Научное обоснование Программы

 

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Понятие инклюзия (фр.inclusif-включаюший в себя, лат. include-включать, иметь в своем составе, англ. inclusion-включение) означает процесс включения объекта в некую целостность. Следовательно, термин «инклюзия в образовании» означает включенность, то есть доступность образования для всех в части приспособления образовательных условий к различным нуждам всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня, или целый день, и таким образом изменить организацию пространства учреждения и воспитательно-образовательный процесс, а полностью вовлечь особого  ребенка в социум (С.В. Алехина, 2011)

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов к понятию «инклюзия», в том числе:

- расширение доступа к образованию (widening participation);

- мэйнстриминг - главное направление (англ. mainstreaming: main-главный, основной; stream-поток, струя, направление);

- интеграция, инклюзия, то есть включение (inclusion).

Понятие «включенное образование» не соответствует русским традициям. В самом широком и прямом смысле он означает реализацию подхода «образование для всех». Многие из нас знают из истории о том, что в советской школе был принят и достаточно серьёзно выполнялся политико-идеологический принцип «всеобуча», который обеспечивался всеобщим бесплатным и обязательным образованием. Этот «всеобуч» сегодня можно назвать прообразом образования для всех. Сегодня словосочетание «инклюзивное образование» укоренилось в России как наиболее подходящее для русского варианта понятие.

Кроме того необходимо вспомнить, что идея инклюзивного обучения в системе педагогического образования органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов») принадлежит Льву Семеновичу Выготскому. Именно он, одним из первых, обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.    

В специальной литературе встречаются многочисленные формулировки термина «инклюзия», представим только несколько вариантов:

- инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся;

- инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии;

- инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем);

- инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Специалисты ЮНЕСКО дали более универсальное определение инклюзии как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Такой подход, на наш взгляд, опирается на гуманизм, развитие интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности. В частности заместитель генерального директора ЮНЕСКО, возглавляющий сектор образования, Цян Танг, определил, что «качество инклюзии – это не только обеспечение доступа, но и обеспечение успеха каждого человека в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни при качественном образовании и твердом фундаменте для дальнейшего образования.

В работе Н.В. Борисовой «Инклюзивное образование: ключевые понятия» приводится таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция». Взяв ее за основу, мы предлагаем следующий вариант сопоставления этих понятий, адаптированный для детского сада:

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: