Организация экологически развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

План ответа:

1. Особенности организации эколого – развивающей среды ДОУ.

2. Традиционные и нетрадиционные элементы эколого – развивающей среды ДОУ.

3. Эколого-педагогическая готовность воспитателя: его роль в организации среды и осуществлению экологического образования дошкольников.

Основное содержание ответа:

Результативность экологического образования дошкольников во многом обусловливается теми внешними условиями, в которых находиться ребёнок.

По мнению М.В. Осориной, эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что окружает.

Н.А. Рыжова указывает «ландшафт выступает важнейшим компонентом реального, «жизненного» мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство.

К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести:

традиционные элементы эколого-развивающей предметной среды:

- живой уголок (уголок природы),

- коридоры и холлы,

- огород,

- сад;

нетрадиционные элементы эколого-развивающей среды:

- экологическая комната,

- лаборатория,

- экологическая библиотека,

- зимний сад,

- фитобар,

- экологическая тропинка,

- альпийская горка,

- мини-ферма,

- двор-парк.

Грамотная организация экологического ландшафта предполагает:

Реализацию экологического подхода к организации жизни растений и животных, что обеспечивается знанием многофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта. С другой стороны, это учёт специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учёт их возрастных особенностей и возможностей. Отличительная особенность методики экологического образования детей дошкольного возраст.

Отличительная особенность методики экологического образования детей дошкольного возраста – необходимость непосредственного контакта ребёнка с объетами природы, «живое общение» с растениями и животными: наблюение в природе, забот и уход, элементарное экспериментирование.

Принципы оформления ландшафта для экологического образования дошкольников, выдвигаемые исследователями, следующие:

- принцип социоэмоционального развития ребёнка средствами Природы, реализуемый через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребёнка в общении с природой;

- принцип эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами Природы, реализуемый через создание оптимальных условий, для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы;

- принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка, предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира,

- принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка, решается посредством создания условий для систематического ухода детей за животными, общение с ними.

По мнению С.Н. Николаевой, соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать следующее:

- неразрывную связь живых организмов со средой,

- морфофункциональную приспособленность живых организмов к определённым элементам среды обитания,

- появление нового живого организма, его рост, развитие, условия, обеспечивающие эти процессы,

- специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого,

- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.

Экологическая среда в детском саду – это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно обитают в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности и потребности каждого объекта природы.

Растения и животные в детском саду могут быть по разному расположены и сгруппированы, в специально созданные «экологические пространства». «Экологическое пространство» – это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное значение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, общение с ними, уход и выращивание.

При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате или раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош, поскольку родители будут видеть растения и животных, наблюдать, как дети трудятся в уголке природы, могут обсуждать разные моменты, связанные с уходом за объектами природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Минимальный состав уголка природы – это наличие комнатных растений и аквариум с водными обитателями. Видовой состав растений любой возрастной группы не имеет принципиального значения, педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в группе и хорошо адаптированы к этим условиям среды. Важно не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения – это не учебные пособия, а живые существа, которые требуют ухода, и поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

Уголок природы ясельной и младшей группы должен быть оснащен комнатными растениями и аквариумом с большими яркими рыбами. На непродолжительное время вносят клетку с декоративной птицей или морскую свинку.

В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям не только увидеть многообразие животного мира, но и освоить различные способы ухода за живыми существами.

Уголки природы для детей старшего дошкольного возраста включают растения. Желательно, чтобы в группе было несколько экземпляров одного рода растений, что создает возможность познакомить детей с характерными особенностями каждого вида (например: пеларгония зональная, душистая, крупноцветковая – разнообразные по форме листья, форма и окраска цветов).

Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, маскировочная окраска, особенности передвижения, заселение определенных экологических ниш.

Кроме постоянных обитателей уголка природы в нем могут находиться временные объекты – мини-огород на окне – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада.

Уголок природы каждой возрастной группы должен иметь два функциональных места: одно из них для выполнения трудовых операций, а другое – для хранения кормов и предметов ухода за обитателями. Место труда – это небольшой столик (выдвижной или откидной), оборудование должно быть эстетичным помещения, поэтому неэстетичные материалы рекомендуется хранить в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартуки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната природы, зимний сад, экологический класс, экологическая лаборатория, музей природы. Это специально оборудованные помещения, имеющие свою определенную функцию.

Это возможно, если имеются свободные помещения и в равной степени эти «экологические пространства» могут быть использованы для отдыха, для углубленной познавательно- ознакомительной деятельности детей и взрослых (родителей, персонала детского сада, гостей), для нравственно-трудового воспитания дошкольников. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком – трудность содержания, организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе.

Комната природы – это специально выделенное помещение для объектов природы, которое включает крупные объекты: вольеры с птицами, емкие аквариумы, большие клетки с наземными животными, напольные и давно растущие растения, составленные в различные цветочные композиции. Часть пространства, при специально устроенном дополнительном освещении, может быть отведена под «огород на окне».

С этой целью необходимо иметь специальную металлическую установку для ящиков с землей. Установка имеет верхний металлический каркас и лампу дневного света над ящиками. Каркас может быть использован для подвешивания вьющихся стеблей (огурца, вьюнков), для покрытия растений пленкой. В нижней части установки хранится оборудование для посадки семян, выращивания растений. Высота ящиков должна соответствовать росту детей.

В комнате природы обязательными обитателями должны быть декоративные рыбы и представители местных водоемов. При наличии нескольких аквариумов должно быть продумано их заселение, в них могут обитать разные рыбы. Хорошо иметь черепах: сухопутную и водную. Помещение для черепах следует оформить под естественную среду. Разнообразно представлен мир птиц. Рекомендуют приобрести волнистых попугайчиков 4-6 видов окраски, бентамских курочек, пару декоративных голубей, врановых (сорока, галка), канареек, амадин.

Для лесных обитателей – белки, ежа (временные обитатели) необходимо создать в вольере уголок леса, это пень – домик, коряги, крупные ветки, домики – дуплянки. Рекомендуют приобрести кроликов, для этого необходимо оборудовать специальные вольеры со съемными боковыми стенками, или деревянный домик с загоном.

Зимний сад (салон природы) должен иметь хорошее естественное освещение, поэтому выбирают для этой цели помещение, имеющее стеклянную крышу, большие оконные проемы или со специально устроенным дополнительным искусственным освещением. В этом случае можно выращивать самые различные растения.

Возле южных солнечных окон устраивают уголок пустыни, используя для этого композицию из растений – суккулентов. В противоположной стороне можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Для этого необходимо оборудовать небольшой бассейн (или фонтан, или водопад). Зимний сад позволяет создать коллекцию плодовых культур: мандарин, комнатный лимон, кофейное дерево, декоративный гранат, лавр, авокадо и др.

При правильном уходе все эти растения могут плодоносить. Хорошо оформить интерьер подвесными корзинами с ампельными растениями, оформить «зеленое окно». В полусвободном режиме в зимнем саду обитают декоративные птицы. В бассейне могут обитать золотые рыбы, можно расположить 1–2 объемных аквариума. Для интерьера используют каменные и деревянные скульптуры, необходимо расположить несколько деревянных скамеечек или плетеных кресел для детей и взрослых для отдыха и наблюдений за обитателями зимнего сада.

Экологический класс – это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения природоведческих занятий. Обязательное наличие следующего оборудования: коллекции семян, минералов, гербарного материала, иллюстративно-наглядный материал (наборы открыток, серии картин, слайды, фотографии, наличие предметных, графических, предметно-схематических моделей), наличие технических и аудиовизуальных средств обучения, экран для демонстрации фильмов, географические карты, глобус, муляжи фруктов, овощей.

Мебель изготавливается из экологически чистых материалов, в зависимости от цели и задач занятий, мебель можно переставлять. Освещение должно соответствовать санитарным нормам. Верхнее освещение, дополнительное освещение в пасмурную погоду. Правильно продумана система вентиляции.

Экологическая лаборатория – специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения исследовательской деятельности детей. Основное оборудование: наличие химической посуды (колбы, чашки Петри, мензурки, спиртовки, мерные стаканы и т.д.), наличие оптики (микроскопы, лупы), ящики с землей, песком, глиной, емкости для воды, термометры для воды, воздушные, штативы, держатели. Альбомы для фиксации результатов опытов. Специальная одежда (халаты, шапочки, фартуки) имеет для каждого занятия свои условные обозначения, обязательное условие – наличие крана с водой, наличие демонстрационного стола, система вентиляции.

Музей природы рекомендуют размещать на участке детского сада, используя для этого небольшое строение, но чаще всего размещают или в комнате природы, или в классе. Представлен музей сменной экспозицией. Чаще всего предлагаются 3 экспозиции: «Природа нашего края», «Удивительное в природе», «Мы - Природе». Первая экспозиция – это фотографии, картины, рисунки, на которых представлен растительный и животный мир данной местности. Дополнить экспозицию могут коллекции шишек, семян, камней, листьев, кора деревьев.

Третий отдел посвящен природосозидательной деятельности детского сада. Это может найти отражение в слайдах, фотоальбомах, где собран материал, посвященный проведению природоохранных акций, субботникам по посадке деревьев, цветов, экологических праздников и многим другим мероприятиям. Здесь собраны работы детей – поделки из природного материала, рисунки. Все экспонаты должны иметь аннотацию, в которой указано, что представлено, кем, где, когда собрано, кем подготовлен демонстрационный материал.

Помимо «экологических пространств», расположенных в помещении дошкольного учреждения, на участке детского сада создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат создается, если вся территория хорошо озеленена. По периметру детского сада высаживается «живая изгородь» шириной до 1,5 м, представленная высокими деревьями (березы, клен, ольха и т.д.) во втором ряду высаживаются кустарники (сирень, калина, вишня), третьем ряду полукустарники (смородина, спирея и т.д.).

«Живая изгородь» высаживается вдоль групповых участков – шириной 70 - 80 см. «Живая изгородь» является преградой для сильных ветров, пыли, выхлопных газов, уменьшения шума, защитой от солнца, насыщение воздуха фитонцидами. На участке детского сада предусмотрена посадка рябиновых аллей, одиночная посадка деревьев на групповом участке, на пересечении дорожек, на лужайке, возле бассейна. Рекомендуют липу, черемуху, тополь, ясень, дуб, осину, иву.

На территории дошкольного учреждения, если она большая, могут быть размещены самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

«Хвойный бор» можно получить, если светлое пространство засадить хвойными растениями. Предлагают вечнозеленые: сосну (обыкновенную, кедровую), пихту, ель, тис и листопадную лиственницу. На этой площадке можно вести наблюдения (в бору сложится своя экосистема – появление клестов, лишайников, мхов), проводить зимние праздники.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур, место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений за ростом и развитием растений, проводятся трудовые мероприятия.

На территории необходимо создать фитополяну (фитоогород), где рекомендуют для высадки лекарственные растения (зверобой, чистотел, календула, ромашка, подорожник, мать-и-мачеха, мята и др.).

Цветник представлен клумбами различной конфигурации, цветочным бордюром (узкая цветочная грядка шириной 30 – 50 см), партером (прямоугольная большая грядка размером 3Х 4м, 2 Х 3м и т.д., где высаживаются растения одного вида, имеющие или разную окраску цветов или однотонную), альпийские горки (альпинарий), рокарий (посадка на россыпях камней), рабатки (грядка шириной – 80 см – 1м). Если пространство небольшое, рекомендуют вертикальное озеленение, используя для этого арки, шпалеры, деревянные или металлические конструкции.

Мини-ферма – это утепленное помещение (лучше сарай), в котором круглый год или только в теплое время года содержатся куры, кролики или другие домашние животные. Сарай размещают на хозяйственном дворе. Содержат кур в птичнике или вольере с насестами. Кролики содержатся в клетках. Рядом с сараем должен быть для выпаса животных и заготовки сена.

Мини-ферма может включать небольшое поле для выращивания злаковых культур. Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой можно выращивать овощи, зелень, делать выгонку луковичных растений, выращивать цветочную рассаду.

«Уголок нетронутой природы» предполагает посадку растений (редкие и исчезающие виды), занесенные в Красную книгу. На этой территории не предполагается никакой вид работы. Нельзя сгребать листья, рвать и топтать растения.

Площадка природы – выбирают место вдали от групповых участков. В центре площадки устанавливают «птичий столб», который предназначен для привлечения птиц круглый год. На верхушке столба устанавливают домик, развешивают кормушки, сооружают поилку (водопойный желобок с миской).

Вокруг столба утрамбовывают площадку, и в солнечный день по тени от столба можно фиксировать перемещение солнца. На площадке высаживают «живой барометр» – ель, по состоянию веток можно судить о состоянии погоды (ветви подняты вверх – сухая погода, опущены вниз – влажная). На площадке можно высадить экзотические растения, не характерные для данной местности (каштан, плакучую иву, пирамидальный тополь), разбить розарий, разместить скамейки, беседку.

На участке необходимо найти место для зеленого газона. Газон – это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым пространством. Его можно использовать для озеленения возле цветника или бассейна. Чаще всего это партерный газон, для которого предлагают использовать растения одного вида. Луговой газон – сообщество разных видов растений. Мавританский газон – самый красивый – это сочетание трав и цветов.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4 -7 лет, просветительская работа с работниками дошкольного учреждения, родителями.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек.

Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы. Карта – схема – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.

Таким образом, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех объектов живой природы. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания. Но методом эта деятельность становится только в том случае, когда она организуется совместно со взрослыми и детьми.

Совместная организационная – хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении, на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности – это поддержание условий, необходимых для обитателей уголка природы.

Одним из важнейших факторов эффективности любого педагогического процесса выступает личность самого педагога. Большое педагогическое значение в процессе личностного влияния на развитие экологической культуры дошкольников имеет целостность и гармоничность отношения к природе самого Взрослого.

Для формирования новых экологических отношений необходимо было изменить восприятие Природы педагогами путём изменения сложившихся стереотипов в содержании экологического образования дошкольников:

- «человек – царь природы», «человек - хозяин, природа-мастерская», «знание – сила»;

- «природа – чужая неисчерпаемая кладовая»,

- «вредные и полезные животные, растения»;

- «нужно охранять природные объекты, потому что они приносят людям пользу: растения очищают воздух в помещении и выделяют кислород», «аквариум повышает влажность воздуха»;

- необходимо «улучшать природу», «помогать ей», «приумножать её богатства»,

- система запретов «не мусори», «выключай свет», «не ломай ветки»;

- «человек – мера всех вещей» (Н.А. Рыжова).

Экологическая компетентность сегодня является профессиональным качеством любого педагога. В исследованиях Ф.С. Гайнуловой, О.Г. Роговой, С.Н. Глазачева оно определяется какинтегративное личностное образование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности на мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, содержательно-операциональном уровнях.

Высокий уровень сформировнности экологической компетентности педагога обеспечивает успешное решение задач экологического образования детей, в котором приоритетными оказываются экогуманистические и ноосферные ценности, а само оно направленно на системно-эволюционное решение современных экологических проблем.

О.Е. Перфилова раскрывает понятие экологическая компетентность педагога как состоявшееся личностное качество (совокупность качеств): целостность и гармоничность отношения к Природе самого Взрослого, т.е. обладание тем «потенциалом» отношения к природе, благодаря которому он может эффективно развивать это отношение у своих воспитанников; и как опыт профессиональной деятельности в экологическом образовании.

Экологическая компетентность педагога базируется на единстве процесса формирования личности как профессионала и профессионала как активного субъекта жизнедеятельности в целом; на взаимосвязи практического, интеллектуального и духовного постижения целостного мира путём овладения обществом экологической культурой.

Компонентами экологической компетентности педагога являются ключевые компетенции:

- ценностно-смысловая - ценностные представления, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение (сфера мировоззрения);

- общекультурная - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных явлений, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир,

- коммуникативная - педагог «человек общающийся», способный устанавливать интерактивное коэволюционное взаимодействие;

- личностного самосовершенствования - освоение способов духовного интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, формирование внутренней экокультуры.

Содержательные аспекты экологической компетентности педагога (О.Е. Перфилова):

- мотивационный - осознание эколого-педагогической деятельности своим профессиональным долгом (главный системообразующий мотив), стремление внести личный вклад в решение педагогических проблем, потребность в постоянном общении с природой, потребность заниматься эколого-педагогической деятельностью, эколого-педагогическим самообразованием, самовоспитанием, потребность в рефлексии эколого-педагогической деятельности.

- мировоззренческий - убежденность в необходимости сохранения природы как общечеловеческой ценности, осознание самоценности природы, осознание ведущих мировоззренческих идей, определяющих взаимодействие человека и природы (коэволюция, экологический императив, экологическая культура), профессиональный интерес к проблемам взаимодействия человека и природы, развитые ценностные образовательные, воспитательные, экологические ориентации.

- методический - осознание природы универсальным педагогическим средством, владение системой эколого-педагогических знаний и педагогическими технологиями по развитию экологической культуры, владение идеями личностно-ориентнрованного педагогического процесса, владение знаниями научных основ экокультуры и социальной экологии; владение арсеналом эколого-педагогических умений, опыт творческой эколого-педагогической деятельности.

Ценностно-смыловые характеристики эко-педагога, научно обоснованные в исследованиях С.Н. Глазачева, Ф.С. Гануйловой, О.Е. Перфиловой, О.Г. Роговой, сегодня должны быть выбраны педагогами как ориентиры в повышении экуокультурной компетентности:

- эко-педагог обращён к принципу человек экологичен, пока он радостен! В человеке главное - сама жизнь, её особенности и результаты. Глобальный фактор здоровья, играющий первую роль в экологии человека, - это эмоциональный духовный фон. Это фон из наших внутренних структур, состояний нервной системы, нервных взаимосвязей, определяющих работу всего организма. Духовный фон передаётся от человека к человеку сопереживанием. Ребёнку нужен образец для сопереживания;

- эко-педагог осознаёт, что вместе с информацией передаёт Ребёнку созидательную творческую позицию (созидательные свойства человека: доброта, откровение, доверие, радость, самопожертвование, любовь) через голос и искусство, поднимая человека на более высокую позицию духовного и физического здоровья. Состояние радости рассматривается учёными как возможность устойчивого движения в сторону жизни во всём многообразии её проявлений;

- эко-педагог помнит, важно, чтобы информация, переданная ребёнку, стала его реальным знанием, т.е. опробывается им на личном опыте, и в дальнейшем становится лидирующей программой его поведения. Методы экологического образования и воспитания основаны на созидательности, жизнеутверждении и любви к Природе. От Взрослого к Ребёнку передаётся устойчивое (подсознательное) психо-эмоциональное состояние «радости» как желания жизни. Именно такие методы, возбуждающие в человеке желание жизни во всевозможных формах и проявлениях называют экологичными;

- эко-педагог должен уметь создавать и профессионально поддерживать в себе созидательное психоэмоциональное состояние мироощущения природолюбия и передать его Детям.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка интереса и потребности во взаимодействии, общении с Природой, становление ценностного отношения ко всему живому.

Литература:

1. Николаева С.Н. «Живая природа» в помещении и на участке детского сада. – в кн. С.Н.Николаева. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2002. с.37-122.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.-М.: Академия, 2002. глава 4 с.110-161.

3. Рыжова Н.А. Как создать среду. /Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,2001. с.261-409.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

5. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике,1995.

6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. глава 6, 7, 12-14.

7. Серебрякова Т.А. экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: