Социального педагога
за 2018 – 2020 годы
В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями обучающихся, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
|
|
Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и образование – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
С сентября 2018 года я являюсь руководителем Центра инклюзивного образования», созданного на базе МБУ ДО ЦВР им. С.А. Криворотовой. Я стремлюсь строить свою работу таким образом, чтобы показать родителям, что педагогическая и психологическая культура является составной частью общей культуры человека, овладение которыми сделает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.
Моя работа как социального педагога и руководителя Центра направлена на толерантность и укрепление взаимоотношений родителей и ребёнка, опираясь на внутренние резервы семьи. Именно поэтому в анализе своей деятельности, прежде всего, хочу отразить те основные направления психолого-медико-социального сопровождения семей с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.
|
|
В уставе определены основные цели деятельности нашего учреждения:
.
Цели: создание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, в среду нормально развивающихся сверстников через реализацию их творческого потенциала.
Задачи:
· Развитие творческих способностей.
· Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
· Выявление особенностей межличностных отношений детей с особенностями в развитии с обучающимися.
· Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
· Формирование кадрового ресурса: переподготовка преподавательского состава, задействованного в проекте.
· Включение организованной творческой деятельности обучающихся в образовательный процесс путем выработки специальных программ с набором готовых методических рекомендаций.
· Создание материально-технической базы, имеющей целевое проектное назначение.
· Поиск внешних связей и социальных партнеров.
Для реализации поставленных перед собою задач руководствуюсь следующими документами:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Семейный Кодекс РФ;
- Жилищный Кодекс РФ;
- Федеральный Закон «Об образовании»;
- ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Указом президента РФ N 761 от 1 июня 2012 г. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Приказами и постановлениями областных и районных органов власти;
- Уставом
- Положением о Центре;
- Должностной инструкцией.
Комплексный подход к организации всех форм социально-психологической помощи детям и подросткам подразумевает отношение к социально-психологическому сопровождению детей и подростков как целостному системному образованию различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Одной из ключевых задач социально-психологической службы является выявление, социально-психологическое сопровождение и поддержка данной категории детей. Со своей стороны, свою социальную работу стараюсь ориентировать на устранение причин, порождающих проблемы. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной помощи.
За период работы Центра по работе по сопровождению детей инвалидов и детей с ОВЗ сформировалась определенная система работы с семьями.
Данная технология включила в себя:
- знакомство с семьей, мониторинг состояния ребенка и эффективности реабилитационных мероприятий;
- диагностические методики: составление индивидуального маршрута ребенка(ИПР) и социокарты семьи, оценка семьи («Критерии оценки семьи»), тестирование членов семьи, беседа, наблюдение, изучение информации и документов;
- проведение бесед
- осуществление группового и индивидуального психологического тренинга по проблемам общения, личностного роста, снятия неблагоприятного психологического состояния в семье.
Моя работа начинает со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения Центра, разрабатываются индивидуальные планы сопровождения семьи и индивидуальные планы статусного ребенка-. Для обеспечения комплексного организационно-методического подхода к социально-психологической помощи, оказываемой специалистами нашего Центра, создан ПМК.
|
|
Его основными задачами являются:
• организация и разработка системы взаимодействия специалистов;
• оказание методической помощи специалистам Центра;
• разработка стратегии сопровождения семьи и ребенка.
Я как руководитель Центра постоянно совершенствую свою работу, ищу новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей. В этом мне очень помогает участие в различных районных, городских, областных семинарах по обмену опытом работы.
В Положении о Центре отмечается необходимость взаимодействия всех социально – психолого - педагогических служб. Цель, задачи и функции Центра ориентированы на совместную деятельность специалистов.
Совместная работа специалистов: социального педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, инструктора по физической культуре,педпгогов по дополнительному образования, родителей по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
В период с 2016 по 2020 год Центр принимает активное участие в реализации программы «Мы вместе».
В мою задачу как руководителя Центра входит координация и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами для защиты интересов детей, создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка; удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов; предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и группах детей.
|
|
Центр инклюзивного образования |
Педагоги службы сопровождения(педагог-пспсихолог, логопед, дефектолог) |
Педагоги дополнительного образования - психолог |
Социальный педагог |
Администрация Кстовского района |
Учреждения культуры |
Департамент Кстовского района |
Учреждения образования |
Управление социальной защиты |
ЦРБ |
Основной метод в моей работе с - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств
С каждой семьёй, работают индивидуально, согласно плану реабилитации. Посещают семьи совместно с психологом. Во время оказанная психолого–педагогическая помощь семьям позволяет не остаться наедине со своими проблемами. Психолог помогает снять неблагоприятное психологическое состояние родителей и детей, осознать потребности детей и дать возможность их реализовать. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы дети могли осуществить свои конституционные права на получение образования, достойных условий жизни и на проживание в семье.
Моя совместная работа с Центром социальной защиты населения направлена на выявление семей, нуждающихся в социальной защите,. За отчетный период семьям специалистами Центра социальной защиты выделены 10 бесплатных путевок для оздоровления
врач невропатолог регулярно осуществляет консультация и дает рекомендации родителям с детьми ОВЗ.
Была проведена большая работа по привлечению спонсорской помощи в проведении благотворительных марафонов и акций.
Неравнодушными людьми были подарены детям тренажёры, лекарства, одежда, обувь, игрушки, мебель, отремонтированы окна в комнатах детей.
Важнейшей задачей Центра и моей как его руководителя является создание информационного пространства, позволяющего в полной мере находить ответы на свои вопросы родителям воспитывающим особенных детей.
В этом направлении мною проводилась работа по анкетированию родителей данной категории.
Проведены консультации и беседы.
Информирование населения осуществляется через сайт учреждения и странички центра в ВК СМИ. Мною были подготовлены статьи, «Должны смеяться дети», «Ребёнок имеет право», «Пусть всегда будет мама»,
Под общей рубрикой «Воспитание и развитие особенных детей» мною были оформлены и распространены памятки и информационные буклеты для родителей. Созданы презентации с информацией о работе педагогов и конкретной социально-педагогической помощи семье, представленные на городских и районных семинарах.
Главным направлением моей работы как социального педагога в центре является работа по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
В центре мной оформлен правовой стенд, который постоянно обновляется и дополняется новой информацией. Информация представлена в доступной форме..
В соответствии с намеченным планом проводятся мероприятия направленные на сплочение семьи, пропаганду здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению прав человека.