Бюджетное планирование муниципальных финансов

Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового национального продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития государства   в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления. Соответственно, сущность планирования вытекает из анализа содержания основных функций управления: функция управления «подготовка и принятие управленческого решения» означает, прежде всего, практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование. Подготовка и принятие решений занимают центральное место в системе всех его функций. Поскольку планирование есть органически неразрывный элемент управления, часть его важнейшей функции, то можно вполне обоснованно говорить о том, что планирование – центральное звено в системе управления.

Планирование есть инструмент управления. Эта взаимосвязь обусловливается объективной основой возникновения самой системы управления. Характерной чертой системы управления является планомерность. Сущность планомерности состоит в том, что люди сознательно определяют и планируют направления и цели своих действий и соизмеряют эти действия с ресурсами, имеющимися в наличии.

Планирование в целом и бюджетное планирование в частности имеют общую теоретическую базу и основываются на общих принципах, общей методологии, включающей определенные методы разработки планов, программ и прогнозов. Причем бюджетное планирование, несомненно, имеет свою специфику.

Бюджетное планирование – это составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на определенном уровне управления. Это необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые расходы и обосновать стратегию решения приоритетных задач.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией Российской Федерации и законами страны.

Планирование является важнейшим и обязательным этапом любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития. Поскольку само по себе планирование является процессом, постольку основной его составляющей будет временной фактор – сроки планирования.

Бюджетное планирование осуществляется на всех уровнях управления: на федеральном уровне – макроэкономическое планирование, на региональном уровне – региональное (территориальное) планирование, на местном уровне – местное (муниципальное) планирование.

 По периодам действия различают долгосрочное планирование – на 10 и более лет, среднесрочное – сроком от трех до пяти лет, текущее (годовое) планирование – сроком на 1 год. В практической деятельности планирование осуществляется на различные периоды действия, при этом соблюдаются главные условия – преемственность планирования, достижение поставленных целей и задач. Разделение планирования на три формы позволяет придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участников, поскольку в ходе процесса финансового планирования все они задействованы на решение единых задач.

Согласованность бюджетных вопросов происходит между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Степень самостоятельности органов местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса зависит во многом от системы государственного устройства, избранной для конкретной страны. Состав расходов бюджета каждого уровня зависит от распределения функций и бюджетных полномочий между отдельными уровнями власти.

 Бюджетное регулирование – частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Формирование и использование бюджетных средств сопровождаются проведением экономического анализа для контроля и совершенствования бюджетного процесса.

Бюджетное планирование включает:

– определение общего объема и источников поступления бюджетных средств;

– формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;

– установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития и приводящих к росту эффективности производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает прогнозы о бюджетных доходах с требованиями по бюджетным расходам. В условиях перехода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными). Появилась возможность вместо затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов. Большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений.

 Принципы планирования – это исходные положения, правила формирования и организации разработки плановых документов, которые совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики. Можно выделить следующие основные принципы бюджетного планирования: самостоятельность, научность, гласность. Самостоятельность бюджетного планирования в первую очередь предусматривает законодательно утвержденное право органов исполнительной власти самостоятельно разрабатывать бюджеты на подведомственных территориях. При этом основой для самостоятельного планирования должны являться законодательно закрепленные собственные источники доходов бюджетов и передаваемые доходы из бюджетов других уровней с соответствующим законодательным закреплением передаваемых полномочий.

Самостоятельность бюджетного планирования означает право органов власти самостоятельно определять направления расходования средств бюджета и источники финансирования дефицитов бюджетов. В то же время в процессе бюджетного планирования самостоятельность исключает компенсацию дополнительных расходов за счет бюджетов других уровней бюджетной системы.

Научность бюджетного планирования предусматривает непрерывность бюджетного планирования, реальность и стабильность бюджетов, сбалансированность бюджетов, использование научно обоснованных норм и нормативов.

Принцип гласности бюджетного планирования входит в число основных и предусматривает полную открытость для общества и средств массовой информации хода рассмотрения     и принятия решений по проектам бюджетов, включая вопросы, имеющие разногласия внутри представительного органа муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Городское хозяйство – это жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение экономики и управления городского хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества. В учебном пособии раскрыты сущность, содержание и особенности функционирования и развития городского хозяйства, а также его место в социально-экономическом пространстве.

 Система городского хозяйства складывалась в течение длительного времени и неразрывно связана со становлением и развитием городов, начиная с древнего мира. Многовековой период насчитывает история становления и развития городов и городского хозяйства в России.

В настоящее время система городского хозяйства является основой успешной жизнедеятельности любого города, но уровень ее развития во многом зависит от сложившегося хозяйственного механизма и эффективности системы управления в данной сфере. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: