Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы PR-технологий, используемые для продвижении кинофестивальной деятельности
1.1. Сущность кинофестивальной деятельности: понятие, цели и задачи
1.2. Связи с общественностью: цели и классификация, современные PR-технологии
1.3. PR-технологии, используемые для продвижения кинофестивалей
Введение
На сегодняшний день кино является одним из самых распространенных и широчайших выражений искусства. Это явление, встречающееся в досуге каждого современного человека. Особенно активно кино начинает развиваться лишь в 21 веке, поскольку появляются новые возможности и способности в сфере его производства.
Современные условия развития киноиндустрии сопровождаются серьезными изменениями в структуре кинопроцесса. Все чаще поднимается вопрос о будущем кинофестивального движения, поскольку в условиях внешней среды, характеризующихся повсеместным распространением фильмов в сети Интернет, организация фестивалей занимает особое место.
|
|
Сегодня на направления и темпы развития кинофестивальной деятельности влияют две ключевые составляющих: это качественный, правильно подобранный контент и эффективный менеджмент.
Так сложилось, что состоявшимся мы можем считать лишь то событие или мероприятие, которое активно обсуждалось в СМИ. И наоборот, если СМИ о мероприятии не обмолвились – значит, оно просто не состоялось. Поэтому чаще всего приходится работать с кинофестивалями, которым необходимо не просто активное, а даже агрессивное продвижение.
Основной проблемой данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что на рынке появляется все и больше различных кинофестивальных движений, отличающихся друг от друга по формату, по масштабу и по продолжительности, которые нуждаются в качественной PR-поддержке. Необходимо выяснить, какими эффективными PR-инструментами можно привлечь кинозрителей на мероприятие.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время кинофестивали имеют довольно важное значение для общества. Они влияют на установление моды, опровергают распространённые оценочные установки, воспитывают эстетические вкусы зрителей, способствуют получению новых знаний и обмену опытом, популяризируют конкретную сферу деятельности.
Объектом исследования являются PR-технологии, используемые для продвижения крупных мероприятий.
Предмет исследования – PR-поддержка кинофестивального движения на российском рынке.
Цель – проанализировать эффективные способы продвижения кинофестивалей и за счет PR-инструментария разработать качественное продвижение «53-го фестиваля японского кино» арт-объединения CoolConnections.
|
|
Для достижения поставленной цели в рамках выпускной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «кинофестиваль», «связи с общественностью», «PR-технологии», «пресс-релиз», «PR-инструменты»;
2. Изучить историю кинофестивалей;
3. Перечислить виды и цели кинофестивального мероприятия;
4. Описать этапы проведения кинофестивалей;
5. Разобрать цели и классификацию связей с общественностью, а так же функции PR-специалиста;
6. Выявить основные направления PR-поддержки кинофестивальной деятельности;
7. Детально разобрать этапы продвижения кинофестивалей;
8. Проанализировать деятельность, а также конкурентов арт-объединения CoolConnections;
9. Разработать эффективное продвижение «53-ого фестиваля Японского кино» арт-объединения CoolConnections с помощью PR-технологий.
В работе использовались следующие методы: анализ первичной и вторичной информации, анализ кинофестивалей на территории Российской Федерации. В качестве источников информации была использована научно-публицистическая литература, различные статьи, авторефераты,,электронные ресурсы, посвященные тематике данной работы.
(расписать авторов)
Глава 1
Теоретико-методологические основы PR-технологий, используемые для продвижении кинофестивальной деятельности
Сущность кинофестивальной деятельности: понятие, цели и виды
На сегодняшний день во всем мире проводятся многочисленное количество кинофестивалей, благодаря которым режиссеры могут представить зрителям свои короткометражные и полнометражные фильмы.
Перед тем как рассмотреть сущность кинофестивальной деятельности необходимо разобраться в определении данного явления.
Кинофестива́ль — фестиваль произведений киноиндустрии, сопровождающийся показом многочисленных кинематографических работ, а также с присутствием их авторов и участников на мероприятии 1.
Кинофестивальная деятельность заключается в многочисленных показах фильмов разного формата и продолжительности в ограниченный период времени в конкретном регионе 2.
О том, как создавалась и развивалась кинофестивальная деятельность, написано мало. В сети Интернет можно найти любые книги, статьи, в которых упомянуты главные международные кинофестивали.
На начальной стадии развития киноиндустрии понадобилось более 30 лет, чтобы начали появляться первые кинофестивали.
Первый кинофестиваль был организован в 30-х годах XX века. Однако, в 1920-х годах, до появления первого фестиваля, начали появляться кинематографические сообщества.
___________
1 Вохмянин, К.А. Кинофестиваль как средство продвижения кинофильмов / К.А. Вохмянин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 16 с.
2 Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг/ Ф. И. Шарков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018 – 23с.
Первое кинематографическое общество было основано в 1925-ом году в Лондоне, целью которого было продемонстрировать посетителям запрещенные в стране фильмы из-за политического подтекста 3.
Кинематографические клубы предоставили режиссерам и обычным любителям кино показывать свои работы друг другу и обсуждать кино среди своих союзников, среди тех, кто их понимает.
Однако, кинофестивали в том виде, в которым мы их знаем сегодня, впервые учреждены в Европе, далее, популяризировались по многим странам, а после – по всему миру.
Первым официальным фестивалем считается Венецианский кинофестиваль, организованный в 1932-ом году, целью которого было продвижение итальянского кино. Произведение киноискусства, открывшим фестиваль является «Доктор Джекил и мистер Хайд», созданный режиссером Рубеном Мамаляном в 1931-ом году в Соединенных Штатах Америки. Люди впервые собрались вместе и смотрели фильмы, собранные из всех городов Италии в одном пространстве 4.
|
|
На территории СССР в 1935-ом году по приказу главы государства Иосифа Сталина открылся Московский Международный Кинофестиваль, остановив свою деятельность во время Второй Мировой войны. В 1959-ом году открылся повторно и с тех пор работает ежегодно.
Также, в 1968-ом году в Узбекской ССР состоялся Международный Ташкентский кинофестиваль, где участвовали 318 кинематографистов из 49 стран Африки и Азии 5.
На сегодняшний день в России количество кинофестивалей превысило около 150-и.
_____________
3 История кинофестивалей – Электронный ресурс – URL: https://mirfest.com/articles/item/314.html (дата обращения: 07.05.2020)
4 Каталог кинофестивалей России – Электронный ресурс - URL: http://kinoyoung.ru/ (дата обращения: 07.05.2020)
5 История кинофестивалей – Электронный ресурс – URL: https://mirfest.com/articles/item/314.html (дата обращения: 07.05.2020)
Можно выделить несколько подходов к определению понятия «кинофестиваль»:
1. Фестиваль как профессиональное событие в сфере киноиндустрии, демонстрирующий новинки кино с дальнейшим обсуждением и оцениванием.
2. Фестиваль как досуговое занятие, направленное на эстетическое воспитание зрителей.
3. Фестиваль как коммерческий продукт киноиндустрии 6.
Перечисленные выше подходы тесно связаны с целями деятельности определенного кинофестиваля.
Кинофестиваль как профессиональное событие – отбор и просмотр новых фильмов членами жюри, которые оценивают роботы режиссеров, продюсеров, операторов и других. В конце мероприятия победившие участники получают награды и призы.
Целью кинофестиваля как досугового занятия является знакомство с киноискусством в целом. Благодаря подобным фестивалям зрители приобщаются к культуре других стран.
С фестивалем коммерческого происхождения, т.е. фестиваль, являясь коммерческим продуктом, целью которого будет состоять только в получении прибыли с помощью СМИ 7.
Выделяют несколько ролей, которые кинофестивальная деятельность представляет в развитии киноиндустрии:
|
|
· Культурная как культурно-досуговое занятие;
· Соревновательная как творческие соревнования с использованием конкретного места, участка;
· Имиджевая как эстетическое воспитание зрителей;
____________
6 Климина, А. В. Специфика маркетинга кинофестивальных проектов / А. В. Климина, С. Л. Карташов // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 29 марта 2017 г. – 91-92с.
7 Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 208 с.
· Экономическая как источник финансирования в сфере киноиндустрии;
· Дистрибьютивная как увеличение интереса к премьере фильма.
Также, кинофестивальная деятельность оказывает поддержку развитию творческой деятельности, ибо в подобных мероприятиях участвуют представители киноиндустрии: режиссеры, сценаристы, продюсеры, операторы, актеры, монтажеры, аниматоры, и другие. В процессе взаимодействия появляются новые имена, которые становятся известными благодаря кинофестивалям. 8
На сегодняшний день во всем мире быстро растет количество кинофестивалей разных форматов и направленностей: международные, тематические, молодежные и детские, региональные, жанровые и другие.
Можно выделить несколько категорий кинофестивалей по уровню и масштабам:
1. Международные кинофестивали категории А (высшая), имеющие аккредитацию на звание международного. Аккредитацию можно получить только у «Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров» (FIAPF). Для того, чтобы ее получить, фестиваль должен соответствовать следующим параметрам:
¾ Иметь международный статус;
¾ Должен проводиться каждый год;
¾ Могут участвовать фильмы, если ранее не участвовали в других кинофестивалях;
¾ В одной стране должен быть только один подобный фестиваль.
Аккредитация «Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров» (FIAPF) получили 52 кинофестиваля, 12 из которых являются игровыми кинофестивалями международного масштаба: Московский, Берлинский, Венецианский, Каирский, Каннский, в Карловых
_____________
8 Зейман, А. Как провести успешную PR-кампанию кинофестиваля / А. Зейман. – Текст: электронный // Культура.рф. - 2019. – 18 мая. – URL: https://www.culture.ru/live/386 (07.05.2020).
варах, в Локарно, в Мар-дель-Плата, Монреальский, Сан-Себастьянский, Токийский и Шанхайский 9.
2. Международные кинофестивали, организованные несколькими странами. Целью таких фестивалей является профессиональная поддержка представителей киноиндустрии, а также сотрудничество кинематографических республик для поддержания целостности и единства.
С 1992-го года в Анапе проводится международный кинофестиваль «Киношок», который объединяет страны СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии 10.
3. Региональные кинофестивали, проходящие в определенном городе, или посвященные конкретным странам.
Кинофестиваль «Меридианы Тихого» во Владивостоке, проводимый при содействии Министерства культуры Российской Федерации. В 2020-ом году фестивалю исполняется 17 лет 11.
Также, «Festival du cinema russe a Honfleur» - фестиваль российского кино, который проводится ежегодно в городе Онфлер во Франции с 1993-ого года. Это крупнейший французский фестиваль, посвященный русскому кино. Сначала он проводился в Сен-Рафаэле, затем переехал в Онфлёр в 1995 году 12.
Также, кинофестивали отличаются по видам:
1. Анимационные – в кинофестивалях участвует исключительно мультипликационное кино. Например: Открытый Российский фестиваль анимационного кино, проводимый с 1996-ого года.
2. Научно-фантастические кинофестивали – фильмы в жанрах фэнтези и научной фантастики. Например: «Brussels International Fantastic Film Festival» - Международный фестиваль фильмов в жанре фэнтези, научной
_______________
9 Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник под ред. П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, В.В. Падейского. – Москва: Юнити, 2015. – 21с.
10 Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учеб.пособие / И.Н. Гращенкова. – М.: Высшая школа, 2009. – 19с.
11 Вохмянин, К.А. Кинофестиваль как средство продвижения кинофильмов / К.А. Вохмянин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 63 с.
12 Зейман, А. Как провести успешную PR-кампанию кинофестиваля / А. Зейман. – Текст: электронный // Культура.рф. - 2019. – 18 мая. – URL: https://www.culture.ru/live/386 (07.05.2020).
фантастики и триллеров, который проходит в Брюсселе, Бельгия.
3. Документальные – в показах участвуют только полнометражное документальное кино. Например: Международный кинофестиваль в Петергофе, проводимый в Петергофе, Санкт-Петербург с 2016-ого года.
4. Тематические: женские и ЛГБТКИА-кинофестивали – Микрофест, проводимый с 2018-го года, а также Международный фестиваль Бок о Бок, проводимый с 2010-го года 13.
Также, можно выделить виды кинофестивалей по продолжительности участвующих фильмов:
¾ Полнометражные составляют от 1 часа 30-и минут до 3-х часов.
¾ Короткометражные могут составлять от 5-и секунд до 5-и минут;
«Uppsala International Short Film Festival» - крупнейший фестиваль короткометражного кино в Швеции, который проводится с 1982-ого года в Уппсале 14.
Тем не менее, кинофестивали различаются по возрастным категориям участников:
1. Детские и молодежные кинофестивали;
Международный кинофестиваль «Lucas» - старейший немецкий фестиваль фильмов для детей и подростков, который проводится уже 35 лет во Франкфурте, Германии.
2. Студенческие кинофестивали;
«Gijon International Film Festival» - международный кинофестиваль для студентов, проводимый с 1963-ого года в Хихоне, Испании 15.
_______________
13 Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник под ред. П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, В.В. Падейского. – Москва: Юнити, 2015. – 59с.
14 Разлогов, К. Организация и менеджмент кинофестивалей / К.Разлогов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 83с.
15 Поличко, Г.А. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие / Г.А. Поличко. – М.: Изд-во ГУУ, 2011 – 28с.
Кинофестивали можно различить исходя из уровня новизны фильмов, участвующих в показе:
¾ премьерные показы, в которых участвуют новые фильмы;
Например: Всероссийский кинофорум «Десятая муза в Пензе»;
¾ показы фильмов второго экрана;
Например: Санкт-Петербургский международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей», а также Всероссийский кинофестиваль «Виват, кино России»;
¾ цикл показов архивного кино.
Например: Кинофестиваль архивного кино «Белые Столбы» 16.
(развернуто написать)
Главное на стадии планирования и подготовки кинофестиваля является формирование стратегии мероприятия, а также уточнения целей, ресурсов и сроков от компании, устраивающей мероприятие.
Наиболее распространенным вариантом перечня этапов проведения мероприятия является следующее:
1. Разработка идеи;
2. Назначение руководителя мероприятия;
3. Планирование:
a. утверждение решения о подготовке мероприятия, написание сметы, публичное заявление;
b. подготовка мероприятия, решение организационных моментов, рассылка пригласительных.
4. Реализация:
a. выбор места проведения мероприятия, монтаж оборудования;
b. торжественная церемония открытия;
c. проведения мероприятия;
____________
16
d. официальная церемония закрытия;
e. демонтаж оборудования.
5. Обработка данных, написание финансового отчета;
6. Подведение итогов;
7. Окончание мероприятия.
При этом стоит выделить одну из важных особенностей кинофестивальной деятельности, которая во многом определяет формат и способы продвижения кинофестивалей. Данная особенность заключается в том, что мероприятие сильно ограничено временными рамками, которые устанавливаются организаторами и зависят от длительности реализации каждого этапа фестиваля. Поэтому обычно кинофестиваль представляется как процесс последовательной смены следующих основных стадий: прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, анализ, регулирование 17.
Таким образом, множно сделать вывод, что на сегодняшний день популярностью пользуется кинофестиваль как досуговое занятие, направленное на эстетическое развитие зрителей, так как главной миссией заключается в том, чтобы приобщить людей к культуре с помощью кинематографии. В процессе такой деятельности кинозрители расслабляются и получают психологическую разрядку.