Символика зеленного цвета в Исламе

Ислам запрещает какие-либо изображения людей и животных, поэтому цветовое значение чрезвычайно велико, цвет стал одним из самых выразительных средств.

 Согласно легенде, во время одной из битв джихада, мусульман начали сильно теснить противники. Увидев это, Мухаммед, предводительствовавший отрядом, сорвал с головы зеленую чалму, распустил ее как знамя, и вдохновил воинов на победу. Так зеленый цвет стал символом и священным цветом Ислама. 

Зеленый цвет в сознании мусульман ассоциируется с райскими красотами и дарами. В Коране о нем сказано: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками. На них будут зеленые одеяния из атласа и парчи.» (сура Человек 76:12;21). «Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах.» [791] (сура Милосердный 55:76).

Зеленый цвет напоминание мусульманам о божественном происхождении живой и неживой природы, о необходимости пребывания в установленных шариатом рамках, дабы не навлечь на себя неотвратимое наказание, выражает умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, такт, вежливость, житейскую мудрость, терпимость к мнениям и верованиям других.

Имам Бухари (810-870 гг.) сообщает, что аль-Хадр получил свое название после того, как на месте, где он сидел, появилась зелёная трава («хадра» – зелёный), и место, которого касался его лоб во время намаза, покрывалось зеленью. 

 

Коран и хадисы о Хадре и Ильясе 

Аль-Хадр не упоминается в Коране. Однако, его статус в Исламе закреплен его идентификацией с «рабом Божиим», тем праведным слугой Аллаха и таинственным наставником Мусы, о котором повествуется в суре «Пещера» 18:65: «Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно». Это положение подкрепляется многочисленными хадисами[792]. В одном из них повествуется, как посланник Аллаха в конце своей жизни встретился с Хадром, который принял его учение, и став асхабом Мухаммеда, усилил его роль в Исламе и тесно вплелся в ткань исламского богословия.

Таинственность Хадра порождает много споров вокруг его личности, из-за чего мнения о ранге Хадра среди толкователей Корана разделились. Часть утверждает, что он является одним из пророков или посланников, другие причисляют его к идеальному Вали, кого Аллах принял в качестве друга, поскольку его знания о сокрытом исходили от божественного источника. Согласно аяту 18:82 «Не дeлaл я этoгo пo cвoeмy peшeнию. Boт oбъяcнeниe тoгo, относительно чeгo ты нe смoг проявить терпение», Хадр выполнял свою миссию по решению Аллаха, по внушенному ему откровению, но не по своему усмотрению.

Нет единогласия и в вопросе жив или мертв Хадр? Бессмертие аль-Хадра подвергнуто критике со стороны авторитетных ученых-богословов. Первыми заговорили о его смерти Ибрахим аль-Харби, Ибн аль-Хусейн аль-Мунауари, Ибн Таймийа и его ученик Ибн аль-Кайим аль-Джаузия[793], чьи представления взяты на вооружение салафитами[794].

Следуя буквальному объяснению (тафсиру) и опираясь на суру Пророки 21:34: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?», утверждают, что Хадр, как человек не может быть бессмертным.

Среди их оппонентов, суннитских суфиев, существует консенсус, что Хадр жив. Многие видные шейхи, в их числе Абд аль-Кадир Джилани, имам ан-Навави, Мухья ад-Дин Ибн Араби, Сиди Абд аль-Азиз ад-Даббаг и Ахмад ибн Идрис аль-Фаси заявляли, что лично имели с Хадром встречу.

 

Ильяс (езидск. Айлас, Лйас) – арабская форма имени иудейского пророка Илии, который и в исламе признан пророком. Посредническая роль его в виде афоризма была сформулирована Али ибн Мухаммадом Вафа[795]: «Ильяс для святых то же, что Джибрил для пророков».

В Коране Ильяс упомянут дважды:

 - в суре «Скот» 6:85: «Мы воздаем творящим добро. А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников»;[796]

- и в суре «Стоящие в ряд» 37:123-132: «Ильяс (Илия) также был одним из посланников. Он сказал своему народу: «Неужели вы не устрашитесь? Неужели вы взываете к Балу и оставляете Самого прекрасного из творцов – Аллаха, Господа вашего и Господа ваших отцов?» Они сочли его лжецом, и все они непременно будут собраны в Аду, кроме избранных (или искренних) рабов Аллаха. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ильясину (Ильясу, или семейству Йасина)! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов».

Аят 123: «Ильяс (Илия) также был одним из посланников» указывает на ранг Ильяса - «Набий», т. е. пророка[797] передающего своему народу откровения Аллаха. А аят 132: «Воистину, он – один из Наших верующих рабов» ставит его в ряд с Пророком Мухаммедом, который во многих аятах Корана назван «Рабом Божиим», и который особой милостью Аллаха удостоился божественного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: