Сущность кинофестивальной деятельности: понятие, цели и виды

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы PR-технологий, используемые для продвижении кинофестивальной деятельности

1.1. Сущность кинофестивальной деятельности: понятие, цели и задачи

1.2. Связи с общественностью: цели и классификация, современные PR-технологии

1.3. PR-технологии, используемые для продвижения кинофестивалей


 


Введение

На сегодняшний день кино является одним из самых распространенных и широчайших выражений искусства. Это явление, встречающееся в досуге каждого современного человека. Особенно активно кино начинает развиваться лишь в 21 веке, поскольку появляются новые возможности и способности в сфере его производства.

Современные условия развития киноиндустрии сопровождаются серьезными изменениями в структуре кинопроцесса. Все чаще поднимается вопрос о будущем кинофестивального движения, поскольку в условиях внешней среды, характеризующихся повсеместным распространением фильмов в сети Интернет, организация фестивалей занимает особое место.

Сегодня на направления и темпы развития кинофестивальной деятельности влияют две ключевые составляющих: это качественный, правильно подобранный контент и эффективный менеджмент.

Так сложилось, что состоявшимся мы можем считать лишь то событие или мероприятие, которое активно обсуждалось в СМИ. И наоборот, если СМИ о мероприятии не обмолвились – значит, оно просто не состоялось. Поэтому чаще всего приходится работать с кинофестивалями, которым необходимо не просто активное, а даже агрессивное продвижение.

Основной проблемой данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что на рынке появляется все и больше различных кинофестивальных движений, отличающихся друг от друга по формату, по масштабу и по продолжительности, которые нуждаются в качественной PR-поддержке. Необходимо выяснить, какими эффективными PR-инструментами можно привлечь кинозрителей на мероприятие.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время кинофестивали имеют довольно важное значение для общества. Они влияют на установление моды, опровергают распространённые оценочные установки, воспитывают эстетические вкусы зрителей, способствуют получению новых знаний и обмену опытом, популяризируют конкретную сферу деятельности.

Объектом исследования являются PR-технологии, используемые для продвижения крупных мероприятий.

Предмет исследования   – PR-поддержка кинофестивального движения на российском рынке.

Цель – проанализировать эффективные способы продвижения кинофестивалей и за счет PR-инструментария разработать качественное продвижение «53-го фестиваля японского кино» арт-объединения CoolConnections.

Для достижения поставленной цели в рамках выпускной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «кинофестиваль», «связи с общественностью», «PR-технологии», «пресс-релиз», «PR-инструменты»;

2. Изучить историю кинофестивалей;

3. Перечислить виды и цели кинофестивального мероприятия;

4. Описать этапы проведения кинофестивалей;

5. Разобрать цели и классификацию связей с общественностью, а так же функции PR-специалиста;

6. Выявить основные направления PR-поддержки кинофестивальной деятельности;

7. Детально разобрать этапы продвижения кинофестивалей;

8. Проанализировать деятельность, а также конкурентов арт-объединения CoolConnections;

9. Разработать эффективное продвижение «53-ого фестиваля Японского кино» арт-объединения CoolConnections с помощью PR-технологий.

 

В работе использовались следующие методы: анализ первичной и вторичной информации, анализ кинофестивалей на территории Российской Федерации. В качестве источников информации была использована научно-публицистическая литература, различные статьи, авторефераты,,электронные ресурсы, посвященные тематике данной работы.

 (расписать авторов)



Глава 1

Теоретико-методологические основы PR-технологий, используемые для продвижении кинофестивальной деятельности

Сущность кинофестивальной деятельности: понятие, цели и виды

На сегодняшний день во всем мире проводятся многочисленное количество кинофестивалей, благодаря которым режиссеры могут представить зрителям свои короткометражные и полнометражные фильмы.

Перед тем как рассмотреть сущность кинофестивальной деятельности необходимо разобраться в определении данного явления.

Кинофестива́ль — фестиваль произведений киноиндустрии, сопровождающийся показом многочисленных кинематографических работ, а также с присутствием их авторов и участников на мероприятии 1.

Кинофестивальная деятельность заключается в многочисленных показах фильмов разного формата и продолжительности в ограниченный период времени в конкретном регионе 2.

О том, как создавалась и развивалась кинофестивальная деятельность, написано мало. В сети Интернет можно найти любые книги, статьи, в которых упомянуты главные международные кинофестивали.

На начальной стадии развития киноиндустрии понадобилось более 30 лет, чтобы начали появляться первые кинофестивали.

 Первый кинофестиваль был организован в 30-х годах XX века. Однако, в 1920-х годах, до появления первого фестиваля, начали появляться кинематографические сообщества.

___________

1 Вохмянин, К.А. Кинофестиваль как средство продвижения кинофильмов / К.А. Вохмянин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 16 с.

2    Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг/ Ф. И. Шарков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018 – 23с.

Первое кинематографическое общество было основано в 1925-ом году в Лондоне, целью которого было продемонстрировать посетителям запрещенные в стране фильмы из-за политического подтекста 3.

Кинематографические клубы предоставили режиссерам и обычным любителям кино показывать свои работы друг другу и обсуждать кино среди своих союзников, среди тех, кто их понимает.

Однако, кинофестивали в том виде, в которым мы их знаем сегодня, впервые учреждены в Европе, далее, популяризировались по многим странам, а после – по всему миру.

Первым официальным фестивалем считается Венецианский кинофестиваль, организованный в 1932-ом году, целью которого было продвижение итальянского кино. Произведение киноискусства, открывшим фестиваль является «Доктор Джекил и мистер Хайд», созданный режиссером Рубеном Мамаляном в 1931-ом году в Соединенных Штатах Америки. Люди впервые собрались вместе и смотрели фильмы, собранные из всех городов Италии в одном пространстве 4.

На территории СССР  в 1935-ом году по приказу главы государства Иосифа Сталина открылся Московский Международный Кинофестиваль, остановив свою деятельность во время Второй Мировой войны. В 1959-ом году открылся повторно и с тех пор работает ежегодно.

Также, в 1968-ом году в Узбекской ССР состоялся Международный Ташкентский кинофестиваль, где участвовали 318 кинематографистов из 49 стран Африки и Азии 5.

На сегодняшний день в России количество кинофестивалей превысило около 150-и.

_____________

3 История кинофестивалей – Электронный ресурс – URL: https://mirfest.com/articles/item/314.html (дата обращения: 07.05.2020)

4 Каталог кинофестивалей России – Электронный ресурс - URL: http://kinoyoung.ru/ (дата обращения: 07.05.2020)

5 История кинофестивалей – Электронный ресурс – URL: https://mirfest.com/articles/item/314.html (дата обращения: 07.05.2020)

Можно выделить несколько подходов к определению понятия «кинофестиваль»:

1. Фестиваль как профессиональное событие в сфере киноиндустрии, демонстрирующий новинки кино с дальнейшим обсуждением и оцениванием.

2. Фестиваль как досуговое занятие, направленное на эстетическое воспитание зрителей.

3. Фестиваль как коммерческий продукт киноиндустрии 6.

Перечисленные выше подходы тесно связаны с целями деятельности определенного кинофестиваля.

Кинофестиваль как профессиональное событие – отбор и просмотр новых фильмов членами жюри, которые оценивают роботы режиссеров, продюсеров, операторов и других. В конце мероприятия победившие участники получают награды и призы.

Целью кинофестиваля как досугового занятия является знакомство с киноискусством в целом. Благодаря подобным фестивалям зрители приобщаются к культуре других стран.

С фестивалем коммерческого происхождения, т.е. фестиваль, являясь коммерческим продуктом, целью которого будет состоять только в получении прибыли с помощью СМИ 7.

Выделяют несколько ролей, которые кинофестивальная деятельность представляет в развитии киноиндустрии:

· Культурная как культурно-досуговое занятие;

· Соревновательная как творческие соревнования с использованием конкретного места, участка;

· Имиджевая как эстетическое воспитание зрителей;

____________

6   Климина, А. В. Специфика маркетинга кинофестивальных проектов / А. В. Климина, С. Л. Карташов // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 29 марта 2017 г. – 91-92с.

7   Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 208 с.

· Экономическая как источник финансирования в сфере киноиндустрии;

· Дистрибьютивная как увеличение интереса к премьере фильма.

Также, кинофестивальная деятельность оказывает поддержку развитию творческой деятельности, ибо в подобных мероприятиях участвуют представители киноиндустрии: режиссеры, сценаристы, продюсеры, операторы, актеры, монтажеры, аниматоры, и другие. В процессе взаимодействия появляются новые имена, которые становятся известными благодаря кинофестивалям. 8

На сегодняшний день во всем мире быстро растет количество кинофестивалей разных форматов и направленностей: международные, тематические, молодежные и детские, региональные, жанровые и другие.

Можно выделить несколько категорий кинофестивалей по уровню и масштабам:

1. Международные кинофестивали категории А (высшая), имеющие аккредитацию на звание международного. Аккредитацию можно получить только у «Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров» (FIAPF). Для того, чтобы ее получить, фестиваль должен соответствовать следующим параметрам:

¾  Иметь международный статус;

¾  Должен проводиться каждый год;

¾  Могут участвовать фильмы, если ранее не участвовали в других кинофестивалях;

¾  В одной стране должен быть только один подобный фестиваль.

Аккредитация «Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров»  (FIAPF) получили 52 кинофестиваля, 12 из которых являются игровыми кинофестивалями международного масштаба: Московский, Берлинский, Венецианский, Каирский, Каннский, в Карловых

_____________

8 Зейман, А. Как провести успешную PR-кампанию кинофестиваля / А. Зейман. – Текст: электронный // Культура.рф. - 2019. – 18 мая. – URL: https://www.culture.ru/live/386   (07.05.2020). 

варах, в Локарно, в Мар-дель-Плата, Монреальский, Сан-Себастьянский, Токийский и Шанхайский 9.

2. Международные кинофестивали, организованные несколькими странами. Целью таких фестивалей является профессиональная поддержка представителей киноиндустрии, а также сотрудничество кинематографических республик для поддержания целостности и единства.

С 1992-го года в Анапе проводится международный кинофестиваль «Киношок», который объединяет страны СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии 10.

3. Региональные кинофестивали, проходящие в определенном городе, или посвященные конкретным странам.

Кинофестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке, проводимый при содействии Министерства культуры Российской Федерации. В 2020-ом году фестивалю исполняется 17 лет 11.

Также, «Festival du cinema russe a Honfleur» - фестиваль российского кино, который проводится ежегодно в городе Онфлер во Франции с 1993-ого года. Это крупнейший французский фестиваль, посвященный русскому кино. Сначала он проводился в Сен-Рафаэле, затем переехал в Онфлёр в 1995 году 12.

Также, кинофестивали отличаются по видам:

1. Анимационные – в кинофестивалях участвует исключительно мультипликационное кино. Например: Открытый Российский фестиваль анимационного кино, проводимый с 1996-ого года.

2. Научно-фантастические кинофестивали – фильмы в жанрах фэнтези и научной фантастики. Например: «Brussels International Fantastic Film Festival» - Международный фестиваль фильмов в жанре фэнтези, научной

_______________

9  Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник под ред. П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, В.В. Падейского. – Москва: Юнити, 2015. – 21с.

10 Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учеб.пособие / И.Н. Гращенкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 19с.

11   Вохмянин, К.А. Кинофестиваль как средство продвижения кинофильмов / К.А. Вохмянин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 63 с.

12   Зейман, А. Как провести успешную PR-кампанию кинофестиваля / А. Зейман. – Текст: электронный // Культура.рф. - 2019. – 18 мая. – URL: https://www.culture.ru/live/386   (07.05.2020). 

 

фантастики и триллеров, который проходит в Брюсселе, Бельгия.

3. Документальные – в показах участвуют только полнометражное документальное кино. Например: Международный кинофестиваль в Петергофе, проводимый в Петергофе, Санкт-Петербург с 2016-ого года.

4. Тематические: женские и ЛГБТКИА-кинофестивали  – Микрофест, проводимый с 2018-го года, а также Международный фестиваль Бок о Бок, проводимый с 2010-го года 13.

Также, можно выделить виды кинофестивалей по продолжительности участвующих фильмов:

¾ Полнометражные составляют от 1 часа 30-и минут до 3-х часов.

¾ Короткометражные могут составлять от 5-и секунд до 5-и минут;

«Uppsala International Short Film Festival» - крупнейший фестиваль короткометражного кино в Швеции, который проводится с 1982-ого года в Уппсале 14.

Тем не менее, кинофестивали различаются по возрастным категориям участников:

1. Детские и молодежные кинофестивали;

Международный кинофестиваль «Lucas» - старейший немецкий фестиваль фильмов для детей и подростков, который проводится уже 35 лет во Франкфурте, Германии.

2. Студенческие кинофестивали;

«Gijon International Film Festival» - международный кинофестиваль для студентов, проводимый с 1963-ого года в Хихоне, Испании 15.

 

_______________

13 Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник под ред. П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, В.В. Падейского. – Москва: Юнити, 2015. – 59с.

14 Разлогов, К. Организация и менеджмент кинофестивалей / К.Разлогов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 83с.

15 Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 28с.

 

Кинофестивали можно различить исходя из уровня новизны фильмов, участвующих в показе:

¾ премьерные показы, в которых участвуют новые фильмы;

Например: Всероссийский кинофорум «Десятая муза в Пензе»;

¾ показы фильмов второго экрана;

Например: Санкт-Петербургский международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей», а также Всероссийский кинофестиваль «Виват, кино России»;

¾ цикл показов архивного кино.

Например: Кинофестиваль архивного кино «Белые Столбы» 16.

(развернуто написать)

Главное на стадии планирования и подготовки кинофестиваля является формирование стратегии мероприятия, а также уточнения целей, ресурсов и сроков от компании, устраивающей мероприятие.

Наиболее распространенным вариантом перечня этапов проведения мероприятия является следующее:

1. Разработка идеи;

2. Назначение руководителя мероприятия;

3. Планирование:

a. утверждение решения о подготовке мероприятия, написание сметы, публичное заявление;

b. подготовка мероприятия, решение организационных моментов, рассылка пригласительных.

4. Реализация:

a. выбор места проведения мероприятия, монтаж оборудования;

b. торжественная церемония открытия;

c.    проведения мероприятия;

____________

16  

 

d.  официальная церемония закрытия;

e.     демонтаж оборудования.

5. Обработка данных, написание финансового отчета;

6. Подведение итогов;

7. Окончание мероприятия.

При этом стоит выделить одну из важных особенностей кинофестивальной деятельности, которая во многом определяет формат и способы продвижения кинофестивалей. Данная особенность заключается в том, что мероприятие сильно ограничено временными рамками, которые устанавливаются организаторами и зависят от длительности реализации каждого этапа фестиваля. Поэтому обычно кинофестиваль представляется как процесс последовательной смены следующих основных стадий: прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, анализ, регулирование 17.

Таким образом, множно сделать вывод, что на сегодняшний день популярностью пользуется кинофестиваль как досуговое занятие, направленное на эстетическое развитие зрителей, так как главной миссией заключается в том, чтобы приобщить людей к культуре с помощью кинематографии. В процессе такой деятельности кинозрители расслабляются и получают психологическую разрядку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: