Графическое художественное оформление переплета

В этой части практика моя довольно ограничена.

Для нанесения надписей на передней крышке книги и ее корешке, а также их художественной отделки применяю различного размера «моментальные» шрифты (деколь), а также «моментальные» художественные элементы (рамки, линии, орнаменты, виньетки, звездочки, точки, рисунки).

К этому виду работ отношу также выполнение комбинированной отделки переплетных крышек, когда для их покрытия применяю два или несколько видов материалов разного цвета.

Комбинированное покрытие значительно выигрывает перед цельным в том случае, если подобранные цвета покровного материала гармонируют друг с другом, и, конечно, проигрывает, если цвета подобраны неудачно.

Выполнение комбинированного покрытия мало чем отличается от цельного.

Разница в том, что в первом случае сначала наклеивается корешковая часть А покрытия, а затем остальные две части — Б. В практике полиграфического производства части Б покровного материала наклеиваются внахлест на корешковую часть А. Я же в своей практике никогда не наклеиваю покровный материал внахлест, а наклеиваю встык. При этом применяю известный прием краснодеревщиков, понятный из рис. 35.

 

Рис. 35. Схема выполнения комбинированного покрытия переплетных крышек:

А — покровный материал для средней (корешковой) части; Б — покровный материал для сторонок; В — линия отреза; Г — границы нанесения клея до выполнения отреза; Д — картонные подложки при выполнении отреза

 

Покровный материал Б накладывается на корешковый А внахлест, а затем по линии В с помощью линейки оба листа прорезаются лезвием. Для беспрепятственного удаления лишних (отрезанных) ленточек края корешкового и основного материала не проклеиваются до края на 6–7 мм до обрезки. После обрезки края отгибаются, промазываются клеем. После притирки получается безупречный стык. Для четкой обрезки покровного материала со стороны загибов надо подложить картонные обрезки от сторонок Д.

При выполнении комбинированного покрытия сторонок значительное место занимает прозрачная пленка с липким слоем. Применение такой пленки открывает для любителя неограниченные возможности художественного оформления переплета, так как позволяет использовать для этого репродукции, картины, художественные элементы из журналов и т. д. Однако поступающая в продажу такая пленка московского производства имеет низкое качество, ее клеевой слой не держит бумагу. Пленка, выпускаемая в Свердловске, значительно лучше, и ее липкий слой сохраняет свои клеящие свойства не один год.

Оформление художественного покрытия корочек с применением липкой пленки сводится к следующему. Липкая пленка служит основой, на которую наклеиваются подобранные художественные элементы, рисунки, скомбинированная надпись, выполненные на бумаге. Естественно, что аппликация должна быть тщательно подогнана по стыкам, затем так же тщательно притерта к пленке. Подготовленная таким образом пленка служит для покрытия крышек при комбинированном переплете.

Выполняя художественное оформление передней крышки с применением липкой пленки, можно использовать и мягкую обложку книги (если она красива, оригинальна). Поскольку размеры обложки недостаточны для нормального покрытия сторонки, ее надо дополнить до нужного размера подклейкой на пленку бумагой, гармонирующей с ней по цвету.

И еще вариант (при использовании бумвинила в качестве покровного материала).

Если художественное оформление мягкой обложки позволяет без ущерба для изображения обрезать ее так, чтобы она по ширине и по высоте нормально умещалась на сторонке (рис. 36), то целесообразно не наклеивать ее на покровный материал передней крышки (так делают многие любители и переплетные мастерские, в результате чего книга приобретает вид полуфабриката), а встроить ее в переднюю крышку вместо покровного материала.

 

Рис. 36. Разметка для врезки мягкой обложки в переднюю крышку

 

Делается это следующим образом. Обложка, покрытая липкой пленкой, размещается на передней крышке, как ей следует быть, фиксируется на крышке липкой лентой с четырех сторон. Затем острым лезвием или ножом обложка вместе с бумвинилом прорезается по намеченным заранее линиям. После этого обложка снимается, удаляется прямоугольник бумвинила. При удалении бумвинила на картонной стороне остается ровный тонкий слой его бумажной подложки. Поскольку удаляемый участок сидит на декстриновом клее, то, смочив оставшийся слой бумажной подложки бумвинила влажным ватным тампоном, легко удаляем этот слой через 2–3 с после увлажнения.

В освобожденное от бумвинила «окно» вставляем готовую по размеру обложку, предварительно обновив клеевой слой в «окне». Тщательно притираем обложку к сторонке и кладем под пресс до высыхания.

 

♦ УМЕЛЬЦЫ-УМЕЛЬЦАМ

 

 

Чудеса своими руками

Ю. Б.Стрелков

 

Многие из вас, становясь зрителями эстрадных концертов или телепередач, в которых участвуют артисты-фокусники, с изумлением глядя, как они на ваших глазах восстанавливают разорванную газету, распиливают пополам и «оживляют» ассистенток, прокалывают стекло или достают из носового платка голубя, задаются простым и естественным вопросом: «Как же все-таки он это делает?»

Понимая, что у каждого фокуса есть свой секрет, некоторые из вас после выступления артиста наверняка приходили к нему за кулисы, пытаясь узнать секрет понравившегося трюка, и, к своему разочарованию, получали отказ. После этого интерес к фокусам у большинства любопытных пропадает. У большинства, но не у всех: ведь нынешние фокусники — это бывшие зрители, вернее, та часть их, у которых волшебство, увиденное на сцене, вызвало, кроме простого любопытства, непреодолимое желание научиться показывать хотя бы несколько простеньких фокусов, чтобы доказать самому себе: «я тоже могу делать чудеса», а впоследствии уже не расставаться с этим древним искусством. А кто-то не собирается выходить на сцену — просто хочет позабавить своих домочадцев или друзей необыкновенными превращениями обычных предметов.

Фокусы, описанные здесь, рассчитаны на исполнителей, незнакомых с особенностями иллюзионного искусства, но способных изготовить простенький реквизит и желающих освоить несколько интересных трюков, не требующих длительной тренировки. Однако прежде чем приступить к описанию эффектов и их секретов, необходимо остановиться на нескольких правилах, абсолютно обязательных для выполнения теми, кто хочет иметь успех в своем маленьком магическом выступлении!

• Никогда не говорите заранее о том, что сейчас будет происходить, иначе большого впечатления ваш фокус не произведет.

• Никогда не показывайте тот же фокус второй раз — зрители уже знают эффект и будут стараться вас поймать.

• Никогда не раскрывайте зрителям секреты фокусов, иначе интерес к вашему выступлению тут же пропадет.

• Прежде чем вынести новый фокус на суд зрителей, многократно потренируйтесь перед зеркалом.

И последнее: в случае неудачи не теряйтесь, а смейтесь вместе со зрителями и тут же переходите к следующему фокусу.

Итак, приступим.

 

 

Четыре дамы

Исполнитель показывает зрителям несколько карт, сложенных стопкой, и предлагает назвать масть какой-нибудь дамы. Например, называют даму пик. Исполнитель тут же разворачивает карты веером, и все видят даму пик между других карт, лежащих рубашкой к зрителям. Сворачивает веер карт и просит назвать другую масть. Когда снова разворачивает карты, на месте дамы пик появляется дама названной масти. Делает это четыре раза, каждый раз появляется дама масти, выбранной зрителем.

 

Секрет

Для выполнения этого трюка необходимо изготовить специальные карты. Надо склеить лицевыми сторонами любые две пары карт. С двух сторон теперь у карт будет рубашка. Затем следует разрезать пополам четыре дамы из колоды, разрез придется сделать точно по линии, разделяющей карту на две части (рис. 1).

 

Рис. 1. Четыре дамы

 

Получившиеся половинки необходимо наклеить на любые другие карты в следующем порядке: на одну карту даму пик и даму треф, на другую (таким же образом) — даму бубен и даму черв. Теперь у вас имеются четыре специальные карты: две карты, у которых рубашка с двух сторон, и две карты с дамами. Необходимо сложить рубашкой друг к другу карты с дамами и с каждой стороны закрыть их картами с рубашкой. Теперь, последовательно раскрывая веер карт с каждой стороны, вы можете показывать зрителям дам всех мастей. Надо лишь незаметно переворачивать сложенные стопочкой карты в нужную сторону и раскрывать карты веером. Необходимо четко запомнить, с какой стороны какая дама.

 

 

Карта-эквилибрист

Исполнитель берет карту и, показав с обеих сторон, пытается поставить ее стоймя на стол. Карта падает. Но после нескольких «магических» пассов карта перестает падать и стоит прямо на столе. Исполнитель берет бокал с вином, отпивает немного и ставит бокал на карту. Сначала она качается, но потом «под влиянием пассов» фокусника бокал неподвижно устанавливается на карте.

 

Секрет

Для этого фокуса необходима специально препарированная (переделанная) карта. Из рис. 2 видно, что к карте, которую видят зрители, наполовину приклеена вторая карта. Для изготовления такой подставки берут две карты; одну из них сгибают в длину пополам, половину намазывают клеем и приклеивают в длину к рубашке второй карты. После нескольких «неудачных» попыток поставить карту исполнитель незаметно отгибает половину второй карты, которая придает первой, видимой зрителям, устойчивость. Теперь можно смело ставить сверху бокал.

 

Рис. 2. Карта-эквилибрист

 

Туз Гудини

Этот остроумный фокус придумал известный в начале нашего века американский иллюзионист, «король цепей» Гарри Гудини. Для его выполнения вам понадобится обыкновенная игральная карта с отверстием посередине, конверт по размеру карты и ленточка около метра длиной.

Карта вкладывается в конверт, и конверт заклеивается. Лента пропускается сквозь отверстие и, естественно, проходит через отверстие в карте. Но, когда конверт вскрывается, исполнитель извлекает карту из конверта совершенно свободно, будто она и не была прошита лентой.

 

Секрет

Когда карта кладется в конверт, она наполовину своей длины попадает в руку исполнителя через заранее прорезанную бритвой боковину конверта (рис. 3). Это движение скрыто левой рукой исполнителя, держащей конверт. Лента пропускается через отверстие правой рукой, после чего большой палец правой руки вталкивает карту внутрь конверта. На самом деле лента проходит вокруг карты, а не через нее, если конверт вскрыть, то можно извлечь из него, как видите, туз совершенно свободно.

 

Рис. 3. Туз Гудини

 

 

Улыбка дамы

Этот фокус, последний из карточной серии, потребует несколько большей тренировки, чем предыдущие, но ваши старания будут вознаграждены весьма оригинальным эффектом.

Итак, вам придется пожертвовать двумя картами — например, дамой черв и семеркой пик. Необходимо воспользоваться ножом и линейкой, чтобы перегнуть карты пополам — даму вдоль, а семерку поперек. Кроме того, у дамы нужно сделать надрез от края на половину ширины (рис. 4, а). Для реализации эффекта берете даму в левую руку, а семерку в правую и показываете их с двух сторон. Большой палец левой руки при этом закрывает разрез, чтобы он не был виден зрителям (рис. 4, б). Далее обе карты сгибаются пополам, а дама поворачивается так, чтобы сложенные друг к другу края были направлены вправо (рис. 4, в). При всех этих манипуляциях нужно стоять левым боком к зрителям. Ослабляете сжимающее усилие левой руки и в возникшую щель сверху вдвигаете семерку, а левый мизинец служит вам тормозом (рис. 4, г).

 

Рис. 4. Улыбка дамы

 

Теперь обе карты по линиям сгибов перегибаете так, чтобы картинки были снаружи, и удерживаете их тремя пальцами левой руки (рис. 4, д, е).

Если теперь вы вдвинете даму в семерку сверху вниз, то она выйдет с другой стороны примерно на одну треть, но уже не картинкой, а рубашкой (рис. 4, ж). Это движение повторите несколько раз, чтобы зафиксировать эффект. Затем, не давая зрителям опомниться, быстро проделайте все манипуляции в обратной последовательности, сложите обе карты вместе и вложите в карман.

На случай, если зрители окажутся чересчур любопытными, желательно иметь в том же кармане еще одну такую же даму, которая должна быть перегнута пополам, но не разрезана. Немного поинтриговав друзей, достаньте неразрезанную даму вместе с семеркой и дайте обе карты на осмотр.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: