Левиратный брак (ибум ва-халица)

Написано в книге Второзаконие (XXV, 5— 10): "Если братья будут жить вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то да не выйдет вдова умершего за чужого человека — деверь ее пусть войдет к ней и возьмет ее себе в жены [...] И первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата его, и не изгладится имя его из Израиля. А если не захочет этот человек взять в жены невестку свою, пусть взойдет невестка его к вратам, к старейшинам, и скажет: отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он взять меня. И призовут его старейшины города его и переговорят с ним. А если настоит и скажет: не хочу взять ее, - подойдет к нему невестка его при старейшинах и снимет башмак с ноги его... И назовется имя его в Израиле: дом разутого". Обязанность левиратного (деверского) брака известна в Израиле с древнейших времен. Так, Боаз взял себе в жены Рут, "чтобы не стерлось имя мертвого...". После церемонии разувания — халица — деверь освобождается от обязанности жениться на невестке. Освобождается и она от обязанности выйти за него замуж и вправе найти другого. Чтобы подчеркнуть важность обряда X., мудрецы настояли на том, чтобы церемония происходила публично и в присутствии суда, состоящего из трех судей. Они должны подтвердить, что женщина — жена умершего, а называющий себя ее деверем — его брат. Судьи сидят, как в обычном суде, а невестка и деверь стоят. Суд вопрошает, прошло ли уже три месяца со дня смерти мужа. Затем спрашивает старший из судей, согласен ли деверь быть ее мужем. И если скажет деверь, что предпочитает X., то приступают к церемонии X. По окончании церемонии говорят судьи: "Да будет воля [Его] на то, чтобы дочери Израиля не нуждались ни в X., ни в браке с деверем".

ЛЕВИТЫ (Левиим)

Колено Леви, потомки третьего сына патриарха Яакова. С возложением священнического сана на Агарона (Аарона) и его сыновей, возложил Моисей на Л. ведение службы в скинии и обучение народа.

Во время Исхода сынов Израиля из Египта колено Л. ничем не выделялось из прочих колен, и на них не возлагались какие-либо особые обязанности. Даже когда создал Моисей по совету тестя своего Итро судебно-админи-стративную иерархию и назначил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, - он ничем не выделил Л. по сравнению с другими коленами. Даже когда построил Моисей жертвенник у подножия горы Синай, он призвал отроков Израиля из всех колен, и все они участвовали в жертвоприношениях. Впервые упомянуты Л. особо, когда потрясенный поклонением народа золотому тельцу, воскликнул Моисей: "Кто за Господа - ко мне!" - и из всего народа Израиля пришли к нему только потомки Леви и, по приказу его, перебили около трех тысяч из поклонявшихся золотому тельцу. После этого сменили Л. отроков, и на каждый из родов Л. (Гершон, Кегат и Мерари) возложены были особые обязанности, связанные со службой в скинии: перенос частей скинии во время переходов, составление частей скинии на стоянках и т. д. Из среды Л. выделена была семья Агарона, брата Моисея, на которую было возложено совершение богослужения в скинии, а затем и в Храме. В книге Второзаконие (XXXIII, 10) Моисей говорит о дополнительной обязанности, возложенной на колено Л.: "Будут учить законам Твоим Яакова и Торе Твоей Израиля". Для этого рассеяны были Л. среди колен Израилевых, и колено Л. не получило своего надела. Сорок восемь городов с окрестностями, в разных областях Эрец-Исраэль, даны были Л. для поселения, а содержание их было возложено на весь Израиль. "И сказал Господь Агарону: В земле их [евреев] не получишь надела, и части не будет у тебя среди них. Я -твоя доля и твой надел среди сынов Израилевых. А Л. назначил Я всякую десятину от Израиля взамен службы их, которую они отправляют, служа в шатре соборном" (Чис. XVIII, 20-21). Священникам (Когенам) дана была десятая часть десятины, которую получали Л., и часть от мяса животных, приносимых в жертву сынами Израиля.

Таков был закон. На деле же многие из городов, дарованных колену Л., не были в руках Израиля в эпоху Первого Храма, другие были завоеваны уже после войн Иегошуа. Вероятнее всего, десятина, обещанная Л., тоже не была полной.

Судя по летописи (I Xp. XXIV-XXVI), служба в скинии была разделена еще во времена Давида; разделение это сохранилось и в Храмовой службе. Л. были поделены на несколько групп, на каждую из которых возлагалась особая обязанность: члены семейств Асаф, Гейман и Иедутун пели и играли на арфах, цимбалах и свирелях во время жертвоприношений и возлияний вина. Члены семьи Овед Эдома были стражами, а некоторые из них помогали Когенам. Как и когены, все группы Л. делились на двадцать четыре смены, которые менялись в Храме каждую неделю. Этот порядок просуществовал до разрушения Второго Храма. Сохранилась за Л. и обязанность обучать Торе, о которой сказано было во Второзаконии.

Многие семьи, ведущие свою родословную от колена Л., добавляют к своему имени звание Л., или Сегаль - аббревиатура слов: "сган левия" — "помогающий сопровождать".Семьи, носящие фамилии Галеви, Левит, Левита, Левитан, Левин, Левинзон, Сегаль, — происходят обычно от Л.

Предки обладателей фамилий Коган, Коген, Кац, Каганович, Каганер и т. п. - были священниками.

"ЛЕХА, ДОДИ!" ("Пойди, друг мой...)

Возвышенная песнь, которую включают в молитву с наступлением Субботы. Сложил эту песнь каббалист р. Шломо бен Моше hа-Леви Алькабец, живший в Цфате во времена Иосефа Каро. Песнь эта распространилась и принята во всех еврейских общинах. Канвой песни служит рассказ из трактата Шаббат (119): "Рабби Ха-нина надевал талит* в канун Субботы, в сумерки, и говорил: "Давайте выйдем навстречу царице-Субботе". Рабби Яннай призывал в канун Субботы: "Приди, невеста [Суббота], приди, невеста!". Отсюда припев песни: "Леха, доди, ликрат калла — п'нэй Шаббат некабела" ("Пойди, друг мой, навстречу невесте - встретим приход Субботы"). Цфатские каббалисты принимали слова Талмуда в их прямом смысле и выходили за пределы Цфата встречать Субботу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: