(М.А. Панфилова, А.И. Захарова) на констатирующем этапе
Эксперимента
Для выявления и уточнения преобладающих видов страха у детей дошкольного возраста, нами была применена методика «Страхи в домиках» (Приложение 7).
В процессе диагностике страхов, нами были выявлены следующие результаты (рис. 14).
Рис. 14 – Выраженность проявления страха у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, %
Таким образом, анализируя данные рис.14, мы видим, что в экспериментальной группе наибольшее количество детей испытывает страх умереть (70%) и страх смерти родителей (70%). Также большой процент детей в экспериментальной группе испытывают следующие страхи: страх перед папой и мамой – 50%, страх чудовищ – 60%, страх темноты – 60%, страх увидеть страшные сны – 55%.
В контрольной группе, наибольшее количество детей, также как и в экспериментальной испытывает страх умереть (25%) и страх смерти родителей (25%). Также отметим, что в контрольной группе преобладают следующие страхи: страх пожара (20%), страх врачей и боли (20%), боязнь уколов (20%) и страх темноты (20%).
|
|
Результаты проведенного нами исследования детей с помощью методики «Страхи в домиках» были подвергнуты математической обработке (табл.12).
Таблица 12 – Анализ показателей проявления страхов у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Переменная | Сумма рангов | Значение | Уровень | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
страх перед нападением бандитов | 435,05 | 389,24 | 3,9739 | 0,04899 |
страх умереть | 467,02 | 398,34 | 3,5237 | 0,04539 |
страх смерти родителей | 547,21 | 465,01 | 3,6909 | 0,037498 |
страх перед папой и мамой | 463,24 | 312,25 | 4,6529 | 0,04098 |
страх наказания | 624,12 | 472,27 | 3,6839 | 0,043876 |
страх чудовищ | 436,18 | 313,89 | 4,6983 | 0,038999 |
страх глубины | 324,15 | 316,47 | 3,4907 | 0,26485 |
страх перед стихией | 386,13 | 325,41 | 3,2669 | 0,19876 |
страх высоты | 536,37 | 458,76 | 3,4909 | 0,037498 |
страх пожара | 518,63 | 238,08 | 4,6729 | 0,02946 |
боязнь врачей и боли | 569,29 | 271,07 | 3,9939 | 0,05899 |
боязнь крови | 531,79 | 237,91 | 3,8189 | 0,05539 |
боязнь уколов | 669,27 | 369,71 | 3,7109 | 0,047498 |
страх перед неожиданными звуками | 567,75 | 373,57 | 3,2869 | 0,05098 |
страх темноты | 589,07 | 432,94 | 4,7183 | 0,053876 |
страх увидеть страшные сны | 599,06 | 425,69 | 3,5107 | 0,048999 |
страх замкнутого пространства | 371,01 | 337,91 | 3,7039 | 0,27485 |
страх войны | 475,75 | 312,01 | 3,7989 | 0,20876 |
страх огня | 685,08 | 391,79 | 3,5109 | 0,047498 |
страх больших улиц | 247,25 | 228,05 | 3,9939 | 0,03946 |
Анализируя данные табл.12 можно сделать вывод, что наибольшая значимость различий прослеживается по шкале страхов «темноты», «перед папой и мамой», «чудовищ», «пожара». Однако значимые различия, выявленные в характере проявления страхов у детей в экспериментальной группе, показывают, что страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение). Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих нарушения в поведении.
|
|
Большинство детей дошкольного возраста испытывают так называемые типичные возрастные страхи (нападение бандитов, умереть, смерти родителей, наказания, сказочных персонажей, страшных снов, животных, глубины, пожара и т.д.). В экспериментальной группе выявлены случаи несоответствующих возрасту страхов (перед стихией, замкнутого пространства).
Таким образом, на основании проведенных диагностических мероприятий по выявлению нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выявлены следующие нарушения эмоциональных состояний:
· Расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Различные виды провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников (агрессия, истерика).
· Внеситуативные особенности эмоциональных состояний: эмоциональная неустойчивость и расторможенность, частые перепады настроения от эйфории к дисфории.
Таким образом, при выявлении особенностей нарушений эмоциональных состояний у детей из экспериментальной группы было выявлено следующее: у детей с негативными эмоциональными состояниями выделялись две прямо противоположные тенденции в развитии эмоциональной сферы – дети с очевидными трудностями в развитии эмоций (склонность к агрессии) и дети с тенденцией к адаптивному поведению, затрудненному дисгармонией отношений с окружающими (повышенная тревожность, наличие страхов, не являющихся возрастными). По нашему мнению такие негативные эмоциональные состояния связаны с недостаточной удовлетворенностью потребности детей в привязанности и психологической близости с людьми.
Таким образом, с учетом выявленных нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста можно говорить о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции выявленных нарушений.