Результаты диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по методике «Цветовая диагностика эмоций» (ЦДЭ)

(Домики) на констатирующем этапе эксперимента

Для диагностики структуры эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста нами была применена методика О.А. Ореховой. Так как цветовая сенсорика тесно связана с эмоциями, то по нашему мнению, возможно изучение эмоций, с помощью цвета. Данная методика направлена, в первую очередь, на изучение отклонений в социальных эмоциях детей дошкольного возраста и актуальных ценностных ориентациях.

На развитие личности ребенка дошкольного возраста влияют социальные эмоции, которые структурируют личностные новообразования и определяют поступки ребенка, и отклоняющееся поведения в том числе. Таким образом, мы можем сказать, с достаточной степенью достоверности, что ЦДЭ является хорошим диагностическим инструментом, который помогает диагностировать нарушения в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.

Методическая основа теста «Домики» представляет собой цвето-ассоциативный эксперимент. В процессе выполнения теста предполагается раскрашивание, которое выражает личностное отношение (эмоцию) ребенка к определенным социальным категориям. Для проведения теста необходимы: лист ответа; цветные карандаши – 6 штук (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный). Очень важно, чтобы карандаши не имели особых примет и были окрашены в тот же цвет, что и грифель. Кроме грифельных карандашей возможно использовать карандаши для живописи, восковые карандаши.

Ребенку в процессе исследования дается три задания по раскрашиванию. Первое задание: ребенку предлагается проранжировать цвета по степени предпочтения каждого цвета.

Второе задание: ребенку предлагают подобрать цвета для домиков. В этих домиках «живут» нравственные социальные категории. В процессе выполнения ребенок выражает свое отношение к той или иной нравственной категории. Таким образом, происходит включение цвето-ассоциативного ряда, цвет выполняет роль оценки, является субъективной шкалой.

Третье задание: процедура исследования усложняется. Ребенок самостоятельно должен выбрать для себя предпочтительный социальный объект, выбрать для него занятие и уже только после этого раскрасить его в подходящий цвет. Таким образом, весь тест есть отражение шкал духовных ценностей испытуемого.

После завершения методики мы можем видеть систему личностного отношения ребенка, его социальные предпочтения и ценности, различные варианты его личностного развития, а еще – накопленные ребенком обиды, боль и непонимание.

Лист ответов и показатели амбивалентности в цветовых выборах детей к тесту «Домики» содержатся в Приложении 4, табл. 4.

Ниже в табл. 4. и на рис. 4 и 5 отображена степень проявления амбивалентности эмоций у детей дошкольного возраста в исследуемых эмоциональных категориях (счастье-горе, справедливость - обида, дружба - ссора, доброта - злоба, восхищение - скука).

Таблица 4 – Степень дифференцированности пар противоположных эмоциональных категорий детьми дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента (в % от общего числа недифференцированных понятий)

Эмоциональная категория Экспериментальная группа Контрольная группа

счастье-горе

25% 20%

справедливость-обида

20% 17%

дружба-ссора

12% 7%

доброта-злоба

10% 5%

восхищение-скука

48% 35%

 

Как видно из полученных результатов в табл.4, проще всего детям из экспериментальной группы даются различения эмоций, связанных со следующими понятиями: дружба и ссора, составляющими блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия (только 12% от всего количества эмоционально недифференцированных категорий занимают эти противоположности); доброта и злоба, дающими эмоциональную основу для блока потенциальной агрессии (соответственно 10% недифференцированных понятий). Категории «справедливость и обида» (блок личностного роста) эмоционально знакомы и различимы большинством детей дошкольного возраста экспериментальной группы, и занимает 20% от числа недифференцированных пар. Наиболее сложными для определения эмоциональных различий в среде детей в экспериментальной группе стали категории «восхищение-скука» (блок познавания мира – 48% от всего количества) и «счастье-горе» (блок базового комфорта и благополучия – 25%), что, вероятнее всего, связано либо с невысокой субъективной ценностью этих понятий для эмоциональной жизни испытуемых детей, либо с несформированностью их познавательных потребностей.

Рис. 4 – Показатели амбивалентности детей экспериментальной группы по данным констатирующего этапа эксперимента

Рис. 5 – Показатели амбивалентности детей контрольной группы по данным констатирующего этапа эксперимента

Результаты, полученные в обеих группах на констатирующем этапе эксперимента различаются для следующих категорий: восхищение-скука (48% от общего числа детей дошкольного возраста в экспериментальной группе, не осведомленных об эмоциональных различиях исследуемых понятий против 35% в контрольной группе); 20% недифференцированных понятий в экспериментальной группе занимают категории «справедливость – обида» против 17% – для контрольной группы; 10% недифференцированных эмоциональных категорий в экспериментальной группе против 5% – в контрольной группе занимают «доброта-злоба». Для остальных категорий («счастье-горе», «дружба-ссора») различия для детей контрольной и экспериментальной групп не превышают 5%. Особую тревогу вызывают дети, имеющие инверсии в блоках системы личностных отношений.

При норме полюс эмоций со знаком плюс должен преобладать над полюсом эмоций со знаком минус. Т.е. в норме отношение ребенка дошкольного возраста должно быть обозначено цветом, который располагается на высоких уровнях цветового градусника. Если у ребенка происходит актуализация негатива, то формируется инверсия в соответствующем блоке системы личностных отношений, что влечет за собой нарушение в личностном развитии. При этом по результатам методики ЦДЭ хорошо видно, в каком именно блоке имеются нарушения.

Критерием оценки, определяющим, что перед нами: эмоция или ценность, выступает статистический закон распределения предпочтения детьми определенных социальных объектов. Если абсолютное большинство детей предпочитает, например, «счастье» и отрицает «горе», то «счастье» является для них ценностью. Если статистическое распределение предпочтений «счастье» приближается к нормальному закону, мы имеем дело с психическим процессом, то есть с актуально переживаемым чувством. Показателем этого на ответном листе является снижение рейтинга позитивного полюса и повышения негативного полюса эмоции: дети окрашивают домики, в которых живут «Счастье», «Дружба», «Доброта» в цвета, находящиеся на низких уровнях цветового градусника. В результате применения шкалы цветовых выборов («Цветовой градусник») данной методики нами были определены случаи проявления инверсий в эмоциональной сфере дошкольников, важные в нашем исследовании для выявления нарушений эмоциональных состояний (в частности, повышенной тревожности) в социальной сфере испытуемых. Инверсия определяется путем сравнения балльных оценок исследуемых эмоциональных категорий в случае, когда балльная оценка эмоциональной категории негативного содержания превышает оценку эмоциональной категории позитивного содержания. Результаты по данному параметру представлены в табл.5.

Таблица 5 – Изменения в проявлениях инверсий в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента

Количество инверсий в цветовом выборе («Цветовой градусник») Экспериментальная группа Контрольная группа
Общее в %. Сумма тревог из них:

54,00%

29,90%

7!

18,50%

7,50%

6!

12,40%

6,70%

4!

14,20%

8,50%

3!

4,80%

2,70%

2!

4,10%

4,50%

Средний балл для позитивных эмоций

5,20

3,40

Средний балл для негативных эмоций

4,80

2,60

Примечание: восклицательным знаком обозначены инверсии выборов, максимально возможное суммарное значение инверсий равно 12.

Ценностные ориентации детей, имеющих инверсии цветовых выборов, находятся на более низких уровнях шкалы духовных ценностей, чем у детей с нормальным развитием системы личностных отношений, при этом дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций. В социальном плане, в частности, инвертированные дети оценивают детский центр, который они посещают, ниже своих «неинвертированных» сверстников. Из анализа приведенных в таблице данных видно, что около половины респондентов в экспериментальной (54%) группе демонстрируют наличие эмоциональных нарушений, зафиксированных по инверсиям их цветовых выборов. Согласно количеству отмеченных нами инверсий, показывающих выраженность уровня тревожности, достаточно высокий ее уровень (4!-7!) свойственен почти половине (45%) детей дошкольного возраста в экспериментальной группе. При этом в целом различия между контрольной и экспериментальной группами статистически значимо. Согласно данным табл.5 детям в контрольной группе не свойственны нарушения эмоциональных состояний.

Далее в ходе обработки данных нами выделялись, как это было уже описано выше, социальные эмоции, которые в свою очередь получили рейтинги степени предпочтения, отраженные в табл. 6.

Таблица 6 – Рейтинги степени предпочтения социальных эмоций детьми из экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Социальные эмоции

Экспериментальная группа Контрольная группа

Блок базового доверия

Счастье

4,2 6,2

Горе

4,0

3,2

Блок потенциальной агрессии

Доброта

4,5

5,2

Злоба

5,1

2,8

Блок познавания мира

Восхищение

3,6

2,1

Скука

3,8

1,8

Анализ сводной таблицы 6 рейтингов социальных эмоций и диаграмм, приведенных на рис. 6 и 7, позволяет сделать вывод о том, что наибольший рейтинг в представленной выборки детей дошкольного возраста в экспериментальной группе получила категория «злоба» (среднегрупповое значение рейтинга в, экспериментальной группе - 5,1), противоположная категория «доброта» имеет при этом в экспериментальной группе среднегрупповой рейтинг – 4,5, в контрольной — 5,2, что существенно выше соответствующей противоположной (категории «скука»); обе категории имеют отношение к блоку познания мира. Полученные данные могут свидетельствовать о нарушении эмоционально-когнитивного развития детей в экспериментальной группе, возраст которых сензитивен к познавательной деятельности. Возможно, эти особенности свойственны детям в экспериментальной группе в силу современной социальной ситуации, когда многие знания, открытия, даются им в готовом виде (ТВ, компьютер), при этом занятые родители предпочитают перепоручать развитие детей воспитателям и телевизору. И взрослые, и дети не готовы к самостоятельным открытиям, дающим энергию познавания (отвечающую за успешное эмоционально-когнитивное развитие), и оттого испытывают скуку. Однако категория «скука» в контрольной группе получила минимальный рейтинг – 1,8. В целом из анализа таблицы 6 и рисунков 6 и 7, в которые сведены полученные результаты, видно, что категории позитивного содержания имеют в целом более низкий рейтинг для испытуемых экспериментальной группы нашей выборки, чем категории негативного содержания.

Рис. 6. Показатели предпочтения социальных эмоций детьми из экспериментальной группы по результатам констатирующего этапа эксперимента

Рис. 7. Показатели предпочтения социальных эмоций детьми из контрольной группы по результатам констатирующего этапа эксперимента

Далее, с помощью данной методики нами были рассмотрены особенности ценностной сферы дошкольников, как известно оказывающей непосредственное влияние на их потребности, степень их удовлетворения и в конечном итоге, на эмоциональный фон. Данные для обеих групп испытуемых приведены в табл. 7 и на рис. 8 и 9.

Таблица 7 – Среднегрупповые показатели развития личностных ценностей у детей дошкольного возраста по данным констатирующего этапа эксперимента

Шкала личностных ценностей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1.

Пища, сон, отдых

29,8

28,6

2.

Мир вещей, животные

22,4

25,1

3.

Игра

30,1

31,3

4.

«Я сам»

24,2

28,8

5.

Родные, друзья

10,9

14,3

6.

Явления окружающего мира, путешествия

2,2

2,0

7.

Учеба, труд, досуг

1,3

2,1

8.

Профессия

-

-

9.

Искусство, эстетика, наука

1,0

1,2

10.

Чувства человека

-

-

Результаты, представленные нами в табл.7 свидетельствуют о том, что и в экспериментальной и в контрольной группе преобладают личностные ценности базового уровня: «пища, сон, отдых» - 29,8 баллов в экспериментальной группе и 28,6 баллов в контрольной; в категории «мир вещей, животные» - 22,4 балла в экспериментальной группе и 25,1 балл в контрольной; в категории «игра» - 30,1 балл в экспериментальной и 31,3 балла для контрольной группы. По нашему мнению, преобладание личностных ценностей в обеих группах испытуемых может свидетельствовать о субъективной недостаточности удовлетворения потребностей и невозможности ребенка реализовать личностные потребности более высоких уровней.

Рис. 8. Показатели развития личностных ценностей детей дошкольного возраста в экспериментальной группе по данным констатирующего этапа эксперимента

Рис. 9. Показатели развития личностных ценностей детей дошкольного возраста контрольной группы по данным констатирующего этапа эксперимента

Подводя итог проведенного нами исследования по методике «Цветовая диагностика эмоций», мы можем сделать вывод, что выявленные нами нарушения эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста указывает на необходимость проведения адекватной психолого-педагогической коррекции, направленной на творческое развитие ребенка, инициацию его познавательного блока и коррекцию блока потенциальной агрессии, что возможно осуществить, применяя метод сказкотерапии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: