Теоретическая информация

Практическая работа № 13.

Тема: Изучение индивидуальных и коллективных форм методической работы преподавателей и мастеров производственного обучения

Цели: -ознакомление с формами методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО);

- формирование знаний и умений по планированию методических мероприятий.

 

 

Литература:

1. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Л. П. Бурцева. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 160 с. — ISBN 978-5-9765-2054-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74589 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Методика профессионального обучения: учебник / В. Н. Люсев, Т. П. Люсева, Н. Е. Мокиевская, Н. В. Саратовцева. — Пенза: ПензГТУ, 2012. — 411 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/62715 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Методика профессионального обучения в вопросах и ответах: учебное пособие / Т. Н. Шипилова, В. П. Тигров, О. Ю. Добромыслова [и др.]; под редакцией Ю. А. Гречишникова. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2017. — 195 с. — ISBN 978-5-88526-792-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111947 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Э. Эрганова. – М.: Академия, 2007. – 160 с. www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_6972.pdf

Теоретический блок

Теоретическая информация

Главной целью методической работы в ОУ СПО является непрерывное совершенствование педагогического, методического и профессионального уровня инженерно-педагогических работников. Методическая работа в ОУ СПО регламентируется Положением о методической работе и строится на основе таких закономерностей:

- научность ‑ опора на передовые педагогические и производственные технологии;

- коллективность или коллегиальность в методической работе;

- учет индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании методической работы;

- опора на инициативу, интерес и педагогический потенциал педагогов профессиональных учебных заведений;

- творческая направленность в работе инженерно-педагогических кадров.

Основными задачами методической работы в ОУ СПО являются:

- совершенствование педагогического и методического мастерства;

- совершенствование форм организации учебно-производственного процесса, содействие активной и творческой деятельности обучающихся;

- совершенствование методов обучения;

- выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

- приобщение мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин к исследовательской деятельности.

Функции методической работы составляют систему основных ее направлений:

-конструктивная – подготовительный этап (определение системы мероприятий для эффективной методической работы);

-организационная – рассматривает содержание всей методической работы в учебном заведении, а также структурных подразделений (теоретическое, производственное обучение) методических комиссий;

-диагностическая – выявление общих результатов учебно-производственной деятельности педагогов и установление уровня их компетентности;

-прогностическая – определение необходимой системы знаний и умений педагогов в будущем;

-моделирующая – формирование и внедрение передового производственного опыта в учебный процесс;

-корректирующая – совершенствование учебно-производственной деятельности педагога с учетом современных требований.

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в ОУ СПО – коллективную и индивидуальную.

К коллективным формам работы инженерно-педагогических работников относятся: педагогический совет, методический совет, предметные комиссии, школа передового опыта, школы молодого педагога, проведение теоретических конференций, семинаров-практикумов.

Педагогический совет – координирует учебно-воспитательную, учебно-производственную и методическую деятельность. Основной задачей педагогического совета является совершенствование процесса обучения, внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, передового производственного опыта.

Проводится педагогический совет один раз в два месяца. Председателем педагогического совета является директор профессионально-технического учебного заведения.

Методический совет – проводится руководителем учебного заведения с инженерно-педагогическими работниками с целью оперативного обсуждения нормативных документов, приказов, методических предложений и рекомендаций вышестоящих органов.

Одним из основных направлений методической работы являются учебно-методические объединения (УМО) или методические комиссии, создаваемые по каждому профилю подготовки (методическая комиссия металлообрабатывающих профессий, столяров, слесарей по ремонту автомобилей, электросварщиков). Председателем методической комиссии избирается опытный преподаватель или мастер производственного обучения.

Известно, что работа методических комиссий направлена на совершенствование профессионального мастерства инженерно-педагогических работников, в том числе:

- разработка учебно-планирующей документации и ее обсуждение;

- анализ результатов учебно-производственной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения;

- обмен производственным и педагогическим опытом;

- внедрение в учебный процесс передовых педагогических и производственных технологий;

- проведение предметных недель по различной тематике (доклады, дискуссии, выпуск стенгазет, выставки-смотры);

- обсуждение документации по комплексно-методическому обеспечению учебного процесса;

- обсуждение содержания экзаменационных билетов, видов проверочных и контрольных работ, квалификационных пробных работ;

- планирование и реализация межпредметных связей;

- организация, проведение и обсуждение открытых занятий преподавателями и мастерами производственного обучения;

- подготовка, организация и проведение смотров-конкурсов по профессии;

- проведение предметной недели.

Школа передового опыта – организованный процесс по передаче педагогического или производственного опыта педагогом-новатором.

Школа молодого мастера производственного обучения или преподавателя создается с целью оказания методической помощи молодым, неопытным инженерно-педагогическим работникам.

Индивидуальная форма методической работы предусматривает постоянное совершенствование педагогической и профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Для повышения педагогического мастерства один раз в пять лет проводятся курсы повышения квалификации, а для совершенствования профессиональных умений и навыков мастера производственного обучения дополнительно еще проводится стажировка на производстве с целью изучения новых производственных технологий, оборудования, современных материалов. Большое внимание уделяется подготовке и проведению открытых занятий, взаимопосещению занятий. К индивидуальной работе также относится составление методических разработок и рекомендаций.

 

1.2. Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите функции методической работы.

2. Какие вы знаете формы методической работы?

3. Перечислите формы коллективной методической работы.

4. Какие разновидности индивидуальной работы инженера-педагога вы знаете?

5. Кто входит в состав методических комиссий?

6. Какие вопросы рассматриваются на заседаниях методических комиссий?

7. С какой целью проводятся педагогические чтения, теоретические конференции, практические семинары?

8. Почему мастеру производственного обучения необходимо периодически проходить стажировку на производстве?

9. В каких случаях педагоги и мастера производственного обучения принимают участие в смотрах-конкурсах?

10. Какая периодичность повышения квалификации педагогов?

11. Перечислите основные направления работы методических комиссий.

12. Какие мероприятия проводятся во время на предметных недель?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: