Общая самооценка связывается с целостным отношением человека к себе, поэтому так важно «выделение её ядерного» образования, отражающего обобщенное представление и отношение человека к себе. Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка, в конечном счете, оказывающая прочное влияние на эмоциональный фон в деятельности человека, ребенка и является предметом психологического анализа в большинстве исследований.
Проведя анализ самооценки детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента с помощью методики «Лесенка» (Приложение 6), мы пришли к выводу, что большое количество детей в экспериментальной группе, обладают очень высокой и высокой самооценкой, что может свидетельствовать о нарушениях эмоциональных состояний этих детей (табл.10, рис.12, рис.13).
Описание методики и сводные данные по методике «Лесенка» представлены нами в Приложении 6, табл. 8 и табл.9.
Таблица 10 – Распределение обобщенных самооценок испытуемых на констатирующем этапе эксперимента по уровням (%)
|
|
№ п/п | Уровень самооценки | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1. | Очень высокий | 24 | 16 |
2. | Высокий | 32 | 36 |
3. | Средний | 20 | 36 |
4. | Низкий | 12 | 8 |
5. | Очень низкий | 12 | 4 |
6. | Сумма | 100 | 100 |
Анализируя данные табл.10, мы можем сделать вывод, что 12% и 4% детей дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе соответственно, поставили себя на самую низкую ступень «Лесенки». Это дети с заниженной самооценкой, не типичной для рассматриваемого нами возраста, так как в исследуемом возрасте 4-6 лет, уровень самооценки должен быть завышен – дети в этом возрасте не совсем себя адекватно оценивают, в основном завышая самооценку.
Наибольшее количество детей в обеих группах составляют дети с высоким уровнем самооценки. В экспериментальной группе высокий уровень самооценки составил 32%, очень высокий – 24%. Мы можем предположить, что данный высокий уровень самооценки в экспериментальной группе свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста с нарушениями эмоциональных состояний стремятся актуализировать положительное отношение к себе, которое проявляется в высоком самооценивании.
Рис. 12 – Распределение обобщенных самооценок детей дошкольного возраста в экспериментальной группе по уровням (%) на констатирующем этапе исследования
Рис. 13 – Распределение обобщенных самооценок детей дошкольного возраста в контрольной группе по уровням (%) на констатирующем этапе исследования
В табл.11 содержатся среднегрупповые показатели изменения самооценки и среднеквадратичного (стандартного) отклонения по группам в обеих группах испытуемых детей на констатирующем этапе эксперимента.
|
|
Таблица 11 – Среднегрупповые показатели уровня самооценки у детей дошкольного возраста, по данным констатирующего этапа эксперимента
Средние оценки по группе | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Самооценка | 6,36 | 6,52 |
Среднеквадратичное отклонение | 2,6 | 2,0 |
Хотелось бы отметить, что в процессе проведения эксперимента нами было замечено, что дети, имеющие адекватный уровень самооценки очень естественно реагировали, когда допускали ошибки или совершали недочеты. Такие дети с большим энтузиазмом старались найти свои промахи в работе, отмечали на «Лесенке» место, которое, по их мнению, наилучшим образом отражало бы выполненное ими задание. При правильном выполнении задания дети с адекватным уровнем самооценки или близким к нему оценивали свое задание с помощью более высоких ступеней, а при совершении ошибок – с помощью средних или нижних ступеней.
Дети дошкольного возраста, имеющие низкий уровень самооценки, в основном демонстрировали следующую реакцию: молча, брали работу в руки и пересматривали ее, при этом ничего не меняя. В тоже время такие дети на «Лесенке» при оценивании задания выбирали нижние ступени.