Везидизме введён ряд ограничений употребления в пищу растительного и животного происхождения. Езиды разделяют пищевые ограничения на два вида: «herem», харам — запретное, и «guneh», гунаа — нежелательное. Верующий никогда не прикоснётся даже к посуде, если узнает, что она когда-либо была осквернена запретной пищей, поэтому обычно езид пользуется личным столовым прибором.
В Масхафа Раш, ст. 24, записано: «Латук для нас запрещён, потому что [слово это] совпадает с именем пророчицы Хасиа. И фасоль тоже [запрещается]. Не ешь рыбу — в честь пророка Иунана (Ионы). Не ешь мясо лани, так как она является родственником одного нашего пророка (в Китаб аль-Асваде: «ибо лань есть овца одного из наших пророков»]. И шех, и ученики вообще не должны есть мясо петуха в честь [уважения] Малака Тауса. И Таус — один из упомянутых семи божеств, лик которого [Тауса] подобен [лику] петуха. Шех и ученики не должны есть тыкву».
В документе, направленном Османским властям о причинах отказа в мобилизации в армию от 1873 г., под пунктом 14 езиды ссылались на следующее: «Нам нельзя есть рыбу и кабачки, бамью и фасоль, капусту и салат. Мы не можем находиться там, где растёт салат»[761].
|
|
Некоторые из запретов никак не поддаются логическому объяснению, так например:
1. Благодаря чьим стараниям и в какие века ветхозаветный пророк Иона стал настолько почитаем в езидизме, что в знак этого введён запрет на потребление рыбы?
Существует и другая легенда о запрете на употребление в пищу рыбы. Считается, что Господь на море расставил свой шатёр, а колышками его шатру стали служить рыбы. Именно поэтому некоторые езиды не едят рыбу. Достоверно, что езиды Закавказья как минимум 4-5 последних поколений не ограничивают себя в употреблении рыбопродуктов.
2. Для кого из езидских святых лань являлась тотемным животным?
3. Чем обусловлен запрет на употребление тыквы?
Очевидно, что запреты являются условными и установлены не по причине их пищевой непригодности, а в связи с тотемизацией объекта. К примеру, шехи оджаха Шехисна не употребляют в пищу зайчатину и крольчатину. В кавле «Bore borê» есть такие строки:
26 Sêx Zeydînê yeke neçê kir, | Шех Зайдин совершил один недостойный проступок, |
K’êwrîsk bin h’ûlê merhevîda şerjê kir, | Кролика властью святого зарезал, |
Lewk merhevî nifir’ lê kir. | Сын святого проклял его. |
27 Şêx Zeydînê yeke bê wesûl (usûl) kir, | Шех Зайдин совершил недопустимый поступок, |
Ne qewlê xwedê kir, ne jî hedîda Resûl kir, | Не Божьей воле следовал, не заповедям Посланника, |
Kêwrîsk bin hûlê merhevîda serjê kir, | Властью святого кролика зарезал, |
Lewma merhevî nifir lê kir, | Несравненный святой проклял его, |
Sêxadî nifiriya merhebî qebûl kir. | Шехади проклятие святого одобрил. |
28 Şêx Zeydînê, Şêx Zeydîne, | Шех Зайдин, сам по себе, |
Sîxadî avîte pişta be’rê şîne, | Пренебрёг заветам Шехади[762], |
Hila hisreta Lalişa nûranîye. | Традициями Лалыша светоносного. |
Табу на потребление мяса петуха не распространяется на всех последователей общины, поскольку в ритуале жертвоприношения (курбан) довольно часто используют петуха, мясо которого затем раздаётся единоверцам. Скорее, запрет действует в отношении шехов оджаха Амадин, которые о себе говорят:
|
|
Şex im, Şexe dila, | Я шех, шех — [властелин] сердец, |
naxwim goşte dikila, | Не ем мясо петуха, |
deste min dermane hemu dila. | Мой перст излечивает все сердца. |
Считается, что представители этого оджаха наделены способностью снимать у детей колики в животе, избавлять от кошмаров. Езиды полагают: если представитель этого клана хотя бы однажды вкусит мясо петуха, он (или она) потеряет этот дар навсегда.
Если провести параллель с зороастризмом, родственной езидизму религией, то можно обнаружить много схожих предписаний. Особое место в питании зороастрийцев занимали и занимают священные кушанья: хлеб и разнообразные пироги, печенья, а также молоко и молочные продукты. На праздниках запрещается употреблять в пищу яйца, рыбу, икру — мертвечину или то, что несёт в себе жизнь. Зороастрийцы не убивают и не едят священных животных, посвящённых язатам, и поддерживающих экологическое равновесие. Исключение составляют домашние животные, имеющие особый статус. Не едят зороастрийцы также хравстру — осквернённых злом животных, через которых могут проявляться бесы. Это, прежде всего, разнообразные паразиты, почти все насекомые, пресмыкающиеся, а также животные со сбитыми хроноциклами, беспрерывно размножающиеся и тем разрушающие экологический баланс в природе. Из ныне употребляемых в пищу это кролики, нутрии.
Все остальные животные, птицы и рыбы считаются обыкновенными и пригодными в пищу. Рыбу есть разрешается, но смотря какую. «Благая» рыба круглая, с чешуёй, с белым и красным мясом (кроме трески): карп, лещ, форель, селёдка, вобла, окунь. Священными считаются зеркальный карп, сазан, осётр. Зато не едят угрей, миног — похожих на змей, — сома, корюшку, акулу, щуку, камбалу. Также хравстрой считаются моллюски, мидии, улитки, раки, осьминоги и кальмары. Все остальные животные, птицы и рыбы считаются обыкновенными и пригодными в пищу. Но, в отличие от уток, гусей, кур и яиц, петухи, — священная птица ангела Сраоши, обычно доживали до почётной старости. В остальном питание древних зороастрийцев мало чем отличалось от современного, и в любом случае, достигалась главная цель — укрепление и поддержание здорового тела[763].
С исламом езидизм сближает запрет на употребление свинины.
Хамид аль-Газали находит следующее объяснение пищевым запретам: «Желудок — место для еды. Если то, что ты в него посылаешь, чисто (халяль), то оно становится силой для праведных дел. Если оно сомнительно (шубха), то скрывает от тебя путь к Истинному. А если [оно] грязно (харам), то порождает грехи». Это и есть основная причина запретов: верующий человек должен осознанно подходить к рациону питания.
Если основой всего того, что касается исполнения религиозных обязанностей, являются ниспосланные свыше откровения, то выбор езидами того, что они употребляют в пищу, должен основываться на принципе допустимости, в соответствии с которым допускается всё то, что прямо не запрещается священнописанием.
Эд Стуртон, корреспондент «Би-Би-Си» пишет: «В конце концов, я набрался храбрости. «Правда ли, — спросил я, — что некоторые продукты являются харам или запрещёнными?»
|
|
«Нет, — терпеливо объяснил он [Баба-шех], — обыкновенные езиды могут есть всё, что хотят, но святые люди, подобные ему, воздерживаться от определённых овощей, потому что «они вызывают газы»»[764].
Первосвященник езидов дал понять: запреты распространяются только на тех лиц, которые посвятили себя служению Богу, и не обязательны для мирян.