Теоретическое обоснование исследования

Исследовательская работа

на тему Вклад моего техникума в развитие профессионального образования в Ульяновской области

 

 

Выполнила Казакова Юлия Сергеевна,

Руководитель: Черняева Л.В.

преподаватель

 

2015

                                                    Содержание

                                                                                                                                                           

  Введение. Проблемы развития профессионального образования в Ульяновской области на современном этапе 3
1. Теоретическое обоснование проекта 6
2. Практическое обоснование проекта 9
2.1. История развития моего техникума 9
2.2. Педагогический коллектив – богатство техникума 9
2.3. Выпускники – гордость УТПиТ 11
3. Практическая реализация проекта. 14
3.1. Анализ структуры коллектива техникума 15
3.2. Анализ контингента и востребованность выпускников 16
3.3. Результативность реализации проекта 17
  Заключение 19
  Список литературы 20
  Приложение 21

 

Введение

Уходят в прошлое события и годы, вырастают новые поколения людей, которые живут, учатся в различных учебных заведениях и трудятся во всех сферах человеческой деятельности.

Чтобы правильно оценить сегодняшний день, молодежь, да и старшее поколение, должны хорошо знать прошлое своей страны, города, села, в том числе и историю учебных заведений профессионального образования.

Имена всех, кто работал до нас в профессиональной школе, заслуживают доброй и долгой памяти, а их дела - высокой оценки. Историю профтехобразования России, Симбирской - Ульяновской губернии и области бережно хранят ветераны этой системы.

    В техникумах и колледжах реализуется профессиональное образование – это образование по подготовке кадров, связанных с рабочими профессиями – техников, среднего уровня специалистов, то есть тех, кто берет на себя основную производственную нагрузку. Сегодня у нас достаточно острая востребованность в рабочих кадрах. Образовательные организации, которые уже сегодня готовят специалистов по программам, востребованным на предприятии. Производственную практику проводят на этом предприятии, приглашают работников предприятия на защиту выпускных работ. То есть контакт между образовательной организацией и предприятием очень близкий. У профессиональных образовательных организаций, где современная материальная база, лучшие выпускники заранее разобраны. Трудоустраиваются до 90%. На основании мониторинга потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы, проведённого Министерством труда и социального развития Ульяновской области в 2013 году, были выявлены наиболее востребованные на региональном рынке труда рабочие кадры и специалисты среднего звена. Так, по специальностям среднего профессионального образования в 2013 г. востребованы: коммерция, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и др. По профессиям начального профессионального образования в 2013 году востребована профессия продавец, контролер-кассир. В качестве основной задачи развития профессионального образования выступает достижение динамического баланса между рынком труда, региональной системой начального, среднего и высшего профессионального образования. Миссия нашего образовательного учреждения – Ульяновского техникума питания и торговли - создание условий для обновления модели профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов предприятий торговли и общественного питания, отвечающих современным требованиям, предъявляемыми работодателями, посредством инновационной деятельности, которая обеспечит техникуму конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Цель исследовательской работы состоит в разработке и предложении к внедрению методики популяризации среднего профессионального образования в «Ульяновском техникуме питания и торговли». 

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

· Исследовать факторы успеха становления и развития учебного заведения в структуре профессионального образования Ульяновской области;

· Выявить основные вехи в истории учебного заведения

· Определить влияние достижений педагогического коллектива на результаты профессионального обучения;

· Провести анализ востребованности выпускников;

· Разработать методику практической реализации проекта;

· Предложить методы повышения популярности профессионально-трудовой деятельности в процесс обучения и воспитания в системе СПО;

Исследование проводилось по этапам в Ульяновском техникуме питания и торговли. Этапы реализации проекта: теоретическое обоснование необходимости популяризации среднего профессионального образования и роли образовательной организации в этом процессе. Практическое обоснование проекта было определено основными документами: историческая справка, списки сотрудников и ветеранов техникума с основания организации до настоящего времени, отчеты о профессионально-педагогической компетенции и др. При практической реализация и апробации проекта были получены данные на поставленные задачи. После чего были сделаны выводы по исследованию.

В рамках проекта были использованы методики: изучение и анализ исторических справок, локальных документов, таких как личные дела сотрудников техникума разных лет, беседы с ветеранами, сравнение полученной информации, сопоставление и обработка данных архивных документов.

Ожидаемые результаты:

Методика популяризации среднего профессионального образования.

 

 

Теоретическое обоснование исследования

Основой профессионального обучения является система подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. На протяжении всей истории профессионального образования в России шел процесс в изменении содержания труда, направленный на его интеллектуализацию. За годы существования системы профессионально-технического образования выросла целая плеяда людей, внесших неоценимый вклад в становление и развитие российского государства. Окончив профессиональные учебные заведения, они стали государственными деятелями (Черномырдин В.С.), учеными (Королев С.П.), военачальниками (Астафьев А.Р., Ватутин Н.Ф.), космонавтами (Гагарин Ю.А., Попович П.Р.), деятелями искусства и литературы (Войнович В.Н., Тихонов В.В., Лемешев С.Я., Симонов К.М., Астафьев В.П.) и принесли военную, научную, техническую, художественную славу нашему Отечеству.

Система профессионального образования Ульяновской области включает также сеть средних специальных учебных заведений, осуществляющих ППКРС и ППССЗ. Одновременно численность учащихся в ССУЗах сократилась на 22,4 % и составила  18322 человека в 2014 году против 23605 в 2009 году. Число учреждений в области с 2009 года сократилось на 14 или более чем в два раза. Общая численность обучающихся уменьшилась на 34,1%, прием сократился к 2014 г. на 13, 8 %, выпуск  – на 17, 4%. Сокращение численности учащихся ПТУ способствовало возникновению дефицита кадров рабочих профессий  на предприятиях Ульяновской области. Увеличение числа желающих получить высшее образование во многом  обусловлено требованиями рынка труда. В последнее время в качестве одного их основных требований работодателей, при приеме на работу, является наличие у кандидатов высшего образования. В результате определенная группа поступающих в ВУЗы стремится получить в первую очередь не профессиональные знания и умения, а диплом государственного образца. В настоящее время на территории Ульяновской области  осуществляют образовательную деятельность 48  профессиональных образовательных

организаций. По программам подготовки квалифицированных рабочих,

служащих осуществляется подготовка в 20 профессиональных образовательных организациях. Обучение ведется по    образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и программам дополнительного профессионального обучения. В области осуществляется модернизация региональной системы профессионального образования по трем направлениям:

- внедрение дуальной системы профессионального обучения на основе

взаимодействия организаций высшего, среднего и начального образования

с предприятиями – работодателями;

- создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций

на базе профессиональных образовательных организаций;

- формирование ресурсных центров для подготовки квалифицированных

рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства Ульяновской области. В системе СПО Ульяновской области за период 2009-2014 г.г. произошли изменения в структуре специальностей. Так появились новое направление «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», его доля в общем объеме студентов ССУЗов 6,6%, т.е. они вошли в десятку крупнейших УГС в системе СПО Ульяновской области. Лидером в системе СПО является УГС «Инженерное дело, технологии и технические науки», ее доля в общем объеме студентов ССУЗов области составляет на начало 2013/14 года – 51,8%.

Таким образом, в системе профессионального образования Ульяновской

области можно выделить основные трудности, проблемы, которые необходимо разрешать для развития экономики региона.

1. Диспропорция спроса и предложения на рынке труда, так как наблюдается недостаточное соответствие профессиональной подготовки специалистов

и рабочих кадров заявленной потребности отраслей экономики области

2. Существующая система образования не в полной мере ориентирована на

потребности экономики Ульяновской области и только частично  удовлетворяет предприятия в нуждающихся  квалифицированных кадрах (в том числе и  среднего  профессионального образования). Только 51,8% организаций отметили необходимый уровень соответствия знаний и навыков выпускников учреждений среднего профессионального образования потребностям производства, 49,5% организаций  признают достаточным уровень подготовки рабочим специальностям.

3. Слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в

устойчивом взаимодействии с образовательными учреждениями. Поэтому

наблюдается несвоевременная ориентация на новые специальности

и направления рынка труда в соответствии с экономическим развитием.

4. Отсутствие эффективной системы профессиональной ориентации

населения. У молодежи отсутствуют навыки профессионального самоопределения, планирования профессиональной карьеры.

5. На значительной части предприятий практически отсутствуют службы

развития персонала, не развита система подготовки и повышения квалификации специалистов. В большинстве организаций (почти 90%) отсутствуют службы, самостоятельно занимающиеся подготовкой, переподготовкой кадров и повышением их квалификации.

6. Актуальной для сферы образования на всех уровнях остается

проблема, связанная с совершенствованием управления образованием, развитием системы общественного участия в управлении образованием. 

7. В условиях перехода на инновационный путь развития осложняется процесс формирования профильной структуры подготовки специалистов. Отсюда следует важная задача – обеспечение профессионального устройства дипломированных специалистов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: