Способности общения, которым нет равных

Свой вклад в нашу уникальность вносят и другие области мозга. За префронтальной областью коры головного мозга находится полоса, вытянутая через всю голову, — моторная область. Она состоит из миллиардов нейронов, которые соединены с мышцами. У этой области тоже есть особенности, которые сильно отличают нас от обезьян и других животных. Моторная область дает нам «1) исключительную способность владеть рукой и пальцами, позволяющую нам проворно и искусно выполнять ручную работу, и 2) способность использовать рот, губы, язык и лицевые мышцы при разговоре» (А. Гайтон, «Textbook of Medical Physiology»).

Давайте вкратце рассмотрим, как моторная область коры головного мозга влияет на нашу способность говорить. Бо’льшая часть этой области управляет органами, задействованными в общении. Это помогает объяснить поразительные способности общения людей. В общении играют некоторую роль руки (мы можем писать, жестикулировать, разговаривать на языке жестов), но главную роль обычно играет рот. Человеческая речь — будь то первое слово младенца или слова пожилого человека — это чудо. Чтобы производить несчетное множество различных звуков, работают совместно около 100 мышц языка, губ, челюсти, горла и грудной клетки. Обратите внимание на такой контраст: одна клетка головного мозга управляет 2 000 волокон икроножной мышцы атлета, а каждая из клеток мозга, которые управляют голосовым аппаратом, «отвечает» всего лишь за два или три мышечных волокна. Разве это не свидетельствует о том, что наш мозг специально снабжен всем необходимым для общения?

Каждая короткая фраза, которую мы произносим, имеет собственную схему мышечных движений. Значение одного и того же выражения может изменяться в зависимости от того, как интенсивно и в течение скольких долей секунды двигаются различные мышцы. «Говоря в умеренном темпе, — объясняет специалист в области речи д-р Уильям Перкинз, — человек издает около 14 звуков в секунду. Это в два раза больше, чем можно добиться, управляя работой языка, губ, челюсти и любых других органов речевого аппарата, если двигать каждым из них в отдельности. Однако при совместном действии этих органов они работают подобно пальцам опытных машинисток или пианистов. Их движения — совершенная гармония».

Информация, необходимая, чтобы произнести, например, простой вопрос «как дела?», хранится в участке лобной доли головного мозга, называемом центром Брока, который считают речевым центром человека. Лауреат Нобелевской премии невролог Джон Эклс писал: «У обезьян не обнаружена зона, соответствующая... речевому центру Брока». Даже если у животных и будут обнаружены какие-то подобные зоны, остается фактом то, что ученые могут научить обезьян произносить всего лишь несколько простых звуков. Мы же способны говорить на сложном языке. При этом мы соединяем слова по правилам грамматики нашего языка. Центр Брока помогает нам не только говорить, но и писать.

Правда, мы не можем пользоваться чудом речи, если не знаем хотя бы одного языка и не понимаем значений слов. И здесь вступает в действие другая особая часть мозга — центр Вернике. В этом центре миллиарды нейронов распознают значение сказанных или написанных слов. Центр Вернике помогает нам воспринимать выражения и понимать, что мы слышим или читаем; благодаря этому мы можем узнавать информацию и разумно на нее реагировать.

Для беглой же речи нужно еще больше. Например, простое слово «привет» может нести множество оттенков значения. Тон голоса может выражать счастье, возбуждение, скуку, спешку, досаду, грусть или испуг и даже передавать все эти эмоции с различной силой. За эмоциональную окраску речи «отвечает» отдельная часть мозга. Итак, при общении задействуются различные части мозга.

Шимпанзе учат некоторым жестам, но они используют эти жесты только для самого простого: попросить пищу или еще что-то необходимое. Д-р Дейвид Примак, который работал с шимпанзе, пытаясь научить их простым способам несловесного общения, пришел к выводу: «Человеческий язык — это помеха на пути теории эволюции, потому что он обладает слишком большими возможностями, которые ничем нельзя объяснить».

Можно задуматься: почему людям присуще это прекрасное умение делиться мыслями и чувствами, задавать вопросы и отвечать на них? В одной энциклопедии говорится, что «[человеческая] речь — это нечто особенное», и признается, что «поиски предшествовавших ей форм общения в животном мире не помогают преодолеть огромную пропасть, отделяющую язык и речь людей от способов общения животных» («The Encyclopedia of Language and Linguistics»). Профессор Людвиг Келер выразился об этой разнице так: «Человеческая речь — тайна; это Божий дар, чудо».

А как отличаются жесты, используемые обезьяной, от сложных речевых возможностей детей! Джон Эклс обратил внимание на то, что замечали и многие из нас: на способности «даже трехлетнего ребенка, который, стремясь понять окружающий мир, обрушивает на нас лавину вопросов». Он добавил: «Обезьяны же не задают вопросов». Да, только людям свойственно задавать вопросы, в том числе и вопросы о смысле жизни.

Память, и не только!

Взглянув в зеркало, мы можем подумать о том, как мы выглядели, когда были помоложе, можем даже представить, какой, возможно, будет наша внешность через несколько лет или после того, как мы наложим макияж. Такие мысли возникают почти непроизвольно, и все же при этом происходит нечто особенное — то, чего никогда не испытывают животные.

В отличие от животных, которые живут и действуют в основном в соответствии с насущными потребностями, люди могут размышлять о прошлом и планировать будущее. Мы можем делать это благодаря практически безграничной способности мозга запоминать информацию. Правда, животные тоже имеют определенную память, и это позволяет им отыскивать дорогу домой или вспоминать, где можно найти еду. Но память животных несравнима с памятью человека. По оценке одного ученого, наш мозг может хранить информацию, которая «заняла бы около двадцати миллионов томов — столько же, сколько насчитывается в крупнейших библиотеках мира». Некоторые неврологи полагают, что за жизнь средней продолжительности человек использует только сотую долю одного процента (0,0001) потенциальных возможностей своего мозга. Хороший повод задать вопрос: почему наш мозг обладает такими огромными возможностями, если за жизнь нормальной продолжительности мы можем использовать лишь ничтожную их часть?

А ведь наш мозг — не просто огромный склад информации, подобный суперкомпьютеру. Профессора биологии Роберт Орнштейн и Ричард Томпсон пишут: «Способность человеческого разума учиться — накапливать и вспоминать информацию — самое потрясающее явление в биологическом мире. Все, что делает нас людьми: язык, мысли, знания, культура, — является проявлением этой необыкновенной способности».

Более того, мы обладаем сознанием. Эти слова могут показаться банальными, но они подытоживают то, что поистине делает нас уникальными. Ум описывается как «загадочная субстанция, которой присущи интеллект, способность принимать решения, восприятие, осведомленность и самосознание». Как ручьи, протоки и реки питают море, так воспоминания, мысли, образы, звуки и чувства постоянно пополняют наш ум или проходят через него. По определению, сознание — это «восприятие того, что поступает в ум человека».

В наши дни исследователи достигли больших успехов в понимании физического строения мозга и отдельных происходящих в нем электрохимических процессов. Ученые могут также объяснить схемотехнику и принципы работы новейшего компьютера. Но между мозгом и компьютером существует огромная разница. Благодаря мозгу мы обладаем сознанием и осознаем свое существование, чего не скажешь о компьютере. Чем объяснить такую разницу?

По правде говоря, остается тайной то, как и почему происходящие в нашем мозге физические процессы порождают сознание. «Я не могу себе представить, чтобы какая-либо наука сумела объяснить это», — сказал один нейробиолог. Профессор Джеймс Трефил также отметил: «Единственный крупный вопрос в науке, который мы даже не знаем, как сформулировать... это вопрос о том, что точно означает для человека обладать сознанием». Одна из причин, почему это так, заключается в том, что ученые стараются понять мозг с помощью мозга. А простого изучения физиологии мозга может оказаться недостаточно. Д-р Дейвид Чамерз отметил, что сознание это «одна из наиболее трудных для понимания тайн бытия, но одних лишь знаний о том, как работает мозг, возможно, мало [для ученых], чтобы постичь ее».

Как бы то ни было, каждый из нас обладает сознанием. Например, яркие воспоминания о событиях прошлого — это не просто хранимые в памяти факты, подобные битам информации в компьютере. Мы можем размышлять о событиях нашей жизни, извлекать из них уроки и учитывать их, когда строим планы. Мы можем представить себе несколько вариантов развития событий в будущем и оценить возможные последствия каждого. Мы умеем анализировать, творить, ценить и любить. Нам приятно говорить о прошлом, настоящем и будущем. Мы знаем о нравственных принципах и можем учитывать их, когда принимаем решения, которые не всегда приносят пользу сразу же. Нас влечет к прекрасному в искусстве и в вопросах морали. Мы можем создавать в уме идеи и совершенствовать их, а также предвидеть, какой будет реакция других людей, если мы воплотим эти идеи в жизнь.

Из таких факторов складывается осведомленность, которая отличает людей от других форм жизни на Земле. Когда собака, кошка или птица смотрит в зеркало, она реагирует так, будто видит там другого представителя своего вида. Но когда в зеркало смотрим мы, то осознаем, что видим себя — живое существо, обладающее только что упомянутыми способностями. Мы можем размышлять о дилеммах, например о такой: почему некоторые черепахи живут 150 лет, некоторые деревья — свыше 1 000 лет, а наделенный разумом человек становится всеобщим дивом, если ему удается дожить до 100 лет? Д-р Ричард Рестак говорит: «Только человеческий мозг обладает способностью отстраняться, исследовать собственную работу и благодаря этому достигать каких-то новых высот. Безусловно, именно способность изменять план своих действий и пересматривать свое положение в мире отличает нас от всех других созданий на Земле».

Некоторых человеческое сознание озадачивает. В одной книге, хотя и поддерживается чисто биологическое объяснение сознания, все же говорится: «Мы заходим в тупик, когда задумываемся о том, как процесс [эволюции], напоминающий игру случая, в которой на проигравших налагаются баснословные штрафы, мог создать такие качества, как любовь к прекрасному и к истине, сочувствие, свободу и, самое главное, необъятность человеческого восприятия. Чем больше мы размышляем о своих духовных возможностях, тем больше это нас поражает» («Life Ascending»). Как справедливы эти слова. Итак, можно закончить разговор об уникальности человека, приведя несколько фактов о нашем сознании, которые показывают, почему многие люди убеждены, что должен существовать разумный Конструктор, заботливый Творец.

Искусство и красота

«Почему люди страстно увлекаются искусством?» — спросил в одной книге профессор Майкл Лейтон («Symmetry, Causality, Mind»). Как он отметил, некоторые могут говорить, что умственная деятельность, например занятия математикой, приносит людям очевидную пользу, а какая польза от искусства? Лейтон пояснил свою мысль, сказав, что люди преодолевают огромные расстояния, чтобы посетить какую-либо выставку или концерт. Что побуждает их к этому? Во всем мире люди вешают красивые фотографии и картины на стены в своих домах и офисах. Или подумаем о музыке. Большинство людей любят слушать дома или в машине музыку того или иного стиля. Почему? Уж конечно не потому, что некогда музыка способствовала выживанию сильнейших. Лейтон говорит: «Возможно, искусство — это самое необъяснимое явление в жизни рода человеческого».

И все же мы знаем, что наслаждение искусством и красотой — это часть того, что позволяет нам чувствовать себя «людьми». Животное тоже может сидеть на склоне горы и смотреть на прекрасное небо, но привлекает ли его красота как таковая? Мы смотрим на сверкающий в лучах солнца горный поток, удивляемся поразительному разнообразию жизни в тропическом лесу, любуемся видом побережья, вдоль которого выстроились пальмы, восторгаемся звездами, рассыпанными по черному бархату неба. Как часто нас охватывает чувство благоговения! Эта красота волнует наше сердце, одухотворяет нас. Почему?

Почему с самого рождения нам присуще стремление к тому, что в действительности совсем не важно для нашего выживания? Откуда берутся наши эстетические ценности? Мы не найдем удовлетворяющих ответов на эти вопросы, если не будем принимать в расчет Творца, который наделил человека такими ценностями при создании. Это относится и к чувству прекрасного в вопросах морали.

Моральные ценности

Многие соглашаются, что высшая степень красоты — это прекрасные поступки. Например, верность принципам во время преследований, самоотверженные действия ради облегчения страданий других и прощение тех, кто нас обидел, ценятся людьми во всем мире. Это та красота, о которой говорится в древней библейской притче: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава [«красота», НМ ] для него — быть снисходительным к проступкам». Или, как отмечается в другой притче: «Радость человеку — благотворительность его» (Притчи 19:11, 22).

Все мы знаем, что, хотя некоторые люди, и даже группы людей, игнорируют или попирают высокие моральные нормы, большинство людей не делают этого. Как появились моральные ценности, принятые практически везде и во все времена? Если нет Источника морали, нет Творца, то появилось ли зло и добро просто вместе с людьми, с человеческим обществом? Рассмотрим пример: большинство людей и общественных групп считают убийство злом. Но кто-нибудь мог бы спросить: «Злом по сравнению с чем?» Очевидно, в человеческом обществе существует некое основное понятие о морали, которое отражается в законах многих стран. Что служит источником этих моральных норм? Не является ли этим источником разумный Творец, обладающий моральными ценностями и наделяющий людей совестью, или пониманием принципов этики? (Сравните Римлянам 2:14, 15.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: