Существует заповедь Торы возвращать пропажу владельцам, как сказано: "Верни ближнему своему" и повторено: "Если увидишь ты вола, принадлежащего ближнему твоему, верни ему".
Смысл этой заповеди очевиден: она необходима для благополучия общества, ибо пропажа, в частности пропажа скота, была явлением обычным, а благодаря этой заповеди всякая пропажа возвращалась хозяевам. В Талмуде* обстоятельно рассмотрены всевозможные ситуации, связанные с выполнением этой заповеди.
ВОЗВЫШЕНИЕ (Бама)
Возвышение естественное или сооруженное человеком для жертвоприношений. В Библии — синоним жертвенника, предназначенного для жертвоприношений вне Храма или скинии.
Нам неизвестно, где принес жертву первый человек, Адам. О жертвоприношении Ноаха* сказано: "Построил алтарь Господу". Праотцы (Авраам*, Ицхак*, Яаков*) возводили алтари для жертвоприношений. Эти жертвенники назывались "частными В.". Всякий, даже не будучи священником, был вправе возвести жертвенник и принести на нем жертвы. До постройки скинии израильтяне приносили в пустыне жертвы на В. После постройки скинии в пустыне В. были запрещены. Запрет этот был в силе до прихода в Эрец Исраэль*, когда вновь были разрешены В. — до возведения скинии в Шило. После разрушения Шило израильтяне пришли в Нов и Гив'он, и запрет на алтари и В. снова был снят. После завоевания Иерусалима и построения Храма алтари и В. были запрещены навеки (Зв. XIV, 4—8). Святость Иерусалима вечна, как сказано в Псалмах (СХХХП, 14): "...это обитель Моя навеки".
Все же, несмотря на запрет, жертвы приносились и на В. в течение всего периода Первого Храма.