Пищевые запреты и ограничения

 

Везидизме введён ряд ограничений употребления в пищу растительного и животного происхождения. Езиды разделяют пищевые ограничения на два вида: «herem», харам — запретное, и «guneh», гунаа — нежелательное. Верующий никогда не при­коснётся даже к посуде, если узнает, что она когда-либо была осквернена запретной пищей, поэтому обычно езид пользуется личным столовым прибором.

В Масхафа Раш, ст. 24, записано: «Латук для нас запрещён, потому что [слово это] совпадает с именем пророчицы Хасиа. И фасоль тоже [запрещается]. Не ешь рыбу — в честь пророка Иунана (Ионы). Не ешь мясо лани, так как она является род­ственником одного нашего пророка (в Китаб аль-Асваде: «ибо лань есть овца одного из наших пророков»]. И шех, и ученики вообще не должны есть мясо петуха в честь [уважения] Малака Тауса. И Таус — один из упомянутых семи божеств, лик кото­рого [Тауса] подобен [лику] петуха. Шех и ученики не должны есть тыкву».

В документе, направленном Османским властям о при­чинах отказа в мобилизации в армию от 1873 г., под пунктом 14 езиды ссылались на следующее: «Нам нельзя есть рыбу и кабачки, бамью и фасоль, капусту и салат. Мы не можем нахо­диться там, где растёт салат»[761].

Некоторые из запретов никак не поддаются логическому объяснению, так например:

1. Благодаря чьим стараниям и в какие века ветхозаветный пророк Иона стал настолько почитаем в езидизме, что в знак этого введён запрет на потребление рыбы?

Существует и другая легенда о запрете на употребление в пищу рыбы. Считается, что Господь на море расставил свой шатёр, а колышками его шатру стали служить рыбы. Именно поэтому некоторые езиды не едят рыбу. Достоверно, что езиды Закавказья как минимум 4-5 последних поколений не ограни­чивают себя в употреблении рыбопродуктов.

2. Для кого из езидских святых лань являлась тотемным животным?

3. Чем обусловлен запрет на употребление тыквы?

Очевидно, что запреты являются условными и установлены не по причине их пищевой непригодности, а в связи с тотемизацией объекта. К примеру, шехи оджаха Шехис­на не употребляют в пищу зайчатину и крольчатину. В кавле «Bore borê» есть такие строки:

 

26 Sêx Zeydînê yeke neçê kir, Шех Зайдин совершил один недостойный проступок,
K’êwrîsk bin h’ûlê merhevîda şerjê kir, Кролика властью святого зарезал,
Lewk merhevî nifir’ lê kir. Сын святого проклял его.
27 Şêx Zeydînê yeke bê wesûl (usûl) kir, Шех Зайдин совершил недопустимый поступок,
Ne qewlê xwedê kir, ne jî hedîda Resûl kir, Не Божьей воле следовал, не заповедям Посланника,
Kêwrîsk bin hûlê merhevîda serjê kir, Властью святого кролика зарезал,
Lewma merhevî nifir lê kir, Несравненный святой проклял его,
Sêxadî nifiriya merhebî qebûl kir. Шехади проклятие святого одобрил.
28 Şêx Zeydînê, Şêx Zeydîne, Шех Зайдин, сам по себе,
Sîxadî avîte pişta be’rê şîne, Пренебрёг заветам Шехади[762],
Hila hisreta Lalişa nûranîye. Традициями Лалыша светоносного.

Табу на потребление мяса петуха не распространяется на всех последователей общины, поскольку в ритуале жертвопри­ношения (курбан) довольно часто используют петуха, мясо ко­торого затем раздаётся единоверцам. Скорее, запрет действует в отношении шехов оджаха Амадин, которые о себе говорят:

 

Şex im, Şexe dila, Я шех, шех — [властелин] сердец,
naxwim goşte dikila, Не ем мясо петуха,
deste min dermane hemu dila. Мой перст излечивает все сердца.

Считается, что представители этого оджаха наделены спо­собностью снимать у детей колики в животе, избавлять от кош­маров. Езиды полагают: если представитель этого клана хотя бы однажды вкусит мясо петуха, он (или она) потеряет этот дар навсегда.

Если провести параллель с зороастризмом, родственной езидизму религией, то можно обнаружить много схожих пред­писаний. Особое место в питании зороастрийцев занимали и занимают священные кушанья: хлеб и разнообразные пироги, печенья, а также молоко и молочные продукты. На праздниках запрещается употреблять в пищу яйца, рыбу, икру — мертвечи­ну или то, что несёт в себе жизнь. Зороастрийцы не убивают и не едят священных животных, посвящённых язатам, и поддер­живающих экологическое равновесие. Исключение составля­ют домашние животные, имеющие особый статус. Не едят зо­роастрийцы также хравстру — осквернённых злом животных, через которых могут проявляться бесы. Это, прежде всего, раз­нообразные паразиты, почти все насекомые, пресмыкающиеся, а также животные со сбитыми хроноциклами, беспрерывно размножающиеся и тем разрушающие экологический баланс в природе. Из ныне употребляемых в пищу это кролики, нутрии.

Все остальные животные, птицы и рыбы считаются обык­новенными и пригодными в пищу. Рыбу есть разрешается, но смотря какую. «Благая» рыба круглая, с чешуёй, с белым и красным мясом (кроме трески): карп, лещ, форель, селёдка, вобла, окунь. Священными считаются зеркальный карп, сазан, осётр. Зато не едят угрей, миног — похожих на змей, — сома, корюшку, акулу, щуку, камбалу. Также хравстрой считаются моллюски, мидии, улитки, раки, осьминоги и кальмары. Все остальные животные, птицы и рыбы считаются обыкновенны­ми и пригодными в пищу. Но, в отличие от уток, гусей, кур и яиц, петухи, — священная птица ангела Сраоши, обычно дожи­вали до почётной старости. В остальном питание древних зо­роастрийцев мало чем отличалось от современного, и в любом случае, достигалась главная цель — укрепление и поддержание здорового тела[763].

С исламом езидизм сближает запрет на употребление сви­нины.

Хамид аль-Газали находит следующее объяснение пище­вым запретам: «Желудок — место для еды. Если то, что ты в него посылаешь, чисто (халяль), то оно становится силой для праведных дел. Если оно сомнительно (шубха), то скрывает от тебя путь к Истинному. А если [оно] грязно (харам), то порож­дает грехи». Это и есть основная причина запретов: верующий человек должен осознанно подходить к рациону питания.

Если основой всего того, что касается исполнения религи­озных обязанностей, являются ниспосланные свыше открове­ния, то выбор езидами того, что они употребляют в пищу, дол­жен основываться на принципе допустимости, в соответствии с которым допускается всё то, что прямо не запрещается свя­щеннописанием.

Эд Стуртон, корреспондент «Би-Би-Си» пишет: «В конце концов, я набрался храбрости. «Правда ли, — спросил я, — что некоторые продукты являются харам или запрещёнными?»

«Нет, — терпеливо объяснил он [Баба-шех], — обыкновен­ные езиды могут есть всё, что хотят, но святые люди, подоб­ные ему, воздерживаться от определённых овощей, потому что «они вызывают газы»»[764].

Первосвященник езидов дал понять: запреты распростра­няются только на тех лиц, которые посвятили себя служению Богу, и не обязательны для мирян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: