Тема 4: Охрана природы

1. Заполнить таблицу 5:

Таблица 5

Особо охраняемые природные территории и их задачи

Вид ООПТ Краткая характеристика и функции Примеры
1. Заповедник участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило[ источник не указан 1426 дней], заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника. - сохранение природных комплексов и объектов на их территории; - проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды; - разработка на основе научных исследований природоохранных рекомендаций; - распространение экологических знаний; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды и заповедного дела.   Байкальский, Кузнецкий, Алтайский, Кроноцкий, Кавказский
2. Национальный парк Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. -осуществляет охрану природных комплексов и объектов в границах территории национального парка и его охранной зоны, принимает предусмотренные законом меры по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны и законодательства в области охраны окружающей среды, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении; -проводит лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов; -организует на своей территории охрану лесов и других природных комплексов от пожаров и их тушение, а также защиту лесов от вредителей и болезней; -выявляет на своей территории памятники истории и культуры и обеспечивает в установленном порядке их государственный учёт; -осуществляет контроль за сохранением объектов историко-культурного наследия, обеспечивает охрану памятников истории и культуры; -осуществляет контроль за соблюдением нормативных архитектурно-строительных требований на территории национального парка; -осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на территории национального парка и его охранной зоны в части соблюдения ими установленного режима охраны и иных требований природоохранительного законодательства; Забайкальский, Алтайский, Лазовский, Кедровый парк, Самарская Лука
3. Заказник охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс (если заказник комплексный), так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. - сохранение и восстановление природных комплексов, а также численности растений и животных; - сохранение живописных типов ландшафта.   Южно-Камчатский заказник Тофаларский заказник Харбинский заказник Елизаровский заказник Кижский зоологический заказник
4. Памятник природы уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения - сохранение объектов природы в культурно-познавательном, оздоровительном, культурно-просветительском, историко-мемориальном и эстетическом отношении.    1. ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ  2. ОЙМЯКОНСКАЯ ДОЛИНА  3. КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА  4. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ НА КАМЧАТКЕ  5. СТОЛБЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ – МАНЬ-ПУПУ-НЕР 

2. Сделать краткие конспекты по вопросам:

 

1.Особо охраняемые природные территории, их функции и роль в формировании экологической культуры.

 

Ответ: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов. Основные цели эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ: расширение знаний и представлений о природе

родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность. Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения экологопросветительской работы опираясь, как на собственный экологообразовательный потенциал, так и на реальные возможности с учетом особенностей ООПТ и региона, в котором она расположена.

 

2) Красная книга: цель, задачи, значение.

 

Ответ: Красная книга Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения растительных и животных видов, нуждающихся в охране. Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

 

3) Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF): задачи, деятельность.

 

Ответ: Миссия WWF – предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли. Символ Всемирного фонда дикой природы – гигантская панда.

 

4) Гринпис: цели, задачи, деятельность (в том числе в РФ).

 

Ответ: Международная общественная экологическая организация Гринпис. Справка Представительства Гринпис существуют более чем в 40 странах мира. Основная цель - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

 

3. Вопросы для семинара:

1) Основные экологические проблемы в РФ: Загрязнение воздуха Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы; Вырубка лесов; Загрязнение вод и почв; Бытовые отходы; Радиоактивное загрязнение; Уничтожение заповедных зон и браконьерство; Проблемы Арктики; Байкал.

 

2) Современная экологическая ситуация в мире.

Согласно опубликованному докладу ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017»), прогресс в повышении эффективности использования природных ресурсов и снижении нагрузки на окружающую среду в мире является слишком медленным. Более того, в докладе отмечается, что уровень загрязнения атмосферы остается опасно высоким. В частности, менее 1/3 стран ОЭСР выполняют нормы ВОЗ по концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц РМ2.5 (частиц диаметром менее 2.5 микрон). И уровень загрязнения продолжает расти, прежде всего, в Китае и Индии.

 

3) Международное сотрудничество в области охраны природы.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:

– международные организации по охране природы;

– международные договоры, соглашения, конвенции;

– государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии.

 

4) Экономические механизмы охраны природы (лимитирование, лицензирование, нормирование).

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия.

 

Кейс-задания

 

1. Вы запланировали проведение классного часа на тему: «Гражданский долг». Можно ли использовать для формирования этого понятия ситуации из области экологии и охраны окружающей среды? Приведите примеры жизненных ситуаций, которые для этого можно использовать.

Ответ: Охрана природы и экологии это тоже гражданский долг, защита зверей,птиц,водоемов

2. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Вместе освободим планету от мусора». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

3. Составить тематический цикл игровых мероприятий для обучающихся 5-6 классов по формированию экологических культуры. Указать цели, задачи, основные этапы мероприятий, примеры заданий.

4. Составить план мероприятия по формированию экологической культуры для обучающихся старших классов СОШ на тему: «Земля – наш общий дом». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы мероприятия, задания для обучающихся.

5. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Законы Б.Коммонера. Взгляд в будущее планеты». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: