НАРОД, населявший Палестину в первом веке, «был в ожидании». Чего ждали люди? Прихода Христа, или Мессии, предсказанного за века до того пророками Бога. Люди были уверены, что Библия писалась под руководством Бога и содержала предсказания о будущем. Одно из таких предсказаний, записанное в книге Даниила, указывало на то, что Мессия появится в начале первого века (Луки 3:15; Даниил 9:24—26).
Однако людям следовало быть осторожными, потому что появлялись лжемессии (Матфея 24:5). Некоторых из них упоминает еврейский историк Иосиф Флавий: Февду, который привел поверивших ему к реке Иордан и заявил, что ее воды расступятся; египтянина, приведшего людей к Елеонской горе и утверждавшего, что по его повелению падут иерусалимские стены; и самозванца, который появился во времена правителя Феста и пообещал избавление от всех бедствий. (Сравните Деяния 5:36; 21:38.)
В отличие от тех обманутых последователей лжемессий, группа людей, ставших известными как «христиане», распознала, что великим учителем и настоящим Мессией был Иисус из Назарета (Деяния 11:26; Марка 10:47). Иисус не был самозванцем, у него были веские доказательства мессианства, и это подтверждается в четырех исторических книгах, называемых Евангелиями *. Например, евреи знали, что Мессия должен родиться в Вифлееме, быть потомком Давида и совершать удивительные дела. Все эти признаки исполнились на Иисусе, что подтверждали даже его противники. Да, Иисус соответствовал библейскому описанию Мессии (Матфея 2:3-6; 22:41-45; Иоанна 7:31, 42).
Толпы людей, встречавших Иисуса, наблюдали за его поразительными делами, слушали его замечательные, исполненные мудрости слова и понимали, что он обладает даром предвидения; все это убеждало их, что Иисус был Мессией. За время служения Иисуса (29-33 годы н. э.) доказательств его мессианства стало еще больше. По сути, он доказал, что был не просто Мессией. Основываясь на фактах, один ученик сделал вывод, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» * (Иоанна 20:31).
Иисус очень тесно общался с Богом, поэтому он мог дать людям более ясное представление о Творце (Луки 10:22; Иоанна 1:18). Иисус свидетельствовал, что его тесное сотрудничество с Отцом началось на небе, где он вместе с Богом создавал все живое и неживое (Иоанна 3:13; 6:38; 8:23, 42; 13:3; Колоссянам 1:15, 16).
В Библии говорится, что этот Сын был перенесен из духовной сферы в физическую, «сделавшись подобным человекам» (Филиппийцам 2:5-8). Такое событие необычно, но возможно ли оно? Ученые утверждают, что химический элемент, такой, как уран, можно превратить в другой; они могут даже рассчитать результаты преобразования массы в энергию (E=mc2). Так почему же нужно сомневаться, когда Библия говорит, что духовное создание было преобразовано так, что могло жить как человек?
Рассмотрим другой наглядный пример: подумайте, что делают некоторые врачи, когда проводят оплодотворение в пробирке. Жизнь, которая начинается в пробирке, переносится в матку женщины, и затем рождается младенец. В Библии говорится, что в случае с Иисусом его жизнь «силой Всевышнего» была перенесена во чрево девы Марии. Она происходила из линии Давида, поэтому Иисус мог стать бессменным наследником мессианского Царства, обещанного Давиду (Луки 1:26-38; 3:23-38; Матфея 1:23).
Близкие отношения с Творцом и сходство с ним позволили Иисусу сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9). Кроме того, он говорил: «Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Луки 10:22). Значит, узнавая, чему учил и что делал на земле Иисус, мы получим более ясное представление о Творце. Давайте рассмотрим это на примере людей, которые общались с Иисусом.
Самарянка
«Не Он ли Христос?» — спросила одна самарянка, поговорив с Иисусом (Иоанна 4:29). Она даже убедила других жителей близлежащего города Сихарь встретиться с Иисусом. Что побудило ее принять Иисуса как Мессию?
Эта женщина увидела Иисуса, когда он отдыхал после утреннего пути по пыльным дорогам гористой Самарии. Иисус был уставшим, но все же заговорил с женщиной. Видя, насколько велик ее интерес к духовным темам, Иисус поделился с ней глубокими истинами, обращая основное внимание на то, что необходимо «поклоняться Отцу в духе и истине». Через некоторое время он сказал ей, что на самом деле был Христом, — этого он открыто еще не говорил (Иоанна 4:3-26).
Самарянка поняла, что встреча с Иисусом имела для нее огромное значение. Прежде ее религиозная жизнь вращалась вокруг поклонения на горе Гаризим и основывалась только на первых пяти книгах Библии. Евреи сторонились самарян, многие из которых происходили от смешанных браков между членами десяти колен Израиля и людьми из других народов. Но Иисус вел себя совсем не так! Хотя он был послан «к погибшим овцам дома Израилева», он с готовностью стал учить и самарянку (Матфея 15:24). В этом случае Иисус отразил готовность Иеговы принимать искренних людей из всех народов (3 Царств 8:41-43). И Иисус, и Иегова стоят выше узколобой религиозной вражды, которой пропитан современный мир. Осознание этого должно привлекать нас к Творцу и его Сыну.
Из готовности Иисуса учить эту женщину можно извлечь еще один урок. В то время она жила с мужчиной, который не был ее мужем (Иоанна 4:16-19). Но это не помешало Иисусу разговаривать с ней. Несомненно, самарянка была очень благодарна за такое уважительное отношение. И этот случай был не единственным. Когда некоторые еврейские руководители (фарисеи) осудили Иисуса за то, что он обедал с раскаявшимися грешниками, Иисус ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: „милости хочу, а не жертвы”? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:10-13). Иисус помогал людям, которые стенали под игом своих грехов — нарушений законов и норм Бога. Как утешает то, что Бог и его Сын помогут людям, переживающим трудности из-за своего поведения в прошлом (Матфея 11:28-30) *.
Не будем забывать, что в том случае в Самарии Иисус доброжелательно и охотно разговаривал с женщиной. Почему это так важно? В то время еврейских мужчин учили, что им не следует разговаривать с женщинами, даже со своими женами, на людях. Еврейские раввины считали, что женщины не способны воспринимать глубокое духовное наставление и «ограниченны». Некоторые говорили: «Слова закона лучше сжечь, чем пересказывать женщинам». В такой обстановке выросли и ученики Иисуса, поэтому когда они вернулись, то «удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Иоанна 4:27). Этот случай — как и многие другие — показывает, что Иисус был отражением своего Отца, который сотворил как мужчину, так и женщину, и считает их обоих достойными уважения (Бытие 2:18).
После того разговора самарянка убедила других горожан послушать Иисуса. Многие из них проверили факты и уверовали, говоря: «Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоанна 4:39-42). Так как мы тоже относимся к «миру» людей, то Иисус играет важную роль и для нашего будущего.
Мнение рыбака
Давайте посмотрим на Иисуса глазами двух его близких друзей, Петра и Иоанна. Эти простые рыбаки были среди первых последователей Иисуса (Матфея 4:13-22; Иоанна 1:35-42). По мнению фарисеев, они были «люди некнижные и простые», представители «людей земли» (амхаа’рец), на которых фарисеи смотрели свысока, так как эти люди не получили раввинского образования (Деяния 4:13; Иоанна 7:49). Многие из таких людей, «труждающихся и обремененных» под гнетом приверженцев религиозных традиций, жаждали духовных знаний. Профессор Сорбонны Шарль Гиньебер сказал, что «их сердца всецело принадлежали Яхве [Иегове]». Иисус не пренебрегал этими смиренными людьми ради богатых и влиятельных. Наоборот, своими учениями и отношением к людям он давал им представление об Отце (Матфея 11:25-28).
Петр из собственного опыта знал, как Иисус сочувствовал людям. Вскоре после того как он присоединился к Иисусу в служении, его теща заболела горячкой. Придя в дом Петра, Иисус взял женщину за руку, и горячка прошла! Мы не знаем точно, как произошло это исцеление, подобно тому как и сегодня врачи не всегда могут объяснить выздоровление некоторых больных, но та женщина стала здоровой. Понимать, что, исцеляя больных и немощных, Иисус доказывал свое сострадание к ним, гораздо важнее, чем знать, как он это делал. Иисус действительно хотел помогать людям и этого же хочет его Отец (Марка 1:29-31, 40-43; 6:34). Видя все, что делал Иисус, Петр мог понять, что Творец считает каждого человека достойным заботы (1 Петра 5:7).
Позднее Иисус находился во дворе женщин иерусалимского храма. Он наблюдал, как люди клали пожертвования в сокровищницы. Богатые клали много денег. Иисус был внимателен и увидел, как одна бедная вдова опустила в сокровищницу две мелкие монетки. Иисус сказал Петру, Иоанну и другим: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела» (Марка 12:41-44).
Можно заметить, что Иисус искал доброе в людях и ценил усилия каждого человека. Как, по-вашему, это влияло на Петра и других апостолов? Поняв на примере Иисуса, каким является Иегова, Петр позднее процитировал псалом: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петра 3:12; Псалом 33:16, 17). Разве нас не влечет к Творцу и его Сыну, которые стараются отыскать в нас доброе и слушают наши мольбы?
После приблизительно двух лет общения с Иисусом Петр был уверен, что Иисус — это Мессия. Однажды Иисус спросил учеников: «За кого почитают Меня люди?» Он услышал самые разнообразные ответы. Потом он спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» И Петр уверенно ответил: «Ты — Христос». Возможно, следующее действие Иисуса покажется странным. Он «запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (Марка 8:27-30; 9:30; Матфея 12:16). Почему? Иисус сам был среди людей, поэтому он не хотел, чтобы они делали какие-либо выводы на основании слухов. Разве это не разумно? (Иоанна 10:24-26). Суть в том, что Творец также хочет, чтобы мы узнавали о нем, лично изучая веские доказательства. Он хочет, чтобы наши убеждения были основаны на фактах (Деяния 17:27).
Как можно догадаться, несмотря на исчерпывающие доказательства того, что Творец поддерживал Иисуса, некоторые соотечественники его не приняли. Этот искренний смиренный Мессия никак не соответствовал представлениям многих людей, думавших только о своем положении в обществе или о политических целях. В конце своего служения Иисус сказал: «Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих... и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матфея 23:37, 38). Такая перемена в положении этого народа стала важным шагом на пути к осуществлению Божьего намерения благословить все народы.
Вскоре Петр и три других апостола услышали от Иисуса подробное пророчество о «кончине века» *. Первый раз предсказанное Иисусом исполнилось во время нападения римлян и разрушения Иерусалима в 66-70 годах н. э. Как подтверждает история, все, что предсказал Иисус, действительно произошло. Петр стал свидетелем того, как исполнялись многие подробности из пророчества Иисуса, и это нашло отражение в двух его книгах, 1 Петра и 2 Петра (1 Петра 1:13; 4:7; 5:7, 8; 2 Петра 3:1-3, 11, 12).
Во время служения Иисус был терпелив и добр к окружавшим его евреям. Но он не боялся осуждать зло. Это помогло Петру — и должно помочь нам — лучше понять нашего Творца. Видя дальнейшее исполнение пророчества Иисуса, Петр написал, что христианам необходимо помнить о «пришествии дня Божия». Петр также сказал: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Затем Петр записал слова утешения о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петра 3:3-13). Ценим ли мы, подобно Петру, отраженные в Иисусе Божьи качества, и доверяем ли мы его обещаниям?
Почему Иисус умер?
В последний вечер, проведенный с апостолами, Иисус разделил с ними особый ужин. Обычно во время такого ужина хозяин еврейского дома проявлял гостеприимство тем, что мыл ноги гостям, пришедшим, возможно, по пыльным дорогам в сандалиях. Однако никто не предложил вымыть ноги Иисусу. Поэтому он смиренно поднялся, взял полотенце и таз и начал мыть ноги апостолам. Когда подошла очередь Петра, ему стало стыдно, что Иисус будет мыть ему ноги. Петр сказал: «Не умоешь ног моих вовек». «Если не умою тебя, — ответил Иисус, — не имеешь части со Мною». Зная о своей близкой смерти, Иисус добавил: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоанна 13:5-17).
Спустя десятилетия Петр призвал христиан подражать Иисусу, но не в ритуале мытья ног, а в смиренном служении другим, «не господствуя» над ними. Петр также понял, что Иисус своим примером доказал: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Какой урок о Творце! (1 Петра 5:1-5; Псалом 17:36). Но это было далеко не все, что узнал Петр.
После того ужина Иуда Искариот, который был одним из апостолов, но стал вором, привел толпу вооруженных людей, чтобы арестовать Иисуса. Их появление вызвало у Петра протест. Он вытащил меч и ранил одного человека из толпы. Иисус сделал Петру замечание: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут». Затем, на глазах у Петра, Иисус прикоснулся к раненому и исцелил его (Матфея 26:47-52; Луки 22:49-51). Несомненно, Иисус жил в согласии со своим учением «любите врагов ваших», подражая в этом Отцу, который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:44, 45).
В ту беспокойную ночь в Иудейском верховном суде состоялось поспешное слушание дела Иисуса. Его ложно обвинили в богохульстве, отвели к римскому правителю, а затем несправедливо приговорили к казни. Иисуса осмеивали евреи и римляне. Над ним издевались и в конце концов его распяли. Такое жестокое обращение во многом исполнило пророчества, записанные за века до того. Даже солдаты, видевшие Иисуса на столбе мучений, признали: «Воистину Он был Сын Божий» (Матфея 26:57-27:54; Иоанна 18:12-19:37).
Вероятно, эти события вызвали у Петра и других вопрос: «Почему Иисус должен был умереть?» Они поняли это только позднее. Прежде всего, эти события стали исполнением пророчества из 53-й главы книги Исаии о том, что Христос принесет освобождение не только евреям, но и всему человечеству. Петр писал: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петра 2:21-25). Петр уловил суть истины, о которой говорил Иисус: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28). Да, Иисус должен был отдать свое право на жизнь в качестве совершенного человека ради того, чтобы выкупить человечество из грешного состояния, унаследованного от Адама. Учение о выкупе — это основное учение Библии.
Что подразумевается под выкупом? Можно представить это таким образом: предположим, у вас есть компьютер, но один из его электронных файлов испорчен ошибкой (или вирусом), внесенной кем-то в казалось бы хорошую программу. Это наглядно показывает последствия того, что сделал Адам, когда намеренно не послушался Бога, или согрешил. Но вернемся к нашему примеру. Все копии, которые вы сделаете с испорченного электронного файла, также будут испорчены. Однако положение вовсе не безнадежно. С помощью специальной программы вы можете обнаружить и удалить ошибку из файлов и из компьютера. Подобным образом, человечество получило от Адама и Евы «вирус», или грех, и, чтобы искоренить его, нам нужна помощь извне (Римлянам 5:12). Как сообщается в Библии, Бог предоставил людям очищение через смерть Иисуса. Эта с любовью предоставленная помощь может принести нам огромную пользу (1 Коринфянам 15:22).
Признательность за то, что сделал Иисус, побудила Петра «остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». Для Петра это означало избегать плохих привычек и безнравственности, и то же самое это означает для нас. Возможно, окружающие будут стараться помешать тому, кто стремится исполнять «волю Божию». И все же такой человек увидит, что его жизнь становится более удовлетворяющей и осмысленной (1 Петра 4:1-3, 7-10, 15, 16). Так было с Петром, и так будет с нами, если мы предаем «Ему [Творцу], как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петра 4:19).






