Суперкомпьютер, как улитка

«По способности видеть, говорить, двигаться и руководствоваться здравым смыслом современные компьютеры нельзя сравнить даже с четырехлетним ребенком. Одна из причин этого заключается, конечно, в их чисто вычислительном действии. По оценкам, возможности обработки информации даже у самого мощного суперкомпьютера приравниваются к нервной системе улитки — мизер по сравнению с мощностью суперкомпьютера, который находится внутри [нашего] черепа» (Стивен Пинкер, директор Центра когнитивной неврологии Массачусетсского технологического института).

 

[Рамка на странице 54]

«Мозг человека состоит в основном из коры головного мозга. В мозге шимпанзе, например, тоже есть кора, но ее пропорция гораздо меньше. Кора головного мозга позволяет нам думать, вспоминать, представлять. По существу, именно благодаря ей мы являемся людьми» (Эдуардо Бончинелли, руководитель исследований в области молекулярной биологии, Милан, Италия).

 

[Рамка на странице 55]

От физики элементарных частиц к мозгу

Профессор Пол Дейвис высказал следующее мнение о возможности мозга решать задачи в области теоретической математики. «Математика — это не то, что повсюду валяется у вас под ногами. Она создается разумом человека. Но если спросить, где математика находит наибольшее применение, окажется, что в таких областях, как физика элементарных частиц и астрофизика, то есть в областях фундаментальной науки, которые очень и очень далеки от повседневной жизни». Что это значит? «Я полагаю, что наше сознание и способность заниматься математикой — это не случайность, не мелочь, не пустяковый побочный продукт эволюции» («Are We Alone?»).

 

[Рамка на странице 58]

Он есть у каждого народа

Когда бы на протяжении истории один народ не встретился с другим, оказывалось, что каждый из них говорит на каком-то языке. В одном труде сказано: «Никогда не было найдено безмолвное племя, и нет никаких доказательств, что какое-то место послужило „колыбелью” языка, откуда он распространился к народам, не имевшим прежде собственного языка. [...] Универсальность сложных языков — это открытие, которое исполняет лингвистов благоговением, и главная причина полагать, что язык... это результат действия особого инстинкта, присущего людям» («The Language Instinct»).

 

[Рамка на странице 59]

Язык и интеллект

Почему по интеллекту люди намного превосходят животных, например, обезьян? Ключом к разгадке этого является использование людьми синтаксиса — они соединяют звуки для образования слов и используют слова для составления предложений. Нейрофизиолог Уильям Калвин объясняет:

«Дикие шимпанзе используют около трех дюжин звуков, которые передают около трех дюжин различных значений. Шимпанзе могут повторять звук для усиления его значения, но они не соединяют вместе три звука, чтобы пополнить свой „словарный запас” новым словом.

Мы, люди, тоже используем около трех дюжин звуков, называемых фонемами. Но только их комбинации имеют смысл: мы соединяем вместе бессмысленные звуки и получаем несущие смысл слова». Д-р Калвин отметил, что «никто еще не объяснил», как произошел скачок от языка животных «один звук — одно значение» к присущей только людям способности использовать синтаксис.

 

[Рамка на странице 60]

Вы можете нарисовать не просто закорючку

«Только ли человек — Homo sapiens — способен общаться с помощью языка? Ясно, что ответ будет зависеть от того, что подразумевать под словом „язык”, ведь все высокоорганизованные живые существа общаются друг с другом посредством множества сигналов: жестов, запахов, криков, возгласов, песен и даже танцев, как пчелы. И все же, по всей видимости, у животных, в отличие от человека, нет языка с упорядоченной грамматикой. К тому же, животные не могут — что весьма важно — рисовать предметно-изобразительные картины. В лучшем случае они способны нарисовать закорючку» (профессора Р. С. Фоутс и Д. Х. Фоутс).

 

[Рамка на странице 61]

«Поразительно сложные явления обнаруживаются и при изучении человеческого разума, — говорит профессор Аврам Ноам Хомский. — Одним, но не единственным примером этого является язык. Подумайте о способности мозга оперировать абстрактными понятиями системы счисления... [которой] по всей видимости, пользуются только люди».

 

[Рамка на странице 62]

«Наделены даром» задавать вопросы

Физик Лоренс Краусс писал о будущем нашей Вселенной: «Мы осмеливаемся задавать вопросы о том, что, возможно, никогда не увидим; мы задаем их просто потому, что можем это делать. Когда-нибудь на эти вопросы ответят наши дети или дети наших детей. Мы наделены даром воображения».

 

[Рамка на странице 69]

Если Вселенная и наше существование в ней не более чем случайность, то у нашей жизни нет продолжительного смысла. Но если мы созданы во Вселенной намеренно, то у нашей жизни должен быть удовлетворяющий смысл.

 

[Рамка на странице 72]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: