Тема 13. Знак «Вопрос»

Задачи: дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; формировать умение задавать вопросы по существу.
Оборудование: изученные знаки, тетрадь «Солнышко», знаки вопроса для всех детей, игрушки — Знайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Повторение школьных знаков
Игра «Путаница» (с использованием знаков «+», «-»)
Учитель выполняет разные действия: указывая на ребенка, называет любое имя; произносит какое-то утверждение и др. Дети с помощью знаков показывают, согласны они с учителем или нет.


Игра «Покажи знак»
Учитель. У нас в классе много правил. Так же, как водители автомашин должны знать и соблюдать правила дорожного движения, так и школьники должны знать и соблюдать школьные правила. Для каждого правила есть свой знак. Вы помните эти знаки?
Учитель демонстрирует знаки, дети пантомимой показывают их значение
К нам на урок сегодня пришли разные игрушки. Вот они. Что ж я говорю: «Разные?». Они все одинаковые! Вы удивлены? И все они уверяют, что их зовут одинаково: Знайка. Что значит такое имя?
Дети. Знайка все знает.
У. Вы им верите, ребята? А вы любите обманщиков? Так что нам делать? Может, выгнать их всех? А вдруг они правду говорят? Как же нам поступить?
Д. Проверить их знания.
У. Ну что ж, давайте устроим им экзамен. Я задам им вопросы, а вы внимательно слушайте и знаками покажите мне, правду ли они говорят.
Знайки работают в группах, дети оценивают их ответы знаками-символами «Согласен», «Не согласен». Если в группе возникают разногласия, взрослый привлекает внимание всех детей к возникшему вопросу. Вопросы могут быть следующими:
Какие фрукты вы знаете? Какие деревья вы знаете? Назовите домашних птиц. Назовите разные страны. Какие школьные предметы вы знаете?
Со Знайками, не выдержавшими экзамен, дети поступают по своему усмотрению (отправляют назад или берут с собой, чтобы они всему научились).
Игра «Я тоже»
Дети встают в круг. Учитель кидает ребенку мяч и сообщает какую-то информацию о себе. Ребенок возвращает мяч и говорит: «Я тоже». Но учитель может сказать не только «Я люблю мороженое», но и «Мне сорок лет». Не надо заранее предупреждать детей, что с учителем не всегда надо соглашаться: пусть попавшему в подражательную ловушку самому будет смешно.
Создание проблемной ситуации — С мячом очень весело попадать в ловушки. Это же все-таки игра. А вот на уроке в ловушки вам хотелось бы попадать? Почему? Что нужно, чтобы не ошибаться?
Д. Быть внимательными.
У. Давайте попробуем. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них с помощью знаков [1] и [2]. Кто знает эту букву? [1] Где живет слон? [2] Сколько у нас в классе окон? [1] Сколько в классе групп? [2]
Задавая один из следующих вопросов, учитель не показывает никакого знака. — Как называется животное, у которого есть хобот?
В классе могут возникнуть шум или замешательство. — А в чем дело, ребята, почему вы по-разному отвечаете? Вы не знаете, как отвечать? Как же быть?
Введение нового правила
У. Скажите, а что вы делаете дома, если чего-то не знаете? А как вы думаете, в школе можно задавать вопросы или нет? Давайте попробуем.
Учитель повторяет последний вопрос и просит детей задать ему встречный вопрос. В классе может возникнуть шум. — Ребята, это хорошо, что вы не стали делать ошибок, а спросили меня. Но получилось у вас как-то шумно. Может быть, воспользуемся подарками, которые нам прислали ученики лесной школы?
Учитель достает знак «Вопрос» и дает всем детям карточки со знаком вопроса. Снова задается последний вопрос, и дети тренируются задавать вопросы молча — знаками. — Каждый раз, когда я буду видеть, что кто-то поднял этот знак, я буду спешить к вам на помощь.
Физкультминутка «Карлики — великаны»
У. Покажите, какие вы сейчас большие. А какие вы были раньше маленькие? Давайте поиграем в игру, в которой надо быть очень внимательными, потому что я буду вас запутывать. По сигналу «карлики» вы должны приседать, а по сигналу «великаны» — тянуться вверх.
Учитель выполняет действия вместе с детьми, но вскоре начинает запутывать детей: говорит «карлики», а сам тянется вверх и т.д.
Игра «Угадай-ка»
Дети работают на с. 66 тетради «Солнышко».
Учитель предлагает детям загадать всем вместе по картинке какой-нибудь предмет, но ему (учителю) об этом не сообщать. Угадывание заключается в следующем: надо задать как можно больше вопросов про этот предмет, чтобы быть уверенным в правильности отгадки. Например: этот предмет живой? Этот предмет едят? Под этим предметом прячутся от дождя? И т.д. После первого проигрывания учитель загадывает предмет, а дети отгадывают. Возможен вариант игры по группам, в парах.
Итог занятия
У. Кому понравился урок?
Что нового вы узнали?
Кто считает, что задавать вопросы на уроке очень важно?
Почему?
Кому трудно было задавать вопросы?

 

 









































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: