Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Начальной школы-детского сада «Надежда»
г. Вязьма Смоленской области
Разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования
Составила: Баранова Н.В.
Содержание
| I | Целевой раздел | 3 |
| I.1 | Пояснительная записка | 4-6 |
| I.2 | Цели и задачи | 6-7 |
| I.3 | Принципы и подходы к реализации программы | 7-10 |
| I.4. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы | 11 |
| I.5 | Целевые ориентиры | 11-13 |
| II | Содержательный раздел | 14 |
| II.1 | Содержание программы по экологическому воспитанию | 15 |
| II.2 | Перспективное планирование | 16-29 |
| II.3 | Формы, методы и условия реализации программы | 30 |
| II.4 | Система оценки индивидуального развития детей | 31-38 |
| III | Организационный раздел | 39 |
| III.1. | Особенности организации развивающей экологической среды | 30-41 |
| III.2. | Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 42-43 |
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня когда, родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают ребенку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, к окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения не помогают. Связано это также с незнаниями правил взаимодействия с объектами природы.
К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система знаний о природе, об окружающем мире.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как и я и т. д.)
Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложится обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).
О лесе, парке, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания.
В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о
цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.
Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
В основу содержания кружка «Росточек» легла программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Осознанно- правильное отношение к природе проявляется в том, что дети уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно – образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально- волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Эта характеристика относится к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.






