Формирование доходов бюджетов на муниципальном уровне

Экономическую основу местного самоуправления составляют: находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований. Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. 

Муниципальные бюджеты являются элементом бюджетной системы РФ. Местные бюджеты – самые многочисленные в стране. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Сущность местных бюджетов заключается в системе экономических отношений между муниципальным образованием, субъектом Федерации и Российской Федерацией по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, имеющих строго целевое назначение. Муниципальный бюджет по материальному содержанию является фондом денежных средств, который считается муниципальной собственностью.

Цель формирования и использования бюджета муниципального образования (местного бюджета) – содействие развитию муниципального образования путем проведения обоснованной налоговой политики и эффективного бюджетного планирования.

 Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным и региональным законодательством и Уставом муниципального образования.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании – это регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и использованию местного бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Перечень нормативных актов муниципального образования, необходимых для организации бюджетного процесса:

1. Положение об организации бюджетного процесса.

2. Решение о бюджете на очередной финансовый год (перспективное требование и на плановый период – итого на 3 года).

3. Решение об установлении системы местных налогов  и неналоговых доходов.

 4. Положение о порядке ведения реестра расходных обязательств.

 5. Положение о районном фонде финансовой поддержки поселений.

 6. Положение о выдаче бюджетных кредитов и гарантий.

 7. Порядок самообложения граждан.

 8. Положение о резервных фондах.

9. Положение о муниципальном финансовом органе.

10. Положение по регулированию муниципального долга. Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и положением  о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Грамотно построенный бюджетный процесс должен, прежде всего, исходить из тщательно организованного стратегического и финансового планирования развития территории муниципального образования. Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу в соответствии с законодательством о бюджетном процессе. Нарушение этапности бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность.

Местный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой муниципалитетом. Далее перечислим основные полномочия представителей органов местного самоуправления в сфере бюджетного планирования:

 – принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; – утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

 – установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, а также предоставление льгот по их уплате в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации;

– определение порядка правления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

– принятие решения о разовых добровольных взносах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Основная задача местных налогов – создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий.

Сегодня доходы местных бюджетов формируются из трех основных источников:

1) собственные средства муниципального образования, в составе которых различаются налоговые и неналоговые доходы, формируемые за счет деятельности органов местного самоуправления, предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности;

2) государственные средства, передаваемые федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления в виде финансовых ресурсов и доходных источников, а также прав, установленных законодательством;

3) заемные средства. В соответствии со ст. 55 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., к собственным доходам отнесены:

– средства самообложения граждан; – доходы от местных налогов и сборов;

 – доходы от региональных налогов и сборов; – доходы от федеральных налогов и сборов;

– безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

– доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; – часть прибыли муниципальных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; – штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; – добровольные пожертвования;

– иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления. Соотношение основных источников финансирования в структуре доходов местных бюджетов характеризует степень финансовой независимости органов местного самоуправления. Преобладание в доходах местных бюджетов двух последних групп источников, как правило, свидетельствует о высокой зависимости местных органов от вышестоящих властных структур, а соответственно, и об ограниченных возможностях местного самоуправления как в маневрировании финансовыми ресурсами, так и в решении актуальных проблем данного территориального сообщества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: