Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ формируются за счет средств, поступающих от местных налогов, отчислений от федеральных налогов и сборов, безвозмездных перечислений, а также от управления муниципальным имуществом и прочей экономической и административной деятельности.
К основным доходным источникам органов местного самоуправления относятся собственные и межбюджетные доходы. Собственные доходы закрепляются на постоянной основе за органами власти. Сюда включаются все налоговые и неналоговые поступления. Межбюджетные доходы составляют средства вышестоящих бюджетов в форме финансовой помощи для регулирования сбалансированности местных бюджетов. Их часто называют регулирующими доходами местных бюджетов.
Реформой межбюджетных отношений в РФ за местными бюджетами закреплены на постоянной основе конкретные источники налогов, полномочия по установлению и введению которых на своей территории принадлежат местным властям; долгосрочные нормативы отчислений по некоторым федеральным налогам и специальным налоговым режимам; полномочия по формированию неналоговых поступлений, которые в совокупности и стали образовывать собственные доходы местных бюджетов.
В результате к собственным доходам местных бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
- доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением средств из вышестоящих бюджетов.
Состав налоговых доходов местных бюджетов неоднороден как по виду и статусу самих налогов, так и по видам местных бюджетов.
Общий состав налоговых доходов местных бюджетов разных типов характеризуется следующими основными источниками:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- единый налог на вмененный доход;
- налог на доходы физических лиц;
- единый сельскохозяйственный налог;
- государственная пошлина местного значения.
Однако объем зачисления вышеперечисленных источников в местные бюджеты определяется установленными в Бюджетном кодексе РФ, постоянно действующими нормативами.
К собственным неналоговым доходам местных бюджетов относят доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями; санкционные доходы (прежде всего штрафы); различные виды пошлин и сборов; часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений, организаций; поступления от приватизации имущества и пр.
Распределение собственных доходов по видам местных бюджетов неравномерно: наибольшая их доля (48%) приходится на бюджеты городских округов, 46% - на бюджеты муниципальных районов и только 6% - на бюджеты поселений. Такая структура бюджетных доходов на местном уровне во многом предопределена сложившимся размещением факторов производства на территории России.
Одной из важнейших пропорций в структуре доходов местных бюджетов является соотношение между налоговыми доходами и межбюджетными трансфертами. Межбюджетные трансферты представляют собой средства вышестоящего бюджета, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе нижестоящим бюджетам для выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности до среднего по стране уровня и достижения установленного объема потребления бюджетных услуг в расчете на одного жителя. Доля межбюджетных трансфертов в доходах местных бюджетов зависит, прежде всего, от налогового потенциала муниципального образования, т.е. от возможности органов местного самоуправления мобилизовать в свой бюджет налоговые доходы. Чем выше налоговый потенциал муниципального образования и, соответственно, объем налоговых доходов местного бюджета в расчете на одного жителя, проживающего в рамках данного муниципального образования, тем меньше его зависимость от средств вышестоящего бюджета и больше возможность финансировать закрепленные за ним полномочия за счет собственных источников доходов.
Использование межбюджетных трансфертов имеет целый ряд преимуществ: обеспечивает финансирование передаваемых в местный бюджет расходных полномочий; выравнивает для нижестоящих бюджетов условия финансирования основного объема бюджетных услуг; обеспечивает исполнение социальных гарантий, установленных федеральным законодательством.
Причиной сокращения собственной доходной базы муниципальных образований является устойчивая тенденция передачи решения вопросов государственного значения на местный уровень. Это относится к социальному обслуживанию граждан определенных социальных групп (инвалидов, лиц пожилого возраста, ветеранов, детей-сирот, малоимущих), поддержке сельскохозяйственного производства, содержанию дорог межмуниципального значения и другим полномочиям. Финансирование этих полномочий осуществляется только за счет средств целевого назначения из вышестоящего бюджета, т.е. за счет межбюджетных трансфертов. Зачастую они составляют значительную долю не только в безвозмездных поступлениях местного бюджета, но и в общей сумме его доходов.
Для выравнивания показателя бюджетной обеспеченности муниципалитетов (объем потенциальных налоговых доходов в расчете на одного жителя) предназначены следующие фонды финансовой помощи:
- региональные фонды финансовой поддержки поселений, создаваемые в составе субъекта Федерации;
- региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), создаваемые в составе бюджета субъекта Федерации;
- районные фонды финансовой поддержки поселений, создаваемые в бюджетах муниципальных районов.
Все эти фонды формируются для обеспечения равного доступа граждан к основным бюджетным услугам независимо от места их проживания. Необходимость формирования для этой цели трех фондов обусловлена тем, что орган власти субъекта Федерации не в состоянии владеть всей информацией о конкретных условиях финансирования многообразных бюджетных услуг в каждом поселении. Предоставление средств из указанных фондов осуществляется в целях выравнивания возможностей органов власти поселений исполнять свои полномочия.
Если местному бюджету передаются конкретные полномочия, связанные с осуществлением расходных обязательств вышестоящего уровня, составной частью их доходов является фонд компенсаций. Указанный фонд формируется за счет средств целевого назначения (субвенций) как из федерального бюджета (для осуществления полномочий, обусловленных федеральными законами), так и из бюджетов субъектов Федерации (на отдельные государственные полномочия, определенные законами субъекта). Субвенции из данного фонда распределяются между разными видами муниципальных образований пропорционально численности населения, т.е. потребителей соответствующих бюджетных услуг, с учетом объективных факторов, влияющих на стоимость оказания этих услуг. В настоящее время доля этого фонда в доходах местных бюджетов преобладает над всеми остальными источниками.
Международный опыт показывает, что при формировании муниципальных финансов в процессе распределения и закрепления доходных поступлений за органами местной власти основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов. Это в наибольшей мере соответствует цели создания стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на местном уровне. Для решения указанной задачи при распределении доходов на местный уровень должны передаваться источники, достаточные для финансирования закрепленных расходных функций. Это является условием финансовой самостоятельности бюджетов.






