Результаты диагностики по методике «Страхи в домиках»

(М.А. Панфилова, А.И. Захарова) на констатирующем этапе

Эксперимента

Для выявления и уточнения преобладающих видов страха у детей дошкольного возраста, нами была применена методика «Страхи в домиках» (Приложение 7).

В процессе диагностике страхов, нами были выявлены следующие результаты (рис. 14).

 

Рис. 14 – Выраженность проявления страха у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, %

Таким образом, анализируя данные рис.14, мы видим, что в экспериментальной группе наибольшее количество детей испытывает страх умереть (70%) и страх смерти родителей (70%). Также большой процент детей в экспериментальной группе испытывают следующие страхи: страх перед папой и мамой – 50%, страх чудовищ – 60%, страх темноты – 60%, страх увидеть страшные сны – 55%.

В контрольной группе, наибольшее количество детей, также как и в экспериментальной испытывает страх умереть (25%) и страх смерти родителей (25%). Также отметим, что в контрольной группе преобладают следующие страхи: страх пожара (20%), страх врачей и боли (20%), боязнь уколов (20%) и страх темноты (20%).

Результаты проведенного нами исследования детей с помощью методики «Страхи в домиках» были подвергнуты математической обработке (табл.12).

 

 

Таблица 12 – Анализ показателей проявления страхов у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Переменная

Сумма рангов

Значение
критерия
t-Стъюдента

Уровень
значимости,
Р

Экспериментальная группа Контрольная группа
страх перед нападением бандитов

435,05

389,24

3,9739

0,04899

страх умереть

467,02

398,34

3,5237

0,04539

страх смерти родителей

547,21

465,01

3,6909

0,037498

страх перед папой и мамой

463,24

312,25

4,6529

0,04098

страх наказания

624,12

472,27

3,6839

0,043876

страх чудовищ

436,18

313,89

4,6983

0,038999

страх глубины

324,15

316,47

3,4907

0,26485

страх перед стихией

386,13

325,41

3,2669

0,19876

страх высоты

536,37

458,76

3,4909

0,037498

страх пожара

518,63

238,08

4,6729

0,02946

боязнь врачей и боли

569,29

271,07

3,9939

0,05899

боязнь крови

531,79

237,91

3,8189

0,05539

боязнь уколов

669,27

369,71

3,7109

0,047498

страх перед неожиданными звуками

567,75

373,57

3,2869

0,05098

страх темноты

589,07

432,94

4,7183

0,053876

страх увидеть страшные сны

599,06

425,69

3,5107

0,048999

страх замкнутого пространства

371,01

337,91

3,7039

0,27485

страх войны

475,75

312,01

3,7989

0,20876

страх огня

685,08

391,79

3,5109

0,047498

страх больших улиц

247,25

228,05

3,9939

0,03946

Анализируя данные табл.12 можно сделать вывод, что наибольшая значимость различий прослеживается по шкале страхов «темноты», «перед папой и мамой», «чудовищ», «пожара». Однако значимые различия, выявленные в характере проявления страхов у детей в экспериментальной группе, показывают, что страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение). Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих нарушения в поведении.

Большинство детей дошкольного возраста испытывают так называемые типичные возрастные страхи (нападение бандитов, умереть, смерти родителей, наказания, сказочных персонажей, страшных снов, животных, глубины, пожара и т.д.). В экспериментальной группе выявлены случаи несоответствующих возрасту страхов (перед стихией, замкнутого пространства).

Таким образом, на основании проведенных диагностических мероприятий по выявлению нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выявлены следующие нарушения эмоциональных состояний:

· Расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Различные виды провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников (агрессия, истерика).

· Внеситуативные особенности эмоциональных состояний: эмоциональная неустойчивость и расторможенность, частые перепады настроения от эйфории к дисфории.

Таким образом, при выявлении особенностей нарушений эмоциональных состояний у детей из экспериментальной группы было выявлено следующее: у детей с негативными эмоциональными состояниями выделялись две прямо противоположные тенденции в развитии эмоциональной сферы – дети с очевидными трудностями в развитии эмоций (склонность к агрессии) и дети с тенденцией к адаптивному поведению, затрудненному дисгармонией отношений с окружающими (повышенная тревожность, наличие страхов, не являющихся возрастными). По нашему мнению такие негативные эмоциональные состояния связаны с недостаточной удовлетворенностью потребности детей в привязанности и психологической близости с людьми.

Таким образом, с учетом выявленных нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста можно говорить о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции выявленных нарушений.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: