Требования к оформлению учётных документов в предприятиях питания.
Документ – это письменное подтверждение совершения хозяйственной операции, составленное в установленном порядке.
Требования, предъявляемые к документам.
1. своевременное составление
3. наличие необходимых реквизитов:
название
дата составления
содержание хозяйственной операции
основание для её совершения
измерители операции
подписи лиц, ответственных за совершение операции
4. правильность оформления: записи произведены чернилами или на машинке; помарки и подчистки не допускаются;
5. ошибки исправляют путём зачёркивания одной чертой неправильных данных и надписи над зачёркнутым правильного текста. Все исправления подтверждаются подписями лиц, оформляющих документ;
6. в кассовых и банковских документах исправления не допускаются
7. итоговые записи в документах, связанных с передачей или проверкой ценностей, указываются прописью.
Материальная ответственность в предприятиях питания
Учёт сырья на производстве ведётся по материально-ответственным лицам. Материальную ответственность за сохранность и использование ценностей несут заведующий производством или бригадир работников кухни.
Виды материальной ответственности?
индивидуальная (за сохранность ценностей отвечает зав. производством);
бригадная (чаще используется). В состав бригады входят повара, кухонные работники иногда кассиры, возглавляет – бригадир или зав. производством, в предприятиях, где раздача отделена от производства, организуют отдельные бригады на производстве и на раздаче.
Бригадная материальная ответственность вводится при согласии всех членов коллектива и профсоюзного комитета. При выявлении недостачи материальную ответственность несёт каждый член бригады пропорционально зарплате и фактически проработанному времени.
Пример. При инвентаризации на производстве установлена недостача 300 грн.
Заработная плата членов бригады составляет:
Бунга Я. 400 грн.
Постнова О. 350 грн.
Черныш Н. 350 грн.
Сумма заработных плат 400+350+350= 1100 грн.
Коэффициент пропорциональности 330 / 1100 = 0,3
Суммы удержания с членов бригады:
Бунга Я. 400 грн. * 0,3 = 120 грн
Постнова О. 350 грн. * 0.3 = 105 грн
Черныш Н. 350 грн. * 0.3 = 105 грн
Сумма удержаний не должна превышать 2/3 среднемесячного заработка работника, если она больше – выплаты разбивают на 2-3 месяца.
Члены бригады в равной степени участвуют в
приёмке товара
отпуске блюд
в проведении инвентаризации
в составлении отчётности
С материально-ответственными лицами заключается договор о материальной ответственности. При изменении состава бригады в договор о бригадной материальной ответственности вносят коррективы.
Виды цен
Цена – денежное выражение стоимости товара (услуги). На предприятиях общественного питания применяются следующие виды цен:
оптовая цена – цена, по которой производитель реализует свою продукцию оптовым покупателям. Различают разновидности оптовых цен:
o оптовая цена предприятия, включающая в себя себестоимость продукции и доход предприятия, по которой одни предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям, сбытовым и оптовым базам;
o оптовая цена промышленности, включающая в себя оптовую цену, предприятия налог с оборота и оптово – сбытовую скидку. По этой цене предприятия и оптовые базы реализуют товары предприятиям общественного питания;
розничная цена – цена, по которой товары реализуются непосредственно населению. Она состоит из оптовой цены промышленности и торговой скидки, которая устанавливается в процентах к розничной цене и дифференцируется в зависимости от ассортимента товаров (так как издержки при производстве различных товаров не одинаковы), местонахождения предприятия общественного питания и его подчинённости. Торговые скидки для предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, столовых) повышаются, потому что издержки на производство продукции у них выше, чем у торговых организаций;
свободная (рыночная цена) – цена, устанавливаемая продавцом с учётом конъюнктуры рынка;
договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между продавцом и покупателем;
покупная цена – цена, по которой приобретается товар;
продажная цена – цена, по которой реализуется товар, включая в себя торговую наценку.