Типы политической власти

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

·власть в масштабе всего общества;

·власть внутри того или иного коллектива;

·власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

·демократическая

·недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

·духовная

·социальная

·экономическая

·политическая

·информационная

·семейно-бытовая

·религиозная и другие

Методы власти:

·демократические и авторитарные

·честные и нечестные(насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Структура (элементы) власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

 

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

·господство

·координация

·руководство политическими процессами

·управление делами общества и государства

·организация политической жизни и политических отношений

·Контроль

Политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

· Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти

· Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей

· Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу

· Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.

· Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов

· Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

· Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.

· Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

·международные организации (мегауровень),

·центральные органы государства (макроуровень),

·региональ­ные организации (мезоуровень),

·власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

·легитимность (поддерживается основной частью населения)

·легальность (законность)

·результативность

Типы легитимности:

· Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.

· Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.

· Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

·законодательную;

·исполнительную;

·судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

· законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан

· исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами

· судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: