ЛЕКЦИЯ 12
Работа силы - мера механического воздействия, на материальную частицу со стороны других материальных объектов на данном ее пути, характеризующая переход немеханического движения в механическое и наоборот.
1. Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении
Предположим, что точка M приложения постоянной силы
(постоянна по величине и направлению) перемещается из положения А в В по прямолинейной траектории.
Вектор силы
составляет с вектором перемещения
угол α.


(1)
при α=0,
,
при
S (α=
).
2. Элементарная работа силы
В общем случае, если сила переменна или движение точки приложения силы криволинейное, определить работу по (1) нельзя.
Пусть точка приложения переменной по величине и направлению силы F описывает криволинейную траекторию. Разобьем весь путь на такие маленькие участки, которые можно считать прямолинейными и на которых можно пренебречь изменением модуля и направления силы. Определим на каждом участке элементарную работу.
(2);α- угол, который составляет сила с направлением элементарного перемещения (которое считается направленным по скорости точки).
Если разложить силу на составляющие, то
(
)
т.к (
dS).
Вывод: работу совершает только касательная составляющая силы.
3. Аналитическое выражение элементарной работы силы
Из кинематики
(2) примет вид:
, т.е.
(3)
- проекции силы на оси координат;
- проекции вектора d
на оси координат.
Замечание: хотя выражение (3) по форме и напоминает полный дифференциал функции координат точки, в действительности в общем случае элементарная работа не является полным дифференциалом функции (исключение - потенциальные силы)
Поэтому обозначим d’
4. Полная работа силы на конечном перемещении
Рисунок тот же.
Разбив перемещение на участке АВ на элементарные, можно подсчитать полную работу силы.
,

Читать: полная работа силы на данном пути выражается криволинейным интегралом по дуге АВ от скалярного произведения вектора силы на вектор элементарного перемещения.
(
) 
5. Мощность силы
Мощностью называют работу, совершаемую силой, в единицу времени.

Аналитическое выражение
.






