Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша ша-са са-ша-ша
сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ
сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше
со-шо шо-со со-шо-шо
су-шу шу-су су-шу-шу
са-ша-са ша-са-ша  
сы-ши-сы ши-сы-ши  
сэ-ше-сэ ше-сэ-ше  
со-шо-со шо-со-шо  
су-шу-су шу-су-шу  

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Писать — решать Коса — каша
Лиса — Миша Шалаш — салат
Кусок мешок Сила —шило
Носок —пушок Каска— кашка
Сумка —шутка Маска —Машка
Крыса— крыша Миска— мишка

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

 

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле — васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

Светло-синий, голубой.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла

Не смотрите, что мала.

ГОЛОЛЁД

Я песком посыплю густо

Всю дорожку у ворот,

А ещё ступеньки, спуски,

Потому что — гололёд.

ПОДАРКИ

Дед Мороз принёс подарки:

Шашки, шахматы и марки,

Кукол, мишек и машины,

Две хлопушки и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,

Осенью — оранжевый, летом он зелёный.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала,

Было листьев очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

ВЕРБА

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке, у сосны,

Распустилась верба.

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила —

Рукав не дошила.

***

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

КОШКА -

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

АЛЁШИНА ШАПКА

(иллюстрация 17)

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

У БАБУШКИ

(иллюстрация 18)

Гостила Алёнушка у бабушки в селе Шишкове. А у бабушки были барашек-шёлковая шубка, петушок-красный гребешок, кошка-пушистый хвост, а в саду под кадушкой — лягушка-квакушка. Вышла Алёнушка в сад, а там бабушка барашку шёлковую шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит, лягушка под кадушкой прячется. А Алёнушка пошла собирать вишни.

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА

Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки
Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.
Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.
Шишки ела, нам велела.  
А мы шишек не едим, Бегут по кругу.
Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

СНЕГИРИ

Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири по четыре наклона головы.
Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. — Головой вертят, на второе - хлопок по бока м
Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку
Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками
За метелью! За метелью!  

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки [3], [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа
зы-жи жи -зы зы-жи-жи
зе-же же-зэ зе-же-же
зо-жо жо-зо зо-жо-жо
зу-жу жу-зу зу-жу-жу
за-жа-за жу-зу-жу  
зы-жи-зы жи-зы-жи  
зэ-же-зэ же-зэ-же  
зо-жо-зо жо-зо-жо  
зу-жу-зу    

Проговаривать слова, учиться различать звуки [3], [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать

Звук — жук Зал — пожар
Роза — рожа Коза — кожа
Лиза — лыжа Гроза — дрожать
Лизать — держать Тазы — ужи
Сказать — бежать Корзинка —пружинка
Разный — бумажный Резвый — нежный

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [3], [Ж].

Возле лужи — зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

Выучить стихотворение, учиться различать звуки [3], [Ж]

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун —

К нам приходите,

Сон приводите.

Встаньте, зверюшки,

Ближе к подушке.

Сон посерёдке,

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [3]-[Ж].

ЖУК

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков [3] и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

ДОЖДИК

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.
Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.
Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.
Зря в окошко не стучи! Четыре прыжка на левой ноге.
Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.
Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3]-[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша
сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши
сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше
со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо
су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

Сани — залы — шарик — жало

Суп — зуб — шут — жук

Сом — зонт — шов — жор

Лиса — Лиза — Луша—лыжа

Пасу — козу — укушу — вяжу

Носок — возок — мешок — снежок

Учимся различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж]в словах.

Петушок, петушок

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Конь бежит,

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Петушок в сапожках

Песни поёт.

Курочка в серёжках

Избушку метёт.

— Весна-красна

На чём пришла?

— На жёрдочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах.

НОЧЬЮ

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы.

И зима настала.

(И.Суриков)

СНЕЖИНКИ

На что похожи лёгкие снежинки?

Ответить сложно, я скажу вам прямо.

На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье.

Дождь косой стучит в окно,

Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж].

В БЕРЛОГЕ

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок.

(по В.Бианки)

МАЙСКИЙ ЖУК

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали.

(по Г. Скребицкому)

ЕЖЕВИКА

(иллюстрация 19)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна — в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,— сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

ЛИСТЬЯ

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.
Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,
Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.
Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.
Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем
Знакома она уже всей детворе,  
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,
(И.Демьянов)  

НА ЛЫЖАХ

Вся земля в снегу, Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах.
Я на лыжах бегу, Меняют направление движения.
Ты бежишь за мной. Останавливаются,
Хорошо в лесу зимой: поворачиваются лицом в центр
Небо ярко-синее, круга, тянутся вверх.
Ели, сосны в инее, Наклоняются, дотрагиваются
Снег сверкает под ногами. ладонями до носков. Кружатся
Эй, ребята, кто за нами на месте. Вновь идут по кругу
(А. Введенский)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: