Почему следует молиться

Я слышал, что у некоторых людей, не совсем пра­вильно уяснивших себе взаимосвязи, существующие в Божьем мире, возникают трудности с молитвой. Впи­тав в себя идеи о том, что Волей Его пронизано всё во­круг, решив, что Его дыханием пронизаны небеса, земля и воды, узнав о некой искре, существующей внутри каждого человека, человек думает, что трудно выбрать направление для посыла молитвы. У них складывается впечатление, что Господь и так всё видит и принятие Его Воли делает молитву как бы ненужной и бессмыс­ленной.

Чтобы понять ситуацию, возьмём клетку челове­ческого тела. Она существует как отдельная обособлен­ная единица, являясь в то же время частью органа, ко­торый, в свою очередь, включён в работу определенной системы. Функционирование клетки, органа и системы происходит по своим законам. Согласно этим законам, клетка выполняет работу, соответствующую её природе, и получает всё необходимое для здорового существо­вания. Через биохимические реакции клетка осуществ­ляет связь с органом и рецепторами нервной системы. Пока всё нормально, жизнь клетки идёт своим чередом, соответствуя всём имеющимся необходимым законам. Если же ситуация ухудшается, не важно где: в самой ли клетке или во всём органе, сигнал, посылаемый ею, меняется, и на него следует ответ, призванный испра­вить положение. И чем сильнее будет этот сигнал, тем более быстрым будет ответ.

Поэтому если вдруг нам захотелось скомпенсиро­вать иллюзию отделённости путём веры в идею общей взаимосвязанности, мы не должны думать, что весь организм должен быть озабочен состоянием одной клетки. Нам не должно казаться, что взаимосвязь выс­шего и низшего уровней Бытия будет проявляться в том, что Высшие Силы неотступно станут следить за нашим состоянием. Законы, по которым существует этот мир, вполне позволяют удовлетворить все наши нужды.

Молитва является тем дополнительным сигналом, через который мы осуществляем связь с Сущим. Когда нам плохо и когда нам хорошо, через неё мы можем на­ходить отклик Целого, ответы на свои вопросы и гар­монию с миром. Через молитву мы становимся ближе к Нему, молитва помогает нам открыться для благо­дати Его.

 

 

ПОЧЕМУ ПРОСИТЬ ПОЛЕЗНО

Есть люди, которые считают унижением для себя обращаться к кому-нибудь, всё равно к кому, за помо­щью. В их системе ценностей просьба о помощи явля­ется признанием собственной слабости; тот же, кому адресуется просьба, наоборот, возвышается над проси­телем.

Такая позиция полна ложной гордости и крайне не­религиозна, люди, занимающие её, никогда не смогут молиться искренне.

Это крайний случай. Полно и промежуточных си­туаций, в которых просьба о помощи кажется прося­щему унижением, но само это ощущение не выражено столь явно. Эго формулирует свою трудность следую­щим образом: «Господь и так знает моё положение и внутреннее состояние, зачем же я буду Его беспокоить и отвлекать своими проблемами?» Таким образом, де­монстрируется ложное смирение и принятие. После этого человек может свободно и безбоязненно бого­хульствовать, говоря: «Господь, видимо, испытывает меня, давая мне всё более тяжёлые испытания» или: «Возможно, Ему не до меня, ведь Он велик, а я — ничто­жен». Их гордость в этот момент раздувается вместе с эго.

Другие люди занимают такую же позицию по отно­шению к Мастеру. Они думают примерно так: «Ну, раз уж ты Мастер, давай, проявляй свои способности, ты же должен видеть меня насквозь... указывай, что мне с со­бой делать». В этом случае игра эго заключается в про­явлении напускного смирения а также оставлении себе лазейки в виде возможности упрекнуть Мастера в том, что тот так и не смог разобраться в сложной внутренней организации ученика и не оказал адекватной помощи.

Непонятно только одно: почему люди, ведущие себя подобным образом, считают, что Господу Богу или Мастеру больше нечего делать, кроме того, как искать способы им помочь? Довольно эгоистично, не правда ли?

 Тот, кто не просит о помощи, — не хочет её, что бы при этом он себе ни воображал. Если он молчит, следуя своей обусловленности, которая питает гордыню, — он идиот; если он думает, что страх равен скромности и смирению, — он обманывает себя. И не важно, чего он боится: того, что будет выглядеть глупо, или же того, что помощь придёт и его жизнь необратимо изменится, а он к этому не готов.

Попытка вмешиваться в чужую жизнь, когда тебя об этом не просят, влияя на неё соответственно своему пониманию того, что хорошо и правильно, есть форма насилия над человеком. Такого рода насилие часто осу­ществляется родителями или государством, возника­ющий при этом гнев на них вполне закономерен.

Если Господь станет по поводу и без лезть в наши дела, оказывая свою бесконечно ценную помощь и под­держку, не заботясь о том, хотим мы того или нет, это будет насилием и нарушением пресловутой свободы человеческой воли. Именно возможность просить или не просить Его о помощи, принимать или отвергать её даёт нам выбор и ощущение этой самой свободы.

«Под давлением всё ухудшается» — гласит один из законов Мёрфи. Насилие в мире духа приводит к ре­зультатам, обратным ожидаемым,

Поэтому нельзя ничего сделать для искателя, если он не просил об этом. Поэтому молитва создаёт возмож­ность для схождения благодати.

Наши действия формируют поле наших возмож­ностей, наши поступки определяют наше возможное будущее.Умение правильно понять свои трудности и необходимость в помощи, умение сформулировать и выразить свою просьбу создают для нас возможность получения ответа на неразрешимые, казалось бы, воп­росы и обнаружение выхода из ситуаций, напоминаю­щих тупик. «Просящему дано будет» — напоминайте себе эту истину в те моменты, когда ум, опьянённый дурацкими идеями, станет нашёптывать вам, что про­сят и унижаются только слабаки и глупцы, ибо никогда ещё искренняя мольба не оставалась без ответа.

 

 

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР

 

Идеальный мир — это мир, полностью соответству­ющий нашей обусловленности и ожиданиям. Он соответствует воспитанной в нас вере. Он подчиняется правилам, которым стараемся подчиняться мы.

В идеальном мире все люди изначально добры, а правители денно и нощно заботятся о своих поддан­ных. В нём всегда торжествует справедливость, зло наказано, а преступники пойманы и уже исправляются, сидя в тюрьмах.

В идеальном мире нас всегда ждет светлое будущее и всеобщее равенство и братство. В этом благословен­ном мире люди правдивы и вежливы. Если им и при­ходится солгать, то это делается ради общего блага.

Супружеские пары здесь любят друг друга; муж за­ботится о жене, а жена о муже, и они хранят обоюдную верность до самой смерти. Они воспитывают детей, окутывая их любовью, и дети отвечают им тем же.

В идеальном мире любой солдат готов отдать жизнь за Отчизну, а любой специалист и впрямь является профессионалом своего дела и всегда может помочь.

Идеальный мир — это рай для настоящих святых: в нём они почти не едят, абсолютно не пьют, а только молятся за всех людей.

Чистота и порядок вещей в этом мире незыблемы, они подчинены раз и навсегда установленным законам, и каждая вещь находится там, где ей и положено быть.

Каждый из нас имеет в себе некую схему, представ­ление идеального мира, проецируя её на окружающую нас действительность. Причем, согласно закону дуаль­ности мира, часть людей несет в себе неидеальный мир, полный цинизма, где всё то же самое, что и в идеаль­ном, только наоборот.

В силу широко распространившейся шизоидности во всех слоях общества сейчас в основном мы имеем в своих головах некую смесь двух миров: что-то нами по-прежнему идеализируется, что-то цинично оскверняется.

Любая идеальная модель существования, принятая нами за основу восприятия себя и мира, требует соот­ветствующего поведения. Это требование рождает в нас тревогу, поскольку заставляет постоянно сравнивать своё настоящее поведение с идеальным. Несоответ­ствия между ними приводят нас к страданию и возник­новению беспокойства, которое толкает нас к исправ­лению себя. Несоответствие между идеальной моделью мира и той реальностью, которую мы имеем, приводит к тем же результатам.

Человек, несущий в себе идеальную или циничную модель мира, не сможет адекватно воспринимать то, что есть вокруг него. Он регулярно будет страдать и отрицать реальность. Оправдывать свое страдание он будет несовершенством (ущербностью) мира и людей. Дея­тельный человек в этой ситуации начнет переделывать окружающий мир и людей, т.е. станет политиком, мис­сионером или организует общество защиты животных. Пассивный человек замкнётся в узком мирке, пытаясь приспособить его под свои требования, или, как водится, сопьется.

Несоответствие реальности тому, что мы о ней ду­маем, — одна из ключевых проблем, которую необхо­димо осознать всем, кто пытается найти Истину. Убеж­дения не равнозначны знанию. Вера в истину не озна­чает переживание её и, тем более, понимание того, во что веришь. Не поняв законы, по которым строится наше восприятие мира, мы не можем ни изменить, ни использовать их, ни, тем более, выйти за их пределы.

Отрицая данную нам реальность в угоду идеям, кото­рые и придуманы-то не нами, мы не можем её постиг­нуть. Если нам не удастся принять данную нам жизнь со всем её многообразием и противоречиями, мы не сможем почувствовать любовь ни к себе, ни к людям, ни к миру. Если у нас и возникнет чувство, похожее на любовь, это будет результат наших усилий по следова­нию правильному, идеальному образу себя.

