Лжемессия (мешиах шекер)

За многовековый период рассеяния, полный страданий и преследований, не раз появлялись люди, каждый из которых утверждал, что он — Мессия и послан вызволить Израиль из галута*. Некоторые из них чистосердечно верили в свое высокое предназначение, другие были лжецами, и целью их было повести за собой наивно верующих людей, используя их в своих личных интересах.

Самыми заметными фигурами в перечне Л. были:

1) Абу Иса (VIII в. н. э.), вызвавший мощное мессианское движение среди евреев Персии. Он обещал принести избавление в буре войны, вооруженной силой, а не чудесным знамением с неба. Его приверженцы объединились в военные отряды, и он был их полководцем.

2) Вслед за Абу Исой объявился Давид Аль-рои (XII в.). Он тоже повел за собой многочисленных приверженцев, но и его ожидал тот же бесславный конец, что и его предшественника. Он был пленен и предан смерти.

3) Уже в новое время возникло мессианское движение в Европе, которое вызвал к жизни Шабтай Цви* (1.2.-1.7.). К этому движению примкнули многие евреи во всех странах диаспоры.

ЛИШКАТ HА-ГАЗИТ (Зал тесаного камня)

Один из шести залов Храма, построенный в виде большой базилики (Йома XXV). Назывался он "Л.Г.", так как выстроен был из обтесанных камней. В Л.Г. заседал Суд семидесяти одного, ежедневно от зари до сумерек. Там же заседал Великий Синедрион* и судил когё-нов* (решал, пригодны ли они для службы в Храме). Коген, признанный непригодным для богослужения из-за какого-либо физического порока, облачался в черные одежды и удалялся. Коген, в котором не находили порока, облачался в белые одежды и принимал участие вместе с другими в Храмовой службе. Такому безупречному Когену устраивали празднество и благословляли: "Благословен Всевышний, благословен Он, ибо не обнаружилось порока в потомстве Аарона; и благословен Он за то, что избрал Аарона и его потомство служить пред Господом в Доме Святыни Святынь" (конец трактата Мидот).

ЛУЛАВ

Лулав не упомянут в Библии, но хазал* определили по преданию, что "ветви пальм" — это Л., и, следовательно, он относится к одному из "четырех видов"*, которыми пользуются в праздник Суккот*: "И возьмите себе в день первый плод дерева гадар* (цитрус), ветви пальмовые, и ветви дерева густолиственного, и вербы речные, — и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней" (Лев. XXIII, 40). Плод дерева гадар - это этрог (цедрат), ветви пальм - Л., ветвь дерева густолиственного — мирт, а вербы речные — арава (ива). Все эти четыре вида вместе именуются также "Л.", так как он самый высокий из всех. Поэтому Л. - самый значительный из "видов", и, благословляя "четыре вида", упоминают лишь его.

Берут один Л., три ветви мирта, две ветви ивы и связывают их вместе в одну связку; присоединяют один этрог (отдельно); всего семь единиц, что соответствует семи небесам. И сказали хазал: "Плод дерева гадар - это Израиль. Есть в этроге вкус и есть запах. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть и Тора, и добрые деяния. И ветви пальмовые -это Израиль: есть в пальме (в плодах ее) вкус, но нет запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть Тора, но нет добрых дел. И ветви дерева густолиственного - это Израиль: есть у мирта запах, но нет вкуса. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть добрые деяния, но нет Торы. И вербы речные -это Израиль: нет в них ни вкуса, ни запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых нет ни Торы, ни добрых деяний. [...] Поэтому сказал Господь: пусть будут связаны в одну связку, и одни искупают других" (Лев. Р.).

Взятие и встряхивание лулава

ВХраме эта церемония совершалась в течение семи дней Суккот, а во всей стране - один день. После разрушения Храма постановил р. Иоханан бен Закай*: брать Л. всюду в течение семи дней, в память о Храме. Взятие Л. в первый день праздника — заповедь Торы. Во все остальные дни праздника — постановление мудрецов. Держат Л. в правой, а этрог — в левой руке, и прижимают этрог к Л. во время благословения, причем этрог держат черенком вверх. После благословения перевертывают этрог черенком вниз и трясут им. Мирт должен быть справа от Л., а верба - слева. Взятие и покачивание Л. совершается днем, предпочтительнее - утром во время галела* (часть утренней праздничной молитвы).

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ (Аhават Исраэль)

Наш долг — любить каждого еврея, заботиться о нем и его достоянии, как сказано: "...люби ближнего, как самого себя..." (Лев. ХIХ, 18). А еще говорили наши мудрецы: "Не делай ближнему то, что тебе ненавистно". А в Сифрей находим: "Сказал р. Акива: Это великий принцип Торы*", то есть многочисленные заповеди Торы связаны с этим: любящий ближнего, как самого себя, не будет грабить его, не будет обманывать и обсчитывать его, не будет стремиться захватить его пределы или нанести ему какой-либо ущерб, и т. д. [...] Всякому понятен смысл заповеди: как человек поступает с ближним своим, так ближний его поступит с ним. Исполнение заповеди способствует миру между людьми" (Сефер hа-хинух 219).

ЛЮБОВЬ К ГОСПОДУ (Аhават hа-Шем)

Одной из заповедей Торы является Л. к Г. благословенному, как сказано: "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем достоянием твоим" (Втор. VI, 5). Р. Элиэзер Великий говорит: "Если сказано "всей душой твоей", зачем сказано еще "всем достоянием твоим"? И если сказано "всем достоянием твоим", почему сказано еще "всей душой твоей"? Ибо есть человек, который сам себе дороже достояния, поэтому сказано: "всей душой твоей". И есть человек, для которого достояние дороже его самого, поэтому сказано "всем достоянием твоим". Р. Акива говорит: "Всей душой твоей" - значит: люби Его, даже если лишит тебя души". Человек должен всматриваться в деяния Господа, постигать их соразмерно своим силам и, постигая, радоваться Провидению Божьему. Это и есть заповеданная нам Л.к Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: