Бюджеты субъектов Российской Федерации

 

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Средства бюджета субъекта Федерации являются государственной собственностью и образуют второй уровень государственных финансов. К региональным бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, представляет собой консолидированный бюджет субъекта РФ.

Как экономическая категория бюджет субъекта Федерации - это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, проживающим на территории субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Для реализации этих отношений орган власти субъекта Федерации наделяется полномочиями по формированию и расходованию определенных денежных фондов.

В Российской Федерации помимо основного централизованного фонда денежных средств - регионального бюджета субфедеральные органы осуществляют формирование и исполнение государственного территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, им также разрешено привлекать для финансирования дефицита своего бюджета заемные источники. Таким образом, структура финансов субъекта РФ включает: бюджет субъекта РФ, внебюджетные фонды субъектов РФ, финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования общественных территориальных потребностей в форме государственного кредита субъекта РФ. Однако основным источником ресурсов региональных властей остается бюджет.

По финансово-организационному признаку бюджет субъекта РФ - это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта РФ) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Он представляет законодательно утвержденную роспись доходов и расходов денежного фонда. Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это финансово-правовой акт субъекта РФ, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта РФ денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в следующих их функциях:

- формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением;

- обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социально-экономического развития отдельных поселений;

- реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты;

- обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов;

- формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;

- рациональное использование природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории;

- поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта Федерации как основного условия стабильности финансовый системы региона в целом.

От выполнения этих функций в ходе реализации бюджетной политики субъекта Федерации во многом зависит соблюдение баланса общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.

Бюджеты субъектов Федерации - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируются расходы по развитию отраслей производственной и социальной сферы, обеспечивающие повышение благосостояния народа.

Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также значительной доли межбюджетных поступлений от федерального бюджета.

К числу основных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, относятся:

1) поступления от региональных налогов и сборов, в частности налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога;

2) часть поступлений от федеральных налогов, а именно от:

- налога на прибыль организаций по ставке (17,5%), установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

- налога на доходы физических лиц;

- некоторых видов акцизов (например, акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию);

- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- единого сельскохозяйственного налога и др.

Наибольшую долю в доходах региональных бюджетов (свыше 70%) составляют поступления от федеральных налогов и сборов, особенно от таких прямых налогов, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. На долю региональных налогов приходится чуть более 5% доходов. Как видно, в отличие от структуры доходов федерального бюджета, доходная база бюджетов субъектов Федерации ориентирована на поступление прямых налогов. Таким образом, уровень бюджетной обеспеченности региональных бюджетов напрямую определяется благосостоянием хозяйствующих в данном регионе субъектов и проживающего в нем экономически активного населения.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

- части прибыли государственных унитарных предприятий и госкорпораций, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет (в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации);

- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

- платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:

- функционирование законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ;

- проведение региональных выборов и референдумов;

- финансовое обеспечение общего, начального и частично высшего профессионального образования (в том числе учебного процесса в общеобразовательных школах);

- субсидирование сельскохозяйственного производства и других отраслей национальной экономики;

- содержание жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- финансовое обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения (в том числе предоставление и финансовое обеспечение пособий гражданам, имеющим детей, установление и финансовое обеспечение льгот ветеранам труда и труженикам тыла);

- охрана окружающей среды и объектов регионального значения;

- предоставление субвенций и других форм финансовой помощи местным бюджетам, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

- обслуживание и управление муниципальным долгом;

- содержание и развитие регионального дорожного хозяйства;

- развитие региональной рыночной инфраструктуры.

Наибольшую долю в расходах региональных бюджетов занимают ассигнования, связанные с обеспечением финансовой поддержки отраслей экономики (около 26%), финансированием жилищно-коммунального хозяйства (около 22 - 25%), системы здравоохранения в регионе (15 - 18%) и образования (10 - 15%). Суммарно указанные направления расходов составляют в бюджетах субъектов РФ от 85 до 90% общих их расходов. В региональных бюджетах отсутствуют расходы, связанные с обеспечением внешней безопасности региона (расходы на национальную оборону), поддержанием международного сотрудничества, и некоторые другие, финансирование которых по причине их общегосударственного характера возложено на федеральный бюджет. Таким образом, распределение средств из региональных бюджетов непосредственно связано с реализацией социально-экономических услуг на местах.

В настоящее время роль бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе возрастает. Это связано с проведением политики децентрализации государственных полномочий, преимущественно в социальной сфере; возрастанием роли органов власти субъектов Федерации в реализации публичной власти на местах; расширением самостоятельности субфедеральных властей в увеличении объемов общественных услуг для проживающего на территории населения, а также компенсации ему издержек рыночной системы хозяйствования.

В современных условиях бюджет субъекта Федерации выступает инструментом проведения региональной социально-экономической политики. При этом он должен способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования хозяйственного комплекса региона. Кроме того, бюджет региона обязан обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантии социальной защиты согласно Конституции РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: