О празднике айда Хидр Наби и Хидр Айласа

Исполненный благоговением праздник в честь святых покровителей Хидр Наби (Хдрнаби) и Хидр Айласа (Хдрайлас), широко отмечается езидами на исторических землях в Ираке - в Санджаре, Шейхане, в многочисленных селениях окрест Мосула, в Турции - в районах Диярбакыра, Эрзерума, возле озера Ван, в Сирии - в близлежащих деревнях и в городе Халебе, а так же в разбросанных по всему миру диаспорах.

Праздник настолько гармонично влился в быт, что принял размах национального, и сопровождается не только религиозными обрядами, но и ставшими традицией добрыми народными обычаями. О деяниях святых покровителей Хидр Наби и Хидр Айласа сохранилось множество преданий и легенд, которые своими корнями уходят вглубь столетий.

Мифы и легенды — это тайнознание, иносказание. В их основе лежат реальные события и факты, интерпретируемые мистическим образом. Прикрываясь ими, народ оберегал от внешней тирании память о важнейших вехах своей истории и передавал другим поколениям из уст в уста. Священнослужители табуировали сокровенные знания, хранили от посторонних ушей и посвящали только избранных.

Каждая эпоха формирует базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. Оправдан ли сегодня, в век массовых коммуникаций, метод конспирации вероучения? У кого получить посвящение? Приобретается или наследуется избранность? Во имя какой идеи и сколько еще поколений должны удерживаться во власти мультикультуризма, сосуществовать в отрыве от основного массива нации? Как долго еще возможно удержание внутриобщинных отношений, если они построены на иллюзии, сокрытии истины, которая остается известной только тем, кто к этой манипуляции прибегает?

Самоизоляция, как способ выживания в окружении воинствующего ислама, и сакрализация письменности наложили искаженный отпечаток в сознании адептов езидизма, веру в свое древнее происхождение и в самобытность религиозных представлений.

Езиды дошли до точки невозврата, не осознают, что их искривленное прошлое аукается в жизни настоящей, и расплачиваются за собственную изуродованную историю. Те, кто пытаются идти в ногу со временем, сталкиваются с феодальным сознанием сразу за порогом своей семьи, поставлены пред непростым выбором между изменением и исчезновением, клерикализмом и секуляризацией.

Ассимиляционный процесс не остановить, если не будет запущен механизм восстановления курдского культурного кода - фактора сбережения народа. Развязать гордиев узел накопившихся проблем удастся, если:

1) положить конец обскурантизму;

2) остановить бессмысленную ложь, затопляющую всю общину, будь она неосознанной или мотивированной;

3) выработать общенациональную идею с учетом современных форм самосознания;

4)  восполнить пробелы в народной памяти в соответствии с исторической наукой и текстами священных кавлов и бейтов;

5) систематизировать этнологические записи, отделить фольклорную составляющую от исторической.

Историю религии невозможно представить иначе, как последовательный процесс перехода от ранних примитивных верований первобытного человека к её современным сложным формам. Вера в Бога должна стать осознанным предпочтением каждого, его ответственностью перед Создателем жить на земле в мире и согласии с представителями других религий.

 

В дебатах о том, когда возник всеми любимый праздник и является ли исконно этническим праздником курдов и езидов, до сих пор не поставлена точка. Не претендуя на полный обзор, в рамках данной статьи, проведем анализ сведений о Хидр Наби и Хидр Айласе с целью уточнения истоков и времени возникновения празднества.

Профессор истории Шараф Чарказович Ашири в очерке о празднике Хдрнаби указал: «Этот ежегодный праздник отмечают во второй декаде февраля, в промежутке от 12 до 20 февраля, когда полнолуние приходится на пятницу. Празднование Хдрнаби имеет тысячелетнюю историю. И сегодня он сохраняет свое значение не только среди курдов, но и среди соседних народов христиан и мусульман (у армян этот праздник известен как День святого Саркиса). Курды-мусульмане празднуют Хдрнаби наравне с езидами. Однако под влиянием ислама Хдрнаби у мусульман подвергся некоторым изменениям» [765].

Декларируя древнее происхождение праздника, и его курдские истоки: «А среди курдов-езидов и курдов-алавитов этот праздник сохранился почти без изменений», автор обходит вниманием вопрос о генезисе, этимолгии Хидр Наби и его статусе в езидской космогонии. Нет ясности, Хидр Наби - божество, ангел, пророк, праведник?

На сайте ahrata.com[766] размещена статья Михаила Мирана «Священный праздник Ангелов-братьев - Хыдыр Наби и Хыдыр Айлаза. 17 Февраля праздник в честь, предвестников Весны, священных Ангелов-братьев - Хыдыр Наби и Хыдыр Айлаза».

Уже в заглавии внесено противоречие: «Священный праздник Ангелов-братьев». Непреложно, Ангелы имеют силу материализации, тем не менее, они духовные личности, существа без плоти и крови, не способные к размножению, и ввиду этой их особенности, между ними не возможны родственные узы - ни родительские, ни братские.

Следуя логике М.М. (Михаила Мирана): «Если мы «заглянем» в глубь тысячелетий и сравним этот светлый праздник, с событиями на нашей исторической Родине, то мы, несоненно придём в древний священный город Борсиппу, где в величественный храмовый комплекс именем Бога Эзида, находились покои (стэр) и символическая статуя (из золота) Божества Наби! Божество Наби, является божественным покровителем писцов. "…..» - езиды причисляются к последователям древнего вероисповедания, возникшего значительно ранее Иудаизма, Христианства и Ислама.

Учитывая, что религия езидов традиционно изустная, графическая фиксация священных текстов до середины XX столетия являлась тягчайшим грехом, в чем резон почитания «божества покровителя писцов»?

По тексту М.М.: «К рангу высших божеств Набу причисляется и как писец таблицы судеб...… Наби называют "открывающий источники».

   Нет ясности, речь об одном или о двух образах? Согласно антропонимике:

— Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") — у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука;

— Наби (арабск.) — пророк, человек, избранный Богом для передачи откровения.

Михаил произвольно чередует имена, относящиеся к разным эпохам, культурам и народам.

По тексту М.М.: «Поскольку получение царских инсигний контролировалось жрецами, то неугодный претендент навряд ли мог стать царем без согласия жрецов храма Эзида. Именно они давали разрешение на вынос символической золотой статуи Ангела-божества Наби».

В соответствии, с каким вероучением уравниваются в чинах ангел и божество? Согласно общепринятой иерархии ангелов[767], существуют девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Божество среди таковых не отмечено.

Если и допустить, что Набу=Наби единный, эволюционированный образ, почему тогда на сохранившихся барельефах и статуях божество Набу изображен пешим, а езидский Хидр Наби (Хыдыр Наби) – ангел, восседающим на белом волшебном коне?

 

     

 Набу. В вавилонской религии - бог мудрости,     Набу - в аккадской   Волшебный конь Хидр Наби

покровитель наук и искусств.                                   мифологии

                              

Реплика М.М.: «В нашем вероучении «Шарфа-дин» - Хыдыр Наби (Xidir Nebî - miraz baxş) –ангел-покровитель, помогающий исполнению заветной мечты и способствующий реализации праведных желаний человека» - вызывает поток вопросов:

1. В связи, с какими религиозными реформами был изменен статус Наби?

2. Кем и за какие «деяния» высшее божество низложено до уровня ангела?

3. Когда за божеством Набу закрепился эпитет Хыдыр?

4. Что он означает?

5. На каком языке?

6. На каком историческом вираже у Хидр Наби появляется брат Хидр Айлас (Хыдыр Айлас)?

Все выявленные расхождения указывают на то, что культы Набу и Хидр Наби имеют разное происхождение, поэтому гипотеза всё-таки неверна.

 

* * *

 

Празднование в честь Хидр Наби и Хидр Айласа по времени приходится на третью пятницу февраля. Этот день не связан с астрологическими циклами, но поскольку он строго привязан по времени, то дожен знаменовать важное для общины событие.

М. М.: «…праздник в честь, предвестников Весны священных Ангелов-братьев - Хыдыр Наби и Хыдыр Айлаза»;

Н. Х.: «Праздник встречали во второй половине февраля, по - видимому, от ассоциировался с приходом весны, ожиданием нового года, который у курдов, как и многих восточных народов, начинается именно весной».

Курды-мусульмане испокон веков приход весны отмечают в день весеннего равноденствия, 21 марта, зороастрийским праздником Навроз.

В езидизме предвестником весны является Малак Таус, а не Хидр Наби. Ему посвящен отдельный праздник - Начало Года (Sersal) или Красная среда (Çarshema Sor), который по времени выпадает на начало апреля. Отсюда второе название праздника — Первая Среда Апреля (Charshema Sere Nisane).

 Согласно езидским священным текстам, в этот день бог восседает на троне и созывает к себе ангелов Азраила, Джабраила, Микаила, Дардаила, Шимкаила, Азазила и Исрафила во главе с Малак Таусом, чтобы назначить одного из них управлять на Земле в течение года. Так покровительство ангелов каждый год чередуется. Среди этих ангелов не встречаются имена Хидр Наби и Хидр Айлас.

Еще одна существенная деталь: в езидской традиции святым днём является среда - основа семи дней. А праздник Хидр Наби отмечается строго в пятницу.

 

* * *

 

Большая часть езидов истоки Хидр Наби видят в образе Святого Георгия Победоносца.

Священнослужитель Дмитрий Пирбари проводит параллель: «… Хидр Наби, в Армении отождествляют с Сурб Саркисом (святым Саркисом), в осетинской мифологии – это Вастарджи, в более позднее время святого начали отождествлять с Георгием Победоносцем» [768].

Писатель, этнограф Амине Авдал[769] отмечает: «Хыдырнаби был исторической личностью, воином, греком по национальности… Он отождествляется с армянским святым Саркисом, который у армян по утверждению академика Гр. Гапанцяна "является воплощением смерти и возрождения божества, то есть его культ - это продолжение поклонения культу Ара Прекрасного"».

Журналист Натела Халатян находит: «… день двух святых Хдра и Айлаза, культ которых близок культу св. Георгия или св. Саркиса, а также культу Ильи Пророка» [770].

 

О христианском Святом Георгии Победоносце.

 

Культ Георгия засвидетельствован с IV века. В греческой надписи из Саккеи в Ватанее (368 г.) упоминается «дом святых, стяжавших (небесную) награду мучеников Георгия и (пострадавших) вместе с ним святых». [771]

Из византийских агиографических памятников V-VI вв. известно, что Георгий жил 284-23.04.303 гг. Безусым юношей, которому отроду не было и двадцати лет, во время правления императора Диоклетиана в Никомедии (Римской империи), со смирением, принял мученичество во имя Христа. После восьмидневных пыток был обезглавлен. Это событие произошло 23 апреля 303 г., в Великую пятницу.

 

                         

            Георгий. Икона. XI в.                            Святой Георгий (Кефалофос).           

            (монастырь Ватопед)                              Икона из собрания Л. К. Зубалова.            

               Крит. XVI-XVII вв.                            

 

Христианской церковью Георгий причислен к лику святых.[772] Как победитель в духовной брани, Георгий стал именоваться Победоносцем, и считается покровителем военных, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. Почитается в православной, католической, англиканской и грузинской церквях в лике великомученика.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой святого Георгия. Она завещала новообращенным грузинам любить великого святого и установила праздновать день его колесования. Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины. Георгиевский крест впервые появился на грузинских знамёнах при царице Тамаре и сегодня украшает грузинский флаг.

Святой Георгий – небесный покровитель Англии со времен короля Эдуарда III (XIV век.). На современном флаге Великобритании изображен Георгиевский крест.

В древности лик Святого изображали без коня и без змия, а в более поздней иконографии Георгий – всадник, пронзающий змия копьем, а конь затаптывает его.

 

                        

Святой Георгий Победоносец                        Покровитель Грузии –                                                                                                           

  Поражает змия                                              Святой Георгий.             

 

День памяти отмечается:      

 Православной церковью:

· 6 мая (23 апреля по юлианскому календарю);

· 16 ноября (3 ноября) — обновление (освящение) храма великомученика Георгия в Лидде;

· 23 ноября (10 ноября) — колесование великомученика Георгия (грузинское празднование)

· 9 декабря (26 ноября) — освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)

Католической церковью:

· 23 апреля.

О Святом Саркисе.

В языческую эпоху в Армении существовал мифологический персонаж, считавшийся богом ветров, вихрей, ураганов и бурь. Посвященный ему праздник отмечался в начале февраля. В эпоху распространения христианства в народной традиции отголоски этой древности, аллегорически были перенесенные на Святого Саркиса. Согласно легенде, в этот день белый конь, поднимая снежные вихри, мчит на восток, в Армению, Саркиса и похищенную им девушку.

По преданию Сурб (арм. Святой) Саркис был родом из Кесарии Каппадокийской. Мужественный и благородный Саркис избрал военную стезю и за верную службу императором Константином Великим (285-337 гг.) был возведен в ранг стратилата Римской империи. Саркис проявил себя не только превосходным военначальником, но и замечательным проповедником. С одобрения императора в поселених, находящихся под его протекторатом, рушил капища и строил церкви, распространяя христианскую веру, обратил многих своих воинов из язычества в христианство.

После прихода к власти Юлиана II Отступника, и последовавшими гонениями на христиан, Саркис вместе со своим сыном Мартиросом вынужден был искать убежище в Армении, где царствовал Тиран, внук Трдата Великого, сын Хосрова.

Когда Юлиан снарядил огромную армию в поход на Персию, царь Тиран стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, уговорил Саркиса перейти на службу к персидскому шаху Шапуру II.

Шапур поставил Саркиса во главе отборного войска и отправил на охрану своих границ. Саркис не прекращал проповедническую деятельность и в стане Сасанидов. Многие из его соратников уверовали в Христа. Когда эти вести дошли до Шапура он вызвал к себе Саркиса и повелел ему принять придворную религию Персии - зороастризм.[773] Стратилат был тверд в своем решении и не подчинился воле шаха, сказав, что жертвует себя единственному истинному Богу и не поклонится рукотворным идолам. Тогда разгневанный Шапур приказал, и толпа, на глазах у отца, растерзала Мартироса, после чего самому Саркису отрубили голову.

Четырнадцать христиан из числа его подчиненных взяли тела, чтобы предать их христианскому погребению, за что так же были обезглавлены. Захоронили мучеников в городе Амии. Эти события произошли в 363 году.

 

                                             

                                  Святой полководец Саркис.

 

Праздник в честь Святого Саркиса передвижной, отмечается за 9 недель (63 дня) до Пасхи. Поэтому в разные годы праздник может выпадать на различные дни – с 18 января по 23 февраля[774](подвижность 35 дней). Праздник сопровождают не только церковные обряды, но и гуляния. Особенно радостно праздник встречается молодежью, которая желает друг другу счастья и любви. Святой Саркис считается быстрым заступником влюбленных. Существует народное поверье, что в ночь празднества может привидеться суженный. Для этой цели в канун праздника молодые едят соленное печенье и воздерживаются от питья воды. Во сне приходит откровение - тот, кто подает воду и есть нареченный.

По словам иерея Акопа Хачатряна с днем Святого Саркиса связан еще один обычай: «поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня Святого Саркиса. Согласно легенде, Святой с ангелами пролетает над домами, и если на подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня, то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки» [775]. Подобные традиции сопровождают и празднования (айд, еyd) Хидр Наби у езидов.

Амине Авдал приводит другой схожий обряд: «В указанный день мучной болтушкой разрисовывали стены сакли, опорные столбы и несущие потолочные балки…Такой обычай распространен и среди армян Джавахка: "Этот пост народ называет постом святого Саркиса, праздник в его честь отмечается торжественно». [776]

Езиды Армении отмечают свой праздник исключительно в общинном кругу, даже если дни празднования в честь Святого Саркиса и Хидр Наби совпадают по календарю, а курды дерсимцы-заза (в Турции) находят много общих функцианальных качеств у Хидра (Хызыра) и Саркиса и совершают паломничество к армянской церкви Святого Саргиса. 

 

Об Уастырджи.

 

Главный неофициальный праздник в Осетии - Джеоргуба или Георгуба, посвящен Уастырджи. Теоним Уастырджи образован из старо иронской формы, где «уас» — обозначало святого, а вторая часть «тырджи» — иронский диалектный вариант имени Георгий. Более ясной этимология теонима предстаёт при анализе дигорской формы имени - Уасгерги.

Образ мифологического святого старца, с началом распространения христианства в Алании (V век), слился с молодым христианским святым Георгием Победоносцем. Благородство, чистота, поступки Георгия роднили его с прежними героями алан. Древние духовные ценности дополнились новыми, и к Х веку сложился единый, собирательный образ Уастырджи - сплав радости, надежды и безграничной почтительности к старшим, к памяти предков.

Уастырджи (Уасгерги), представляется крепким седобородым старцем в доспехах на трёхногом белом коне. Он считается покровителем Осетии и главным образом мужчин — путников и воинов. Женщинам запрещено произносить его имя, вместо которого они используют «Лæгты дзуар» (покровитель мужчин). Поэтому женское участие в эти дни ограничено обслуживанием торжества — стоять на кухне, готовить пироги и накрывать стол.

Начало празднества в честь Уастырджи, как и в Грузии приходится на 23 ноября, однако народные гулянья продолжаются в течении недели. Особо почитаемым днем является вторник праздничной недели.

 

Уастырджи

 

Православная церковь хоть и различает всадников на коне, но тем не менее видит в сложившемся симбиозе положительный пример единства традиций и веры, а вот осетинский муфтият, исходя из канонов ислама, считает праздник в честь Уастырджи языческим, и неприемлемым для мусульман.

 

О Святом Джирджисе.

Святой Георгий, одна из главных апокрифических фигур в Исламе. Житие его было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание Георгия Победоносца проникло в среду арабов-мусульман и закрепилось под именами Джирджис.

Мусульмане дополнили и обогатили повествование о великом воине за веру, высветили новые грани в его деяниях. Для Джирджиса Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о нем мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств. Житие Джирджиса включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (начало X века). 

Согласно преданиям, Джирджис жил во времена пророка Мухаммеда и был учеником Исы. Аллах послал Джирджиса к правителю Мосула - идолопоклоннику с призывом принять истинную веру, но тот воспротивился, подверг Джирджиса пыткам и трижды казнил. Аллах каждый раз воскрешал его.             

 

                             

 

В народе Джирджис воин-мученик, ему приписывают совершение ряда подвигов, почитают в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств, к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивают благополучие близким. В мусульманской мифологии Джирджис[777] = Георгий часто отождествляется с аль Хадром.

 

Предания о Хадре

 

Аль Хадр (арабск.) - буквально «зеленеть», «быть зеленым», пользуется огромной популярностью в народном исламе и вобрал черты разных персонажей домусульманского Ближнего Востока. Есть мнение, что Хадр, живший после пророка Ибрахима, потомок Сама, сына пророка Нуха, посланный к йеменскому племени Ад. Другие относят его к пророком Израиля, поскольку в Коране сказано, что Муса нашел Хадра в месте слияния двух морей (моря греков – Средиземного и моря персов – Красного), то есть в Суэце.

В религиозно-мифологическом образе Хадра прослеживаются: 

1. Отголоски шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше - поиски бессмертия.

2. Ветхозаветные мифы: 

· от Мелхиседека[778] Хадр унаследовал божественное происхождение - без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда;

· от Илии (Элияху, Элия) заимствовал единобожие и мессианство:

- пророк, боровшийся за чистоту веры и социальную справедливость, беззаветно служащий Богу и самоотверженный борец с идолопоклонством;

- появление его так же неожиданно, как и его чудесное вознесение на небо;

- согласно пророчеству Малахии (3:23), Илия явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного» (что послужило основой для ассоциации Илии с мессианской эрой[779]). В народном исламе Святой Хадр живой и умрет только во время Судного дня (ахыр заман), когда Коран будет поднят [на небо]. В книге «Бадаиу ззухур» сказано, что в тот день явится Даджал (ложный мессия), Хадр вступит с ним в бой, Даджал одолеет его и разрубит на части, но Всевышний оживит Хадра[780];

· с Енохом[781] Хадр сопоставим как:

- образец мистического общения с богом и аскетического уединения для этого общения;

- религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ покаяния для поколений» (Иис. Сир. 44, 15), прототип пророка, мудреца;

- человек, «взятый богом» на небо - первый в ряду образов, которые в иудейско-христианской традиции мыслятся как телесно сохраняемые живыми где-то в «ином» мире в ожидании часа возвращения в «этот» мир.[782]

3. Множество вариаций на легенду об Искандере Зулькарнайне[783] (езидск. Eskenderê Çarqurnet) у которого служили Хадр и Ильяс и помогли великому полководцу найти источник живой воды, испив из которого, приобрели бессмертие. На Ближнем Востоке вам укажут, что источник вечной жизни расположен в подземелье между двумя морями (согласно Корану 18:60-61), в Средней Азии - на горе Язгулем на Памире, в Азербайджане - в окресностях горы Бешбармаг. Легенды прекрасно иллюстрирует, как на протяжении тысячелетий разные народы создавали антитезис смерти - бессмертие, которого может достичь человек.

Считается, что Хадр получил вечную жизнь в древние времена, бродит, посещая святые места на земле, и внезапно появляются пред верующими, главным образом, чтобы помочь напутствием в нужде и утешать в горе.

 

                       

 

В силу языковых отличий Хадр принял разные диалектные формы арабского корня ХДР. В Иране его называют Хизир, в Турции – Хидреллез, в Средней Азии - Хызр, курды-алавиты – Хизр, езиды - Хидр (Хдр, Хидир, Хыдыр, Хедер).

В среднеазиатских странах к имени аль Хадр обычно присоединяют почетный титул Хазрат[784], в Индии - Ходжда[785].

Иконически, на иранских миниатюрах и на картинах Великих Моголов Хадр изображен седобородым старцем, одетым в зеленный наряд и стоящим на рыбе.

Полпулярность аль-Хадра настолько велика, что нет в мусульманском мире страны, где не было бы мест поклонения аль-Хадиру.

 

 

Предания об Ильясе

В Исламе библейскому Илие соответствует Ильяс, потомок Харуна. По легенде, когда он появился на свет, все вокруг осветилось ярчайшим сиянием. Люди не могли понять, откуда оно исходит, и когда обнаружили, что свет воссиял оттого, что родился Ильяс, возрадовались. В семь лет, он наизусть выучил весь Таврат (Тору), обладал несвойственной детям исключительной памятью.

В сорок лет, Всевышний ниспослал ему через архангела Джабраила откровение, и наделил его пророчеством, дабы призвать к Исламу народ Ба'ла-Бакка, населявший Шам. Пораженый услышанному Ильяс спросил: «Как я, не владеющий ни оружием, ни мощью, смогу делать это?» Джабраил успокоил: «Поистине, Аллах – обладатель силы, Он тебе поможет. Аллах повелел огню, диким зверям подчиняться тебе, а самого тебя Он одарил силой тридцати посланников, так призови же свое племя к единобожию».

После того, как Ильяс исполнил предназначенную ему миссию и уходил, пред ним вдруг появился конь, свет от которого, озарил всю степь. «Я прибыл к тебе подарком от Создателя, чтобы ты ездил верхом», — сказал ему конь. Не успел Ильяс сесть на скакуна, как появился Джабраил и передал поздравления: «Аллах уподобил тебя ангелам, одарил способностью помогать попавшим в беду и оставил живым до Конца Света». [786]

Еще сказано, что Аллах избавил Ильяса от потребности в пище и воде, наделил его качествами ангела, дал ему способность пребывать на небесах подобно ангелам и на земле, как человеку. Вот почему люди зовут его на помощь, когда их настигает напасть.

 

Великий советский востоковед, академик В.В. Бартольд отметил: «С Ильей (Ильясом) Хызр иногда выступает братом, [787] иногда сливается в одно лицо Хадерильяс, как в «Ашике Керибе» М. Ю. Лермонтова, иногда Хадр и Ильяс упоминаются рядом».

Считается, что они путешествуют по всему миру и реализует таинственную миссию, возложенную на них творцом, являясь, людям, святым и пророкам. Каждый месяц рамазан, соблюдая пост, Ильяс и Хадр проводят в Байт аль-Мукаддасе, а во время хаджа прибывают в Мекку.

В книге "Myсир аль-гарам" ("Побуждающий к любви [к Богу]") имам ал -Яфиги рассказывает, что бессмертные пророки Иса и Идрис находятся на небе, а святой Ильяс и святой Хизр находятся на земле, и все они живы ради всего в Исламе и благодаря милости и благословению Аллаха[788].

При определении функций Хадр Наби и Хадр Ильяса ближневосточные мусульмане аппелируют к хадису с иснадом, восходящим к Анасу[789], где Мухаммед, посланник Аллаха сказал: "Святой Хизр находится в море, а святой Ильяс - на суше. В Иране и Средней Азии их функции поменялись, Ильяс – покровительствует мореплавателям, спасает терпящих кораблекрушение, а Хизр - оказывает аналогичные благодеяния на суше.

 

* * *

 

Из приведенных легенд и агиографий, наиболее ранней является житие Георгия (начало IV в.), которое послужило архетипом остальных святых.

В езидизме нет религиозного персонажа под этим именем или его диалектной формой, что исключает возможность распространения культа Святого Георгия через христианское вероучение и предполагает более позднее его проникновение.

Сравнение образов Георгия Победоносца и Хидра Наби указывает на целый ряд существенных отличий:

1. разное происхождение имен: Георгий (греч.) - земледелец,  антропонимы Хадр – зеленный, Наби – пророк, на основании ономастической лексики, истории языка, тесно связанного с этносом, его фольклором и мифологией, арабского происхождения;

2. Георгий - мученник веры, изначально на иконах изображался пешим, держащим  руках свою отсеченную голову, позднее - воин на белом коне, поражающий змия. В езидизме иконография отсутствует, в народных преданиях Хидр Наби отмечен как всадник на белом коне, миротворец;

3. Георгий – юноша, Хидр Наби – муж, в зрелом возрасте;

4. Георгий является один – Хидр Наби совместно с Хидр Айласом;

5. Георгий – заступник, змиеборец, Хидр Наби – покровитель;

6. дни празднования в честь святого Георгия ни в православии, ни в католицизме, не совпадают с днем Хидр Наби (третья пятница февраля);

7. поминание Георгия не сопровождаются постами, празднику Хидр Наби – предшествуют четыре дня поста (у езидов Закавказья и России - три дня).

8. Впервые Хадр, в значении имени или атрибута (сыфата) упоминается в хадисах. Шейх Зейнулла ибн Хабибулла Расули ан-Накшбанди (глава суфийского ордена Накшбанди) в трактате «О жизни святого Хизра»[790] приводит восемь достоверных хадисов о сущности и житие святого Хадра, которые подтверждены халифами Абу Бакром, Али, и многими сподвижниками (асхабами) пророка Мухаммеда. Из этого можно сделать вывод: предания о Хадре и Ильясе могли сложиться не ранее середины VII в.

Езиды, на протяжении своей полной трагизма истории, не приняли Ислам, как религию, не соблюдают законы шариата и не следуют наставлениям мулл. В кавле о Пир Шарафе сказано так: 

 

30 Xidir we cewab daye:                    Хидр дал вам наставление:

Mela dixunit zekaye,                          Мулла, совершающий зикр,

Wê zêde dike belaye.                           Приумножает несчастье.

 

Может ли тогда перенос имен Хидр Наби и Хидр Айласа в замкнутую езидскую общину с законспирированным вероучением быть формальным, в отрыве от мусульманской культуры?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: