Непоседа, Мякиш и Нетак всё ещё находились на балконе четвёртого этажа. В комнату они войти не могли, а как очутиться на улице? Вот вопрос, над которым приходилось ломать голову.
После долгого раздумья Мякиш сказал:
– Лучше всего, пожалуй, съехать вниз, – и указал товарищам на водосточную трубу, которая проходила рядом с балконом.
Непоседа первым прыгнул на трубу. Железо под ним зазвенело, завизжало и задрожало. Со стороны можно было подумать, что кто‑то ножом скребёт кастрюлю. А из‑под его металлических ног и рук словно от точильного круга брызгами рассыпались искры.
Когда спускался деревянный Нетак, труба глухо тарахтела: бум‑турурум! Турурум‑бум!
Последним прыгнул на трубу Мякиш. Солнце нагрело трубу, и весь он прилипал к ней. Поэтому когда он отклеивал поочерёдно руки и ноги, труба говорила: «Смак‑чвак! Чвак‑смак!»
Прохожие с испугом оглядывались на трубу, опасливо сторонились и даже переходили на другую сторону.
Наконец наши путешественники съехали на тротуар.
|
|
– Садик! Садик! Я вижу садик! – закричал Непоседа. – Скорей туда, там ожидает Петя!..
И все трое побежали на угол, где за металлической изгородью был разбит небольшой сад. Но Пети там не оказалось.
Непоседа обегал все аллейки, все клумбы, искал под каждым листиком и цветком, но так и не нашёл его.
– Всё пропало – Пети нет!
– Я так и думал, – зевнул Мякиш, укладываясь спать под садовую скамейку.
Но тут Непоседа заметил, что на тротуаре появились десятки ребячьих ног. С каждой минутой их становилось всё больше и больше.
Ребята весело переговаривались, и сверху то и дело доносилось:
– Скорей, скорей!
– Вот здорово – бесплатные билеты!
– А вдруг нам не достанутся?
– Ух и программа сегодня!..
На противоположной стороне стояло большое круглое здание, украшенное цветными афишами. Из репродукторов неслась весёлая музыка и громкий голос извещал: «Внимание! Внимание! Начало через пять минут!..».
– Да это же цирк! Цирк, цирк! – запрыгал Непоседа.
– Ну и что ж с того, что цирк? – совершенно спокойно сказал Мякиш. – Нам сейчас до него нет никакого дела. У нас пропал Петя. Он должен идти в пионерский лагерь, а не в цирк.
Нетак уже давно смотрел на яркие афиши и готов был побежать за городскими ребятами, но ноги его почему‑то шли в противоположную сторону. Это был первый случай, когда деревянный упрямец пожалел, что он во всём не так.
Непоседа стоял очень огорчённый словами Мякиша, и вид у него был такой, словно его окатили ушатом холодной воды. И всё же он попробовал снова заикнуться о цирке:
– А… а всё же цирк есть цирк! – сказал он.
– Гм, ты, как никогда, прав, – ехидно пропищал Мякиш. – Цирк – это действительно цирк, и в этом тебе даже Нетак не станет перечить. Но подумайте, зачем Пете бежать в цирк, когда ему нужно бежать в пионерский лагерь? Тем более, что лагерь – это тоже в некотором роде цирк: там немало ребят с утра до вечера ходят на голове и вытворяют такое, что не всякий акробат сделает.
|
|
– Конечно, – печально вздохнул Непоседа. – Нужно искать Петю, хотя я бы на его месте сейчас пошёл в цирк.
И тут как раз совершилось неожиданное: слова Непоседы оправдались. На мостовой показалась тележка, на которой торжественно восседал Петя. Тележка направлялась прямо к воротам цирка.
– Ага! Что я говорил?! – радостно подпрыгнул Непоседа. – Вперёд, за Петей!
Тут уж ничего другого не оставалось, как бежать за тележкой. И друзья побежали к цирку. Но – не успели. Тележка въехала в цирковой двор, и ворота закрылись перед самым носом Непоседы, Мякиша и Нетака. Непоседа не смог перенести такого огорчения и щёлкнул Мякиша в лоб, отчего у того осталась заметная вмятина.
– Ну что, ну что нам теперь делать?! – со слезами на глазах прозвенел Непоседа. – Как мы доберёмся до Пети?
– Ничего страшного не случилось, – выпрямляя вмятину на лбу, сказал Мякиш. – Билеты бесплатные, и касса ещё открыта.
Но у кассы творилось что‑то невообразимое. Ребята шумели, орали и требовали самого директора.
– Да вы что?! – кричала из окошка кассирша. – Какие такие бесплатные билеты? Кто вам сказал?
– Кто? Ваш главный клоун – вот кто! – кричали ребята. Они наседали, требовали, шумели…
Непоседа, Нетак и Мякиш так и не сумели пробиться к кассе. Но тут раздался первый звонок, и толпа быстро рассеялась.
Мальчики оказались одни перед кассой. Под окошко кассы тотчас же был пододвинут толстый кирпич. Нетак влез на него первым. На плечи ему залез Мякиш, а Мякишу на голову взобрался Непоседа. Пирамида раскачивалась, но Непоседа успел дотянуться до окошка кассы и крикнуть:
– Билет!
Но только кассирша протянула билет, как пирамида с грохотом рухнула. Пришлось заново строить пирамиду.
– Сколько раз вам повторять – бесплатных билетов нет, платите деньги!
Пирамида рухнула в последний раз. Денег, конечно, ни у кого из них не было, и, если говорить правду, они их ни разу в жизни не видели.
Минуту спустя Непоседа, Мякиш и Нетак стояли у входных дверей, где всё ещё толпились ребята. Одни приставали к взрослым и просили:
– Тётенька, возьмите меня с собой!
– Дяденька, скажите, что мы ваши сыночки!..
Другие кричали и возмущались:
– Почему нет бесплатных билетов?!
– Сам главный клоун объявил, что билеты бесплатные!..
А представление уже начиналось. На улице были слышны музыка, смех и аплодисменты. В дверях появился огромный мужчина в плаще и шляпе. По всему видно было, что это бывший борец. Он тяжело дышал, а уши его, раздавленные в схватках, двумя блинчиками плотно прилегали к голове.
– Никаких бесплатных билетов нет! – сопел он. – Это какой‑то шарлатан обманул вас! – И, обращаясь к контролёрше, приказал: – Чтобы у вас без билета ни один человек не прошёл! Ни один!
Это был сам директор цирка, потому что контролёрша так и сказала:
– Не волнуйтесь, товарищ директор, у меня без билета ни заяц, ни мышь не прошмыгнут!
Контролёрша была строгая и бдительная: на её носу сидело две пары очков, билеты она подносила к самому носу и ещё прощупывала их руками.
Вдруг к дверям подошёл мальчик с папиросой в зубах и тросточкой в руке и спокойно прошёл мимо контролёрши.
– Ваш билет? – строго спросила она и остановила мальчика.
– Вы что, не видите? – сказал мальчик. – Я лилипут, ассистент фокусника Клеопарди!
– Ах, простите, я вас не узнала! – извинилась контролёрша.
Но тут появилось ещё с десяток «лилипутов», и, если бы не директор, контролёрша всех пропустила бы.
|
|
– Вон отсюда, бесстыжие! – крикнул директор. – А ещё в школе учитесь!..
Это были те самые ребята, которые надеялись на бесплатные билеты.
– Но мы‑то настоящие, самые лилипутные лилипуты! – воскликнул Непоседа. Нас обязаны пропустить!
– Стойте! А вы кто такие? – спросила контролёрша, преградив им путь ногой.
– Мы – великаны! – выпалил Нетак.
– Ишь мышиные великаны, марш отсюда! – сказала контролёрша и засмеялась.
Вдруг Непоседа толкнул друзей и, лихо подпрыгнув, очутился в оттопыренном кармане директорского плаща. Тот ничего не заметил, потому что отдавал какие‑то распоряжения маленькому толстенькому человеку – как видно, администратору цирка.
– Сюда, сюда! – шипел Непоседа и протягивал вниз свои руки‑пружинки.
Нетак мигом ухватился за них, Мякиш – за ноги Нетака, и все трое очутились в директорском кармане. Ещё секунда – и «мышиные великаны» без билетов спокойно въехали в цирковое фойе, куда пошёл директорский плащ.
Контролёрша отлично видела проделку трёх малышей, но никому ни слова не сказала, только проворчала директору вслед:
– Нам не велит пропускать без билета, а сам водит бесплатно кого захочет.
Конечно, что можно директору – нельзя контролёру.
Глава четырнадцатая
Новые таланты Пети
Петя давно уже был в цирке. Он околачивался в большой комнате, где артисты ожидают своего выхода. Перед ним проходили силачи‑рекордсмены, девушки‑канатаходцы, конюхи вели под уздцы белых коней с пышными султанами на голове. Служители в синей форме с золотыми галунами проводили дрессированных медведей и свиней.
Петя не знал, с чего ему начать. У него не было клоунского костюма. Будь на нём сейчас этот костюм, он не задумываясь побежал бы на манеж, а уж там знал бы, что делать. Петя стоял в раздумье и чесал затылок.
Около него остановился дрессированный гусь‑математик, тот самый, что был нарисован на рекламе, и, подмигнув, сказал: «Га‑гаг‑га!» Затем немного подумал и важно подал ему жирную «двойку», нарисованную на фанере: дескать, вот тебе за твою недогадливость.
|
|
Но в эту минуту к Пете подошла женщина с ворохом костюмов и сердито сказала:
– Чего вы стоите? Сейчас выход акробатов‑прыгунов, одевайтесь! – и, схватив его за руку, потащила в комнату, заваленную пёстрыми костюмами.
Петя хотел сказать, что он никакой не прыгун, а клоун, но промолчал и стал поспешно раздеваться.
Что было делать? Иначе ведь на арену не попадёшь. Костюмерша помогла ему стянуть рубаху и штаны и стала надевать на него спортивную форму.
– Что это с вами случилось? – спросила она, с трудом натягивая на его покатые плечи костюм. – Отчего вы вдруг растолстели?
– Это я так надулся, – сказал Петя. – Тяните скорей! Я сейчас обратно выдуюсь.
Костюмерша так и не смогла застегнуть пуговицы на его спине и, махнув рукой, выпроводила его из комнаты.
У входа на арену Петя заметил группу артистов и пристроился к ним.
А в это время директор цирка прошёл в конюшню, и, хоть она называлась конюшней, там, кроме лошадей, стояли слоны и верблюды, а в звериных клетках сидели свиньи, петухи и кошки. Директор снял плащ, повесил его на гвоздь и удалился.
Раздумывать было некогда.
– Прыгайте! – скомандовал Непоседа и соскочил на асфальтовый пол.
За ним вывалились Нетак и Мякиш.
– Зде‑есь Пети нет! – сказал Мякиш. – Что ему де‑елать среди свиней и медведей?
– За мной, на арену! – зазвенел Непоседа.
Но где находилась арена, никто из них не знал. Они устремились вперёд и впопыхах наткнулись на клетку с обезьяной. Мартышка подскочила к решётке и что‑то затрещала на своём обезьяньем языке.
У мартышки были очень умные глаза, а обезьяний язык оказался не таким уж сложным. Они бы охотно побеседовали с ней, но сейчас было не до этого.
– Простите, вы не скажете, как пройти на арену? – вежливо спросил Непоседа.
Обезьяна немедленно протянула хвост через решётку и, свернув его узелком, показала кукиш.
– Ловко! – изумился Мякиш.
А Нетак рассердился и ударил деревянным кулаком по дверце. Замок звякнул, и дверца распахнулась. Обезьяна как пуля выскочила из клетки и исчезла.
– Сами найдём, подумаешь! – рассердился Непоседа и побежал по длинному коридору.
Чем дальше они бежали, тем громче были слышны смех, музыка и аплодисменты. Так они оказались у выхода на манеж.
Проскочив под бархатными портьерами, человечки очутились в большом цирковом зале у круглого барьера, обтянутого красным плюшем.
Прожекторы освещали арену, оркестр играл весёлый галоп, публика шумно хлопала. Ослеплённые яркими лучами прожекторов, они сперва ничего не могли разглядеть, но, когда глаза их привыкли к свету, они увидели перед собой Петю. Что с ним происходит, они понять не могли. Одетый в тесную цирковую форму, Петя вырывался из рук каких‑то акробатов.
Наконец он вырвался, вскочил на доску трамплина и весело крикнул:
– Але‑оп!
На другой, поднятый конец доски с высокой стойки прыгнул здоровенный детина. У‑у‑ух! – тяжело вздохнула доска, и Петя, раскинув руки и ноги, полетел вверх, как мешок, набитый опилками.
По металлическому телу Непоседы словно пробежал ток. У Нетака на голове стружки стали дыбом. А Мякиш от страха так похолодел, что тело его окаменело, и он долго не мог разнять рук. В цирке заскрипели стулья, и под куполом, как ветер, пронеслось шумное «ах».
Петя неуклюже перевернулся в воздухе и полетел головой вниз. Оркестр захлебнулся. Ещё миг – и Петя не собрал бы своих костей. Но у самой земли его подхватили крепкие руки акробатов, и все вместе грохнулись на землю. Публика радостно вздохнула. Акробаты схватили Петю за руки и, бледного, брыкающегося, повели к выходу.
Глава пятнадцатая