Пока мы не сможем чувствовать истинную, не вооб­ражаемую любовь, нам недоступно восприятие Бога, Создателя всего.

Пока мы не поймём этого и не станем исследовать свои идеальные миры, чтобы избавиться от них, нам придется обвинять в своём несчастье окружающих и время от времени переставлять мебель в квартире, на­деясь, что от этого наш маленький мирок станет чуть-чуть лучше.

УТИЛИТАРНЫЙ МИР

 

В утилитарном мире каждая вещь имеет предназна­чение и должна быть использована соответственно ему. Бесполезные вещи отрицаются, их не существует, всему находится применение, пусть даже после специаль­ной переработки.

В утилитарном мире всё должно иметь цель и спо­соб употребления.

Учёные раскрывают законы физического мира и тут же ставят их на службу благодарному человечеству. Материалисты готовы насиловать Природу до пол­ного уничтожения последней; и всё это, конечно же, ради блага людей.

Утилитарность, существующая в обыденном, телес­ном мире, безо всякого труда проникает в мир духа, принимая в нём самые причудливые формы достиже­ния просветления, истины и долголетия. Нельзя не за­метить, что вся реклама просветления строится на про­паганде беспричинной радости и блаженства. Сюда же подтягиваются объяснения типа «просветление — это состояние абсолютной свободы» или «просветление — это когда тебя ничего не волнует и проблем нет». По сути, все объяснения такого рода обращены к людям, мечта­ющим избавиться от проблем и страданий, а также об­рести состояние блаженства; эти объяснения лежат в плоскости ума. На тебя давят обстоятельства — тебе предлагается освобождение, ты измучен неврозом — вот тебе блаженство... Само понятие просветления при таком подходе становится утилитарным; оно позицио­нируется как средство облегчения для невротизированных человеческих масс. И, конечно, такое состояние довольно легко имитируется: просто нужно демонст­рировать всем своё хорошее настроение, часто улы­баться и вести себя нарочито расслабленно, мягко по­казывая последователям, что все их жизненно важные вопросы не более чем глупые пустяки для такой высо­кодуховной личности как ты. Из-за своей протемнённости они этого ещё не поняли, в отличие от тебя.

Все желающие видели таких просветлённых масте­ров, и почти никто не видел Просветления.

Подход, при котором всё, что у тебя есть, должно приносить тебе пользу и прибыль, становится губитель­ным для многих способных людей. Родившись с более развитой чувствительностью по сравнению с окружа­ющими, такие люди очень часто называют себя экстра­сенсами, растрачивая свой потенциал на диагностику болезней, предсказания будущего, и прочее, и прочее. Они направляют вовне энергию, которую могли бы потратить внутрь, на своё собственное развитие, на са­мореализацию. В результате этого выбора они разду­вают собственное эго, подчёркивая особенность и зна­чимость своих талантов, при этом упускается шанс по­стижения Истины в себе и мире.

Утилитарность, привносимая в духовный поиск, делает его очень забавным. Например, многие люди сосредотачивают свои усилия на экономии и накапли­вании энергии. Вычитав в книгах, что растрата сексу­альной энергии при изливании семени является очень пагубной для духовного роста и долголетия, но при этом не в силах преодолеть сексуальное желание, иска­тели начинают мечтать о возможности заниматься сек­сом как можно дольше, без конца, т. е. без семяизвер­жения.

Слепо доверяя древним (ведь это доказательство их достоверности!) трактатам, написанным монахами, давшими обет воздержания и оправдывающими его в своих трудах, эти люди уподобляются одному моему знакомому, который хотел заставить своё тело перера­батывать без остатка всю поступающую в него пищу. Результатом была дефекация, случавшаяся раз в неделю, то есть хронический запор.

Я слышал о людях, умудряющихся копить энергию для следующих воплощений. В каких только формахни проявляется наша алчность! По всей видимости, этим искателям не приходит в голову, что качество до­ступной им энергии напрямую зависит от их бытия, и если они копят, в основном, гнев, вряд ли это положи­тельно скажется на будущем. А желание накапливать не отдавая абсурдно в принципе. Энергия должна двигаться, а удерживать её — всё равно что пытаться вдыхать не выдыхая, — могут лопнуть лёгкие.

Одни стремятся к открытию «третьего глаза», чтобы видеть больше других, другие занимаются магией, чтобы поскорей осуществить свои желания, третьи ищут спа­сения, вступая в секты, где им прививают ощущение богоизбранности.

99% искателей не ищут Истину. Их поиск сводится к нахождению способа скомпенсировать ощущение внутренней неполноценности, убежать от страха смерти и украсить своё эго.

Только поэтому почти никто не может достигнуть переживания Истины.

Истина не может быть куплена или продана и не может быть поставлена на службу нашим желаниям. Поэтому мелкие желания ведут к мелким горестям и радостям, а крупные — к крупным. И только страстное желание познать Истину, не ради себя, а ради знания Истины, помогает искателю прикоснуться к тайнам Бытия.

 

О ПУСТОТЕ

 

Пустота как понятие состояния дел в мире широко распространено среди буддистов и помогает им, осоз­навая непостоянство всех вещей, не привязываться к ним и достигать полного неотождествления. С точки зрения буддистов только то, что имеет постоянное Я, постоянную суть, может считаться существующим и не зависимым ни от чего, а, следовательно, абсолютным и вечным. Если все вещи в мире взаимосвязаны, взаи­мозависимы и создают причины для существования друг друга, — они преходящи, изменяемы, а, следова­тельно, иллюзорны и в сути своей — пусты.

Диалектик Лао Цзы более приземлённо рассматри­вал пустоту — как потенциал, создающий возможность для произвольного заполнения её различными объек­тами. То, как мы можем использовать комнату, будет напрямую зависеть от того, сколько в ней пустого про­странства, — указывал Лао Цзы.

Я думаю, что чувство пустоты, нехватки чего-то са­мого важного, жизненно необходимого, того, без чего существование теряет свой смысл, знакомо каждому человеку. Оно, подобно чувству отделённости, в какой-то момент совершенно неосознанно становится центром бытия человека, от которого тот так же неосознанно пытается освободиться. А как можно заполнить субъек­тивную пустоту? Наполнить её объектами.

Иногда субъективную пустоту пытаются заполнить объективными вещами. Например, едой. Есть люди, которые обжираются только для того, чтобы испытать ощущение переполнения, распирания себя и этим впечатлением скомпенсировать отсутствие содержания в себе. К этой же примерно категории относятся ситуа­ции, когда внутреннее отсутствие скрывается под до­рогой и модной одеждой, по принципу — если футляр хорош и красив, в нём наверняка что-нибудь да лежит, причём содержимое, возможно, ещё лучше футляра. Украшение себя драгоценностями и заполнение счёта в банке относятся, пожалуй, к подобному же виду психологической компенсации.

Другой вид борьбы с пустотой — прыжок вниз голо­вой с моста, привязав ноги к веревке. Попытка ощутить себя хоть немного живым, искусственно создав экст­ремальную ситуацию. Совершив подобный подвиг, экстремал как бы заявляет самому себе — вот я какой! Раз я способен на такое, так уж, небось, во мне что-то есть!

Зачастую победить внутреннюю пустоту помогает посвящение всего себя какой-нибудь борьбе, не важно какой. Предав себя борьбе за права человека, вы пере­полнены ею и чувствуете себя живым, полезным и не­обходимым человечеству. А борьба за природу, напри­мер, позволяет вам, к тому же, регулярно наполняться праведным гневом, обращённым на тех, кто смеет му­сорить в неположенных местах.

Иногда пустоту заполняют людьми, всем нравится хорошее общение и добрые отношения. Поскольку бли­же всего к нам находятся наши близкие, то им и доста­ётся больше всех. Можно наполнить свою жизнь забо­той о родителях, можно целиком отдаться обустройству счастья детей, также можно стать болельщиком какого-нибудь хорошего футбольного клуба и жить его успе­хами и неудачами. Можно прельщаться жизнью теле­звёзд, которую тщательно репетируют, прежде чем представить на наше обозрение, и называть всё это своей жизнью...

Невозможно постоянно жить иллюзиями и ложью. Рано или поздно реальность бьёт нас так, что мы пусть на мгновение, но встречаемся со своей истинной ситуа­цией и чувствуем бесконечный вакуум внутри... Его невозможно заполнить словами, мечтами, впечатле­ниями или деятельностью, ибо он — иного рода.

Этот вакуум суть пустота, отрицательная реаль­ность, требующая рождения, реализации себя. Это — пустота чрева, ждущего зачатия... Пока мы не прило­жим усилия к тому, чтобы реализовать свое истинное Я, душу, если угодно, отсутствие присутствия незапол­няемо. Пока мы не станем осознавать все, даже мель­чайшие, свои проявления, этому не случиться...

Реализованная индивидуальность, а не искусствен­ная личность, истинное Я, а не эго, наполняют нас и приносят чувство удовлетворения всем - собой, жизнью... И только через посредство осознания своего Я приходит осознание реальности Бога и нашей постоян­ной связи с Ним.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: