Мудрый царь Соломон и смысл жизни

Сын Давида Соломон славился своей мудростью, и нам будет полезно прочитать очень практические книги Притчей и Екклесиаста * (3 Царств 10:23-25). Последняя из них будет особенно интересна тем людям, которые, как мудрый царь Соломон, ищут смысл жизни. Соломон был первым израильским царем, который родился в царской семье, и у него были огромные возможности. Он вел грандиозное строительство, устраивал богатые пиры, наслаждался музыкой и общался с выдающимися людьми. Тем не менее Соломон писал: «Оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета» (Екклесиаст 2:3-9, 11). К какому же выводу пришел Соломон?

Соломон писал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екклесиаст 12:13, 14). В согласии с этими словами Соломон в течение семи лет строил величественный храм, в котором люди могли бы поклоняться Богу (3 Царств, глава 6).

Долгое время правление Соломона было отмечено миром и процветанием (3 Царств 4:20-25). И все же его сердце не было предано Иегове так, как сердце Давида. Соломон взял себе много иноземных жен и позволил им склонить его сердце к их богам. В конце концов Иегова сказал: «Я отторгну от тебя царство... Одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима» (3 Царств 11:4, 11-13).

Часть третья: царство разделено

После смерти Соломона, в 997 году до н. э., десять северных колен отошли от царства. Они образовали царство Израиль, которое в 740 году до н. э. было захвачено ассирийцами. Цари, которые жили в Иерусалиме, правили двумя коленами. Это царство — Иуда — существовало до 607 года до н. э., в том году вавилоняне захватили Иерусалим и увели его жителей в плен. 70 лет царство Иуда оставалось в запустении.

После смерти Соломона к власти пришел его сын Ровоам, который сделал жизнь людей очень тяжелой. Это привело к бунту, и десять колен отошли, образовав царство Израиль (3 Царств 12:1-4, 16-20). Годами это северное царство не было верным истинному Богу. Люди часто кланялись идолам, таким, как золотой телец, и вовлекались в другие формы ложного поклонения. Иногда узурпаторы убивали царей и свергали их династии. Иегова проявил огромную выдержку, снова и снова посылая пророков, чтобы предупредить народ, что, если они не прекратят отступничества, их ждет беда. Пророки, сообщения которых были обращены к этому северному царству, написали книги Осии и Амоса. Наконец в 740 году до н. э. пришли ассирийцы, и, как и предупреждали пророки Бога, с ними пришла беда.

На юге, в царстве Иуды, 19 царей из дома Давида правили, сменяя друг друга, до 607 года до н. э. Цари Аса, Иосафат, Езекия и Иосия правили так же, как и их предок Давид, и заслужили благосклонность Иеговы (3 Царств 15:9-11; 4 Царств 18:1-7; 22:1, 2; 2 Паралипоменон 17:1-6). Во время правления этих царей Иегова благословлял народ. В одном труде говорится: «Возвышенным неотъемлемым отличительным признаком И[уды] был божественно установленный храм, священство, записанный закон и признание ее истинным теократическим царем единого истинного Бога Иеговы. [...] В результате такой приверженности закону... появилась череда царей, многие из которых были мудрыми и преданными монархами... Поэтому И[уда] пережила свою более многолюдную северную сестру» («The Englishman's Critical and Expository Bible Cycloреdia»). Таких преданных царей было гораздо меньше, чем царей, которые не ходили путями Давида. И все же Иегова руководил всем так, что ‘оставался светильник Давида, раба Его, во все дни пред лицем Его, в городе Иерусалиме, который Он избрал Себе для пребывания там имени Его’ (3 Царств 11:36).

Путь к разрушению

Одним из царей, отвернувшихся от истинного поклонения, был Манассия. Он «провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4 Царств 21:6, 16). Царь Манассия довел свой народ «до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь». Творец неоднократно предупреждал Манассию и народ и в конце концов объявил: «Вытру Иерусалим так, как вытирают чашу» (2 Паралипоменон 33:9, 10; 4 Царств 21:10-13).

Сначала Иегова позволил ассирийцам схватить Манассию и в кандалах увести его в плен (2 Паралипоменон 33:11). В плену Манассия одумался и «глубоко смирился пред Богом отцов своих». Как отнесся к этому Иегова? «[Бог] услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог». Царь Манассия и его внук, царь Иосия, предприняли необходимые изменения. Тем не менее нравственная и религиозная деградация народа прекратилась не навсегда (2 Паралипоменон 33:1-20; 34:1-35:25; 4 Царств, глава 22).

Примечательно, что Иегова высказывал свое отношение к происходившему, посылая к народу ревностных пророков *. Иеремия передал следующие слова Иеговы: «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра». Но люди не слушались Бога. Они поступали хуже, чем их отцы! (Иеремия 7:25, 26). Бог неоднократно предупреждал их, «потому что Он жалел Свой народ». А они все равно не хотели слушаться. Поэтому в 607 году до н. э. Бог позволил вавилонянам разрушить Иерусалим и опустошить землю. Она была в запустении 70 лет (2 Паралипоменон 36:15, 16; Иеремия 25:4-11).

Даже эти несколько примеров действий Бога помогут нам осознать, что Иегова заботлив и справедлив в отношениях со своим народом. Он не стоял в стороне и не смотрел, что будут делать люди, как будто это было ему совсем безразлично. Он старался помочь им. Понятно, почему Исаия сказал: «Господи, Ты — Отец наш... все мы — дело руки Твоей» (Исаия 64:8). Сегодня многие тоже обращаются к Творцу как к «Отцу», ведь он откликается как откликнулся бы любящий, внимательный отец. В то же время он не забывает о том, что мы должны отвечать за свои поступки и за их последствия.

После того как народ пробыл в вавилонском плену 70 лет, Иегова Бог исполнил свое пророчество о восстановлении Иерусалима. Народ был освобожден и получил разрешение вернуться на родину, чтобы построить «дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» (Ездра 1:1-4; Исаия 44:24-45:7). В нескольких книгах Библии * рассказывается об этом восстановлении, о повторном строительстве храма и о последующих событиях. Среди этих книг особый интерес представляет книга Даниила, потому что в ней точно предсказано, когда должно было прийти Семя, или Мессия, а также то, как будут развиваться события в наши дни.

Наконец храм построили заново, но Иерусалим был в жалком состоянии. Стены и ворота были разрушены. Тогда Бог избрал мужчин, таких, как Неемия, чтобы ободрять и организовывать евреев. Отношения Иеговы с израильтянами прекрасно отражены в молитве, которая записана в 9-й главе книги Неемии. Из этой молитвы видно, что Иегова «Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый». Эта молитва также показывает, что Иегова действует в согласии со своими совершенными нормами справедливости. Даже тогда, когда у него есть веские основания применить силу для исполнения приговора, он готов смягчить справедливость любовью. Чтобы так уравновешенно и превосходно делать это, необходима мудрость. Ясно, что отношения Творца с народом Израиль должны привлекать нас к Нему и побуждать исполнять Его волю.

Эта часть Библии (Ветхий Завет) заканчивается на том, что царство Иуда, включая храм в Иерусалиме, восстановлено, но находится под языческим правлением. Как же мог исполниться союз Бога с Давидом о «семени», которое должно править «во веки»? (Псалом 88:4, 5; 131:11, 12). Евреи все еще ждали прихода «Христа Владыки», или Мессии, который освободил бы народ Бога и установил бы теократическое (управляемое Богом) царство на земле (Даниил 9:24, 25). Но в этом ли состояло намерение Иеговы? А если нет, то как обещанный Мессия должен был принести избавление? И как это затрагивает нас сегодня? Эти важные вопросы будут обсуждаться в следующей главе.

 

[Сноска на странице 121]

Названия книг Библии выделены жирным шрифтом, чтобы было легче получить представление об их содержании.

 

[Сноска на странице 135]

Это книги 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон и 2 Паралипоменон.

 

[Сноска на странице 138]

Он написал также Песнь Песней — поэму о любви, в которой воспевается верность девушки смиренному пастуху.

 

[Сноска на странице 141]

Такие вдохновленные Богом пророческие сообщения находятся во многих книгах Библии. Среди них книги Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Иоиля, Михея, Аввакума, Софонии. В книгах Авдия, Ионы и Наума внимание сосредоточено на окружавших Израиль народах, действия которых влияли на народ Бога.

 

[Сноска на странице 142]

К этим историческим и пророческим книгам относятся книги Ездры, Неемии, Есфирь, Аггея, Захарии и Малахии.

 

[Рамка на странице 126]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: