double arrow

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

ла-лы-ло-лу ла-лы-лы-лы
лы-ло-лу-ла лы-ла-ла-ла
ло-лу-ла-лы ло-лу-лулу
л у-л а-л ы-л о лу-ло-ло-ло

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.

Была, вела, дела, жилаг зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.

Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.

Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.

Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.

Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.

Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.

Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.

Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.

Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

бла-бло-блу кла-кло-клу шла-шло-шлу
вла-вло-влу пла-пло-плу хла-хло-хлу
гла-гло-глу сла-сло-слу блы-глы-злы
зла-зло-злу фла-фло-флу клы-плы-слы

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Блок, блошка, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.

Светло, текло, стекло, тепло.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Без огня, в пустой печи

Пекла Луша калачи.

Мила в лодке плыла,

«Кока-колу» пила,

Колокольчик вышивала.

— Ла-ла-ла-ла, — напевала.

Мята, мята, вся примята.

В мяте ёлка, в ней светёлка

В светёлке голубушка,

Моя внучка Любушка,

Посылали молодицу

По холодную водицу.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].

... яблоко!

Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто!

(А. Пушкин)

Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.

Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

ал-ыл-ел ял-ил-ёл
ыл-ел-ал илел - ял
ел-ал-ыл ел – ял - ил

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.

Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл, рыл, стыл, шил.

Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.

Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, тол, холл, холить, холка, холм, футбол.

Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.

Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.

Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе — фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Иголка, иголка

Ты тонка и колка.

***

У ёлки

Иголки колки.

***

Петя был мал

Он мяту мял.

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука [Л].

Мила — болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.

Ползун ползёт,

Иголки везёт.

(Ёж)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли снегу. Они клали куклу. Кукла вышла славная. Глаза куклы были угли.

(по Л.Толстому

Ваня сел на пень, и пень у него был конь. Ваня взял плеть и гнал коня.

(по Л.Толстому

ВОЛОДИНА ШУТКА

(иллюстрация 26)

Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится, когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».

САМ ВИНОВАТ

(иллюстрация 27)

Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».

ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ.

(иллюстрация 28)

Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л'].-

ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле
ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].

Ляля, лямка.

Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.

Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.

Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.

Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.

Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.

Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.

Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.

Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.

Билет, жалеть, колено, телега.

Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.

Валенки, колесо, маленький.

Блеск, бледный, клетка, плеск.

Лёгкий, лёд, лёжа, лён.

Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.

Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.

Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.

Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.

Любимый, любой, любоваться, полюс.

Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.

Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.

Мальчик, пальчик, пальма.

Пальто.

Паяльник, рояль.

Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.

Пыльца, рыльце.

Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.

Боль, моль, роль, соль, фасоль.

Пульс, пулька.

Тюль, вестибюль, июль.

Тюльпан.

Ель, мель, метель, постель, сельдь.

Дельфин.

Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки — тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя — маленькая улитка.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].

Оля, Оля маленькая,

Оленька удаленькая.

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Гули, гули, гулюшки

Сели возле люлюшки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.

Летели лебеди с лебедятами.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']

На полянке, на зелёной

Посидели мы под клёном,

Пошалили, почитали,

А потом читать устали,

Взяли лютиков букет,

Побежали на обед.

На полянке два козлёнка

Ждут козу и блеют тонко:

— Me! Тебя ждут два сынка,

Дай нам, мама, молока.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].

ЛЯЛЯ

Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.

АЛЁНА И ПОЛЯ

(иллюстрация 29)

Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [Л']

ла-ля ля-ла ла-ля-ла
лы-ли ли-лы лы-ли-лы
ло-лё лё-ло лё-ло-лё
лу-лю лю-лу лю-лу-лю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

лак—ляг лодка — Лёвка
лампа — лямка лук — люк
лыко — липа тол — толь
лысый — лисий мел — мель

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

ла-ля-ла — Дядя и пчела лы-ли-лы — лилии
ло-лё-ло — Лёва и седло лу-лю-лу — люстра

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

Лёва катался в лодке. Клава любит лимонад. Мила поливает лук. Володя белит потолок. Пчела села на лилию. Михаил пошёл на пляж. Луша, сажала левкои на балконе» Лена пила компот из яблок и слив. Алина качалась на качелях. Лев охотился в джунглях.

Отработав произношение звуков [Л], [Л']в словах, проговаривать двустишия.

Лук Алёнка поливала,

Поскользнулась и упала.

На лугу гуляла Лина,

Там малина и калина.

Выучить потешку, отработав произношение звуков [Л], [Л'].

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидела,

Головой вертела.

Совушка-совушка,

Большая головушка,

Где ты живала?

Где ты бывала?

— Живала я, совушка,

Большая головушка,

В тёмных лесищах,

В глубоких дуплищах.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Л] [Л'].

ЦЫПЛЁНОК И МОТЫЛЁК

Цыплёнок клювом мотылька

Поймать пытается.

Пока Он мотылька хотел поймать,

Его обедать стали звать.

Когда обедать он бежал,

Он под малиною упал.

Цыплята съели весь обед,

А для него ни капли нет.

Тогда цыплёнок мотылька

Поймал и съел. И сыт пока!

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Оля люпин поливает из лейки,

Лена и Люда сидят на скамейке,

Лёля малиной их всех угостит,

В небе весёлое солнце блестит.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [Л'].

НА ФЕСТИВАЛЕ

(иллюстрация 30)

Алик и Илья ходили на фестиваль мультфильмов. Мальчики увидели мультфильмы про кота Леопольда, Белоснежку, Золушку, Щелкунчика, оленёнка Бэмби. На фестивале было весело. Мальчики смеялись от души.

НА ЗАЛИВЕ

(иллюстрация 31)

Лена и Илья катались на лодке по заливу. Илья работал вёслами, а Лена сидела и напевала весёлую мелодию. Вдалеке она увидела на волнах белые лилии. Илья повёл лодку к лилиям. Лена наклонилась за лилией и упала в воду. Она испугалась и стала тонуть, Илья схватил Лену за платье и втащил в лодку. «Не шал и на воде, Лена»,— сказал Илья.

Отработав произношение звуков [Л], [Л'] в словах, провести подвижную игру.

.КОЗЛЁНОК

Бежит козленок маленький Бегут по кругу друг за другом.
Бежит домой за маменькой Меняют направление движения.
Весь день в лесу малину ел Останавливаются лицом в центр круга, ритмично приседают.
Весь день скакал и песни пел Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры дру-дра-дры-дро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды — дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

ра-ры-рэ-ро-ру

ры-рэ-ро-ру-ра

рэ-ро-ру-ра-ры

ро-ру-ра-ры-рэ

ру-ра-ры-рэ-ро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Рад, рада, радость, радуга, радио, рак, раковина, рама, рана.

Баран, баранка, буран, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, Чебурашка, шарада.

Работа, работник, рабочий, работать, ракета, ракетный, ракетчик, рассказ, расчёска, расчёсывать.

Барабан, карандаш, муравей, парашют, пирамида, сарафан, ураган, фара, царапать.

Рыба, рыбный, рыжий, рыжик, рынок, рысь, рыть, рытвина, рыхлый.

Дары, дворы, комары, топоры.

Базары, боксёры, бульвары, горы, дыры, куры, мундиры, норы, помидоры, товары, уборы.

Рубка, руки, русский, русый, ручка.

Кукуруза.

Рубанок, рубильник, рубить, ружьё, рукав, рукавица, румянец, ручной.

Ров, ровный, рог, род, родина, рожки, роза, розовый, Рома, рослый.

Ворона, ворота, горох, жирок, коробка, корова, короткий, макароны, сорока, творог, урок, хороший.

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звук [Р].

ра-ра-ра — у лисы нора

ро-ро-ро — новое ведро

РУ-РУ-РУ — ягод наберу

ры-ры-ры — летят комары

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

бра-бры-бро-бру

вра-вры-вро-вру

гра-гры-гро-гру

кра-кры-кро-кру

пра-пры-про-пру

фра-фры-фро-фру

хра-хры-хро-хру

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Бравый, брак, брат, брасс.

Кобра.

Брызги, брынза.

Бровь, брод, бром, бронхи, бросить, брошка.

Брус, брусья.

Брусника.

Враг, врать, врач.

Врыть.

Ковры.

Вру, врубить, вручить.

Вроде, врос.

Грамота, грань,.грач.

Граница, графин, виноград.

Грызун, грызть.

Грубый, грудь, груши.

Гроздь, грозный, грозы, громко, грохот.

Краб, кран, краска, красить, красный.

Крапива, красивый.

Круг, кружка, кружит.

Вокруг.

Кролик, кромка, крот, крошка.

Крыса, крыша, крышка.

Правда, прачка.

Направо.

Пруд, пружина.

Прыгать, прыжок.

Провод, проводка.

Фронт, фрукты.

Цифра.

Хранить, храп, храпеть.

Хрупкий, хруст.

Охрана, сохранить.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопроводчик чинит кран.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].

Любит Груша виноград,

Любит груши Груша.

Фрукты Груше купит брат,

Груша будет кушать.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

ар-яр яр-ар ар-яр-ар
ор-ёр ёр-ор ор-ёр-ор
ур-юр юр-ур ур-юр-ур
ыр-ир ир-ыр ыр-ир-ыр
эр-ер ер-эр эр-ер-эр

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.

Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.

Дырка, дыры, фыркать.

Кирпич, мир, пир.

Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.

Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.

Бур, куртка, Мурка, турки.

Буран, пурга.

Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.

Юркий, юрта.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].

Барашеньки -Крутороженьки

По горам гуляют,

В дудочку играют,

Раю развлекают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Шёл Егор через двор.

Нёс Егор с собой топор.

Шёл Егор чинить забор.

Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].

Под крутой горкой —

Сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].

Рыжий Ромка очень рад —

У него родился брат.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.

Чёрный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг.

(грач)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».

(по Л.Толстому

КРОТ

У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.

Отработав произношение звука [Р] в словах, провести подвижные игры.

ЗАЯЦ ЕГОРКА

Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в
Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок
Бегите под горку!  
Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать

ИГРА В СТАДО

Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки
И рычать нам было надо.  
Мы рычали: «Р-р-р» Останавливаются, делают «коготки»
И мычали: «My», Делают «рожки»
По-собачьи лаяли: «Гав». Встают на четвереньки
Не слыхали замечаний Опять идут по кругу.
Нины Николаевны.  
А она сказала строго:  
Что за шум такой у Вас? (Слова логопеда.)
Я детей видала много — (Слова логопеда.)
Идут по кругу.  
Таких вижу в первый раз.  
Мы сказали ей в ответ: Останавливаются.
Никаких детей тут нет! Качают головой.
— Мы не Ромы и не Вовы Загибают пальцы.
— Мы собаки и коровы! Встают на четвереньки, потом делают «рожки».
А она в ответ:  
Да что вы?  
Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)
Я тогда — пастух.  
И прошу иметь в виду:  
— Я коров домой веду.  
(А.Барто)  

У КОТА-ВОРКОТА

У кота-воркота Дети парами выстраиваются друг за другом,
Не закрыты ворота.  
Не закрыты ворота  
Для честного народа. Один человек проходит
Проходи, народ, через все ворота и
В огород. разбивает последнюю пару и т. д

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Л]

ра-ла ар-ал яр-ял
ро-ло ор-ол ёр-ёл
РУ-лу ур-ул юр-юл
ры-лы ыр-ыл ир-ил
рэ-лэ эр-эл ер-ел

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

рак — лак Мара — мала
рама — лама работа — лопата
рана — Лана пора — спала
рожа — ложа краб — клад
рожки — ложки пруд — плут
роза — лоза крот-клоп

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Брала, врала, громыхала, дразнила, Ермолай, заработала, играла, Клара, кларнет, крокодил, крыло, коралл, Лара, мар: мелад, нравилась, орлы, проворонила, повернула, порвала, рыла, рыболов, свернула, тронула, уронила, формула, Фрол, хлор, царапнула.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Володя — рыболов. Ира ела мармелад. Кораллы на морском дне. Лара играла на кларнете. Крокодил зарылся в ил. У орла два крыла. Алла выросла. Клара собирала морошку. Мила подружилась с Ромой. Тамара написала формулу.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Проворонила ворона воронёнка.

Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла украла кларнет.

Крокодил зарылся в ил,

Спать собрался крокодил.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Р], [Л].

Сорока-белобока

Печку топила,

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Солнышко,

Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди,

Радуга-дуга

Не давай дождя!

Давай солнышка —

Колоколнышка!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Л].

РЫБОЛОВ

Рома — рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Накопал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала Роме попался карп, потом — пара карасей, потом голавль. Удачная рыбалка!

В САДУ

Лара работала в саду. Она пропалывала клумбу. На клумбе жёлтые георгины и голубые астры, белый горошек и светло-оранжевая настурция. Лара закончит прополку, подметёт дорожки метлой и пойдёт играть с Милой.

Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести подвижную игру.

КЛЕН

За окном сосулька тает, Дети стоят лицом в центр круга, 4 прыжка на
Ветер тучи рвёт в клочки. носочках, руки на поясе
Разжимает, разжимает Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо,
Клён тугие кулачки. влево-вправо
Прислонился он к окошку. Руки перед грудью, локти опущены вниз;
И, едва растает снег, медленно разжимают кулачки
Мне зелёную ладошку 4 прыжка.
Клён протянет раньше всех. Наклоны. Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки — рукопожатие.

Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

РЫБКА

Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. дети изображают, как плывёт рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула Снова изображают, как плывёт рыбка.
Крошку хлебную взяла.  
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла  
(М.Клокова)  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р']

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [F] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

ря-ри-ре-рю-рё

бря-гря-кря-пря

ри-ре-рю-рё-ря

бри-гри-кри-при

ре-рю-рё-ря-ри

бре-гре-кре-пре

рю-рё-ря-ри-ре

брю-крю-трю-хрю

рё-ря-ри-ре-рю

брё-крё-трё-прё

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Рябчик, ряд, рядом, горят, заряд, зарядка, ковырять, коряга, моряк, наряд, нырять, порядок, поварята.

Рябина, Боря, Варя, варят, дарят, жарят.

Брякать, грядка, грязь, грязный, крякать, пряжка, прялка, пряник, тряпка.

Рим, рис, Борис, варить, горит, дарить, корить, коричневый, Ирина, Карина, Марина, перина, пескари, словари, сухари, снегири, фонари, цари.

Варит, верит, двери, звери, курица, коридор, комарик, топорик.

Бритва, гриб, грива, зритель, криво, крик, природа, трикотаж.

Ребус, редко, редька, резать, рейка, репа, речь, речка.

Борец, варенье, гореть, деревня, деревья, коренья, ларец, сирень, тарелка, царевна, черешня.

Бремя, время, греть, грелка, гречка, дрель, зрение, крем, преть, трение, хрен.

Рёва, берёза, варёный, Берёвка, дарёный, ларёк, Серёжа, серёжки, хорёк.

Брёвна, крёстный.

Рюмка, рюкзак, бирюза, урюк, Андрюша, брюки, крюк, крючок, трюк, трюм, хрюкать.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р'].

Моряки уходят в море. Рита режет огурец. На рябине снегири. Арина варит варенье из черешни. Марина варит уху из пескарей. Серёжа нарезал букет черёмухи. Ирина жарит грибы. У Андрюши шарики. У Гриши нарядные брюки. У Карины серёжки с бирюзой. Борис идёт по грибы. Бурёнку привязали под берёзой. Римме подарили букет ирисов.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р'].

СНЕГИРИ

Потому снегирь зовётся снегирём,

Что к нам в гости прилетает с январём.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р'] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

арь-ярь ярь-арь арь-ярь-арь
ырь-ирь ирь-ырь ырь-ирь-ырь
орь-ёрь ёрь-орь орь-ёрь-орь
урь-юрь юрь-урь урь-юрь-урь
эрь-ерь ерь-эрь эрь-ерь-эрь

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Букварь, вратарь, главарь, глухарь, декабрь, дикарь, дверь, календарь, ноябрь, октябрь, пекарь, сентябрь, словарь, токарь, фонарь, царь, январь, янтарь.

Борьба, Борька, горький, зорька, корь, хорь.

Богатырь, гирька, снегирь, ширь.

Дверь, зверь, поверь, теперь.

Проговаривать словосочетания и предложения, чётко произнося звук [Р'].

Интересный букварь. Коричневая дверь. Старинный фонарь. Серебристый пескарь. Горький перец. Утренняя зорька. Царь с царицей. Глухарь на рябине. На секретере календарь. На фабрике токарь. На берегу моря янтарь. Хорь унёс курицу.х

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

НА МОРЕ

Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

ра-ря ря-ра ра-ря-ра
ры-ри ри-ры ры-ри-ры
рэ-ре ре-рэ рэ-ре-рэ
ро-рё рё-ро ро-рё-ро
ру-рю рю-ру ру-рю-ру

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

рад — ряд гора — заря
ров — рёв розы — берёзы
круг — крюк хор — хорь
рысь — рис Егор — Игорь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

У Маруси корова Бурёнка. Боря собирает грибы. Игорь играет на трубе. Ветки берёзы в снежной бахроме. На крючке краб. На рынке продают мандарины и абрикосы. В огороде зреют помидоры. Роман дремлет в кресле. Дверь в коридор открыта. У Марины нарядный сарафан.

Выучить поговорки, отработав произношение звуков [Р], [P'J,

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

Осенью серенькое утро, красненький денёк.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

ЦЫПЛЯТА

(иллюстрация 32)

Во дворе пёстрая курица с цыплятами. Курица учит цыплят искать червей. Четыре цыплёнка слушают курицу, а два непослушных удирают на поиски приключений. Смотрите, цыплята, не попасть бы вам в беду!

СНЕГИРИ

На дереве во дворе красногрудые снегири. Прыгают с ветки на ветку. Хочется снегирям отведать ярко-красной рябины. Нравится им эта горькая ягода. Но не откажутся снегири и от другого корма в кормушке: зёрен, крошек, семян репейника. Покормите птиц зимой!

В ОГОРОДЕ

(иллюстрация 33)

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветёт сахарный горох, растёт кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

Отработав произношение звуков [Р], [Р'] в словах, провести подвижную игру.

ЗИМА ПРОШЛА

Воробей с берёзы Ритмично прыгают по кругу,
На дорогу — прыг! хлопая руками по бокам
Больше нет мороза,  
Чик-чирик!  
Вот журчит в канаве Бегут по кругу, взявшись за руки
Быстрый ручеёк, Прыгают по кругу сначала
И не зябнут ножки — по часовой стрелке,
Скок, скок, скок! потом— против
Высохнут овражки!  
Прыг, прыг, прыг!  
Побегут букашки— Чик-чирик!  
М.Клокова)  

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р'-Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

ря-ля арь-аль ярь-яль
ри-ли ырь-ыль ирь-иль
ре-ле эрь-эль ерь-ель
рё-лё орь-оль ёрь-ёль
рю-лю урь-уль юрь-юль

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

рис — лис Марина — малина
Рита — липа Арина — Алина
дверь — ель пескарь — педаль
Римма — Лима Карина — калина
Рина — Лиина  

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Акварель, бирюльки, гриль, дрель, жарили, зрители, календарь, рисовали, приносили, прилежный, смотрели, форель,электричество.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Ребята поймали форель. Карина и Алина собирали малину. Марина и Лина рисовали акварелью. Зрители смотрели балет. У Коли электрический фонарик. У Бориса вельветовые брюки. Мама жарила курицу-гриль. Валя и Серёжа принесли календарь. Повар варит варенье из клюквы. Мы купили мандарины и лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [РИЛИР'НЛ']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

ра-ла-ря-ля ар-ал-арь-аль ер-ел-ерь-ель
ро-ло-рё-лё ор-ол-орь-оль ёр-ёл-ёрь-ёль
ру-лу-рю-лю ур-ул-урь-уль юр-юл-юрь-юль
ры-лы-ри-ли ыр-ыл-ырь-ыль яр-ял-ярь-яль

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р], [Л'], [Л'].

Брил, бриллиант, боролись, бормотали, Валера, вертолёт, вырубали, вертели, Гаврила, грел, глухарь, жерлица, играли, карусель, Кирилл, клевер, Лариса, ларёк, проверяли, превратили, рояль, словарь, требовали, уварили, фотографировали.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

Валера красил вертолёт. У белки в дупле грибы и орехи. Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле на орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Марина разбила фарфоровую тарелку. Врач прописал Карине горькое лекарство. Борцы тренировались в спортзале.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

 

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

(А.Плещеев)

ПЕТРОДВОРЕЦ

Ура! Мы едем наконец!

Ура! Ура! В Петродворец!

Мы гурьбой побродим в парке.

Там деревья, словно арки.

Там шумит волна морская,

И у моря нету края.

Там «Самсон», фонтан могучий,

Бьёт до солнца, бьёт до тучи.

Там зелёные драконы

Вход в пещеру стерегут.

Там пионы на газонах

И настурции цветут.

Там фонтаны — пирамиды.

А какой Большой дворец!

Поезжайте поскорее

Посмотреть Петродворец.

ЛЕТНИЙСАД.

В Летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей

купаются листья,

Газоны от листьев

дворники чистят.

Грустные статуи

в тихих аллеях.

В тихих аллеях

осенью веет.

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЛЕСУ

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

Март, апрель и май зелёный

Дарят листья липам, клёнам.

Просыпаются сады,

Распускаются цветы.

Июнь, июль и август загорелый

С росой, цветами, мёдом, хлебом спелым,

С купаньем в речке утром, на рассвете.

Как любят это время года дети!

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

В ЛЕСУ

Здесь, в лесу, царит прохлада,

Здесь кричать, шуметь не надо.

По лесной тенистой стёжке

Мы до просеки дойдём,

На полянках вдоль дорожки

Земляники наберём

И под пенье разных птичек

Россыпи найдём лисичек.

РЫБКА

Рыбка, словно мотылёк,

Над водой взлетела.

Глазик — чёрный уголёк

И, как льдинка, тело.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбёшку жалко...

ЗИМА

Белый снег покрыл поля и сёла,

В серебре деревья и дома.

Я качу с горы такой весёлый!

Здравствуй, раскрасавица-зима!

ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара! Вот солнцепёк!

От жары асфальт потёк.

На улице прохожие

Спасаются мороженым.

В лужах плещутся скворцы,

А мальчишки-сорванцы

Под струю фонтана встали,

И прогонишь их едва ли.

НА ПЛЯЖЕ

А на пляже, а на пляже

Есть катамараны даже,

Мотоциклы, катера.

Веселится детвора!

Приходите, не ленитесь,

Покатайтесь, окунитесь,

Поваляйтесь на песка.,

И поплавайте в реке!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.

(по Л.Толстому)

ЗАБЫВЧИВАЯ ЛАДА

(иллюстрация 34)

Мама подарила Ладе шёлковый платок. Лада берегла подарок. Один раз она хотела надеть платок на прогулку и решила его прогладить.

Вдруг Лада вспомнила, что оставила на плите молоко. Лада побежала на кухню, а утюг оставила на платке. Когда она вернулась в комнату, то поняла, что молоко спасла, а платок потеряла.

ПРОСТУПОК

(иллюстрация 35)

Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама скоро обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».

ЛЕБЕДИ

(иллюстрация 36)

Пролетело лето. Выросли у лебедей лебедята. Собрались лебеди в тёплые края. Замахали лебеди крыльями. Поднялись лебеди над родными полями, над зелёными лесами. Полетели лебеди над реками, над озёрами. «Прощай, родная земля! — закричали лебеди.— Весной мы вернёмся назад!»

ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

(иллюстрация 37)

У входа в цирк жалобно плакал заяц. К зайцу подошёл леопард и спросил: «Что ты плачешь?» — «Хочу в цирк, но контролёр-волк не пускает меня». «Ладно,— сказал леопард,— купи две булочки и возьми их под мышки». Так заяц и сделал. Волк пропустил леопарда, но, увидев зайца, закричал: «Этого не пущу!»

— «Как это не пущу? Разве я не могу взять с собой бутерброд?» Волку нечего было сказать. Так добрый леопард помог зайцу попасть на представление.

(по Н.Майбороде)

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звуков [Р] [Р'], [Л] [Л'].

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Автоматизация и дифференциация йотированных звуков

Проговаривать слова, чётко произнося [J].

Ева, ела, ель.

Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

Ёж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

Даёт, жуёт, куёт, поёт.

Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

Вою,даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя.

Йод, йогурт.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [J].

Яна ест йогурт. Ёж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре, Ева играет на рояле.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л']-[<1]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л'], [J].

ле-е е-ле ле-е-ле
ля-я я-ля я-ля-я
лё-ё ё-лё лё-ё-лё
лю-ю ю-лю лю-ю-лю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л'], [J].

ляг — як Юлька — люлька
люк — юг ямка — лямка
Лель — ель Яшка — бляшка

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л'], [J].

Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами,. Я сею сельдерей.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Л'], [J].

В ИЮЛЕ

Солнце жарит с высоты,

Никнут травы и цветы,

Даже птицы не летают,

Ёж под елью отдыхает,

Юркнет ящерка под пень,

А Егорка сядет в тень.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Юля с Лялей на полянке

Днём плели венок для Янки.

Их ежата напугали,

В яму девочки упали

И забыли про венок,

Побежали со всех ног.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л'], [J].

ПО ЯГОДЫ

Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

ЮЛЕНЬКА

(иллюстрация 39)

Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

Люли-люли-люли,

Прилетели гули,

Колыбель качали,

Песню напевали.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[J]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [ J].

ла-я я-ла я-ла-я
лэ-е е-лэ е-лэ-е
ло-ё ё-ло ё-ло-ё
лу-ю ю-лу ю-лу-ю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [J].

як — лак юг — лук
яма — лама ёж — ложь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [J].

Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Л], [J].

Ёжик Ермошка

Сидел у окошка,

Булку жевал,

Песню напевал.

Мила мыла ежевику,

Угощала ею Вику.

Вика ягоды хвалила

И «спасибо» говорила.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Яну не буди.

Темна ноченька — не спится,

Моя Яночка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Яну не пугай!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [J].

НА ПЛОТУ

Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

Отработав произношение звуков [Л], [J] в словах, провести подвижную игру.

ДВЕ КОЗЫ

Мимо нас поехали Бегут по кругу
Две козы с орехами. на носочках.
Ехали лужками Меняют направление,
С полными мешками, идут большими шагами.
Ехали дорожками Меняют направление,
С полными лукошками... бегут на носочках.
Козы, козы, козушки, Останавливаются,
Козы-белоногушки! ритмично прыгают.
Что же вы с орехами Потягиваются.
К нам-то не заехали? Приседают.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP'MJ]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря
ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё
Ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю –рю
Рэ – ре – е ре-рэ-е рэ-е-ре

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

як — рак ежи – рожи юбка - рубка
Яна – рана еноты – работа южный – наружный
Яма – рама ёж – рожь юлить -рулить
Ясли – росли ели – смотрели  

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу — роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга — юный моряк.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J].

ПОД ЯБЛОНЕЙ

(иллюстрация 40)

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» — вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится»,— засмеялся Яша.

Отработав произношение звука [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J] в словах, провести подвижную игру.

ЯБЛОНЯ

— Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу,
Где же твои яблоки? взявшись за руки, в центре круга стоит водящий.
Заморозил их мороз? Останавливаются, на каждую строчку
Или ветер их унёс? загибают по одному пальчику
Или молния спалила?  
Или градом их побило?  
Или птицы поклевали? водящий отрицательно качает головой
Куда они пропали? Пожимают плечами
— Не морозил их мороз, Опять загибают до одному пальчику.
И не ветер их унёс,  
Не спалило их огнём,  
Града не было с дождём,  
Птицы их не поклевали.  
Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними, «пятнает».
(югославская песенка)  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: