Часть VI. Езидизм. Взгляд изнутри

Глава 1. «Езидская апологетика»................................                стр. 252

Глава 2. Общественное устройство............................                  стр. 256

§1. Табу на браки в касте Шехани.....................................                    стр. 265

§2. Табу на браки в касте Пирани......................................                    стр. 273

§3. Структура езидского общества и внутриобщинные связи

......................................................................................                       стр. 274

§4. Ритуал «Фарзе братйе».................................................                   стр. 281

§5. «Се харф» — три неискупляемых прегрешения в езидизме

......................................................................................                 стр. 284

§6. Запрет на профанацию религии...................................                     стр. 286

Глава 3. Религиозный культ........................................               стр. 291

Глава 4. Вероисповедание.............................................               стр. 296

§1. Образ бога Ходе в литургической поэзии езидов.........               стр. 298

§2. Ангелы в езидизме.........................................................                   стр. 312

§3. Ипостаси шейха Ади.....................................................                  стр. 322

§4. Образ Малака Тауса.....................................................                    стр. 330

§5. Султан Езид — божество или святой?............................       стр. 343

§6. Святые в езидизме.........................................................                   стр. 354

Глава 5. Краткий сравнительный анализ езидских священных писаний...........................................................................                     стр. 361

Глава 6. Тайна за семью печатями..............................                   стр. 379

Глава 7 Езидизм и исламский мистицизм: предположительные параллели

§1. Основополагающий постулат езидизма.......................                     стр. 394

§2. Свидетельство веры — «Shehede Din» («Sehda Din», «Sedetiya Din»)....................................................................................                     стр. 394

§3. Факир и суфий...............................................................                   стр. 399

§4. Езиды и суннизм............................................................                   стр. 401

§5. Обряд Самаа.................................................................                  стр. 407

§6. Культ Владыки земли...................................................                   стр. 409

§7. Представление о 72 народах.........................................                    стр. 415

§8. Тысяча одно имя Бога...................................................                    стр. 421

§9. Символика «жемчужины» в езидской космогонии......               стр. 432

§10 Символика цвета в убранстве езидов...........................                      стр. 435

§11. Пищевые запреты и ограничения...............................                     стр. 440

Заключение..........................................................................    стр. 444

Указатель езидских священных гимнов

 

1. Beyta Çarşembûyê – Стих о Среде........................................ стр. 328; 401

2. Beyta Heyî Male – Стих о Великом Доме........ стр. 265-266; 341; 417

3. Beyta Lalişa Nûranî – Стих о Лучезарном Лалыше.................. стр. 226

4. Beyta Rebiyê – Стих о Рабие аль-Адавийе................ стр. 208; 324; 351

5. Beyta Şêşims – Стих о Шешамсе................................. стр. 268-269; 403

6. Dua berî qurban daînê – Молитва перед закланием жертвенного

животного................................................................................ стр. 100; 414

7. Dua berê şûştinê – Молитва перед обмыванием покойника.. стр. 413

8. Dua Dirozê – Молитве о подателе...................................... стр. 324; 423

9. Dua Êvarê – Вечерняя молитва.................. стр. 196-197; 315; 325; 435

10. Dua Ferzê biretîyê – Обязательство брата по загробной жизни

................................................................................................... стр. 283-284

11. Dua li ser giyanê mirî – Молитва над душою покойного

................................................................................................. стр. 298-299

12. Dua Mezin – Молитва о Главном.................... стр. 196; 266; 327; 356

13. Dua Nîvro» – Молитве полуденная.......................... стр. 401; 406-408

14. Dua pishtgirêdanê – Молитве во время завязывании пояса.. стр. 416

15. Dua Razanê – Молитва перед сном........................................... стр. 423

16. Dua ser sifrê xêrê – Молитва над жертвенной пищей.......... стр. 350

17. Dua Sibe – Молитва утренняя............................................ стр. 356; 403

18. Dua Sifrê – Молитва – благодарение пищи........................... стр. 417

19. Dua tesmîlî e’rd – Молитве при предании покойного земле

........................................................................................................... стр. 321

20. Jandila Sêxîsin – Ода о Шехсине........................................ стр. 357-360

21. Qesîda Şêxûbekir – Касыда о Шехубакре.......................... стр. 361-362

22. Qewlê Afirandina Dinyayê – Слово о Сотворении Мира

.......................................................................... стр. 227; 314-315; 335; 434

23. Qewlê Afirandina kinyatê – Слово о Сотворении основ

.................................................................................... стр. 279; 314-315; 417

24. Qewlê Be’ra – Слово о Морях...................................................... стр. 251

25. Qewlê berê şûştinê – Слово перед обмыванием покойника

........................................................................................................... стр. 413

26. Qewlê Bore borê – Слово о рёве........................ стр. 344; 349; 354; 442

27. Qewlê Carsema Sor – Слово о Красной среде............................ стр. 75

28. Qewlê Çi sibeyek tarîye – Слово – Какое тёмное утро... стр. 197; 404

29. Qewlê Derwês Adem – Слово о Давреше Адаме.................... стр. 270

30. Qewlê Êzdîd – Слово о Езиде............................................. стр. 345-348

31. Qewlê Ezda – Слово о Езде........................................................ стр. 347

32. Qewlê E’smîn – Слово о Небе.................................................... стр. 198

33. Qewlê E’rd û E’sman – Слово о Земле и Небе

.......................................................... стр. 250; 251; 297-298; 307; 315; 356           

34. Qewlê Gay û Masî – Слово о Тельце и Рыбе................... стр. 243-244

35. Qewlê H’ezar û yek nava – Слово о 1001 имени

.................................................................. стр. 349-350; 355; 423-426; 435

36. Qewlê Hey vê – Слово о жизни в этом мире.......................... стр. 328

37. Qewlê Îmanê (1) – Слово о вере........................................ стр. 324; 335

38. Qewlê Imanê (2) – Слово о вере.............. стр. 212; 269; 335; 349; 434

39. Qewlê Îmanê bi cî nîşane – Слово – С каким знамением вера

........................................................................................................... стр. 325

40. Qewlê Medhê Xwedê (1) – Восхваление Бога.................. стр. 304-305

41. Qewlê Medhê Xwedê (2) – Восхваление Бога................. стр. 300; 423

42. Qewlê Melik Şêxsin – Слово о Владыке Шехсине

.......................................................................... стр. 355; 357-360; 404; 435

43. Qewlê P’adşay – Слово о Господе............................ стр. 301; 326; 435

44. Qewlê Pîr Dawid – Слово о пире Давуде......................... стр. 219; 232

45. Qewlê Qendîla – Слово о источнике света (светильнике)

................................................................................................... стр. 349; 441

46. Qewlê Şerfedîn (1) – Слово о Шарфадине...... стр. 153-154; 404-405

47. Qewlê Şerfedîn»(2) – Слово о Шарфадине.............................. стр. 344

48. Qewlê Şêxadî û Mêra – Слово о Шехади и мужьях

.................................................................. стр. 197; 227-228; 231; 322; 326

49. Qewlê Şêxûbekir (ода 5) – Слово о Шехубакре.............. стр. 279; 313

50. Qewlê Şêşimis – О Шешамсе....................................... стр. 298; 310-311

51. Qewlê Şêx û Aqub (1) – Слово о шехе и Якубе....................... стр. 317

52. Qewlê Şêx û Aqub (2) – Слово о шехе и Якубе...................... стр. 318

53. Qewlê Şêşimis – 1 Слово о Шешамсе....................................... стр. 325

54. Qewlê Xudanê Malê – Слово о покровителе домашнего очага

..................................................................................................... стр. 221-224

55. Qewlê Zebûnî Meksûr – Слово о не уверовавших (недостаточности

знаний)........................................................................................... стр. 300; 405

56. Писание «Масхафа Раш»............................................................. стр. 314

57. Писание «Китаб Джильва».......................................... стр. 371-372; 374

58. Şehede Dîn – Свидетельство веры..... стр. 281; 330-331; 344; 396-397

Приложение 1. Оджахи пиров

 

Авдиа

Ал

Алубакр

Анесталки

Асланак

Асмаман (Пире Чел Пира)

Аткате

Афа

Аха

Бад (Бат)

Базид

Байбун

Бал

Бари

Бевал

Безурат (Хаджи Махабад)

Боб (Буб)

Бу

Буз

Бук

Гаване Зарзан

Гаргар

Дава

Давуди (Дауд,

Даудибдарман)

Дали

Дербес

Джабран (Джарва

Джарван

Джаруан)

Езид

Закер (Зекер)

Зорамади

Ис

Исибиа (Эсибейя)

Кадиблбан

Камала

Караджар

Кауки

Келеч

Леблан (Лебна, Лебена)

Луфи

Маамди

Мабуб (Махбуб, Махбуф)

Майсур

Маклабез (Малкабез,

Малкавез)

Мам Шван (Мамешван)

Мамерашан (Махмаде

Рашан)

Ман

Манд

Мансур

Марван (Маруан)

Махад

Махмаде Рабан (Махмади

Рабен)

Махмуд

Момен

Мосе (Мус)

Навдар

Омаре Хала (Омархали)

Раше Хайран

Рашид Мераве

Сбате (Себа, Себате)

Сенибале (Сенибари)

Синаназар

Синахали

Тарджеман

Теле

Туз

Туски

Фат

Хаджи Али Мамин

Хаджиал

Хаджхал

Хамаде Бабе

Хамси

Ханиа

Хасан

Хасан Дакик

Хасан Талк

Хасан Элка (Хасналка)

Хасанчекер

Хасанченери

Хасем

Хасин Пир

Хасинпирен

Хасламак (Хасланак,

Хаснанак)

Хати Баси (Хати Беси,

Хатипеси)

Хафуф

Хош Афа (Хошафа)

Ху

Чак

Челе

Шальяр

Шамиа

Якнави

Яшан

 

Приложение 2.

 

Аведи

Агалари

Алоки

Аломери

Анкоси

Аслани

Байндури

Балакари

Бали

Баноки

Барави

Башзис

Безик

Билки (Улки)

Бувки

Будеки (Бутеки)

Буди

Буфки

Габалаки

Галдури

Галики

Галути

Гарданзари

Гелои

Гукаси

Дасини

Дауди

Джилки

Дивини

Додки

Исадизи

Калошки

Кандали

Карей

Кари

Кашаги

Кашки

Клери

Коркети

Коркоти

Куркити

Кучи

Мамашарифи

Мамраши

Мамтажи

Мамудоки

Мандасори

Мандики

Масаки

Махамди

Махмади

Махсуди

Миранги

Мисхиди

Муски

Мусусани

Мхайли

Мхели

Озмансои

Ортли

Пазгаври

Парвари

Пивази

Пирпирики

Раджави

Рамоши

Раши

Рожки

Саани

Савлани (Сальвани)

Салмики

Самилки

Севи

Сипки

Сори

Стурки

Торни

Тужки

Уди

Ути

Хабуки

Хавери

Халти

Хани

Хасини

Хдри

Чакои

Чами

Челдагруши

Челханджари

Чили

Чухраши

Шамасорки

Шами

Шамсики

Шанадари

Шарики

Шарки

Шунки

Шушани

Якнави

 

В списке приведены баряки тех мридов, которые перебра­лись на территории Закавказья после геноцида армянского на­рода со стороны турецких властей в 1915 г.

Литература

Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка (в 5 то-

мах). —1958 (переиздана в 1990).

Абаев В. И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. — Владикав-

каз: Ир, 1990. — 638 с.

Амине Авдал Культы и верования курдов-езидов (очерки). 2006г. http://www.

kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=740&Itemid=1

Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. Древние цивилизации / Под

ред. Г. М. Бонгард-Левина.

аль-Азхар. Коран (перевод-тафсир «Аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-

Карим») / http://falaq.narod.ru/quran/munt/10.htm.

Айдын, Ариф оглы Али-заде. Хроники мусульманских государств I-VII вв.

Хиджры.

Айдын, Ариф оглы Али-заде. Библия и Коран: Сравнительный анализ (Миро-

воззренческий аспект). — Баку: 2002.

Айдын, Ариф оглы Али-заде. Исламский энциклопедический словарь. —

Ансар: 2007.

Dr. Mihemed E. Elî “Êzdî û Êzdiyetî”, Efrîn … 2008 Nivîsa Kurd

Амоев К. А. Курды. История. Экономика.

Амоев К. А. Езидские священные книги. — Тбилиси: 1999.

Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. — М., Л.: 1962.

Анкоси, Караме. «Фарзе братйе» у езидов. — Тбилиси: Езидская библиотека,

1996.

Анкоси, Караме. Езидство в прошлом, в настоящем и в будущем. Молитва об

истине. — Тбилиси: 1999.

Аристова Т. Ф. Курды Закавказья (историко-этнографический очерк). — М.:

1966.

Асатрян Г. С., Поладян А. П. Религия езидов (Основные божества; священные

книги). — Ереван: 1989.

Березин И. Н. Езиды. — М.: 1854.

Бертельс Е. Э. Избранные труды. / Т. 3. Суфизм и суфийская литература.

— М.: 1965.

Бертельс Е. Э. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы

/ http://farhang-alshia.narod.ru/karbin/suf.html.

Бидлиси, Шараф-хан. Шараф-наме. / Т. 1. — М.: 1967.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи.

Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. / Ч. 1-2. — М.: 1960-61.

Болотников С. В. Манихейство как религия постмодернизма.

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. / Т. 2. — СПб.: 1910. — 230-235.

Большаков О. Г. История Халифата / http://gumilevica.kulichki.net/HOC.

Борунков Ю. Ф., Яблоков И. Н., Новиков М. П. (отв. ред.) и др. Основы рели-

гиоведения / Учеб., под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. — М.: 1990.

аль-Бухари Мухтасар, Мухаммед ибн Исмаил Абу Абдулла аль-Джуфи. Са-

хих. / Пер. с арабского Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат

философских наук / Электронная версия сборника — http://www.crimean.org/

islam/hadis.asp?set=hadis_sb.

Варден, Б. ван дер. Пробуждающаяся наука. — II. Рождение астрономии. —

М.: Наука, 1991.

Вильчевский О. Л. История Мидии. — М.-Л.: 1956.

Волынец В. Ю. Мир Ведизма.

Вольф М. Н. Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую

философию. — Новосибирск: 2003.

Геродот. История (в девяти томах). — Библиотека «Вехи», 2008.

Глоба П. Путь возвращения к истоку. — Журнал «Митра», 2007, № 9.

Гумилёв Л. Анналы. — М.: «История Востока», РАН, 1997.

Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. —

М.: 1980.

Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.). — М.: На-

ука, Изд-во вост. лит., 1963.

Джалил, Джалиле. Курды Отоманской Империи в XIX в.

Джалил, Ордихане; Джалил, Джалиле. Курдский фольклор / Кн. 2. — М.:

1978.

Дибиров, Магомед-хаджи. Суфизм. Взгляд изнутри.

Дрезден М. Мифология древнего Ирана.

Дьяконов М. М. История Древнего Ирана. — М.: 1961.

Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н. э.

Журавлёв А. В. Збручский идол — путеводитель по славянской Вселенной.

Зубов А. Б. История религий.

Игнатенко А. А. Мир — Бог в Зеркале, или как возник совершенный чело-

век. — Человек и Природа в духовной культуре Востока.

Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира от Халифата до блиста-

тельной Порты.

Идрис Шах. Путь суфиев.

Иско, Азизе. Езиды. Краткий исторический очерк.

Карбен, Анри. История исламской философии.

Колледж, Малькольм. Парфяне. Последователи пророка Заратустры. — М.: 2004.

Кныш А. Д. Суфизм / Ислам. Историографические очерки. — М.: Наука,

1991. — Стр. 178.

Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: Краткая история / Пер. с англ. —

СПб.: Диля, 2004. — 464 с.

Кривушин, Иван. Крестовые походы.

Кукушкин С. А., Ганус Г. А. Притчи. Ведический поток.

Куликов С. С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря. — М.:

1991. — Стр. 66.

Кураев, Андрей. Традиция. Догмат. Обряд.

Куталёв Д. Астрология Древнего мира.

Лазарев М. С. Курдский вопрос (1891-1917). — М.: 1972.

Лазарев М. С. Империализм и курдский вопрос (1917-1923).

Луконин В. Г. Сасанидская держава в III-V вв. — М.: 1982.

Малерб, Мишель. Религии Человечества. — СПб.: Рудомино, 1977.

Маммад, Латиф. Древние курдские роды. Аршакиды.

Маммад, Латиф. Курдское государство Буйэ (Бувайхиды).

Ментешашвили А. М. Курды.

Миран, Рашад. Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане.

Миронов, В. Б. Древние цивилизации.

Можейко М. А. Новейший философский словарь.

Мустафаев, Вакил. История кавказского Курдистана.

Никитин В. Курды. — М.: 1964.

Новиков С. В. Древняя Греция. — АСТ.

Новиков Ю. В. Зеркало света. Древнеарийское учение и современность / http://

dobro-i-zlo.narod.ru/knigi/zerkalo/poslslov.htm.

Нурбахш, Джавад. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис. — М.:

Оптимус Лайт, 2000

Омархали, Ханна Реза. Езидизм. Из глубины тысячелетий.

Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды

/ Ответственный редактор И. М. Дьяконов. — М.: Наука, 1983.

Пирбари, Дмитрий. На пути к истине. Езидизм.

Пучков П. И., О. Е. Казьмина. Религии современного мира. — М.: 1997.

Руденко М. Б. Курдская обрядовая поэзия. — М.: 1982.

Рудольф, Курт. Мандеизм.

Рыжов К. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. / Справочник.

Семёнов А. А. Поклонение Сатане у переднеазиатских курдов-езидов / Пу-

бликуется по книге: Бюллетень Среднеазиатского Государственного Универси-

тета. — 1927, № 16.

Семёнов, Юрий. Периодизация и общая картина всемирной истории.

Сикстулис Я. П., Матвеев В. В., Фролова О. Б., Амирьянц И. А., Родионов

М. А. Система личных имён у народов мира (М., Наука, Главная редакция

восточной литературы, 1986).

Соловьёв, Вл. Мандеи.

Тагири, Артур. О некоторых вероубеждениях езидов. http://www.ezdixane.ru/

content/view/856/156/.

Таевский, Дмитрий. Манихейство.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира.

Торкаман, А. Эбрахими. Мудрецы Востока. — Махачкала: 2009. —

Стр. 126-134.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и транс-

персональные состояния.

Торчинов Е. А. Профетизм и мистицизм в исламе. — Гл. 4. Суфизм.

Тримингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе.

Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники.

Фаризов И. О. Русско-курдский словарь. — М.: 1957.

Фарои М. Вавилон — храм езида. Езиды. — Тбилиси: Мерани-3, 2001.

Фрэзэр, Дж. Дж. Золотая ветвь. — М.: 1983.

Хамкин, Эзем. История Курдистана.

Хан, Инаят. Учения суфиев.

аль-Хусайни, Садраддин. О Сельджукских эмирах и государях.

Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифиче-

ских персонажей и мифологических символов. — М.: «Восточная литература»

РАН, 2004.

Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма. — М.: Алетейа / Эниг-

ма, 1999.

Элиаде, Мирча. История веры и религиозных идей / Атеистический словарь.

— М.: 1986.

Всемирная история / Энциклопедия. Том 2. — 1957 г.

Зороастрийцы. Мифологический словарь / Под редакцией Е. М. Мелетинского

/ http://farhang.al-shia.ru/zor_a.html.

История Востока. — М.: «Восточная литература» РАН, 1997.

Мифы народов мира. — М.: 1989.

Настольная книга атеиста. — М.: 1985.

Религия в истории народов мира. — М.: 1986.

Словарь античности. — М.: 1989.

Хрестоматия по исламу / Редактор издательства Л. В. Негря. — М.: Наука,

Издательская фирма «Восточная литература», 1994.

Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско -русский словарь (сорани). — М.: 1983.

Фаризов И. О. Русско-курдский словарь. — М.: 1957.

Бакаев Ч. Х. Курдско-русский словарь. — М.: 1957.

Персидско-русский словарь. — М.: 1983.

Арабско-русский словарь. — 1984.

Электронная еврейская энциклопедия.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Языки Азии и Африки / Т. II. Индоевропейские языки. — М.: 1978.

Большая энциклопедия / Под редакцией С. Н. Южанова. — СПб.: Просвещение, 1902.

Народы мира / Энциклопедический словарь.

Настольная книга атеиста.

Исламский энциклопедический словарь.

 


[1] Шараф хан Бидлиси, касаясь происхождения курдов, писал, что «слово «курд», несомненно, означает «наделённый мужеством», ибо большинство героев своего времени и славных богатырей вышло из этого народа» (Шараф хан Бидлиси. Ша­раф Наме. Том 1. С.85. М.: 1976.).

[2] http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=585&Itemid=1.

[3] Кавл (qewl; арабск. букв. «слово») — в представлении езидов — сокровенное знание, которое является непогрешимым и нисходит по принципу преемственности духов­ных учителей (hosta), берущей начало от самого Творца, который произнёс первое слово, называющееся Кавле Ходе (Qewle Xwede). Кавлы свидетельствуют, что добро и зло (xer u şer) являются одним целым. Согласно езидским кавлам, каждый езид обязан строго следовать этим заповедям, пытаясь вникнуть в них как можно глубже. При этом необходимо обуздать свои страсти и избавиться от ложного «Я» (Nefs, то есть эго), порождающего злобу, жадность и коварство. Только в этом случае ему откроется ис­тина. Следует быть правдивым и не лгать, не склонять людей ко лжи. Следует говорить правду и ничего кроме правды. Верующий не должен клеветать.

[4] Каузальный анализ предполагает изучение причинно-следственных отношений, вы­явление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является «почему?», религия не может быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина самой себя). Именно причинное объяснение прежде всего помогает обеспечить выведение раз­личных религиозных и нерелигиозных форм из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей

[5] Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типоло­гизации получаются статистически устойчивые группы признаков — типы, которые задают модель типологической общности для определённых объектов, явлений. Ин­вариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его к соответствую­щему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, эти различия незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью типологизации получены характеристики исторических типов религий, типов свободомыслия.

[6] Феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его по возмож­ности с минимальными искажениями или толкованиями.

[7] Герменевтический метод подразумевает, что знание неизбежно является субъектив­ным. За истину принимается любая гипотеза, которая лучше выдерживает проверку опытом, чем её конкуренты. Понимание лишь приблизительно, и истина достигается постепенно.

[8] Якут (Йакут) — арабский учёный-энциклопедист, писатель, историк (1178 или 1180 — 1229 гг.).

[9] Марр Н. Я. Ещё о слове «Челеби» К вопросу о культурном значении курдской народ­ности в истории Передней Азии. — ЗВОРАО, 20, 1910. — Стр. 143, 147.

[10] Аль-Хасани Абд ар-Раззак. Аль-Язидунафи-ль-хадирихим ва мадихим. — Сайда: 1953. — Стр. 13.

[11] Lescot R. L’Enquetesur les Yezidiesde Syrie et du Djebel Sindjar. — Memoires L’Institut Trancaise Damas. T. 4. Beyrouth: 1940. — Стр. 40.

[12] Ментешашвили М. М. К вопросу о социально-политической организации курдов-езидов в современном Ираке (1919-1925 гг.). — Тбилиси: 1965. — Стр. 91-92 (на гру­зинском языке).

[13] Hammar J. L’historie de L’Empire Ottoman depuis son originjuaqu a nos jours 1300-1774. — T. 7. P.: 1837. — Стр. 167.

[14] Березин И. Езиды: Магазин землеведения и путешествий. — Географический сбор­ник, т. 3, 1854. — Стр. 444.

[15] Омейяды — династия арабских халифов в 661-750, происходившая из рода Омейя арабского мекканского племени курейш.

[16] Язид I (также Йазид; 645-683) — второй арабский халиф из династии Омейядов с 680 г., сын Муавии I. Посланные Язидом войска разбили при Кербеле ополчение Хусайна — сына Али и внука пророка — и убили самого Хусайна. В действительности события разворачивались по следующему сценарию: Али ибн Абу Талиб (ок. 600-661 гг.), 4-й праведный халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, был провозглашён ха­лифом после гибели Усмана в 656 г. Он быстро подавил сопротивление «нуворишей» в Мекке и Медине. Перенёс столицу Халифата в Куфу, где мог рассчитывать на арабские племена Ирака. Наиболее серьёзным противником для него являлся наместник Сирии Муавия, назначенный Усманом. В 657 г. при Сыффине произошло крупное сражение между войсками Муавии и иракскими отрядами халифа Али. Битва не выявила побе­дителя, и тогда наместник Египта Амр ибн аль-Асам, сторонник Муавии, предложил прибегнуть к третейскому суду. Первым по старшинству держал слово Абу Муса аль-Ашрам. Являясь сторонником Али, однако, держа на него обиду за смещение его с поста наместника Куфы, он выразил мнение, что обоим претендентам следует отказать и избрать общине достойного владыку. Вторым выступил Амр, который ответил: «По­скольку Абу Муса считает своего патрона не достойным Халифата, я предлагаю облечь Муавию высоким саном», — чем добился успеха (658 г.).

[17] Аль-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (624-669) — старший сын Али и Фатимы, второй шиитский имам. После смерти Али был провозглашён в 661 г. халифом, но за денежное вознаграждение отказался от халифских прав в пользу Муавии — правителя Сирии. Шииты считают, что Хасан был отравлен, и почитают его как мученика.

[18] Хусайн ибн Али — аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф (627 — 10 октября 680) — второй сын Али и Фатимы, третий имам из династии шиитских имамов. Человек решительный и смелый, пред­принял борьбу за власть в Халифате, опираясь на иракских шиитов. Он отказался присягнуть халифу Язиду I ибн Муавии и выступил против него. В 680 г. близ г. Кер­белы вместе с отрядом в 300 человек из ближайшего окружения попал в западню и занял оборону. Нападающие засыпали канал, идущий в лагерь Хусайна, и лишили осаж-дённых воды. Изнывающие от жары и ослабевшие от жажды, на 10-й день осады Хусайн и его люди бросились в бой и в безнадёжном сражении были перебиты. В этом же бою погиб его брат по отцу — аль-Аббас.

[19] Головной показатель или индекс. Наиболее употребительным критерием является форма черепа; выражает максимальную ширину через процентное отношение к мак­симальной длине, измеряемой от точки над бровями. Пока-затель менее 75 охватывает длинноголовых людей, или долихоцефалов, от 75 до 80 — мезоцефалов, свыше 80 — круглоголовых, или брахицефалов.

[20] В подавляющем большинстве случаев каждому народу присущ особый язык. Тем не менее, понятия «этническая общность» и «языковая общность» далеко не идентичны. Языковая близость народов используется при классификации, т. к. сходство языков говорит либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Одна­ко один лишь язык не всегда даёт возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим по­казателям. Но подобные отступления не дают оснований отказываться от языкового принципа этнической классификации как ведущего. Следует отметить, этнолингви­стическая система классификации народов ещё далека от совершенства, так как не отражает принцип двуязычия, а также постепенный переход отдельных народов с одного языка на другой.

[21] Шарафаддин ибн Шамседдин Битлиси (25.02.1543, Битлис — 1603 или 1604) — курдский историк, государственный и военный деятель. Из семьи потомственных пра­вителей г. Битлиса (восточная Анатолия). Воспитывался и получил образование при дворе иранского шаха Тахмаспа I. Был главным вождём курдских племён Ирана. С конца 70-х гг. правитель Битлисского княжества. Написанное им в 1595-96 гг. сочине­ние (на перс. яз.) «Шараф-наме» — первый и основной источник по средневековой истории курдского народа.

[22] Культ духов умерших дошёл до наших дней в виде культа Ходане моле. Ходане моле — домовой, дух, живущий в доме и охраняющий домашний очаг. В специально отведённом месте устанавливают ложе с не использовавшимися, новыми постельными принадлежно­стями, называемое «стер», как место его потчевания. Предоставляется почётному гостью.

[23] Культ огня у езидов сохранился в погребальном ритуале. После закапывания трупа на могильном холме разводят небольшой костёр, а по возвращении с кладбища до­мой зажигается светильник на том месте, где лежал покойник.

[24] Корова для езидов является символом благополучия и достатка, её ласково называют «мал», в переводе с курманджи — дом, благосостояние.

[25] Помимо Маме Швана — покровителя мелкого рогатого скота, — езиды почитают мифического героя, покровителя крупного рогатого скота — Гаване Зарзан. Имена этих героев сохранились в самоназваниях «оджахов» пиров, что даёт основание предполагать: пиры родов Маме Шван и Гаване Зарзан издревле являлись служителями этих культов.

[26] Первая грамматика курдского языка принадлежит итальянцу М. Гарцони (1784 г.). В дальнейшем изучении языка велики заслуги В. Ф. Диттеля, Х. Абовяна, И. Березина, П. Лерха, А. Ходзько, А. Жабы, Ф. Юсти, С. А. Егизарова, позднее — И. А. Орбели, А. Шамилова, К. К. Курдоева, И. И. Цукермана, Ч. Х. Бакаева, из зарубежных учёных — Э. Прима, А. Социна, О. Манна, К. Хаданка, Р. Джардина, Д. Н. МакКензи и др.

 [27] В лингвистическом и религиозном плане заза делятся на три группы:

1. Южные заза (димли, заза): Диалекты: сивереки, кори, хазо, мотки, шабак, думбули.

Религия: суннизм ханафитского мазхаба. Численность: 1 млн. чел. Ареал: Урфа, Сивер, Диярбакыр, Чермике, Чунгуш, Адияман, Гергер.

2. Центральные заза: Представлены несколькими диалектами. Религия: суннизм шафиитского мазхаба. Ареал: Бингёле, Элязыг, Диярбакыр.

3. Северные заза (кирманджки, алевика, димилки, дерсимки, со-бе, зоне-ма): Диалекты весьма многочисленны и равны числу поселений. Религия: шиизм алевитского толка. Численность: 1,5 млн. в Турции и Ираке. Ареал: Тунджели, Эрзинджан, Муса, Варто, Сивас, Зар, Кангал, Улас, Гюмюшхане. (см. Алексис Шнайдер © 2003-2007, http://randevu-zip.narod.ru/caucase/kurd.htm).

[28] Алексис Шнайдер, там же.

[29] Субэтнос, или субэтническая группа — обособленная часть народа. Их происхожде­ние может быть различным: в результате территориального обособления части наро­да, вследствие незавершённости процесса ассимиляции этносом какой-то инородной группы, благодаря наличию особого социального статуса, в силу конфессиональной и расовой обособленности и т. п. В нашем случае она возникла в результате обосо­бления части народа в силу религиозных противоречий.

[30] «Община религиозная» как термин наиболее точно отражает сущность езидизма. Община религиозная — первичная ячейка религиозного объединения, группообра­зующими признаками которой являются:

1. Идейные принципы: общие религиозные представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы.

2. Религиозная деятельность — культовая и внекультовая.

3. Чувство общности.

4. Субординация: разделение позиций и ролей.

В рамках религиозной общины выделяется система субгрупп: «прихожане», «пропо­ведники», «пророки», «целители» и пр. В отличие от «секты религиозной», не носит оппозиционный характер к другим религиям.

[31] М. Фарои. Езиды (Эзиды). http://www.bestreferat.ru/referat-18379.html. В. Мустафаев. История Кавказского Кур-дистана. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=6&func=select&id=2&orderby=2&page=3.

[32] Азизе Иско. Езиды. Краткий исторический очерк. http://www.ezdixane.ru/content/view/1788/27/.

[33] Журнал Дружба (Dostanî). — М.: 2001. № 12. — Стр. 47.

[34] Бруки Латиф Мамад. Древние земледельческие традиции курдского народа. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20.

[35] На современном курдском языке gale — старый, старик; gale mer — пожилой человек.

[36] В эпоху политического объединения страны почитались три великих общенародных божества, за которыми за-крепились следующие эпитеты: Ану — непостижим и далёк, Энлиль — могуч и царственен, Эа — мудр и свят. В их образы вплетались черты олицетворения природы и черты культурных героев. Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. Нингисту был объ-явлен сыном Энлиля, богиня Инанна — дочерью Сина, позже — супругой Ану и т. п.

[37] Семитская группа состоит из двух ветвей: восточной и западной. Последняя, в свою очередь, делится на северную и южную подгруппы. Восточные семитские языки пред-ставлены мёртвым аккадским языком Ассирии и Вавилона (клинописи 3-2 тыс. до н. э.). Северная подгруппа западносемитских языков включает ханаанские и арамейский языки (последний вытеснен в начале н. э. арабским языком). С восточноарамейскими диалектами исторический связан новосирийский (айсорский) язык. К южной под-группе западносемитских языков относится арабский язык.

[38] Кутии (гутии), вероятно, были индоиранским народом.

[39] Почиталось женское божество, богиня плодородия Иштар, известная под тем же именем Иштар, как и богиня шумерийского пантеона, и потому впоследствии с ней, видимо, слившаяся. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи — земледельческое божество, олицетворение растительности, смерть и воскрешение его — воплощение земледельческого процесса. Мифологически он рассматривался как сын водного божества Апсу, и полное его имя — Думу-зи-Апсу, что значит истинный сын Апсу.

[40] Бог Ларсы Уту, связывавшийся с Солнцем, стал под именем Шамаш (солнце) почитаться по всей стране; бог Ура — Син — был отождествлён с Луной; другие великие боги — с планетами: Набу — Меркурий; Иштар — Венера; Нергал — Марс; Мардук — Юпитер; Нинурта — Сатурн. Кстати, именно этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов взяли на вооружение греки и римляне.

[41] Хетты, или хатти — народ, около 2000 г. до н. э. проникший с севера в Анатолию и Левант. История хеттов распадается на три периода. Во время древнего царства (1750-1450 гг. до н. э.) они образовали государство в центральной Турции со столицей в Куссаре, затем в Богазкее. В 1450-1200 гг. до н. э. на большей части Анатолии — Северной Сирии — было создано более стабильное государство, вытеснившее царство Митанни и успешно соперничающее с Ассирией и Египтом. Падение хеттского государства произошло в 1200 г. до н. э., когда в регионе началось крупное передвижение народов. Хеттские пункты в Северной Сирии сохранялись в виде городов-государств. В VIII в. до н. э. они все были аннексированы Ассирией. Из основных языков империи хеттский и хеттский иероглифический языки были в значительной степени индоевропейскими, наиболее ранними из известных.

[42] Призывы касситов к индоевропейским богам, таким как Шуриаш (Сурья), показыва­ют, что их правители относились к индоевропейцам. Касситов связывают с народами Малой Азии, в частности, с ашуйцами и картвелами. Луллубеи предположительно были не этнической группой, а племенным союзом или кастой «отверженных» с хур­ритской основой.

[43] Элам, широкая долина рек Керхе и Карун в юго-западном Иране, географически яв­ляется продолжением равнины Месопотамии. В культурном отношении наблюдаются тесные параллели с Месопотамией. Рано появляется письмо на основе собственной пиктографической системы (протоэламской), позднее распространяется аккадская кли­нопись. В политическом отношении оба региона находились в состоянии ожесточён­ной конфронтации. Дважды Элам осуществлял агрессию в Месопотамии, незадолго до 2000 г. до н. э. была свергнута III династия Ура, в конце XIII в. до н. э. Эламиты достигли Вавилона. Однако всякий раз они изгонялись, хотя сохраняли значение в региональной политике до их поглощения державой Ахеменидов в VI в. до н. э.

[44] Арамеи — семитоязычный народ, выдвинувшийся из сирийской пустыни и поко­ривший ханаанеев. Однако их язык в сочетании с финикийским письмом, стал между­народным языком вместо аккадского и долгое время господствовал на Ближнем Вос­токе. (В частности, он был разговорным языком в Палестине вплоть до начала нашей эры.)

[45] Митанни — царство, возникшее в предгорьях междуречья Тигра и Евфрата около 1500 г. до н. э. Столица — Вассукканни. Процветало чуть более 100 лет. Разрушено хеттами около 1370 г. до н. э. Население Митанни было преимущественно хуррит­ским, но правящая династия, судя по именам царей и богов, призываемых в тексте сохранившегося договора, была индоевропейской.

[46] Ниниб, отождествлялся с Нинутра (неизв.; возможно, nin-urta/uraš, «госпожа зем­ли») — божество войны и земледелия, сын Энлиля.

[47] Б. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.: Наука, 1991. — Стр. 194.

[48] Ильин Г. Ф., Дьяконов И. М. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия до н. э. / История древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Неро­новой, И. С. Свенцицкой. — 2-е изд., испр. — Кн. 1. Ранняя древность / Отв. ред. И. М. Дьяконов. — М.: Гл. ред. вост. лит. издательства «Наука», 1983. — 384 с.

[49] Абаев В. И. Языки Азии и Африки. Т. 2. — М.: 1978.

[50] Лазарев М. С. Империализм и курдский вопрос (1917-1923). — М.: 1989.

[51] Амоев К. А. Курды. История. Экономика. — Тбилиси: 2008

[52] Демонолатрия (от греч. daimon и latreuein) — поклонение демонам; характерно для язычества.

[53] Вара — в иранской мифологии убежище, обитель праведников. Именно под таким названием впервые упоминается страна благородных ариев как прародина иранцев в священной книге зороастризма Видевдат. В этой стране — Арйана Вэджа — по пред­писанию Ахура-Мазды Йамой была возведена обитель на благо всего человечества. В научной литературе она локализуется в различных местах: в Хорезме, на берегу Арак­са, в междуречье Амударьи и Сырдарьи, в Северном Причерноморье и т. д.

[54] Аркаим расположен в Челябинской области, Брединском районе, 8,2 км к северо-за­паду от посёлка Амурский, в 2,3 км к юго-востоку от посёлка Александровского.

[55] Своеобразие погребальной архитектуры определяют глубокие — до 3,5 м — мо­гильные ямы с обширными полыми погребальными камерами, уступами, несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были перекрыты индивидуальными грунто­выми насыпными конструкциями либо ложно-сводчатыми куполами из глинобитных блоков. Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые; трупоположение на боку, в слабо- или среднескорченном положении. Антропологический тип погребённых — протоевропеоидный.

[56] Авеста (букв. «Первая весть») — священная книга (собрание книг) зороастрийцев. Включает в себя 21 часть (наска), но в настоящее время в письменном виде имеется только пять книг Авесты: Ясна, Висперед, Видевдат, Яшт и Малая Авеста.

[57] Митраистский праздник «Непобедимого солнца», отмечавшийся 25 декабря, хри­стианской церковью в IV веке превращён в праздник рождества Христова. «Праздник Митры» приходится на 20 и 21 декабря. В этот день зажигают 21 огонь. Митра — по­кровитель справедливости, всевидящее око Аши — истины. Митра связан с Солнцем, точнее, с солнечными лучами, от которых не может укрыться никакая ложь. Он следит за выполнением долга, соблюдением порядка, установлением гармонии и равновесия. Митра строго блюдёт закон, его невозможно обойти или подкупить. Наконец, именно Митра наказывает за нарушение закона, вершит правосудие. Митра — устроитель не только социального, но и природного космоса. Он связан с водами, с солнцем, он хозя­ин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря нему идут дожди и вырастают рас­тения. Митра совершил несколько замечательных подвигов. Один из них совершался ежегодно и заключался в поимке и убийстве могучего быка, возрождавшегося ежегодно и олицетворявшего силы зла. Митра был близок нуждающимся и страждущим людям, оберегал их во время бедствий, но требовал от них благочестивой жизни, строгого со­блюдения морального закона. За это он награждал их вечным блаженством на том свете.

[58] Олитеизм — регламентированная форма религии переходного периода от поли­теизма к монотеизму, когда из сонма божеств выделяется одно в качестве верховного божества.

[59] Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. — М.: Наука, 1970. — 395 с.

[60] Жюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. — М.: Наука, 1986. — Стр. 17-19.

[61] Ахуры (авест.) — в иранской мифологии (особенно в Авесте) класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла

[62] С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба. Древние цивилизации (под ред. Г. М. Бонгард-Левина). — Стр. 140.

[63] Солярный культ — почитание солнца как символа возрождения природы.

[64] Лунный календарь считается более древним, чем солнечный. Люди начали поль­зоваться им гораздо раньше и жили именно в соответствии с лунными ритмами, они понимали, что влияние Луны на Землю не слабее, а может быть, даже сильнее солнеч­ного. Мы знаем, что продолжительность солнечного года длится 365 дней. Именно за это время Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Если бы мы жили по лунному календарю, год длился бы 354,36 земных суток — такова продолжительность лунно­го года, а лунный месяц короче нашего привычного солнечного месяца и составляет 29,53 земных суток. Лунные сутки — это время, которое проходит от восхода до вос­хода Луны. Лунные сутки длиннее солнечных, они длятся 24 часа 48 минут — именно столько времени проходит от одного восхода Луны до следующего. Исключение со­ставляют первые лунные сутки: они начинаются в момент новолуния, а он не совпа­дает с моментом восхода. Заканчиваются первые лунные сутки в момент ближайшего после новолуния восхода Луны. Поэтому первые лунные сутки могут быть очень ко­роткими. Иногда в лунном месяце 29 лунных суток, а иногда — 30.

[65] Язаты (изеды, эзиды) — божества в зороастризме, ангелы, покровители и защитники разных частей мира. Выделяются 28 верхних, высших язатов, из которых 7 носителей высших начал и 32 — нижних, малых язатов.

[66] Jensen II Z. f. Assyriol. — Bd 2. — S. 195.

[67] Персы — народ, названный по местности Персида (Parsua) в Юго-Западном Иране. По видимому к этому периоду образовался племенной союз. Около 675-650 гг. до н. э. его возглавил Чишпиш, которого поздняя традиция считала сыном Ахемена.

[68] Геродот. Истории, I — 101

[69] Геродот. Истории, I — 101.

[70] Абсолют можно рассматривать как чистое сознание, так как сознание осознаёт и материю, и разум; однако наше обычное сознание, воспринимающее их как два яв­ления, а не как единое целое, не понимает своей подлинной природы, зная только своё отражение в этой двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к ис-тинному знанию, в чём и заключается цель различных эзотерических практик. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум.

[71] Б. ван дер Варден Пробуждающаяся наука — II. Рождение астрономии. — Пер. с англ. Г. Е. Куртина, под ред. А. А. Гурштейна. — М.: Наука, 1991. — Стр. 179-180.

[72] West M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. — Oxford: At the Clarendon Press, 1971. — Стр. 31, стр. 243.

[73] Ван дер Варден, там же, стр. 171.

[74] Гаты — гимны, составленные Заратуштрой, одна из частей Авесты.

[75] Ясна (букв. «богослужение») — одна из книг Авесты, посвящённая, в основном, религиозным обрядам, состоит из 72 глав и включает в себя Гаты Заратуштры; также главная зороастрийская религиозная служба; также Вселенная.

[76] Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология. — М.: Наука, 1964. — 328 с.

[77] Вольф М. Н. Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую философию. — Новосибирск: 2003.

[78] Мифы народов мира. — М.: 1989.

[79] Zaehner R. С. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. — London: «Weidenteld and Nicolson», 1961. — Стр. 177 (см. тж. http://www.farvardyn.com/zurvan.php, стр. 1-3); Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — СПб.-М.: Журнал «Нева» — «Летний Сад», 1998. — Стр. 117-118.

[80] Зороастрийские тексты. Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотво­рение основы (Бундахишн) и другие тексты. / Изд. подготовлено О. М. Чунаковой. — М.: «Восточная литература» РАН, 1997. — Стр. 13.

[81] П. Глоба. Зерванизм — сокровенное учение зороастризма. http://www.asha-piter.ru/03_02_statji/03_02_ppg_zervanizm_na_kongresse_01.htm.

[82] Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. — М.: «Наука», 1970. — Стр. 259.

[83] Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — СПб.-М.: Журнал «Нева» — «Летний Сад», 1998.

[84] Письменность, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Заме­чательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клино­пись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидий­ское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некото­рые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например, слово «сатрап».

[85] Б. ван дер Варден, там же, стр. 190.

[86] Жречество — общественная группа, выполняющая посредничество между людьми и сверхъестественными силами, а также совершающая религиозные обряды — жерт­воприношение, молитвы и различные колдовские манипуляции.

[87] Маги (от древнеперсидского «maga» — жертвоприношение, пожертвование) — пер­воначально — жрецы и члены мидийской жреческой касты.

[88] В 605 г. до н. э. после смерти Набопаласара престол переходит Навуходоносору II. При нём Вавилония достигает наивысшего процветания и могущества, становит­ся центром международной торговли. Это время её возрождения, экономического и культурного подъёма. Около г. Сиппара был сооружён большой бассейн, откуда брало начало много каналов, регулирующих распределение воды во время засухи и наводнения. По указанию Навуходоносора отстроились ворота башни Иштар, за­вершилось сооружение семиярусного зиккурата Этеменанки («Дом основания небес и земли»), обозначенного в Библии как «Вавилонская башня», и «Дороги процессий». Были разбиты знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света.

[89] Weidner E. F. II Melanges syriens, offerts a Dussaud. — V. IL-P. 930.

[90] Pinches-Sachs, Late Babyl. Astron. Texts (Providence 1955), текст 1386, с. XVIII и 214.

[91] Neugehauer P. V., Weidner E. F. Ein astronomischer Beobacli-tungstext / Ber. Sachs. Ges, Wiss. Leipzig: 1915. — Bd 67. — S. 29.

[92] В развитии вавилонской астрономии можно вычленить три основных этапа.

1. Астрономия mulAPIN, Позднеассирийский период (1000-612 гг. до н. э.). Основные достижения:

а) детальное изучение неподвижных звёзд, их восходов, кульминаций и заходов;

б) вычисление продолжительности дня, а также восходов и заходов Луны «линейными методами»;

в) выделение зодиака как пути Луны, Солнца и планет; зодиакальные созвездия; по­ложение зодиака относительно зон Энлиля, Ану и Эа; сезоны года;

г) систематические наблюдения и предсказание затмений.

2. Зодиакальная астрономия, Халдейский период (612-539 гг. до н. э.). Основные черты:

а) разделение зодиака на 12 знаков по 30° каждый;

б) систематические наблюдения Луны и планет, их положений относительно непод­вижных звёзд, первой и последней видимости, стационарных точек, соединений и т. п.

3. Математическая астрономия, Персидский период (539-331 гг. до н. э.). Наиболее важные достижения:

а) точное определение периодов Солнца, Луны и планет;

б) вычисление движений Солнца, Луны и планет, величин затмений и других лунных и планетных явлений, основанное на достаточно совершенной математической теории.

Б. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.: Наука, 1991. — Стр. 140.

[93] Б. ван дер Варден, там же, стр. 205-206.

[94] Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков времени и делениям пространства священное значение. С этим связано появление священных чисел — 3, 7, 12, 60 (5×12). Шестидесятеричный шумерский счёт делил круг на 360 градусов, час — на 60 минут, а минуту — на 60 секунд.

[95] Календарь — циклическая система измерения времени. Основой её является видимое движение солнца, определяющее такие единицы измерения как сутки и, с большей или меньшей степенью точности, год. По фазам луны определяется лунный месяц. Согласование этих трёх единиц измерения является нелёгкой задачей, т. к. ни одна из них не является кратной другим. Методом такого согласования является високосный год.

[96] Хотя евреи заимствовали шумеро-вавилонские названия месяцев, восходящих к кутийско-хурристко-касситскому (протокурдcкому) календарю, начало года и первый месяц у них, вопреки заповеди Моисея, приходится на начало весны: нисан — март, апрель, далее: ияр, сиван, тамуз, ав, элул, тишрей, хешван (назывался мархешван — грустный хешван, т. к. в этом месяце не отмечались праздники), кислев, тевет, шват, адар. Дополнительный месяц назывался «адар шени» — второй адар.

Курдский солнечный календарь: нисан — апрель, гулан — май, хазиран — июнь, тирмах — июль, табах — август, элун — сентябрь, чирия пеш — октябрь, чирия пош — ноябрь, кануна авл (пеш) — декабрь, кануна пош (чла) — январь, исбат — февраль, адар — март.

Арабский солнечный календарь: ташрин аль-аваль — октябрь, ташрин аль-тхани — ноябрь, канун аль-аваль — де-кабрь, канун аль-тхани — январь, шубат — февраль, азар — март, нисан — апрель, аяр — май, хазиран — июнь, таммуз — июль, аб — август, эйлул — сентябрь.

[97] Маздаяснизм — религия населения Мидийского государства IX-VI вв. до н. э., позднее — государства Ахеменидов VI-IV вв. до н. э., сосуществовавшая и переплетающаяся с зороастризмом. В отличие от последнего, признавал и чтил племенных богов (дэвов), применение аналогичных соме психотропных напитков, изготовлявшихся из культовых растений, и основанную на них предсказательную практику, допускал погребение в гробницах, свёл до минимума роль пророка Заратуштры как посредника между Ахура-Маздой и царём.

[98] Лелеков Л. А. Зороастризм: явление и проблемы / Локальные и синкретические культы. — М.: Наука» 1991. — С. 12-49.

[99] Бушьяста — демон лени в виде хамелеона; на заре обнимает спящих длинными руками и нашёптывает им, что ещё очень рано...

[100] Волынец В. Ю. Мир Ведизма. Гл. III. Учение персидских магов. Принципы Маздаясны.

[101] Д. Куталёв. Астрология Древнего мира.

[102] Ахемен — легендарный вождь союза персидских племён Гахаманис, в греческомпроизношении — Ахаменес, родоначальник династии Ахеменидов.

[103] В 546 до н. э. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую, помимо лидийцев, вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду. Война закончилась победой Кира, который преследовал Креза до самой Лидии и там захватил его в плен.

[104] Геродот. Истории, III — 61.

[105] Геродот в своей «Истории» (III) сообщает, как Дарий и его друзья положили конец царствованию «самозванца Смердиса», ворвавшись во дворец и убив главных магов. История продолжается следующим образом: Истребив магов и отрубив им головы, они оставили раненых там, где они были... Другие пятеро схватили головы магов и побежали с криками и шумом, призывая всех персов на помощь, рассказывая о том, что они совершили, и показывая головы; при этом они убивали каждого мага, кого они встречали на своём пути. Персы, когда они услышали от семерых о том, что сделано, и как маги обманули их, посчитали правильным последовать этому примеру, извлекли свои кинжалы и стали убивать всех магов, каких смогли найти; и если бы не наступила ночь, то они не оставили бы в живых ни одного мага. Этот день почитается всеми персами как величайший священный день, в который они отмечают великий праздник, называемый «избиение магов». Во время праздника ни один маг не может пройти свободно, но в этот день они остаются в своих домах. Эта история на самом деле довольно странная. Дарий и его друзья не только убили лидеров, но и «каждого сторонника магов, кого они встретили на своём пути», и другие персы поступили так же и «посчитали за лучшее» сделать это. Более того, день избиения праздновался как великий священный день персов.

[106] Б. ван дер Варден, там же, стр. 213.

[107] http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PERSIYA_DREVNYAYA_TSIVILIZATSIYA.html.

[108] Б. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. —М.: Наука, 1991. —Стр. 145.

[109] Б. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. —М.: Наука, 1991. —Стр. 145.

[110] Столицей первых Ахеменидов был г. Аншан в Северном Эламе. В правление Кира II столицей были Пасаргады. Дарий I строит новую столицу империи —величественный Персеполь, которой оставался официальной столицей до конца империи. Другими столицами империи были Вавилон, Сузы и Экбатана.

[111] С середины II тысячелетия до н. э. аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на Ближнем Востоке. Писцы во дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучали аккадский язык, клинопись и литературу. На протяжении тысячелетий Вавилон оставался в памяти многих поколений первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи. Цари лично следили за комплектованием библиотеки. По их приказу писцы по всей стране снимали копии древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях.

 [112] Древнеперсидская клинопись насчитывает 43 знака, аккадская —600 знаков.

[113] Так, Кир II покровительствовал возрождению древних культов в покорённых странах и восстанавливал разрушенные храмы в Вавилонии, Иудее и Эламе. Захватив Вавилонию, он принёс жертвы верховному богу вавилонского пантеона Мардуку и другим местным богам, чтил их святилища. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и другим египетским богам и приносил им жертвы. Объявив себя сыном богини Нейт, Дарий I строил храмы Амону. Подобным образом в Иерусалиме персидские цари почитали Яхве, а в Малой Азии —греческих богов.

[114] Геродот. История, VII —37.

[115] Benveniste E. The Persian Religion acceding to the chief Greek texts. —Paris: 1929; также Mestsiha G. Der Ursprung der Magier. —Rome: 1930. См. также: Дандамаее М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. —М.: Наука, 1980. —С. 312 и сл.

[116] Атраван (авест. ашаван, древнеиранское артаван) —«праведник, принадлежащий Истине, богине Арте».

[117] Ахура-Мазда изображался в ассирийском стиле как мужчина с длинными волосами, с двумя симметричными крыльями, в ритуальной позе.

[118] Б. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. —1991 г. —Стр. 151.

[119] Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.). —М.: Наука, Изд-во вост. лит, 1963. —Стр. 257.

[120] Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.-М.: Журнал «Нева» —«Летний Сад», 1998. —Стр. 44-49.

[121] Вольф М. Н. Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую философию. Гл. II, §1.

[122] Издревле предки езидов верили, что вода способна аккумулировать, сохранять и передавать информацию. Традиция произношения молитв и заклинаний над ритуальной чашей с водой практикуется и ныне. Сохранился обряд, совершаемый во время купания младенцев: после омовения на голову младенца льют струёй воду и произносят за-клинание: «Ова саате! Ова кавате! Эш-эшука та овера, хава ма жи тара!» («Вода здоровья, вода силы, отведи хворь и боль, даруй ему наш сон!»).

[123] Атар (Аташ) —Священный Огонь —язат, а также огонь во всех его проявлениях. И сегодня, говоря о бушующем пламени, мы употребляем выражение «красный петух», не осознавая его древнего, тотемного происхождения. В Бундахишне (зороастрийской книге о Творении Мира) говорится, что бог создал небо, воды, землю, растения, жи-вотных и человека, и «во всём этом был распределён огонь», т. е. Огонь является объединяющим, связующим все благие творения компонентом. Он —первая из стихий, возникших при сотворении Вселенной, —представляет собой плазменное состояние вещества. После первичного взрыва Вселенной остывшая плазма послужила материалом для создания мира. Ахура-Мазда произвёл огонь из самого себя. В силу того, что человек создан по образу и подобию божьему, огонь в нас проявляется через Огонь Духа, искру божью, начало самосознания и творческий дар. В Бундахишне также сообщается, что Огонь был первым в нашем мире, и именно он в Судный День, Фрашегирд, расплавит металл в холмах и горах, и с его помощью наше мироздание очистится от зла. Солнце всегда связываюсь с небесным огнём и светом, обозначало верхний мир (статья Константина Старостина «Как зороастрийцы относились к огню?» http://www.asha-piter.ru/03_02_statji/03_02_starostin_ogon_01.htm).

[124] Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в лич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: