Тема. 3. Биоэтика и экологическая культура

1. Сделать краткие конспекты по вопросам:

1) Значение экологической культуры в жизни общества.

 

Ответ: Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;

 

2) Формирование экологического менталитета.

 

Ответ: Экологический менталитет формируется в процессе экологического воспитания, экологического просвещения и экологического образования. Этот широкий круг вопросов мы и рассмотрим. Экологическое мировоззрение. Фундаментом экологического менталитета является экологическое мировоззрение — видение перспектив развития человечества в направлении устойчивого развития, т. е. гармонизации его отношений с природой.

 

3) Пути формирования экологической культуры людей.

 

Ответ: Все многочисленные сценарии будущего можно свести сегодня к четырем основным вариантам: Антропоцентризм; Биосфероцентризм; Антропокосмизм; Экологическая культура. Впрочем, любое мировоззрение имеет прогнозный (вероятностный) характер, и, как считал К. Поппер, точный прогноз развития человечества в принципе невозможен.

 

4) Экологическое воспитание в школе (внеурочное).

 

Ответ: Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся. В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокого осознания и практической реализации на всех уровнях

 

5) Экологическое воспитание на уроках (кратко рассмотреть фрагменты тем, при изучении которых производится экологическое воспитание).

 

Ответ: Возникла цель дальнейшей педагогической деятельности

по экологическому воспитанию в рамках предмета ОБЖ- создание и апробация

специальных педагогических условий направленных на экологическое

воспитание учащихся на уроках предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности».

На этом этапе эксперимента решались следующие задачи:

-разработать цикл экологических уроков в процессе обучения и во внеклассных

мероприятиях, направленных на повышение уровня экологического воспитания

школьников;

-апробировать разработанный нами цикл экологических уроков и мероприятий;

-провести повторный анализ выявления уровня экологического воспитания;

- обобщить результаты проделанной работы.

 

2. Заполнить таблицу 4:

Таблица 4

Экологические законы Б. Коммонера

Законы Это означает, что… Пример
1. Все связано со всем Этот принцип иллюстрирует огромное количество связей между находящимися в экосистеме живыми существами и окружающей средой, биосферой и обществом, и компонентами множества систем. Любое изменение, совершаемые человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило неблагоприятных.
2. Всё надо куда то девать Второй закон основывается на принципе перераспределения бытового мусора и безотходного экологического производства. При создании новых технологий стоит учитывать, чтобы они были менее ресурсозатратными, а также использовали продукты переработки. Кроме того стоит применять наиболее щадящий способ утилизации мусора. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга".
3. За всё надо платить Экономия средств на защите окружающей среды оборачивается для человека осложнением здоровья, природными катастрофами и снижением благоприятных условий для жизни. Все что было получено из нее в результате человеческого труда, в конечном итоге должно быть возмещено. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков.
4. Природа знает лучше Активные преобразования человеком экологической среды (экоцида), биогеоценозов (ценозоцида), а также истребление растений и животных (геноцида) может привести к необратимым последствиям, в результате которых мир перестанет быть пригодным для существования человечества.   Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование ее в своих интересах, а на адаптацию к ней.

 

Кейс-задания

1. Посетив зоопарк, вы установили, что животные содержатся в неприемлемых условиях, их внешний вид свидетельствует о том, что они испутывают дискомформ и страдания. Какие действия в этом случае необходимо предпринять?

Ответ: Сообщить в соответствующие органы по охране и надзору зоопарко или в прокуратуру

2. Посетив зоопарк вместе с обучающимися СОШ на экскурсии, вы установили, что животные содержатся в неприемлемых условиях, их внешний вид свидетельствует о том, что они испутывают дискомформ и страдания. Какие действия в этом случае необходимо предпринять?

Ответ: Сообщить в прокуратуру

3. Вы установили, что некоторые обучающиеся класса СОШ, в котором вы являетесь классным руководителем, регулярно выбрасывают бытовой мусор в неположенном месте и всячески высмеивают и издеваются над одноклассниками, которые делают им замечения. Ваши действия?

Ответ: Проведение класных часов с привлечением родителей

4. К вам обратились родители детей с вопросом о том, как формировать экологическую культуру ребенка в процессе семейного воспитания. Укажите не менее 10 жизненных ситуаций, которые они могли бы для этого использовать. Целесообразнее дождаться этих ситуаций или имеет смысл моделировать их?

Ответ: 1.личный пример взрослого, 2.игра, 3.творческая деятельность детей,4. Семейный туризм 5.Художественное слово:.6.труд 7.прогулки в лесу 8. Наблюдение за птицами, 9. Книги,10. фильмы

5. Вы установили, что некоторые обучающиеся класса СОШ, в котором учится ваш ребенок, регулярно проявляют жестокость по отношению к животным (кошкам, собакам, птицам) и всячески высмеивают и издеваются над одноклассниками, которые делают им замечения. Ваши действия?

Ответ: Сообщить классному руководителю, родителям

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: