗМ должны быть ориентированы на солидность, а не на мишуру, избегать излишнего расточительства средств;

- успех в надежности и простоте, не исключая разнообразие и блеск.

 

Философия военного спорта Дебрю. СИЗМ опирается на две идеи:

первая состоит в том, что занятие спортом является военной необходимостью;

вторая - в том, что военная служба может быть важнейшим этапом спортивного формирования молодых людей.

 

Организация СИЗМ:

1. Генеральная Ассамблея.

2. Президент

3. Исполнительный комитет.

4. Постоянный генеральный секретариат.

5. Секции по континентам - 4.

6. Постоянные комиссии.

7. Службы связи.

8. Постоянные технические комитеты.

9. Академия СИЗМ.

 

  Генеральная Ассамблея – представляет собой верховную власть в СИЗМ. Созывая делегации всех стран членов организации, Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию. Во время работы сессии принимаются решения, одобряются проекты постановлений, статусов, регламентов, и календарь соревнований. Голосованием принимается бюджет и проводятся выборы в руководящие органы СИЗМ по Уставу. Во время голосования каждая из присутствующих сторон имеет право одного голоса.

Исполнительный комитет избирается Генеральной Ассамблеей в количестве 14 человек. В исполнительный комитет входят – президент СИЗМ; 4 вице-президента (по количеству континентов), 9 членов.

Исполнительный комитет предназначен для исполнения решений Генеральной Ассамблеи. Собирается два раза в год, а его члены избираются сроком на 4 года.

Постоянный генеральный секретариат является постоянным исполнительным органом. Размещается в г. Брюсселе и возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Генеральной Ассамблеей.

Постоянные комиссии -  обязаны представлять исполкому и Генеральной Ассамблее разработки и проекты по вопросам расширения влияния, статусов, регламентов, процедур, дисциплины, календаря соревнований и развития видов спорта, спортивных регламентов, службы информации, финансов и партнерства.

Службы связи были созданы в начале для установления контактов внутри каждой зоны для выявления основных элементов существующей реально децентрализации, для адаптации структуры СИЗМ к все возрастающему числу членов, особенно к их различиям и неприязненному отношению к друг другу.  Службы связи управляются ячейками руководства, имеющими как основные задачи организации внутри своего региона соревнований и чемпионатов, практических конференций, стажировок и использования всех мер по совместной транспортировке команд на соревнования как военными так и гражданскими самолетами.

Постоянные технические комитеты предназначены для управления техническими аспектами каждой спортивной дисциплины, практикуемой на мировом уровне СИЗМ, работает 23 таких комитета по количеству видов спорта.

В их обязанность входит развитие видов спорта на уровне технической регламентации (приведения в порядок, документации, обработка и соблюдение регламентов), каждый постоянный технический комитет возглавляется президентом и состоит из военных специалистов по спортивным дисциплинам.

Соглашение по вступлению СКДА в СИЗМ.      В соответствии с соглашением,  подписанным в Софии 19 апреля 1991 г., между руководителями СКДА и СИЗМ в результате переговоров, проведенных в Брюсселе и в Москве, члены СИЗМ и СКДА решили объединится в единую международную военно-спортивную организацию, предусмотрев, что это объединение произойдет в соответствии со следующим соглашением:

армии членов СИЗМ и СКДА выражают свое желание обеспечить единство в области мирового военного спорта;

это объединение будет проходить на основе взаимного уважения, равенства всех армий, сохранением их полной независимости в решении вопроса о вступлении в новую организацию;

армии, вступающие в эту организацию (СИЗМ) признают следующее:

- эта мировая военно-спортивная организация имеет название Международный совет военного спорта;

   - эмблемой СИЗМ является ранее установленная;

   - Международный совет военного спорта действует на основе Устава, который определяет его структуру и механизм деятельности.

 Российская Федерация является ассоциированным членом СИЗМ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: