I. Пояснительная записка

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Начальной школы-детского сада «Надежда»

 г. Вязьма Смоленской области

Разработана в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования

                                                                

                                                                Составила:  Баранова Н.В.

                                                                                              

Содержание

I Целевой раздел 3
I.1 Пояснительная записка 4-6
I.2 Цели и задачи 6-7
I.3 Принципы и подходы к реализации программы 7-10
I.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы 11
I.5  Целевые ориентиры 11-13
II Содержательный раздел 14
II.1 Содержание программы по экологическому воспитанию 15
II.2 Перспективное  планирование 16-29
II.3 Формы, методы и условия реализации программы 30
II.4  Система оценки индивидуального развития детей 31-38
III Организационный раздел 39
III.1. Особенности организации развивающей экологической среды 30-41
III.2.  Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 42-43

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

         I. Целевой раздел

                

                                                                                                      

I. Пояснительная записка

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня когда, родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают ребенку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, к окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения не помогают. Связано это также с незнаниями правил взаимодействия с объектами природы.

К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система знаний о природе, об окружающем мире.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как и я и т. д.)

Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.

На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.

У дошкольников должно сложится обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).

О лесе, парке, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания.

В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о

                                                                                                                                               

цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.

 Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

В основу содержания кружка «Росточек» легла программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Осознанно- правильное отношение к природе проявляется в том, что дети уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно – образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

В этом возрасте формируются и эмоционально- волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Эта характеристика относится к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек.

 

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.


Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.





double arrow
Сейчас читают про: